Программа внеурочной деятельности «Основы логики и алгоритмики»

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛИЦЕЙ № 135
(МАОУ ЛИЦЕЙ № 135)
Альпинистов ул., д. 27, Екатеринбург,
Свердловская область, 620010
тел. +7 (343) 258-04-11 Е-mail: licey135@eduekb.ru
https://лицей135.екатеринбург.рф/
ОКПО 41749201 ОГРН 1026605761599
ИНН/КПП 6664036020/667901001

ПРИЛОЖЕНИЕ 11.5
к ООП НОО МАОУ лицея № 135
Приказ № 76-УД от 30.08.2024 г.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности
ОСНОВЫ ЛОГИКИ И АЛГОРИТМИКИ
Уровень – начальное общее образование (1– 4 классы)

Екатеринбург, 2024
1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа начального общего образования по курсу внеурочной
деятельности «Основы логики и алгоритмики» (далее — курс) составлена на
основе требований Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования (Приказ Министерства просвещения Российской
Федерации от 31 05 2021 № 286 «Об утверждении Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования»),
с учётом Примерной программы воспитания (одобрена решением федерального
учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 23
июня 2022 г № 3/20)), Примерной основной образовательной программы
начального общего образования (одобрена решением федерального учебнометодического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015
г № 1/15)), Приказа Министерства просвещения РФ от 2 декабря 2019 г № 649 «Об
утверждении Целевой модели цифровой образовательной среды». Программа по
курсу внеурочной деятельности «Основы логики и алгоритмики» включает
пояснительную записку, планируемые результаты освоения программы курса,
содержание курса, тематическое планирование и формы организации занятий и
учебно-методического обеспечения образовательного процесса
Пояснительная записка к рабочей программе отражает характеристику
курса, общие цели и задачи изучения курса, а также место курса в структуре плана
внеурочной деятельности.
Планируемые результаты курса включают личностные, метапредметные и
предметные результаты за период обучения (по классам).
В
содержании
курса
представлены
дидактические
единицы,
распределённые по классам и разделам программы.
В тематическом планировании описываются программное содержание по
всем разделам содержания обучения каждого года за период обучения и
характеристика деятельностей, которые целесообразно использовать при
изучении той или иной программной темы.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ОСНОВЫ ЛОГИКИ И АЛГОРИТМИКИ»
Программа курса отражает:
−
перечень базовых навыков, необходимых для формирования
компьютерной грамотности;
−
сущность информатики как научной дисциплины, изучающей
закономерности протекания и возможности автоматизации информационных
процессов в различных системах;
−
основные области применения информационных технологий;
−
междисциплинарный характер информатики и информационной
деятельности
Курс «Математика и информатика Основы логики и алгоритмики» как
пропедевтический этап обучения информатике, логике и алгоритмике оказывает
2

существенное влияние на формирование мировоззрения школьника, его
жизненную
позицию,
закладывает
основы
понимания
принципов
функционирования и использования информационных технологий как
необходимого инструмента практически любой деятельности На данном этапе
начинается формирование навыков будущего, необходимых для жизни и работы
в современном технологичном обществе Многие предметные знания и способы
деятельности, освоенные обучающимися при изучении данного курса, найдут
применение как в рамках образовательного процесса при изучении других
предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях, станут значимыми для
формирования качеств личности, т е они ориентированы на формирование
метапредметных и личностных результатов обучения
Курс внеурочной деятельности отражает содержание следующих четырёх
основных тематических разделов:
−
цифровая грамотность;
−
теоретические основы информатики;
−
алгоритмы и программирование;
−
информационные технологии.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ОСНОВЫ
ЛОГИКИ И АЛГОРИТМИКИ»
Целями изучения курса «Основы логики и алгоритмики» являются:
−
развитие алгоритмического и критического мышлений;
−
формирование необходимых для успешной жизни в меняющемся
мире универсальных учебных действий (универсальных компетентностей) на
основе средств и методов информатики и информационных технологий, в том
числе овладение умениями работать с различными видами информации,
самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную
информационную деятельность, представлять и оценивать её результаты;
−
формирование и развитие компетенций обучающихся в области
использования информационно-коммуникационных технологий
Основные задачи курса «Основы логики и алгоритмики»:
−
формирование
понимания
принципов
устройства
и
функционирования объектов цифрового окружения;
−
формирование знаний, умений и навыков грамотной постановки
задач, возникающих в практической деятельности, для их решения с помощью
информационных технологий;
−
формирование умений и навыков формализованного описания
поставленных задач;
−
формирование базовых знаний основных алгоритмических структур и
умения применять эти знания для построения алгоритмов решения задач по их
математическим моделям;
3

−
формирование умений и навыков составления простых программ по
построенному алгоритму на языке программирования Scratch;
−
формирование умения грамотно интерпретировать результаты
решения практических задач с помощью информационных технологий,
применять полученные результаты в практической деятельности.
МЕСТО КУРСА «ОСНОВЫ ЛОГИКИ И АЛГОРИТМИКИ» В ПЛАНЕ
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Курс внеурочной деятельности «Основы логики и алгоритмики» позволяет
реализовать межпредметные связи с учебными предметами «Технология» (раздел
«Информационно-коммуникативные технологии»), «Математика» (раздел
«Математическая информация»), «Окружающий мир» (раздел «Правила
безопасной жизни»).
Программа курса предназначена для организации внеурочной деятельности,
направленной на реализацию особых интеллектуальных и социокультурных
потребностей обучающихся.
Программа курса составлена из расчёта 130 учебных часов — по 1 часу в
неделю. В 1 классе — 28 часов, во 2—4 классах — по 34 часа.
Срок реализации программы — 4 года.
Для каждого класса предусмотрено резервное учебное время, которое
может быть использовано участниками образовательного процесса в целях
формирования вариативной составляющей содержания конкретной рабочей
программы. В резервные часы входят некоторые часы на повторение, проектные
занятия и занятия, посвящённые презентации продуктов проектной деятельности.
При этом, обязательная часть курса, установленная примерной рабочей
программой, и время, отводимое на её изучение, должны быть сохранены
полностью.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ОСНОВЫ ЛОГИКИ И АЛГОРИТМИКИ»
1 КЛАСС
1.Цифровая грамотность
Техника безопасности при работе с компьютером. Устройство компьютера.
Клавиатура и компьютерная мышь (описание и назначение). Понятие аппаратного
обеспечения компьютера. Знакомство с браузером. Понятие программного
обеспечения компьютера. Файл как форма хранения информации.
2.Теоретические основы информатики
Информация и способы получения информации. Хранение, передача и
обработка информации. Понятие объекта. Названия объектов. Свойства объектов.
Сравнение объектов. Понятие высказывания. Истинные и ложные высказывания.
Понятие множества. Множества объектов. Названия групп объектов. Общие
свойства объектов.
3.Алгоритмы и программирование
4

Последовательность действий. Понятие алгоритма. Исполнитель. Среда
исполнителя. Команды исполнителя. Свойства алгоритмов: массовость,
результативность, дискретность, понятность. Знакомство со средой формального
исполнителя «Художник».
4.Информационные технологии
Понятие «графический редактор». Стандартный графический редактор.
Запуск графического редактора. Интерфейс графического редактора.
Калькулятор. Алгоритм вычисления простых примеров в одно действие.
Стандартный текстовый редактор. Интерфейс текстового редактора. Набор
текста. Исправление ошибок средствами текстового редактора.
2 КЛАСС
1.Цифровая грамотность
Устройства компьютера: микрофон, камера, клавиатура, мышь, монитор,
принтер, наушники, колонки, жёсткий диск, процессор, системный блок
Программное обеспечение. Меню «Пуск», меню программ, кнопки управления
окнами. Файлы и папки.
2.Теоретические основы информатики
Информатика и информация. Понятие «информация». Восприятие
информации. Органы восприятия информации. Виды информации по способу
восприятия. Носитель информации. Хранение, передача и обработка как
информационные процессы. Способы организации информации: таблицы, схемы,
столбчатые диаграммы. Представление информации. Виды информации по
способу представления. Введение в логику. Объект, имя объектов, свойства
объектов. Высказывания. Истинность простых высказываний. Высказывания с
отрицанием.
3.Алгоритмы и программирование
Определение алгоритма. Команда, программа, исполнитель. Свойства
алгоритма. Линейные алгоритмы. Работа в среде формального исполнителя.
Поиск оптимального пути.
4.Информационные технологии
Стандартный текстовый редактор. Набор текста. Создание и сохранение
текстового документа. Клавиши редактирования текста. Редактирование текста.
Стандартный графический редактор. Создание и сохранение графического файла.
Основные инструменты стандартного графического редактора: заливка, фигуры,
цвет, ластик, подпись, кисти.
3 КЛАСС
1.Цифровая грамотность
Аппаратное обеспечение компьютера. Устройства компьютера: микрофон,
камера, клавиатура, мышь, монитор, принтер, наушники, колонки, жёсткий диск,
процессор, оперативная память, системный блок (описание и назначение).
Компьютер — универсальное устройство для работы с информацией.
Программное обеспечение компьютера (примеры и назначение). Основные
элементы рабочего окна программы. Рабочий стол. Ярлык программы. Меню
5

«Пуск», меню программ Файлы и папки (инструкции по работе с файлами и
папками: закрыть, переименовать, создать, открыть, удалить). Поиск
информации.
2.Теоретические основы информатики
Понятие «информация». Виды информации по форме представления.
Способы организации информации и информационные процессы. Хранение,
передача, обработка (три вида обработки информации). Носитель информации
(виды носителей информации). Источник информации, приёмник информации.
Способы организации информации: таблицы, схемы, столбчатые диаграммы.
Представление информации. Виды информации по способу представления.
Объект, свойство объекта, группировка объектов, общие и отличающие свойства.
Нахождение лишнего объекта. Высказывания. Одинаковые по смыслу
высказывания. Логические конструкции «все», «ни один», «некоторые». Решение
задач с помощью логических преобразований.
3.Алгоритмы и программирование
Алгоритмы и языки программирования. Свойства алгоритмов: массовость,
результативность, дискретность, понятность. Понятие «Алгоритм». Способы
записи алгоритмов. Команда. Программа. Блок-схема. Элементы блок-схемы:
начало, конец, команда, стрелка. Построение блок-схемы по тексту. Циклические
алгоритмы. Блок-схема циклического алгоритма. Элемент блок-схемы: цикл.
Построение блок-схемы циклического алгоритма по блок-схеме линейного
алгоритма. Работа в среде формального исполнителя.
4.Информационные технологии
Текстовый процессор. Создание и сохранение текстового документа.
Интерфейс текстового процессора. Редактирование текста. Инструменты
редактирования: удалить, копировать, вставить, разделить на абзацы, исправить
ошибки. Форматирование. Инструменты форматирования: шрифт, кегль,
начертание, цвет. Изображения в тексте: добавление, положение. Стандартный
графический редактор. Создание и сохранение графического файла. Инструменты
графического редактора: заливка, фигуры, цвет, ластик, подпись, кисти, фон,
контур фигур, масштаб, палитра. Работа с фрагментами картинок. Копирование
фрагмента изображения. Добавление цвета в палитру. Масштабирование
изображений.
4 КЛАСС
1.Цифровая грамотность
Компьютер как универсальное устройство для передачи, хранения и
обработки информации. Аппаратное обеспечение компьютера: микрофон,
камера, клавиатура, мышь, монитор, принтер, наушники, колонки, жёсткий диск,
оперативная память, процессор, системный блок, графический планшет,
гарнитура, сенсорный экран. Основные и периферийные устройства компьютера.
Устройства ввода, вывода и ввода-вывода. Программное обеспечение (основные
и прикладные программы). Операционная система. Кнопки управления окнами.
Рабочий стол. Меню «Пуск», меню программ. Файловая система компьютера.
2.Теоретические основы информатики
6

Понятие «информация». Виды информации по форме представления.
Способы организации информации и информационные процессы. Хранение,
передача, обработка (развёрнутое представление). Источник информации,
приёмник информации. Объекты и их свойства. Объект, имя объектов, свойства
объектов. Логические утверждения. Высказывания: простые, с отрицанием, с
конструкциями «все», «ни один», «некоторые», сложные с конструкциями «и»,
«или».
3.Алгоритмы и программирование
Алгоритмы. Визуальная среда программирования Scratch. Интерфейс
визуальной среды программирования Scratch. Линейный алгоритм и программы.
Скрипты на Scratch. Действия со спрайтами: смена костюма, команд «говорить»,
«показаться» «спрятаться», «ждать» Scratch: циклы, анимация, повороты (угол,
градусы, градусная мера) и вращение, движение Алгоритм с ветвлением и его
блок-схема. Использование условий при составлении программ на Scratch.
4.Информационные технологии
Графический редактор. Создание и сохранение графического файла.
Инструменты графического редактора: карандаш, заливка,
фигуры
(дополнительные параметры фигур), цвет, ластик, текст, кисти. Добавление новых
цветов в палитру, изменение масштаба изображения и размера рабочего полотна.
Копирование и вставка фрагмента изображения. Коллаж. Текстовый процессор.
Создание и сохранение текстового документа. Редактирование текста средствами
текстового процессора и с использованием «горячих» клавиш. Инструменты
редактирования: удалить, копировать, вставить, разделить на абзацы, исправить
ошибки. Форматирование. Инструменты форматирования: шрифт, кегль,
начертание, цвет. Изображения в тексте: добавление, положение. Маркированные
и нумерованные списки. Знакомство с редактором презентаций. Способы
организации информации. Добавление объектов на слайд: заголовок, текст,
таблица, схема. Оформление слайдов. Действия со слайдами: создать, копировать,
вставить, удалить, переместить. Макет слайдов.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА «ОСНОВЫ
ЛОГИКИ И АЛГОРИТМИКИ»
В результате изучения курса в школе у обучающихся будут сформированы
следующие результаты:
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты изучения курса характеризуют готовность
обучающихся
руководствоваться
традиционными
российскими
социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в
обществе правилами и нормами поведения и должны отражать приобретение
первоначального опыта деятельности обучающихся в части:
Гражданско-патриотического воспитания:
−
первоначальные представления о человеке как члене общества, о
правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно7

этических нормах поведения и правилах межличностных отношений
Духовно-нравственного воспитания:
−
проявление культуры общения, уважительного отношения к людям,
их взглядам, признанию их индивидуальности;
−
принятие существующих в обществе нравственно-этических норм
поведения и правил межличностных отношений, которые строятся на проявлении
гуманизма, сопереживания, уважения и доброжелательности
Эстетического воспитания:
−
использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей
деятельности, в разных видах художественной деятельности, физического
воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
−
соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и
других людей) образа жизни; выполнение правил безопасного поведения в
окружающей среде (в том числе информационной);
−
бережное отношение к физическому и психическому здоровью
Трудового воспитания:
−
осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и
общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда,
навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным
профессиям
Экологического воспитания:
−
проявление бережного отношения к природе;
−
неприятие действий, приносящих вред природе
Ценности научного познания:
−
формирование первоначальных представлений о научной картине
мира;
−
осознание ценности познания, проявление познавательного интереса,
активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в
обогащении своих знаний, в том числе с использованием различных
информационных средств
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Универсальные познавательные учебные действия:
базовые логические действия:
−
сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения,
устанавливать аналогии;
−
объединять части объекта (объекты) по определённому признаку;
−
определять
существенный
признак
для
классификации,
классифицировать предложенные объекты;
−
находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах,
данных и наблюдениях на основе предложенного педагогическим работником
алгоритма;
−
выявлять недостаток информации для решения учебной
(практической) задачи на основе предложенного алгоритма;
8

−
устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях,
поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать
выводы;
базовые исследовательские действия:
−
определять разрыв между реальным и желательным состоянием
объекта (ситуации) на основе предложенных педагогическим работником
вопросов;
−
с помощью педагогического работника формулировать цель,
планировать изменения объекта, ситуации;
−
сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее
подходящий (на основе предложенных критериев);
−
проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование
по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами
(часть — целое, причина — следствие);
−
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе
результатов проведённого наблюдения (опыта, измерения, классификации,
сравнения, исследования);
−
прогнозировать возможное развитие
процессов, событий и их
последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
работа с информацией:
−
выбирать источник получения информации;
−
согласно заданному алгоритму, находить в предложенном источнике
информацию, представленную в явном виде;
−
распознавать достоверную и недостоверную информацию
самостоятельно или на основании предложенного педагогическим работником
способа её проверки;
−
соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников,
родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся)
правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;
−
анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую
информацию в соответствии с учебной задачей;
−
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления
информации
Универсальные коммуникативные учебные действия:
общение:
−
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в
соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
−
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать
правила ведения диалога и дискуссии;
−
признавать возможность существования разных точек зрения;
−
корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
−
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной
задачей;
−
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение,
9

повествование);
−
готовить небольшие публичные выступления;
−
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к
тексту выступления;
совместная деятельность:
−
формулировать
краткосрочные
и
долгосрочные
цели
(индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной
(типовой) ситуации на основе предложенного
−
формата планирования, распределения промежуточных шагов и
сроков;
−
оценивать свой вклад в общий результат
Универсальные регулятивные учебные действия:
самоорганизация:
−
планировать действия по решению учебной задачи для получения
результата;
−
выстраивать последовательность выбранных действий;
самоконтроль:
−
устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
−
корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1 класс
К концу обучения в 1 классе по курсу обучающийся научится:
1.Цифровая грамотность:
−
соблюдать правила техники безопасности при работе с компьютером;
−
иметь представление о компьютере как универсальном устройстве для
передачи, хранения и обработки информации;
−
использовать русскую раскладку клавиш на клавиатуре;
−
иметь представление о клавиатуре и компьютерной мыши (описание
и назначение);
−
знать основные устройства компьютера;
−
осуществлять базовые операции при работе с браузером;
−
иметь представление о программном обеспечении компьютера
(понятие «программа»);
−
иметь базовые представления о файле как форме хранения
информации
2.Теоретические основы информатики:
−
знать понятие «информация»;
−
иметь представление о способах получения информации;
−
знать основные информационные процессы: хранение, передача и
обработка;
−
использовать понятие «объект»;
−
различать свойства объектов;
10

−
сравнивать объекты;
−
использовать понятие «высказывание»;
−
распознавать истинные и ложные высказывания;
−
знать понятие «множество»;
−
знать название групп объектов и общие свойства объектов
3.Алгоритмы и программирование:
−
иметь представление об алгоритме как порядке действий;
−
знать понятие «исполнитель»;
−
иметь представление о среде исполнителя и командах исполнителя;
−
работать со средой формального исполнителя «Художник»
4.Информационные технологии:
−
иметь представление о стандартном графическом редакторе;
−
уметь запускать графический редактор;
−
иметь представление об интерфейсе графического редактора;
−
осуществлять базовые операции в программе «Калькулятор»
(алгоритм вычисления простых примеров в одно действие);
−
иметь представление о стандартном текстовом редакторе;
−
знать интерфейс текстового редактора;
−
уметь набирать текст и исправлять ошибки средствами текстового
редактора
2 класс
К концу обучения во 2 классе по курсу обучающийся научится:
1.Цифровая грамотность:
−
различать аппаратное обеспечение компьютера: микрофон, камера,
клавиатура, мышь, монитор, принтер, наушники, колонки, жёсткий диск,
процессор, системный блок;
−
иметь представление о программном обеспечении компьютера:
программное обеспечение, меню «Пуск», меню программ, кнопки управления
окнами;
−
иметь базовые представления о файловой системе компьютера
(понятия «файл» и «папка»)
2.Теоретические основы информатики:
−
правильно использовать понятия «информатика» и «информация»;
−
различать органы восприятия информации;
−
различать виды информации по способу восприятия;
−
использовать понятие «носитель информации»;
−
уметь определять основные информационные процессы: хранение,
передача и обработка;
−
уметь работать с различными способами организации информации:
таблицы, схемы, столбчатые диаграммы;
−
знать виды информации по способу представления;
−
уметь оперировать логическими понятиями;
11

−
оперировать понятием «объект»;
−
определять объект по свойствам;
−
определять истинность простых высказываний;
−
строить простые высказывания с отрицанием
3.Алгоритмы и программирование:
−
определять алгоритм, используя свойства алгоритма;
−
использовать понятия «команда», «программа», «исполнитель»;
−
составлять линейные алгоритмы и действовать по алгоритму;
−
осуществлять работу в среде формального исполнителя
4.Информационные технологии:
−
создавать текстовый документ различными способами;
−
набирать, редактировать и сохранять текст средствами стандартного
текстового редактора;
−
знать клавиши редактирования текста;
−
создавать графический файл средствами стандартного графического
редактора;
−
уметь пользоваться основными инструментами стандартного
графического редактора: заливка, фигуры, цвет, ластик, подпись, кисти
3 класс
К концу обучения в 3 классе по курсу обучающийся научится:
1.Цифровая грамотность:
−
различать и использовать обеспечение компьютера: микрофон,
камера, клавиатура, мышь, монитор, принтер, наушники, колонки, жёсткий диск,
процессор, оперативная память, системный блок, устройства, передающие
информацию от пользователя компьютеру, устройства, передающие информацию
от компьютера пользователю;
−
пользоваться программным обеспечением компьютера: кнопки
управления окнами, рабочий стол, меню «Пуск», меню программ;
−
пользоваться файловой системой компьютера (понятия «файл» и
«папка», инструкции по работе с файлами и папками: закрыть, переименовать,
создать, открыть, удалить);
−
осуществлять простой поиск информации
2.Теоретические основы информатики:
−
определять виды информации по форме представления;
−
пользоваться различными способами организации информации и
информационными процессами;
−
различать основные информационные процессы: хранение (носитель
информации, виды носителей информации), передача (источник информации,
канал связи, приёмник информации), обработка (виды обработки информации);
−
группировать объекты;
−
определять общие и отличающие свойства объектов;
−
находить лишний объект;
12

−
определять одинаковые по смыслу высказывания;
−
использовать логические конструкции «все», «ни один»,
«некоторые»;
−
решать задачи с помощью логических преобразований
3.Алгоритмы и программирование:
−
иметь представление об алгоритмах и языках программирования;
−
определять алгоритм по свойствам;
−
иметь представление о различных способах записи алгоритмов;
−
знать основные элементы блок-схемы: начало, конец, команда,
стрелка;
−
строить блок-схему по тексту;
−
иметь представление о циклических алгоритмах;
−
строить блок-схему циклического алгоритма;
−
знать элемент блок-схемы «цикл»;
−
строить блок-схему циклического алгоритма по блок-схеме
линейного алгоритма;
−
различать основные элементы среды визуального программирования
Scratch;
−
использовать понятия «спрайт» и «скрипт»;
−
составлять простые скрипты в среде визуального программирования
Scratch
4.Информационные технологии:
−
знать, что такое текстовый процессор;
−
отличать текстовый процессор от текстового редактора;
−
создавать и сохранять текстовый документ средствами текстового
процессора;
−
знать основные элементы интерфейса текстового процессора;
−
знать правила набора текста в текстовом процессоре;
−
редактировать текст в текстовом процессоре: удалить, копировать,
вставить, разделить на абзацы, исправить ошибки;
−
знать понятие «форматирование»;
−
пользоваться базовыми функциями форматирования: шрифт, кегль,
начертание, цвет;
−
добавлять изображения в текст средствами текстового процессора;
−
изменять положение изображения в тексте средствами текстового
процессора;
−
работать в стандартном графическом редакторе: заливка, фигуры,
цвет, ластик, подпись, кисти, фон, контур фигур, масштаб, палитра, фрагменты
картинок, копирование фрагмента изображения
4 класс
К концу обучения в 4 классе по курсу обучающийся научится:
13

1.Цифровая грамотность:
−
различать и использовать аппаратное обеспечение компьютера:
устройства ввода, устройства вывода и устройства ввода-вывода;
−
различать программное обеспечение компьютера: операционная
система, кнопки управления окнами, рабочий стол, меню «Пуск», меню программ,
файловая система компьютера
2.Теоретические основы информатики:
−
определять виды информации по способу получения и по форме
представления;
−
пользоваться различными способами организации информации в
повседневной жизни;
−
иметь развёрнутое представление об основных информационных
процессах;
−
оперировать объектами и их свойствами;
−
использовать знания основ логики в повседневной жизни;
−
строить
различные
логические
высказывания: простые, с
отрицанием, с конструкциями «все», «ни один», «некоторые», сложные с
конструкциями «и», «или»
3.Алгоритмы и программирование:
−
знать элементы интерфейса визуальной среды программирования
Scratch;
−
создавать простые скрипты на Scratch;
−
программировать действия со спрайтами: смена костюма, команд
«говорить», «показаться», «спрятаться», «ждать»;
−
реализовывать в среде визуального программирования Scratch циклы,
анимацию, повороты (угол, градусы, градусная мера) и вращения, движение;
−
иметь представление об алгоритме с ветвлением и его блок-схеме;
−
использовать условия при составлении программ на Scratch
4.Информационные технологии:
−
работать в стандартном графическом редакторе: заливка, фигуры,
цвет, ластик, текст, кисти, работа с фрагментами картинок, копирование и вставка
фрагмента изображения;
−
набирать, редактировать и форматировать текст средствами
текстового процессора;
−
использовать «горячие» клавиши в процессе набора и редактирования
текста;
−
добавлять изображения в текст средствами текстового процессора и
изменять их положение;
−
создавать маркированные и нумерованные списки средствами
текстового процессора;
−
иметь представление о редакторе презентаций;
−
создавать и редактировать презентацию средствами редактора
презентаций;
−
добавлять различные объекты на слайд: заголовок, текст, таблица,
14

схема;
−
−
−
−
−

оформлять слайды;
создавать, копировать, вставлять, удалять и перемещать слайды;
работать с макетами слайдов;
добавлять изображения в презентацию;
составлять запрос для поиска изображений

15

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «ОСНОВЫ ЛОГИКИ И АЛГОРИТМИКИ»
1 КЛАСС
1 час в неделю, всего 23 часа, 5 часов — резервное время
Примерные темы, раскрывающие данный
раздел программы, и количество часов,
отводимое на их изучение

Содержание программы

Основные виды деятельности учащихся при
изучении темы
(на уровне учебных действий)

Раздел 1. Введение в ИКТ (5 ч)
Техника безопасности
Техника безопасности при работе с −
Изучает правила техники безопасности при работе
компьютером
с компьютером
−
Анализирует различные ситуации, работает с
иллюстративным материалом
Компьютер — универсальное устройство Устройство компьютера. Клавиатура и −
Обсуждает устройства компьютера
обработки данных
компьютерная мышь (описание и −
Приводит
примеры
различных
устройств
назначение)
Понятие
аппаратного компьютера с опорой на собственный опыт
обеспечения компьютера
Программы и данные
Знакомство с браузером
−
Осуществляет работу при помощи браузера в сети
Интернет
Информация и информационные процессы
Информация и способы получения −
Раскрывает
смысл
изучаемых
понятий
информации. Хранение, передача и («хранение», «передача», «обработка»)
обработка информации
−
Определяет
средства,
необходимые
для
осуществления информационных процессов
Раздел 2. Информация и компьютер (4 ч)
Программы и данные
Понятие программного обеспечения
−
Раскрывает смысл изучаемых понятий («файл»,
компьютера. Файл как форма хранения
«папка»)
информации «Калькулятор». Алгоритм
−
Определяет программные средства, необходимые
вычисления простых примеров в одно
для осуществления информационных процессов при
действие
решении задач
−
Оперирует компьютерными информационными
объектами в наглядно-графическом интерфейсе
−
Осуществляет работу с файлами и папками в
файловой системе компьютера
Компьютерная графика
Понятие «графический редактор».
−
Раскрывает смысл изучаемых понятий
Стандартный графический редактор.
(«графический редактор»)
−
Анализирует пользовательский интерфейс

16

Запуск графического редактора.
Интерфейс графического редактора
Текстовые документы

Элементы математической логики

Элементы математической логики

Исполнители и алгоритмы Алгоритмические
конструкции

Систематизация знаний
Резерв (5 ч)

Стандартный текстовый редактор.
Интерфейс текстового редактора.
Набор текста. Исправление ошибок
средствами текстового редактора

применяемого программного средства
−
Создаёт и редактирует изображения с помощью
инструментов растрового графического редактора
−
Раскрывает смысл изучаемых понятий
(«текстовый редактор»)
−
Анализирует пользовательский интерфейс
применяемого программного средства
−
Создаёт небольшие текстовые документы
посредством квалифицированного клавиатурного
письма с использованием базовых средств текстовых
редакторов

Раздел 3. Логика. Объекты (4 ч)
Понятие объекта. Названия объектов.
−
Раскрывает смысл изучаемых понятий
Свойства объектов. Сравнение объектов
−
Оперирует понятием «объект»
−
Совершает действия с объектами на основе их
свойств
−
Приводит примеры объектов
Раздел 4. Логика. Множества (4 ч)
Понятие высказывания. Истинные и
−
Анализирует логическую структуру
ложные высказывания. Понятие
высказываний
множества. Множества объектов.
−
Классифицирует объекты по множествам
Названия групп объектов. Общие
−
Определяет общие свойства объектов
свойства объектов
Раздел 5. Алгоритмы (3 ч)
Последовательность действий. Понятие
−
Раскрывает смысл изучаемых понятий
алгоритма. Исполнитель. Среда
(«алгоритм», «исполнитель»)
исполнителя. Команды исполнителя.
−
Анализирует предлагаемые последовательности
Свойства алгоритмов: массовость,
команд на наличие у них таких свойств алгоритма, как
результативность, дискретность,
массовость, результативность, дискретность,
понятность. Знакомство со средой
понятность
формального исполнителя
−
Анализирует изменение значения величин при
«Художник»
пошаговом выполнении алгоритма
Раздел 6. Систематизация знаний (3 ч)
Обобщает и систематизирует материал курса

17

2 КЛАСС
1 час в неделю, всего 28 часов, 6 часов — резервное время
Примерные темы, раскрывающие данный
раздел программы, и количество часов,
отводимое на их изучение
Информация и информационные процессы

Компьютер — универсальное устройство
обработки данных

Содержание программы

Основные виды деятельности учащихся при
изучении темы
(на уровне учебных действий)

Раздел 1. Теория информации (5 ч)
Информатика и информация. Понятие
−
Раскрывает смысл изучаемых понятий
«информация». Восприятие
(«информатика», «информация», «носитель
информации. Органы восприятия
информации», «хранение», «передача», «обработка»)
информации. Виды информации по
−
Приводит примеры информационных процессов с
способу восприятия. Носитель
опорой на жизненный опыт и ранее изученный
информации. Хранение, передача и
материал
обработка как информационные
−
Классифицирует информационные процессы
процессы. Способы организации
−
Использует различные способы организации
информации: таблицы, схемы,
информации при осуществлении информационных
столбчатые диаграммы. Представление
процессов
информации. Виды информации
по способу представления
Раздел 2. Устройство компьютера (5 ч)
Устройства компьютера: микрофон,
−
Получает информацию о характеристиках
камера, клавиатура, мышь, монитор,
компьютера
принтер, наушники, колонки, жёсткий
диск, процессор, системный блок

18

Программы и данные

Программное обеспечение. Меню
«Пуск», меню программ, кнопки
управления окнами. Файлы и папки

−
Раскрывает смысл изучаемых понятий («файл»,
«папка», «меню “Пуск”», «программа»)
−
Определяет программные средства, необходимые
для осуществления информационных процессов при
решении задач
−
Оперирует компьютерными информационными
объектами в наглядно-графическом интерфейсе
−
Выполняет основные операции с файлами и
папками
−
Осуществляет работу с файлами и папками в
файловой системе компьютера

Раздел 3. Текстовый редактор (4 ч)
Текстовые документы

Элементы математической логики

−
Анализирует пользовательский интерфейс
применяемого программного средства
−
Создаёт небольшие текстовые документы
посредством квалифицированного клавиатурного
письма с использованием базовых средств текстовых
редакторов
−
Осуществляет набор и редактирование текста
средствами текстового редактора
Раздел 4. Алгоритмы и логика (5 ч)
Введение в логику. Объект, имя
−
Раскрывает смысл изучаемых понятий («объект»,
объектов, свойства объектов.
«высказывание»)
Высказывания. Истинность простых
−
Определяет объекты и их свойства
высказываний. Высказывания
−
Классифицирует объекты
с отрицанием
−
Анализирует логическую структуру
высказываний
−
Строит логические высказывания с отрицанием
Стандартный текстовый редактор.
Набор текста. Создание и сохранение
текстового документа. Клавиши
редактирования текста. Редактирование
текста

19

−
Анализирует предлагаемые последовательности
команд на наличие у них таких свойств алгоритма
−
Анализирует изменение значения величин при
пошаговом выполнении алгоритма
−
Строит алгоритмическую конструкцию
«следование»
−
Работает в среде формального исполнителя
Раздел 5. Графический редактор (5 ч)

Исполнители и алгоритмы Алгоритмические
конструкции

Определение алгоритма. Команда,
программа, исполнитель. Свойства
алгоритма. Линейные алгоритмы.
Работа в среде формального
исполнителя. Поиск оптимального пути

Компьютерная графика

Стандартный графический редактор.
Создание и сохранение графического
файла. Основные инструменты
стандартного графического редактора:
заливка, фигуры, цвет, ластик, подпись,
кисти

Систематизация знаний

−
Анализирует пользовательский интерфейс
применяемого программного средства
−
Создаёт и редактирует изображения
с помощью инструментов растрового графического
редактора

Раздел 6. Систематизация знаний (4 ч)
−

Обобщает и систематизирует материал курса

Резерв (6 ч)

20

3 КЛАСС
1 час в неделю, всего 28 часов, 6 часов — резервное время
Примерные темы, раскрывающие данный
раздел программы, и количество часов,
отводимое на их изучение
Информация и информационные процессы

Компьютер — универсальное устройство
обработки данных

Программы и данные

Содержание программы
Раздел 1. Введение в ИКТ (6 ч)
Понятие «информация». Виды
информации по форме представления.
Способы организации информации
и информационные процессы.
Хранение, передача, обработка (три
вида обработки информации). Носитель
информации (виды носителей
информации). Источник информации,
приёмник информации. Способы
организации информации: таблицы,
схемы, столбчатые диаграммы.
Представление информации. Виды
информации по способу представления
Аппаратное обеспечение компьютера.
Устройства компьютера: микрофон,
камера, клавиатура, мышь, монитор,
принтер, наушники, колонки, жёсткий
диск, процессор, оперативная память,
системный блок (описание и
назначение). Компьютер —
универсальное устройство для работы
с информацией
Программное обеспечение компьютера
(примеры и назначение). Основные
элементы рабочего окна программы.
Рабочий стол. Ярлык программы. Меню
«Пуск», меню программ Файлы и папки
(инструкции по работе с файлами и

Основные виды деятельности учащихся при
изучении темы
(на уровне учебных действий)
−
Раскрывает смысл изучаемых понятий
(«информатика», «информация», «носитель
информации», «хранение», «передача», «обработка»,
«источник информации», «приёмник информации»,
«канал связи»)
−
Определяет виды информации по форме
представления
−
Использует различные способы организации
информации при осуществлении информационных
процессов
−
Определяет виды носителей информации
−
Определяет виды обработки информации
−
Получает информацию о характеристиках
компьютера Определяет устройства компьютера и их
назначение

−
Раскрывает смысл изучаемых понятий
(«программа», «программное обеспечение», «Рабочий
стол», «меню “Пуск”», «файл», «папка»)
−
Определяет программные средства, необходимые
для осуществления информационных процессов при
решении задач

21

−
Оперирует компьютерными информационными
объектами в наглядно-графическом интерфейсе
−
Выполняет основные операции с файлами и
папками
−
Ищет информацию в сети Интернет
Раздел 2. Текстовый процессор (4 ч)
Текстовый процессор. Создание и
−
Анализирует пользовательский интерфейс
сохранение текстового документа.
применяемого программного средства
Интерфейс текстового процессора.
−
Создаёт небольшие текстовые документы
Редактирование текста. Инструменты
посредством квалифицированного клавиатурного
редактирования: удалить, копировать,
письма с использованием базовых средств текстовых
вставить, разделить на абзацы,
процессоров
исправить ошибки. Форматирование.
−
Форматирует текстовые документы (изменение
Инструменты форматирования: шрифт,
шрифта, кегля, начертания, цвета)
кегль, начертание, цвет. Изображения в
−
Вставляет в документ изображения и изменяет их
тексте: добавление, положение
положение
Раздел 3. Графический редактор (4 ч)
Стандартный графический редактор.
−
Анализирует пользовательский интерфейс
Создание и сохранение графического
применяемого программного средства
файла. Инструменты графического
−
Создаёт и редактирует изображения
редактора: заливка, фигуры, цвет,
−
с помощью инструментов растрового
ластик, подпись, кисти, фон, контур
графического редактора
фигур, масштаб, палитра. Работа
−
Применяет навыки работы с фрагментами
с фрагментами картинок.
рисунка при создании изображений
Копирование фрагмента изображения.
Добавление цвета в палитру.
Масштабирование изображений
Раздел 4. Логика (6 ч)
Объект, свойство объекта, группировка
− Группирует объекты по общим и отличительным
объектов, общие и отличающие
признакам
свойства. Нахождение лишнего объекта.
− Анализирует логическую структуру
Высказывания. Одинаковые по смыслу
высказываний
высказывания. Логические конструкции
− Осуществляет работу с логическими
конструкциями «все», «ни один», «некоторые»
− Применяет навыки работы с объектами и
папками: закрыть, переименовать,
создать, открыть, удалить) Поиск
информации

Текстовые документы

Компьютерная графика

Элементы математической логики

22

Исполнители и алгоритмы. Алгоритмические
конструкции

Систематизация знаний
Резерв (6 ч)

«все», «ни один», «некоторые».
высказываниями для логических преобразований
Решение задач с помощью логических
преобразований
Раздел 5. Алгоритмы. Блок-схемы (5 ч)
Алгоритмы и языки программирования.
−
Анализирует предлагаемые последовательности
Свойства алгоритмов: массовость,
команд на наличие у них таких свойств алгоритма
результативность, дискретность,
−
Определяет по блок-схеме, для решения какой
понятность. Понятие
задачи предназначен данный алгоритм
«Алгоритм». Способы записи
−
Анализирует изменение значения величин при
алгоритмов. Команда. Программа. Блокпошаговом выполнении алгоритма
схема. Элементы блок-схемы:
−
Сравнивает различные алгоритмы решения одной
начало, конец, команда, стрелка.
задачи
Построение блок-схемы по тексту.
−
Создаёт, выполняет вручную и на компьютере
Циклические алгоритмы.
несложные алгоритмы с использованием циклов и
Блок-схема циклического алгоритма.
ветвлений в визуальной среде программирования
Элемент блок-схемы: цикл. Построение
блок-схемы циклического алгоритма по
блок-схеме линейного алгоритма.
Работа в среде формального
исполнителя
Раздел 6. Систематизация знаний (3 ч)
−
Обобщает и систематизирует материал курса

23

4 КЛАСС
1 час в неделю, всего 28 часов, 6 часов — резервное время
Примерные темы, раскрывающие данный
раздел программы, и количество часов,
отводимое на их изучение
Информация и информационные процессы

Компьютер — универсаль- ное устройство
обработки данных

Программы и данные

Содержание программы

Основные виды деятельности учащихся при
изучении темы
(на уровне учебных действий)

Раздел 1. Введение в ИКТ (5 ч)
Понятие «информация». Виды
−
Определяет виды информации по способу
информации по форме представления.
получения и по форме представления
Способы организации информации
−
Использует различные способы организации
и информационные процессы.
информации при осуществлении информационных
Хранение, передача, обработка
процессов
(развёрнутое представление). Источник
информации, приёмник информации
Компьютер как универсальное
−
Определяет устройства компьютера и их
устройство для передачи, хранения и
назначение
обработки информации. Аппаратное
−
Классифицирует устройства компьютера на
обеспечение компьютера: микрофон,
основные, периферийные, устройства ввода, устройства
камера, клавиатура, мышь, монитор,
вывода и устройства ввода-вывода
принтер, наушники, колонки, жёсткий
−
Получает информацию о характеристиках
диск, оперативная память, процессор,
компьютера
системный блок, графический планшет,
гарнитура, сенсорный экран. Основные
и периферийные устройства
компьютера. Устройства ввода, вывода
и ввода- вывода
Программное обеспечение (основные и
−
Раскрывает смысл изучаемых понятий
прикладные программы). Операционная («программа», «программное обеспечение»,
система. Кнопки управления окнами.
«операционная система», «Рабочий стол», «меню
Рабочий стол. Меню
“Пуск”», «файл», «папка»)
«Пуск», меню программ Файловая
−
Определяет программные средства, необходимые
система компьютера
для осуществления информационных процессов при
решении задач
−
Оперирует компьютерными информационными
объектами в наглядно-графическом интерфейсе

24

Компьютерная графика

Текстовые документы

Мультимедийные презента- ции

−
Выполняет основные операции с файлами и
папками
Раздел 2. Графический и текстовый редакторы (4 ч)
Графический редактор. Создание и
−
Анализирует пользовательский интерфейс
сохранение графического файла.
применяемого программного средства
Инструменты графического редактора:
−
Создаёт и редактирует изображения
карандаш, заливка, фигуры
−
с помощью инструментов растрового
(дополнительные параметры фигур),
графического редактора
цвет, ластик, текст, кисти. Добавление
−
Применяет навыки работы с фрагментами
новых цветов в палитру, изменение
рисунка при создании изображений
масштаба изображения и размера
рабочего полотна. Копирование и
вставка фрагмента изображения.
Коллаж
Текстовый процессор. Создание и
−
Анализирует пользовательский интерфейс
сохранение текстового документа.
применяемого программного средства
Редактирование текста средствами
−
Создаёт небольшие текстовые документы
текстового процессора и с
посредством квалифицированного клавиатурного
использованием «горячих» клавиш.
письма с использованием базовых средств текстовых
Инструменты редактирования: удалить, процессоров
копировать, вставить, разделить на
−
Форматирует текстовые документы (изменение
абзацы, исправить ошибки.
шрифта, кегля, начертания, цвета)
Форматирование. Инструменты
−
Вставляет в документ изображения и изменяет их
форматирования: шрифт, кегль,
положение
начертание, цвет. Изображения в тексте: −
Создаёт маркированные и нумерованные списки
добавление, положение.
Маркированные и нумерованные
списки
Раздел 3. Редактор презентаций (5 ч)
Знакомство с редактором презентаций.
−
Раскрывает смысл изучаемых понятий
Способы организации информации.
(«презентация», «редактор презентаций», «слайд»)
Добавление объектов на слайд:
−
Анализирует пользовательский интерфейс
заголовок, текст, таблица, схема.
применяемого программного средства
Оформление слайдов. Действия со
−
Определяет условия и возможности применения
слайдами: создать, копировать,
программного средства для решения типовых задач
−
Создаёт презентации, используя готовые

25

Элементы математической логики

Язык программирования

Язык программирования

Систематизация знаний
Резерв (6 ч)

вставить, удалить, переместить. Макет
слайдов
Раздел 4. Алгоритмы 1 (5 ч)
Объекты и их свойства. Объект, имя
объектов, свойства объектов.
Логические утверждения.
Высказывания: простые, с отрицанием,
с конструкциями «все»,
«ни один», «некоторые», сложные с
конструкциями «и», «или»

шаблоны
−
Группирует объекты по общим и отличительным
признакам
−
Анализирует логическую структуру
высказываний
−
Строит логические высказывания с отрицанием
−
Строит логические высказывания с
конструкциями «все», «ни один», «некоторые», «и»,
«или»
−
Вычисляет истинное значение логического
выражения
−
Определяет по программе, для решения какой
задачи она предназначена
−
Программирует линейные и циклические
алгоритмы
−
Осуществляет действия со скриптами

Алгоритмы. Визуальная среда
программирования Scratch. Интерфейс
визуальной среды программирования
Scratch. Линейный алгоритм и
программы. Скрипты на Scratch.
Действия со спрайтами: смена костюма,
команд «говорить», «показаться»,
«спрятаться», «ждать»
Раздел 5. Алгоритмы 2 (5 ч)
Scratch: циклы, анимация, повороты
−
Определяет по программе, для решения какой
(угол, градусы, градусная мера) и
задачи она предназначена
вращение, движение Алгоритм с
−
Программирует линейные, циклические и
ветвлением и его блок-схема.
разветвляющиеся алгоритмы
Использование условий при
−
Осуществляет действия со скриптами
составлении программ на Scratch
Раздел 6. Систематизация знаний (4 ч)
− Обобщает и систематизирует материал курса

26

ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ
Курс внеурочной деятельности «Основы логики и алгоритмики» рассчитан
на один академический час в неделю. Обучение предусматривает групповую
форму занятий в классе с учителем. Тематическое планирование каждого класса
состоит из 6 модулей, в каждом из которых — от 3 до 6 занятий.
Занятия предусматривают индивидуальную и групповую работу
школьников, а также предоставляют им возможность проявить и развить
самостоятельность. В курсе наиболее распространены следующие формы работы:
обсуждения, дискуссии, решения кейсов, эксперименты, викторины,
коммуникативные игры, дидактические игры, выполнение интерактивных
заданий на образовательной платформе.

27

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
Методические материалы для ученика:
−
помодульные дидактические материалы, представленные
образовательной платформе (в том числе раздаточный материал и т д )
Методические материалы для учителя:
−
методические материалы;
−
демонстрационные материалы по теме занятия;
−
методическое видео с подробным разбором
рекомендуемых для использования на занятии

на

материалов,

Цифровые образовательные ресурсы и ресурсы сети Интернет:
−
образовательная платформа
Учебное оборудование:
−
компьютер (стационарный компьютер, ноутбук, планшет);
−
компьютерные мыши;
−
клавиатуры
Учебное оборудование для проведения лабораторных, практических работ
и демонстраций:
−
мультимедийный
проектор с
экраном
(интерактивной
доской) или интерактивная панель

28


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».