ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛИЦЕЙ № 135 (МАОУ ЛИЦЕЙ № 135) Альпинистов ул., д. 27, Екатеринбург, Свердловская область, 620010 тел. +7 (343) 258-04-11 Е-mail: licey135@eduekb.ru https://лицей135.екатеринбург.рф/ ОКПО 41749201 ОГРН 1026605761599 ИНН/КПП 6664036020/667901001 ПРИЛОЖЕНИЕ 11.5 к ООП НОО МАОУ лицея № 135 Приказ № 76-УД от 30.08.2024 г. Рабочая программа курса внеурочной деятельности ОСНОВЫ ЛОГИКИ И АЛГОРИТМИКИ Уровень – начальное общее образование (1– 4 классы) Екатеринбург, 2024 1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа начального общего образования по курсу внеурочной деятельности «Основы логики и алгоритмики» (далее — курс) составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31 05 2021 № 286 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»), с учётом Примерной программы воспитания (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 23 июня 2022 г № 3/20)), Примерной основной образовательной программы начального общего образования (одобрена решением федерального учебнометодического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г № 1/15)), Приказа Министерства просвещения РФ от 2 декабря 2019 г № 649 «Об утверждении Целевой модели цифровой образовательной среды». Программа по курсу внеурочной деятельности «Основы логики и алгоритмики» включает пояснительную записку, планируемые результаты освоения программы курса, содержание курса, тематическое планирование и формы организации занятий и учебно-методического обеспечения образовательного процесса Пояснительная записка к рабочей программе отражает характеристику курса, общие цели и задачи изучения курса, а также место курса в структуре плана внеурочной деятельности. Планируемые результаты курса включают личностные, метапредметные и предметные результаты за период обучения (по классам). В содержании курса представлены дидактические единицы, распределённые по классам и разделам программы. В тематическом планировании описываются программное содержание по всем разделам содержания обучения каждого года за период обучения и характеристика деятельностей, которые целесообразно использовать при изучении той или иной программной темы. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ОСНОВЫ ЛОГИКИ И АЛГОРИТМИКИ» Программа курса отражает: − перечень базовых навыков, необходимых для формирования компьютерной грамотности; − сущность информатики как научной дисциплины, изучающей закономерности протекания и возможности автоматизации информационных процессов в различных системах; − основные области применения информационных технологий; − междисциплинарный характер информатики и информационной деятельности Курс «Математика и информатика Основы логики и алгоритмики» как пропедевтический этап обучения информатике, логике и алгоритмике оказывает 2 существенное влияние на формирование мировоззрения школьника, его жизненную позицию, закладывает основы понимания принципов функционирования и использования информационных технологий как необходимого инструмента практически любой деятельности На данном этапе начинается формирование навыков будущего, необходимых для жизни и работы в современном технологичном обществе Многие предметные знания и способы деятельности, освоенные обучающимися при изучении данного курса, найдут применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях, станут значимыми для формирования качеств личности, т е они ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов обучения Курс внеурочной деятельности отражает содержание следующих четырёх основных тематических разделов: − цифровая грамотность; − теоретические основы информатики; − алгоритмы и программирование; − информационные технологии. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ОСНОВЫ ЛОГИКИ И АЛГОРИТМИКИ» Целями изучения курса «Основы логики и алгоритмики» являются: − развитие алгоритмического и критического мышлений; − формирование необходимых для успешной жизни в меняющемся мире универсальных учебных действий (универсальных компетентностей) на основе средств и методов информатики и информационных технологий, в том числе овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать её результаты; − формирование и развитие компетенций обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий Основные задачи курса «Основы логики и алгоритмики»: − формирование понимания принципов устройства и функционирования объектов цифрового окружения; − формирование знаний, умений и навыков грамотной постановки задач, возникающих в практической деятельности, для их решения с помощью информационных технологий; − формирование умений и навыков формализованного описания поставленных задач; − формирование базовых знаний основных алгоритмических структур и умения применять эти знания для построения алгоритмов решения задач по их математическим моделям; 3 − формирование умений и навыков составления простых программ по построенному алгоритму на языке программирования Scratch; − формирование умения грамотно интерпретировать результаты решения практических задач с помощью информационных технологий, применять полученные результаты в практической деятельности. МЕСТО КУРСА «ОСНОВЫ ЛОГИКИ И АЛГОРИТМИКИ» В ПЛАНЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Курс внеурочной деятельности «Основы логики и алгоритмики» позволяет реализовать межпредметные связи с учебными предметами «Технология» (раздел «Информационно-коммуникативные технологии»), «Математика» (раздел «Математическая информация»), «Окружающий мир» (раздел «Правила безопасной жизни»). Программа курса предназначена для организации внеурочной деятельности, направленной на реализацию особых интеллектуальных и социокультурных потребностей обучающихся. Программа курса составлена из расчёта 130 учебных часов — по 1 часу в неделю. В 1 классе — 28 часов, во 2—4 классах — по 34 часа. Срок реализации программы — 4 года. Для каждого класса предусмотрено резервное учебное время, которое может быть использовано участниками образовательного процесса в целях формирования вариативной составляющей содержания конкретной рабочей программы. В резервные часы входят некоторые часы на повторение, проектные занятия и занятия, посвящённые презентации продуктов проектной деятельности. При этом, обязательная часть курса, установленная примерной рабочей программой, и время, отводимое на её изучение, должны быть сохранены полностью. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ОСНОВЫ ЛОГИКИ И АЛГОРИТМИКИ» 1 КЛАСС 1.Цифровая грамотность Техника безопасности при работе с компьютером. Устройство компьютера. Клавиатура и компьютерная мышь (описание и назначение). Понятие аппаратного обеспечения компьютера. Знакомство с браузером. Понятие программного обеспечения компьютера. Файл как форма хранения информации. 2.Теоретические основы информатики Информация и способы получения информации. Хранение, передача и обработка информации. Понятие объекта. Названия объектов. Свойства объектов. Сравнение объектов. Понятие высказывания. Истинные и ложные высказывания. Понятие множества. Множества объектов. Названия групп объектов. Общие свойства объектов. 3.Алгоритмы и программирование 4 Последовательность действий. Понятие алгоритма. Исполнитель. Среда исполнителя. Команды исполнителя. Свойства алгоритмов: массовость, результативность, дискретность, понятность. Знакомство со средой формального исполнителя «Художник». 4.Информационные технологии Понятие «графический редактор». Стандартный графический редактор. Запуск графического редактора. Интерфейс графического редактора. Калькулятор. Алгоритм вычисления простых примеров в одно действие. Стандартный текстовый редактор. Интерфейс текстового редактора. Набор текста. Исправление ошибок средствами текстового редактора. 2 КЛАСС 1.Цифровая грамотность Устройства компьютера: микрофон, камера, клавиатура, мышь, монитор, принтер, наушники, колонки, жёсткий диск, процессор, системный блок Программное обеспечение. Меню «Пуск», меню программ, кнопки управления окнами. Файлы и папки. 2.Теоретические основы информатики Информатика и информация. Понятие «информация». Восприятие информации. Органы восприятия информации. Виды информации по способу восприятия. Носитель информации. Хранение, передача и обработка как информационные процессы. Способы организации информации: таблицы, схемы, столбчатые диаграммы. Представление информации. Виды информации по способу представления. Введение в логику. Объект, имя объектов, свойства объектов. Высказывания. Истинность простых высказываний. Высказывания с отрицанием. 3.Алгоритмы и программирование Определение алгоритма. Команда, программа, исполнитель. Свойства алгоритма. Линейные алгоритмы. Работа в среде формального исполнителя. Поиск оптимального пути. 4.Информационные технологии Стандартный текстовый редактор. Набор текста. Создание и сохранение текстового документа. Клавиши редактирования текста. Редактирование текста. Стандартный графический редактор. Создание и сохранение графического файла. Основные инструменты стандартного графического редактора: заливка, фигуры, цвет, ластик, подпись, кисти. 3 КЛАСС 1.Цифровая грамотность Аппаратное обеспечение компьютера. Устройства компьютера: микрофон, камера, клавиатура, мышь, монитор, принтер, наушники, колонки, жёсткий диск, процессор, оперативная память, системный блок (описание и назначение). Компьютер — универсальное устройство для работы с информацией. Программное обеспечение компьютера (примеры и назначение). Основные элементы рабочего окна программы. Рабочий стол. Ярлык программы. Меню 5 «Пуск», меню программ Файлы и папки (инструкции по работе с файлами и папками: закрыть, переименовать, создать, открыть, удалить). Поиск информации. 2.Теоретические основы информатики Понятие «информация». Виды информации по форме представления. Способы организации информации и информационные процессы. Хранение, передача, обработка (три вида обработки информации). Носитель информации (виды носителей информации). Источник информации, приёмник информации. Способы организации информации: таблицы, схемы, столбчатые диаграммы. Представление информации. Виды информации по способу представления. Объект, свойство объекта, группировка объектов, общие и отличающие свойства. Нахождение лишнего объекта. Высказывания. Одинаковые по смыслу высказывания. Логические конструкции «все», «ни один», «некоторые». Решение задач с помощью логических преобразований. 3.Алгоритмы и программирование Алгоритмы и языки программирования. Свойства алгоритмов: массовость, результативность, дискретность, понятность. Понятие «Алгоритм». Способы записи алгоритмов. Команда. Программа. Блок-схема. Элементы блок-схемы: начало, конец, команда, стрелка. Построение блок-схемы по тексту. Циклические алгоритмы. Блок-схема циклического алгоритма. Элемент блок-схемы: цикл. Построение блок-схемы циклического алгоритма по блок-схеме линейного алгоритма. Работа в среде формального исполнителя. 4.Информационные технологии Текстовый процессор. Создание и сохранение текстового документа. Интерфейс текстового процессора. Редактирование текста. Инструменты редактирования: удалить, копировать, вставить, разделить на абзацы, исправить ошибки. Форматирование. Инструменты форматирования: шрифт, кегль, начертание, цвет. Изображения в тексте: добавление, положение. Стандартный графический редактор. Создание и сохранение графического файла. Инструменты графического редактора: заливка, фигуры, цвет, ластик, подпись, кисти, фон, контур фигур, масштаб, палитра. Работа с фрагментами картинок. Копирование фрагмента изображения. Добавление цвета в палитру. Масштабирование изображений. 4 КЛАСС 1.Цифровая грамотность Компьютер как универсальное устройство для передачи, хранения и обработки информации. Аппаратное обеспечение компьютера: микрофон, камера, клавиатура, мышь, монитор, принтер, наушники, колонки, жёсткий диск, оперативная память, процессор, системный блок, графический планшет, гарнитура, сенсорный экран. Основные и периферийные устройства компьютера. Устройства ввода, вывода и ввода-вывода. Программное обеспечение (основные и прикладные программы). Операционная система. Кнопки управления окнами. Рабочий стол. Меню «Пуск», меню программ. Файловая система компьютера. 2.Теоретические основы информатики 6 Понятие «информация». Виды информации по форме представления. Способы организации информации и информационные процессы. Хранение, передача, обработка (развёрнутое представление). Источник информации, приёмник информации. Объекты и их свойства. Объект, имя объектов, свойства объектов. Логические утверждения. Высказывания: простые, с отрицанием, с конструкциями «все», «ни один», «некоторые», сложные с конструкциями «и», «или». 3.Алгоритмы и программирование Алгоритмы. Визуальная среда программирования Scratch. Интерфейс визуальной среды программирования Scratch. Линейный алгоритм и программы. Скрипты на Scratch. Действия со спрайтами: смена костюма, команд «говорить», «показаться» «спрятаться», «ждать» Scratch: циклы, анимация, повороты (угол, градусы, градусная мера) и вращение, движение Алгоритм с ветвлением и его блок-схема. Использование условий при составлении программ на Scratch. 4.Информационные технологии Графический редактор. Создание и сохранение графического файла. Инструменты графического редактора: карандаш, заливка, фигуры (дополнительные параметры фигур), цвет, ластик, текст, кисти. Добавление новых цветов в палитру, изменение масштаба изображения и размера рабочего полотна. Копирование и вставка фрагмента изображения. Коллаж. Текстовый процессор. Создание и сохранение текстового документа. Редактирование текста средствами текстового процессора и с использованием «горячих» клавиш. Инструменты редактирования: удалить, копировать, вставить, разделить на абзацы, исправить ошибки. Форматирование. Инструменты форматирования: шрифт, кегль, начертание, цвет. Изображения в тексте: добавление, положение. Маркированные и нумерованные списки. Знакомство с редактором презентаций. Способы организации информации. Добавление объектов на слайд: заголовок, текст, таблица, схема. Оформление слайдов. Действия со слайдами: создать, копировать, вставить, удалить, переместить. Макет слайдов. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА «ОСНОВЫ ЛОГИКИ И АЛГОРИТМИКИ» В результате изучения курса в школе у обучающихся будут сформированы следующие результаты: ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты изучения курса характеризуют готовность обучающихся руководствоваться традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и должны отражать приобретение первоначального опыта деятельности обучающихся в части: Гражданско-патриотического воспитания: − первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно7 этических нормах поведения и правилах межличностных отношений Духовно-нравственного воспитания: − проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их взглядам, признанию их индивидуальности; − принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и правил межличностных отношений, которые строятся на проявлении гуманизма, сопереживания, уважения и доброжелательности Эстетического воспитания: − использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности, в разных видах художественной деятельности, физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: − соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни; выполнение правил безопасного поведения в окружающей среде (в том числе информационной); − бережное отношение к физическому и психическому здоровью Трудового воспитания: − осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям Экологического воспитания: − проявление бережного отношения к природе; − неприятие действий, приносящих вред природе Ценности научного познания: − формирование первоначальных представлений о научной картине мира; − осознание ценности познания, проявление познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в обогащении своих знаний, в том числе с использованием различных информационных средств МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Универсальные познавательные учебные действия: базовые логические действия: − сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии; − объединять части объекта (объекты) по определённому признаку; − определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты; − находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного педагогическим работником алгоритма; − выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма; 8 − устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы; базовые исследовательские действия: − определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных педагогическим работником вопросов; − с помощью педагогического работника формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации; − сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев); − проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть — целое, причина — следствие); − формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования); − прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях; работа с информацией: − выбирать источник получения информации; − согласно заданному алгоритму, находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде; − распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного педагогическим работником способа её проверки; − соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет; − анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей; − самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации Универсальные коммуникативные учебные действия: общение: − воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; − проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; − признавать возможность существования разных точек зрения; − корректно и аргументированно высказывать своё мнение; − строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; − создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, 9 повествование); − готовить небольшие публичные выступления; − подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления; совместная деятельность: − формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного − формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков; − оценивать свой вклад в общий результат Универсальные регулятивные учебные действия: самоорганизация: − планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; − выстраивать последовательность выбранных действий; самоконтроль: − устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности; − корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 1 класс К концу обучения в 1 классе по курсу обучающийся научится: 1.Цифровая грамотность: − соблюдать правила техники безопасности при работе с компьютером; − иметь представление о компьютере как универсальном устройстве для передачи, хранения и обработки информации; − использовать русскую раскладку клавиш на клавиатуре; − иметь представление о клавиатуре и компьютерной мыши (описание и назначение); − знать основные устройства компьютера; − осуществлять базовые операции при работе с браузером; − иметь представление о программном обеспечении компьютера (понятие «программа»); − иметь базовые представления о файле как форме хранения информации 2.Теоретические основы информатики: − знать понятие «информация»; − иметь представление о способах получения информации; − знать основные информационные процессы: хранение, передача и обработка; − использовать понятие «объект»; − различать свойства объектов; 10 − сравнивать объекты; − использовать понятие «высказывание»; − распознавать истинные и ложные высказывания; − знать понятие «множество»; − знать название групп объектов и общие свойства объектов 3.Алгоритмы и программирование: − иметь представление об алгоритме как порядке действий; − знать понятие «исполнитель»; − иметь представление о среде исполнителя и командах исполнителя; − работать со средой формального исполнителя «Художник» 4.Информационные технологии: − иметь представление о стандартном графическом редакторе; − уметь запускать графический редактор; − иметь представление об интерфейсе графического редактора; − осуществлять базовые операции в программе «Калькулятор» (алгоритм вычисления простых примеров в одно действие); − иметь представление о стандартном текстовом редакторе; − знать интерфейс текстового редактора; − уметь набирать текст и исправлять ошибки средствами текстового редактора 2 класс К концу обучения во 2 классе по курсу обучающийся научится: 1.Цифровая грамотность: − различать аппаратное обеспечение компьютера: микрофон, камера, клавиатура, мышь, монитор, принтер, наушники, колонки, жёсткий диск, процессор, системный блок; − иметь представление о программном обеспечении компьютера: программное обеспечение, меню «Пуск», меню программ, кнопки управления окнами; − иметь базовые представления о файловой системе компьютера (понятия «файл» и «папка») 2.Теоретические основы информатики: − правильно использовать понятия «информатика» и «информация»; − различать органы восприятия информации; − различать виды информации по способу восприятия; − использовать понятие «носитель информации»; − уметь определять основные информационные процессы: хранение, передача и обработка; − уметь работать с различными способами организации информации: таблицы, схемы, столбчатые диаграммы; − знать виды информации по способу представления; − уметь оперировать логическими понятиями; 11 − оперировать понятием «объект»; − определять объект по свойствам; − определять истинность простых высказываний; − строить простые высказывания с отрицанием 3.Алгоритмы и программирование: − определять алгоритм, используя свойства алгоритма; − использовать понятия «команда», «программа», «исполнитель»; − составлять линейные алгоритмы и действовать по алгоритму; − осуществлять работу в среде формального исполнителя 4.Информационные технологии: − создавать текстовый документ различными способами; − набирать, редактировать и сохранять текст средствами стандартного текстового редактора; − знать клавиши редактирования текста; − создавать графический файл средствами стандартного графического редактора; − уметь пользоваться основными инструментами стандартного графического редактора: заливка, фигуры, цвет, ластик, подпись, кисти 3 класс К концу обучения в 3 классе по курсу обучающийся научится: 1.Цифровая грамотность: − различать и использовать обеспечение компьютера: микрофон, камера, клавиатура, мышь, монитор, принтер, наушники, колонки, жёсткий диск, процессор, оперативная память, системный блок, устройства, передающие информацию от пользователя компьютеру, устройства, передающие информацию от компьютера пользователю; − пользоваться программным обеспечением компьютера: кнопки управления окнами, рабочий стол, меню «Пуск», меню программ; − пользоваться файловой системой компьютера (понятия «файл» и «папка», инструкции по работе с файлами и папками: закрыть, переименовать, создать, открыть, удалить); − осуществлять простой поиск информации 2.Теоретические основы информатики: − определять виды информации по форме представления; − пользоваться различными способами организации информации и информационными процессами; − различать основные информационные процессы: хранение (носитель информации, виды носителей информации), передача (источник информации, канал связи, приёмник информации), обработка (виды обработки информации); − группировать объекты; − определять общие и отличающие свойства объектов; − находить лишний объект; 12 − определять одинаковые по смыслу высказывания; − использовать логические конструкции «все», «ни один», «некоторые»; − решать задачи с помощью логических преобразований 3.Алгоритмы и программирование: − иметь представление об алгоритмах и языках программирования; − определять алгоритм по свойствам; − иметь представление о различных способах записи алгоритмов; − знать основные элементы блок-схемы: начало, конец, команда, стрелка; − строить блок-схему по тексту; − иметь представление о циклических алгоритмах; − строить блок-схему циклического алгоритма; − знать элемент блок-схемы «цикл»; − строить блок-схему циклического алгоритма по блок-схеме линейного алгоритма; − различать основные элементы среды визуального программирования Scratch; − использовать понятия «спрайт» и «скрипт»; − составлять простые скрипты в среде визуального программирования Scratch 4.Информационные технологии: − знать, что такое текстовый процессор; − отличать текстовый процессор от текстового редактора; − создавать и сохранять текстовый документ средствами текстового процессора; − знать основные элементы интерфейса текстового процессора; − знать правила набора текста в текстовом процессоре; − редактировать текст в текстовом процессоре: удалить, копировать, вставить, разделить на абзацы, исправить ошибки; − знать понятие «форматирование»; − пользоваться базовыми функциями форматирования: шрифт, кегль, начертание, цвет; − добавлять изображения в текст средствами текстового процессора; − изменять положение изображения в тексте средствами текстового процессора; − работать в стандартном графическом редакторе: заливка, фигуры, цвет, ластик, подпись, кисти, фон, контур фигур, масштаб, палитра, фрагменты картинок, копирование фрагмента изображения 4 класс К концу обучения в 4 классе по курсу обучающийся научится: 13 1.Цифровая грамотность: − различать и использовать аппаратное обеспечение компьютера: устройства ввода, устройства вывода и устройства ввода-вывода; − различать программное обеспечение компьютера: операционная система, кнопки управления окнами, рабочий стол, меню «Пуск», меню программ, файловая система компьютера 2.Теоретические основы информатики: − определять виды информации по способу получения и по форме представления; − пользоваться различными способами организации информации в повседневной жизни; − иметь развёрнутое представление об основных информационных процессах; − оперировать объектами и их свойствами; − использовать знания основ логики в повседневной жизни; − строить различные логические высказывания: простые, с отрицанием, с конструкциями «все», «ни один», «некоторые», сложные с конструкциями «и», «или» 3.Алгоритмы и программирование: − знать элементы интерфейса визуальной среды программирования Scratch; − создавать простые скрипты на Scratch; − программировать действия со спрайтами: смена костюма, команд «говорить», «показаться», «спрятаться», «ждать»; − реализовывать в среде визуального программирования Scratch циклы, анимацию, повороты (угол, градусы, градусная мера) и вращения, движение; − иметь представление об алгоритме с ветвлением и его блок-схеме; − использовать условия при составлении программ на Scratch 4.Информационные технологии: − работать в стандартном графическом редакторе: заливка, фигуры, цвет, ластик, текст, кисти, работа с фрагментами картинок, копирование и вставка фрагмента изображения; − набирать, редактировать и форматировать текст средствами текстового процессора; − использовать «горячие» клавиши в процессе набора и редактирования текста; − добавлять изображения в текст средствами текстового процессора и изменять их положение; − создавать маркированные и нумерованные списки средствами текстового процессора; − иметь представление о редакторе презентаций; − создавать и редактировать презентацию средствами редактора презентаций; − добавлять различные объекты на слайд: заголовок, текст, таблица, 14 схема; − − − − − оформлять слайды; создавать, копировать, вставлять, удалять и перемещать слайды; работать с макетами слайдов; добавлять изображения в презентацию; составлять запрос для поиска изображений 15 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «ОСНОВЫ ЛОГИКИ И АЛГОРИТМИКИ» 1 КЛАСС 1 час в неделю, всего 23 часа, 5 часов — резервное время Примерные темы, раскрывающие данный раздел программы, и количество часов, отводимое на их изучение Содержание программы Основные виды деятельности учащихся при изучении темы (на уровне учебных действий) Раздел 1. Введение в ИКТ (5 ч) Техника безопасности Техника безопасности при работе с − Изучает правила техники безопасности при работе компьютером с компьютером − Анализирует различные ситуации, работает с иллюстративным материалом Компьютер — универсальное устройство Устройство компьютера. Клавиатура и − Обсуждает устройства компьютера обработки данных компьютерная мышь (описание и − Приводит примеры различных устройств назначение) Понятие аппаратного компьютера с опорой на собственный опыт обеспечения компьютера Программы и данные Знакомство с браузером − Осуществляет работу при помощи браузера в сети Интернет Информация и информационные процессы Информация и способы получения − Раскрывает смысл изучаемых понятий информации. Хранение, передача и («хранение», «передача», «обработка») обработка информации − Определяет средства, необходимые для осуществления информационных процессов Раздел 2. Информация и компьютер (4 ч) Программы и данные Понятие программного обеспечения − Раскрывает смысл изучаемых понятий («файл», компьютера. Файл как форма хранения «папка») информации «Калькулятор». Алгоритм − Определяет программные средства, необходимые вычисления простых примеров в одно для осуществления информационных процессов при действие решении задач − Оперирует компьютерными информационными объектами в наглядно-графическом интерфейсе − Осуществляет работу с файлами и папками в файловой системе компьютера Компьютерная графика Понятие «графический редактор». − Раскрывает смысл изучаемых понятий Стандартный графический редактор. («графический редактор») − Анализирует пользовательский интерфейс 16 Запуск графического редактора. Интерфейс графического редактора Текстовые документы Элементы математической логики Элементы математической логики Исполнители и алгоритмы Алгоритмические конструкции Систематизация знаний Резерв (5 ч) Стандартный текстовый редактор. Интерфейс текстового редактора. Набор текста. Исправление ошибок средствами текстового редактора применяемого программного средства − Создаёт и редактирует изображения с помощью инструментов растрового графического редактора − Раскрывает смысл изучаемых понятий («текстовый редактор») − Анализирует пользовательский интерфейс применяемого программного средства − Создаёт небольшие текстовые документы посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов Раздел 3. Логика. Объекты (4 ч) Понятие объекта. Названия объектов. − Раскрывает смысл изучаемых понятий Свойства объектов. Сравнение объектов − Оперирует понятием «объект» − Совершает действия с объектами на основе их свойств − Приводит примеры объектов Раздел 4. Логика. Множества (4 ч) Понятие высказывания. Истинные и − Анализирует логическую структуру ложные высказывания. Понятие высказываний множества. Множества объектов. − Классифицирует объекты по множествам Названия групп объектов. Общие − Определяет общие свойства объектов свойства объектов Раздел 5. Алгоритмы (3 ч) Последовательность действий. Понятие − Раскрывает смысл изучаемых понятий алгоритма. Исполнитель. Среда («алгоритм», «исполнитель») исполнителя. Команды исполнителя. − Анализирует предлагаемые последовательности Свойства алгоритмов: массовость, команд на наличие у них таких свойств алгоритма, как результативность, дискретность, массовость, результативность, дискретность, понятность. Знакомство со средой понятность формального исполнителя − Анализирует изменение значения величин при «Художник» пошаговом выполнении алгоритма Раздел 6. Систематизация знаний (3 ч) Обобщает и систематизирует материал курса 17 2 КЛАСС 1 час в неделю, всего 28 часов, 6 часов — резервное время Примерные темы, раскрывающие данный раздел программы, и количество часов, отводимое на их изучение Информация и информационные процессы Компьютер — универсальное устройство обработки данных Содержание программы Основные виды деятельности учащихся при изучении темы (на уровне учебных действий) Раздел 1. Теория информации (5 ч) Информатика и информация. Понятие − Раскрывает смысл изучаемых понятий «информация». Восприятие («информатика», «информация», «носитель информации. Органы восприятия информации», «хранение», «передача», «обработка») информации. Виды информации по − Приводит примеры информационных процессов с способу восприятия. Носитель опорой на жизненный опыт и ранее изученный информации. Хранение, передача и материал обработка как информационные − Классифицирует информационные процессы процессы. Способы организации − Использует различные способы организации информации: таблицы, схемы, информации при осуществлении информационных столбчатые диаграммы. Представление процессов информации. Виды информации по способу представления Раздел 2. Устройство компьютера (5 ч) Устройства компьютера: микрофон, − Получает информацию о характеристиках камера, клавиатура, мышь, монитор, компьютера принтер, наушники, колонки, жёсткий диск, процессор, системный блок 18 Программы и данные Программное обеспечение. Меню «Пуск», меню программ, кнопки управления окнами. Файлы и папки − Раскрывает смысл изучаемых понятий («файл», «папка», «меню “Пуск”», «программа») − Определяет программные средства, необходимые для осуществления информационных процессов при решении задач − Оперирует компьютерными информационными объектами в наглядно-графическом интерфейсе − Выполняет основные операции с файлами и папками − Осуществляет работу с файлами и папками в файловой системе компьютера Раздел 3. Текстовый редактор (4 ч) Текстовые документы Элементы математической логики − Анализирует пользовательский интерфейс применяемого программного средства − Создаёт небольшие текстовые документы посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов − Осуществляет набор и редактирование текста средствами текстового редактора Раздел 4. Алгоритмы и логика (5 ч) Введение в логику. Объект, имя − Раскрывает смысл изучаемых понятий («объект», объектов, свойства объектов. «высказывание») Высказывания. Истинность простых − Определяет объекты и их свойства высказываний. Высказывания − Классифицирует объекты с отрицанием − Анализирует логическую структуру высказываний − Строит логические высказывания с отрицанием Стандартный текстовый редактор. Набор текста. Создание и сохранение текстового документа. Клавиши редактирования текста. Редактирование текста 19 − Анализирует предлагаемые последовательности команд на наличие у них таких свойств алгоритма − Анализирует изменение значения величин при пошаговом выполнении алгоритма − Строит алгоритмическую конструкцию «следование» − Работает в среде формального исполнителя Раздел 5. Графический редактор (5 ч) Исполнители и алгоритмы Алгоритмические конструкции Определение алгоритма. Команда, программа, исполнитель. Свойства алгоритма. Линейные алгоритмы. Работа в среде формального исполнителя. Поиск оптимального пути Компьютерная графика Стандартный графический редактор. Создание и сохранение графического файла. Основные инструменты стандартного графического редактора: заливка, фигуры, цвет, ластик, подпись, кисти Систематизация знаний − Анализирует пользовательский интерфейс применяемого программного средства − Создаёт и редактирует изображения с помощью инструментов растрового графического редактора Раздел 6. Систематизация знаний (4 ч) − Обобщает и систематизирует материал курса Резерв (6 ч) 20 3 КЛАСС 1 час в неделю, всего 28 часов, 6 часов — резервное время Примерные темы, раскрывающие данный раздел программы, и количество часов, отводимое на их изучение Информация и информационные процессы Компьютер — универсальное устройство обработки данных Программы и данные Содержание программы Раздел 1. Введение в ИКТ (6 ч) Понятие «информация». Виды информации по форме представления. Способы организации информации и информационные процессы. Хранение, передача, обработка (три вида обработки информации). Носитель информации (виды носителей информации). Источник информации, приёмник информации. Способы организации информации: таблицы, схемы, столбчатые диаграммы. Представление информации. Виды информации по способу представления Аппаратное обеспечение компьютера. Устройства компьютера: микрофон, камера, клавиатура, мышь, монитор, принтер, наушники, колонки, жёсткий диск, процессор, оперативная память, системный блок (описание и назначение). Компьютер — универсальное устройство для работы с информацией Программное обеспечение компьютера (примеры и назначение). Основные элементы рабочего окна программы. Рабочий стол. Ярлык программы. Меню «Пуск», меню программ Файлы и папки (инструкции по работе с файлами и Основные виды деятельности учащихся при изучении темы (на уровне учебных действий) − Раскрывает смысл изучаемых понятий («информатика», «информация», «носитель информации», «хранение», «передача», «обработка», «источник информации», «приёмник информации», «канал связи») − Определяет виды информации по форме представления − Использует различные способы организации информации при осуществлении информационных процессов − Определяет виды носителей информации − Определяет виды обработки информации − Получает информацию о характеристиках компьютера Определяет устройства компьютера и их назначение − Раскрывает смысл изучаемых понятий («программа», «программное обеспечение», «Рабочий стол», «меню “Пуск”», «файл», «папка») − Определяет программные средства, необходимые для осуществления информационных процессов при решении задач 21 − Оперирует компьютерными информационными объектами в наглядно-графическом интерфейсе − Выполняет основные операции с файлами и папками − Ищет информацию в сети Интернет Раздел 2. Текстовый процессор (4 ч) Текстовый процессор. Создание и − Анализирует пользовательский интерфейс сохранение текстового документа. применяемого программного средства Интерфейс текстового процессора. − Создаёт небольшие текстовые документы Редактирование текста. Инструменты посредством квалифицированного клавиатурного редактирования: удалить, копировать, письма с использованием базовых средств текстовых вставить, разделить на абзацы, процессоров исправить ошибки. Форматирование. − Форматирует текстовые документы (изменение Инструменты форматирования: шрифт, шрифта, кегля, начертания, цвета) кегль, начертание, цвет. Изображения в − Вставляет в документ изображения и изменяет их тексте: добавление, положение положение Раздел 3. Графический редактор (4 ч) Стандартный графический редактор. − Анализирует пользовательский интерфейс Создание и сохранение графического применяемого программного средства файла. Инструменты графического − Создаёт и редактирует изображения редактора: заливка, фигуры, цвет, − с помощью инструментов растрового ластик, подпись, кисти, фон, контур графического редактора фигур, масштаб, палитра. Работа − Применяет навыки работы с фрагментами с фрагментами картинок. рисунка при создании изображений Копирование фрагмента изображения. Добавление цвета в палитру. Масштабирование изображений Раздел 4. Логика (6 ч) Объект, свойство объекта, группировка − Группирует объекты по общим и отличительным объектов, общие и отличающие признакам свойства. Нахождение лишнего объекта. − Анализирует логическую структуру Высказывания. Одинаковые по смыслу высказываний высказывания. Логические конструкции − Осуществляет работу с логическими конструкциями «все», «ни один», «некоторые» − Применяет навыки работы с объектами и папками: закрыть, переименовать, создать, открыть, удалить) Поиск информации Текстовые документы Компьютерная графика Элементы математической логики 22 Исполнители и алгоритмы. Алгоритмические конструкции Систематизация знаний Резерв (6 ч) «все», «ни один», «некоторые». высказываниями для логических преобразований Решение задач с помощью логических преобразований Раздел 5. Алгоритмы. Блок-схемы (5 ч) Алгоритмы и языки программирования. − Анализирует предлагаемые последовательности Свойства алгоритмов: массовость, команд на наличие у них таких свойств алгоритма результативность, дискретность, − Определяет по блок-схеме, для решения какой понятность. Понятие задачи предназначен данный алгоритм «Алгоритм». Способы записи − Анализирует изменение значения величин при алгоритмов. Команда. Программа. Блокпошаговом выполнении алгоритма схема. Элементы блок-схемы: − Сравнивает различные алгоритмы решения одной начало, конец, команда, стрелка. задачи Построение блок-схемы по тексту. − Создаёт, выполняет вручную и на компьютере Циклические алгоритмы. несложные алгоритмы с использованием циклов и Блок-схема циклического алгоритма. ветвлений в визуальной среде программирования Элемент блок-схемы: цикл. Построение блок-схемы циклического алгоритма по блок-схеме линейного алгоритма. Работа в среде формального исполнителя Раздел 6. Систематизация знаний (3 ч) − Обобщает и систематизирует материал курса 23 4 КЛАСС 1 час в неделю, всего 28 часов, 6 часов — резервное время Примерные темы, раскрывающие данный раздел программы, и количество часов, отводимое на их изучение Информация и информационные процессы Компьютер — универсаль- ное устройство обработки данных Программы и данные Содержание программы Основные виды деятельности учащихся при изучении темы (на уровне учебных действий) Раздел 1. Введение в ИКТ (5 ч) Понятие «информация». Виды − Определяет виды информации по способу информации по форме представления. получения и по форме представления Способы организации информации − Использует различные способы организации и информационные процессы. информации при осуществлении информационных Хранение, передача, обработка процессов (развёрнутое представление). Источник информации, приёмник информации Компьютер как универсальное − Определяет устройства компьютера и их устройство для передачи, хранения и назначение обработки информации. Аппаратное − Классифицирует устройства компьютера на обеспечение компьютера: микрофон, основные, периферийные, устройства ввода, устройства камера, клавиатура, мышь, монитор, вывода и устройства ввода-вывода принтер, наушники, колонки, жёсткий − Получает информацию о характеристиках диск, оперативная память, процессор, компьютера системный блок, графический планшет, гарнитура, сенсорный экран. Основные и периферийные устройства компьютера. Устройства ввода, вывода и ввода- вывода Программное обеспечение (основные и − Раскрывает смысл изучаемых понятий прикладные программы). Операционная («программа», «программное обеспечение», система. Кнопки управления окнами. «операционная система», «Рабочий стол», «меню Рабочий стол. Меню “Пуск”», «файл», «папка») «Пуск», меню программ Файловая − Определяет программные средства, необходимые система компьютера для осуществления информационных процессов при решении задач − Оперирует компьютерными информационными объектами в наглядно-графическом интерфейсе 24 Компьютерная графика Текстовые документы Мультимедийные презента- ции − Выполняет основные операции с файлами и папками Раздел 2. Графический и текстовый редакторы (4 ч) Графический редактор. Создание и − Анализирует пользовательский интерфейс сохранение графического файла. применяемого программного средства Инструменты графического редактора: − Создаёт и редактирует изображения карандаш, заливка, фигуры − с помощью инструментов растрового (дополнительные параметры фигур), графического редактора цвет, ластик, текст, кисти. Добавление − Применяет навыки работы с фрагментами новых цветов в палитру, изменение рисунка при создании изображений масштаба изображения и размера рабочего полотна. Копирование и вставка фрагмента изображения. Коллаж Текстовый процессор. Создание и − Анализирует пользовательский интерфейс сохранение текстового документа. применяемого программного средства Редактирование текста средствами − Создаёт небольшие текстовые документы текстового процессора и с посредством квалифицированного клавиатурного использованием «горячих» клавиш. письма с использованием базовых средств текстовых Инструменты редактирования: удалить, процессоров копировать, вставить, разделить на − Форматирует текстовые документы (изменение абзацы, исправить ошибки. шрифта, кегля, начертания, цвета) Форматирование. Инструменты − Вставляет в документ изображения и изменяет их форматирования: шрифт, кегль, положение начертание, цвет. Изображения в тексте: − Создаёт маркированные и нумерованные списки добавление, положение. Маркированные и нумерованные списки Раздел 3. Редактор презентаций (5 ч) Знакомство с редактором презентаций. − Раскрывает смысл изучаемых понятий Способы организации информации. («презентация», «редактор презентаций», «слайд») Добавление объектов на слайд: − Анализирует пользовательский интерфейс заголовок, текст, таблица, схема. применяемого программного средства Оформление слайдов. Действия со − Определяет условия и возможности применения слайдами: создать, копировать, программного средства для решения типовых задач − Создаёт презентации, используя готовые 25 Элементы математической логики Язык программирования Язык программирования Систематизация знаний Резерв (6 ч) вставить, удалить, переместить. Макет слайдов Раздел 4. Алгоритмы 1 (5 ч) Объекты и их свойства. Объект, имя объектов, свойства объектов. Логические утверждения. Высказывания: простые, с отрицанием, с конструкциями «все», «ни один», «некоторые», сложные с конструкциями «и», «или» шаблоны − Группирует объекты по общим и отличительным признакам − Анализирует логическую структуру высказываний − Строит логические высказывания с отрицанием − Строит логические высказывания с конструкциями «все», «ни один», «некоторые», «и», «или» − Вычисляет истинное значение логического выражения − Определяет по программе, для решения какой задачи она предназначена − Программирует линейные и циклические алгоритмы − Осуществляет действия со скриптами Алгоритмы. Визуальная среда программирования Scratch. Интерфейс визуальной среды программирования Scratch. Линейный алгоритм и программы. Скрипты на Scratch. Действия со спрайтами: смена костюма, команд «говорить», «показаться», «спрятаться», «ждать» Раздел 5. Алгоритмы 2 (5 ч) Scratch: циклы, анимация, повороты − Определяет по программе, для решения какой (угол, градусы, градусная мера) и задачи она предназначена вращение, движение Алгоритм с − Программирует линейные, циклические и ветвлением и его блок-схема. разветвляющиеся алгоритмы Использование условий при − Осуществляет действия со скриптами составлении программ на Scratch Раздел 6. Систематизация знаний (4 ч) − Обобщает и систематизирует материал курса 26 ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ Курс внеурочной деятельности «Основы логики и алгоритмики» рассчитан на один академический час в неделю. Обучение предусматривает групповую форму занятий в классе с учителем. Тематическое планирование каждого класса состоит из 6 модулей, в каждом из которых — от 3 до 6 занятий. Занятия предусматривают индивидуальную и групповую работу школьников, а также предоставляют им возможность проявить и развить самостоятельность. В курсе наиболее распространены следующие формы работы: обсуждения, дискуссии, решения кейсов, эксперименты, викторины, коммуникативные игры, дидактические игры, выполнение интерактивных заданий на образовательной платформе. 27 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Методические материалы для ученика: − помодульные дидактические материалы, представленные образовательной платформе (в том числе раздаточный материал и т д ) Методические материалы для учителя: − методические материалы; − демонстрационные материалы по теме занятия; − методическое видео с подробным разбором рекомендуемых для использования на занятии на материалов, Цифровые образовательные ресурсы и ресурсы сети Интернет: − образовательная платформа Учебное оборудование: − компьютер (стационарный компьютер, ноутбук, планшет); − компьютерные мыши; − клавиатуры Учебное оборудование для проведения лабораторных, практических работ и демонстраций: − мультимедийный проектор с экраном (интерактивной доской) или интерактивная панель 28