ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛИЦЕЙ № 135 МАОУ ЛИЦЕЙ № 135 Принята на заседании методического совета Протокол № 1 от 31.05. 2023г. УТВЕРЖДЕНО Директор МАОУ лицея №135 _________О.В.Пихтулова Приказ № 55 –УД от 01.06.2023г ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Сценическое движение в театральном коллективе» Художественная направленность Возраст учащихся: 11 – 17 лет Срок реализации: 2 года Автор - составитель: Малочкина Ирина Витальевна педагог дополнительного образования Екатеринбург, 2023 СОДЕРЖАНИЕ 1. Комплекс основных характеристик программы 1.1 Пояснительная записка 1.2 Цель, задачи программы 1.3 Содержание программы 1.4 Планируемые результаты 1.5 Комплекс основных характеристик программы по годам обучения 1.5.1 1 год обучения 1.5.2 2 год обучения 7 10 2. Комплекс организационно-педагогических условий 2.1 Календарный учебный график 2.2 Условия реализации программы 2.3 Формы аттестации/контроля 2.4 Оценочные материалы 2.5 Список литературы 13 13 13 13 14 3 5 5 6 Приложения: Карта наблюдения индивидуального развития обучающегося 15 2 1. ОСНОВНЫЕ ХРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ 1.1 Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Сценическое движение в театральном коллективе» имеет художественную направленность Нормативные основания для создания дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы: - Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Концепция развития дополнительного образования до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р); - Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р); - План мероприятий по реализации в 2021 - 2025 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.11.2020 № 2945-р); - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; - Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; - Приказ Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»; - Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 30.03.2018г. №162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года»; - Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; - СанПиН 1.2.36.85-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»; - Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». - Методические рекомендации по организации независимой оценки качества дополнительного образования детей, направленные письмом Министерства образования и науки РФ от 28.04.2017 №ВК 1232/09; - Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 29.06.2023г. №785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания государственных услуг в социальной сфере «Реализация дополнительных общеразвивающих программ в соответствии с социальным заказом»; - Устав муниципального автономного общеобразовательного учреждения лицея №135 от 09.10.2025г. № 1811/46/36; - Положение о дополнительном образовании в МАОУ лицее №135. Данная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа соотносится с тенденциями развития дополнительного образования и способствует удовлетворению индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, физическом и нравственном развитии. Актуальность программы соответствует государственной политике в области дополнительного образования, социальному заказу общества и ориентирована на удовлетворение образовательных потребностей детей и родителей. Программа направлена на формирование у 3 учащихся необходимых знаний в области объективных законов сценического движения и умения их использовать. Представленная в программе система разнообразных упражнений направлена на развитие умений понимать и отражать чувства и состояния других, умения видеть, анализировать и драматизировать ситуацию с позиций разных персонажей, что способствует нравственному развитию детей. А также способствует формированию эмоционального интеллекта у подростков и снимает телесные (психологические) зажимы. Новизна программы состоит в том, что сценическое движение не является самоцелью, а представляет собой органическое, естественное объединение интеллектуальных и эмоциональных усилий, инициированных пластикой тела. Занятие сценическим движением оказывает облагораживающее и положительное воздействие на личность человека в целом, который научится владеть собой, управлять своим телом, обладать выносливостью, силой воли, сможет достойно представить себя в любом обществе. Такой подход направлен на раскрытие творческого потенциала и развитие их сценической танцевальной культуры. Отличительная особенность программы преобладание практических форм обучения. Структура занятий выстроена таким образом, что теоретические знания учащийся получает одновременно с практикой, что является наиболее продуктивным и целесообразным. В тоже время сценическое движение не является самоцелью, а представляет собой органическое, естественное объединение интеллектуальных и эмоциональных усилий, инициированных пластикой тела. Занятие сценическим движением оказывает облагораживающее и положительное воздействие на личность человека в целом, который научится владеть собой, управлять своим телом, обладать выносливостью, силой воли, сможет достойно представить себя в любом обществе Адресат программы : программа ориентирована на учащихся 11-17 лет. Набор в группы осуществляется на добровольной основе, то есть принимаются все желающие заниматься (предпочтение отдается обучающихся театральной студии «Шанс»). Количество в группе 10-16 человек. Состав постоянный. Объем программы: 272 часа. 1-й год обучения -136 часов; 2-й год обучения – 136 часов. Сроки освоения программы: 2 года обучения. Формы обучения: очная, в особых случаях применяется дистанционная. Режим занятий: 2 раз в неделю по 2 часа. Исходя из санитарно-гигиенических норм, продолжительность часа занятий для учащихся среднего и старшего возраста (11-17лет) - 40 минут, между занятиями 10 мин – перерыв. Уровень освоения программы: базовый – используются и реализуются специализированные знания и язык, гарантированно обеспечивая трансляцию общей и целостной картины в рамках содержательно-тематического направления программы. Формы обучения: групповая, индивидуально-групповая, индивидуальная в сотворчестве с педагогом, со всем составом. Виды занятий используются теоретические, практические, комбинированные. Виды занятий по программе определяются содержанием программы и предусматривают: мастерские, ролевые игры, тренинги, беседы, игры, конкурсы, экскурсии, походы, соревнования, самостоятельную работу, массовые воспитательные мероприятия, социальные акции и др. В период приостановления образовательной деятельности в связи с ростом заболеваемости населения вирусными инфекциями образовательный процесс организуется с применением дистанционных технологий. Формы подведения итогов Для подведения итогов в программе используются участие в театральных постановках, концертах, фестивалях, флешмобах, акциях; документальные формы подведения итогов реализации программы отражают достижения каждого обучающегося, к ним относятся: 4 дневники достижений обучающихся, карты оценки результатов освоения программы, дневники педагогических наблюдений, портфолио обучающихся и т.д.) 1.2 Цели и задачи программы Цель программы: удовлетворение потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, организация свободного времени, гармоничное развитие личности ребенка средствами хореографии. Задачи программы: Обучающие: - повысить уровень образованности в данной области; - научить правильно, чѐтко и безопасно выполнять упражнения; - изучить историю дисциплины, передать еѐ культурный и художественный опыт Развивающие: - развивать психофизические действия, качества (силу, скорость, выносливость, ритмичность) - продолжить развивать внимание, память, волю; - развивать двигательные возможности; - научить учащихся владеть своим телом и использовать его, как одно из основных средств выразительности актера; - научить устранению мышечного напряжения и психофизических зажимов; - формировать творческий потенциал и индивидуальность учащегося через обучение первоначальным навыкам сценического движения Воспитательные: - обеспечить высокую творческую активность к своей театральной деятельности; - формировать е мировоззрения обучающихся - Ответственное отношение к результатам своего труда, труда всего коллектива - Умение работать в коллективе. 1.3. Содержание программы № Наименование разделов, модулей 1 Вводное занятие. Техника безопасности Развитие физических и психофизических качеств Техника простых двигательных навыков Пластика животных. Этюды Координация движений Пластические зарисовки в образах Элементы пантомимы Акробатические этюды в предлагаемых обстоятельствах Элементы акробатики 2 3 4 5 6 7 8 9 Учебно-тематический план Количество часов 1 год обучения 2 год обучения всего теория практика всего теория практика 2 1 1 2 1 1 6 - 6 8 - 8 10 2 8 - - - 6 2 4 16 2 14 24 8 16 - - - 8 2 6 - - - 8 1 7 6 - 1 - 5 - - - - 16 1 15 5 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 Тренинг Сценические падания, прыжки, переноска Общеразвивающая гимнастика Работа с предметами (палка, веревка, мяч) Характер и характерность в создании пластического образа «Скульптурность» Ритмика Групповой ритмический этюд в крупной музыкальной форме Работа с учебным материалом Работа над этюдами Сценическая пластика Подготовка к концертно-конкурсной деятельности Итоговое занятие Форма контроля/ аттестации Итого: 8 8 2 1 6 7 12 1 11 - - - 4 1 3 8 2 6 - - - 8 2 6 - - - 10 10 - 2 2 - 8 8 - 16 2 14 - - - 20 - 20 16 4 12 18 16 2 3 16 13 2 2 Мониторинг активности, портфолио 136 33 103 2 2 Мониторинг активности, портфолио, участие в постановках 136 14 122 В образовательном процессе используются элементы педагогических технологий здоровьесберегающие, тренинги, пальчиковой гимнастики, эвритмии, ИКТ, коллективного взаимообучения, игровые технологии, технология дифференцированного обучения,. методы: словесный, наглядный, практический. Средства обучения визуальные: натуральные объекты (их модели), реквизит, декорации и т.п.; аудиальные: радио, магнитофон, фонограммы, музыкальные инструменты и т.п.; аудиовизуальные: фильмы, телевидение, видеосюжеты, видеофильмы об известных актерах, видеозаписи спектаклей, видеозаписи спектаклей коллектива и т.п.). 1.4 Планируемые результаты Предметные : Учащийся будет: - знать технику простых двигательных навыков; - уметь владеть своим телом и на сцене, и в жизни; - иметь представление о навыках сценического поведения; - освоят сценические падения и прыжки; - овладеют выразительностью тела; - знать основные нормы поведения, обеспечивающие комфортное взаимодействие в паре и коллективе, на сцене, в зрительном зале; - знать основы актерского мастерства и значение их в хореографическом искусстве; - овладеют базовыми акробатическими навыками 6 Метапредметные: Учащиеся научатся - принимать самостоятельно решения, иметь свой, собственный, личностный подход к решению и пониманию творческих и жизненных проблем; - овладеют элементами техники простых двигательных навыков; - улучшат физическую подготовку, станут быстрее и сильнее; - обретут способность применять освоенный материал на других занятиях Личностные: У учащиеся будут сформированы: - мотивация к изучению своих физических способностях; - чувство коллективизма и ответственности; - познавательный интерес о значении хореографии для человека; - способность преодолевать трудности; - способность активно побуждать себя к практическим действиям. Критерии оценки достижения планируемых результатов Оценка достижения планируемых результатов освоения программы осуществляется по трем уровням: высокий (от 80 до 100% освоения программного материала), средний (от 51 до 79% освоения программного материала), низкий (менее 50% освоения программного материала). Уровень освоения Результат Высокий уровень Учащиеся демонстрируют высокую заинтересованность в учебной, освоения познавательной и творческой деятельности, составляющей содержание программы программы. На итоговом тестировании показывают отличное знание теоретического материала, практическое применение знаний воплощается в качественный продукт – активное участие в театральных постановках Средний уровень Учащиеся демонстрируют достаточную заинтересованность в учебной, освоения познавательной и творческой деятельности, составляющей содержание программы Программы. На итоговом тестировании показывают хорошее знание теоретического материала, практическое применение знаний воплощается в продукт (второстепенные роли в театральной постановке) Низкий уровень Учащиеся демонстрируют низкий уровень заинтересованности в учебной, освоения познавательной и творческой деятельности, составляющей содержание программы программы. На итоговом тестировании показывают недостаточное знание теоретического материала, практическая работа не соответствует требованиям. 1.5 Комплекс основных характеристик программы по годам обучения 1.5.1.Учебно - тематический план (1 год обучения) № Наименование разделов, модулей 1 Вводное занятие. Техника безопасности Развитие физических и психофизических качеств Техника простых двигательных навыков Пластика животных. 2 3 4 Количество часов 1 год обучения всего теория практика 2 1 1 Форма аттестации, контроля Обсуждение 6 - 6 Наблюдение 10 2 8 6 2 4 Наблюдение, анализ работы Наблюдение, анализ 7 5 6 7 8 Этюды Координация движений Пластические зарисовки в образах Акробатические этюды в предлагаемых обстоятельствах Тренинг 24 8 16 8 2 6 8 1 7 8 2 6 8 1 7 8 2 6 8 2 6 12 Сценические падания, прыжки, переноска Работа с предметами (палка, веревка, мяч) Характер и характерность в создании пластического образа «Скульптурность» 10 2 8 13 Ритмика 10 2 8 14 Подготовка к концертно-конкурсной деятельности Итоговое занятие 16 4 12 Итого: 136 9 10 11 15 2 2 33 работы Наблюдение, анализ работы Наблюдение, анализ работы Наблюдение, анализ работы Наблюдение, анализ работы Наблюдение, анализ работы Наблюдение, анализ работы Наблюдение, анализ работы Наблюдение, анализ работы Наблюдение, анализ работы Мониторинг активности, портфолио Анализ работы, мониторинг результативности 103 Содержание программы (1 год обучения) Раздел 1. Введение в предмет. Техника безопасности. Теория: Введение в предмет «Сценическое движение в театральном коллективе». Цели и задачи на учебный год. Краткая характеристика основных видов деятельности. Инструктаж по технике безопасности, правилам поведения в образовательных учреждениях и на занятиях. Практика: Знакомство с общими двигательными навыками учащихся под музыкальное сопровождение Раздел 2. Развитие психических и психофизических качеств. Тема 2.1. Упражнения на двигательные индивидуальные навыки Теория: Понятие двигательных индивидуальных и групповых навыков. Понятие мышечнодвигательный аппарат. Практика: Вводные упражнения. Упражнения на внимание, память, силу, выносливость, скорость, ловкость и др. Тема 2.2. Упражнения на двигательные навыки в композиции Теория: Понятие вводная композиция. Практика: Упражнения на внимание, память, силу, выносливость, скорость, ловкость и др. Раздел 3. Техника простых двигательных навыков Теория: Техника освоения простых двигательных навыков 8 Практика: Упражнения на развитие гибкости, подвижности тела, на развитие пластичности рук. Жест, жестикуляция Раздел 4. Пластика животных. Этюды Теория: Наблюдение за животными на видео. Запоминание их пластики и походки. Практика: Имитация пластики различных животных Раздел 5. Координация движений Теория: Сценическое действие как единый психофизический процесс. Произвольная и непроизвольная координация речи и движения. Практика: Упражнение на основе дирижерского жеста, вокально-двигательная координация, упражнения на рече -двигательную координацию Раздел 6. Пластические зарисовки в образах Теория: Разработка этюдов в заданной форме. Практика: Ритмопластика. Танцевальная импровизация под музыку Раздел 7. Акробатические этюды в предлагаемых обстоятельствах Тема 7.1. История возникновения и развития акробатики Теория: История возникновения и развития акробатики Практика: Упражнения на отработку основных акробатических элементов. (Мостик, колесо, Стойка на руках) Тема 7.2. Одиночные упражнения. Теория: Понятие акробатика. Практика: кувырки, кувырки назад и вперед, стойка «свечкой», мост, каскад; упражнения на взаимодействия с мячом, скакалкой, плащом, стулом, столом и др. Одиночные упражнения. Упражнения на парное равновесие. Взаимодействие с партнером (упражнения акробатические, гимнастические, импровизация борьбы). Тема 7.3.Упражнения на парное равновесие. Теория: Теоретические познания работы тела в равновесии, силовое сжатие мышц. Практика: Упражнения: «Крокодил», «Видеокамера», «Ходьба по канату» и др., парные и групповые упражнения. Тема 7.4. Групповые поддержки. Практика: Работа на высоте, на полу, средняя поддержка. Силовая работа мышц. Тема 7.5. Игровые упражнения (выполнение упражнений в процессе игры). Теория: Объяснение правил выполнения упражнений. Практика: упражнения в выпадах, в приседе, на развитие внимания, тренировочный бег и др. Раздел 8. Тренинги Тема 8.1. Развивающий тренинг (координация, реакция). Практика: упражнения на гибкость и растяжку; координацию и реакцию и др. Тема 8.2. Пластический тренинг. Теория: Понятие «пластика». Практика: Упражнения на расслабление и напряжение; подвижность и выразительность . Тема 8.3. Психофизический тренинг. Теория: Объяснение понятия психофизические качества актѐра. Практика: Упражнения на развитие чувства пространства, формы, чувство партнѐра, инерции движений. Раздел 9. Сценические падения, прыжки Теория: Техника выполнения и практика безопасности элементов и движений. Практика: Система упражнений на отработку прыжков. 9 Раздел 10. Работа с предметами Теория: Техника безопасности, особенности упражнений с предметами. Практика: Упражнения с мячом; с гимнастической палкой, тростью, с верѐвкой. Раздел 11. Характер и характерность в создании пластического образа. Теория: Изучение характера с учетом эмоционально-психологических качеств. Практика: Тренинги и упражнения на проработку образа и характера. Способы его визуализации. Раздел 12. «Скульптурность» Теория: Понятие «Скульптурности» тела. Эстетические требования к телосложению и осанке. Характерность в походке. Практика: Упражнения для рук; укрупненный жест. Упражнения на исправление осанки и походки. Раздел 13. Ритмика Теория: Развитие ритмичности и музыкальности в движении тела. Ритмический рисунок роли. Понятие темпо-ритма. Практика: Система двигательных упражнений под музыку, цель которых – развитие музыкального слуха, музыкальной памяти. Темпо-ритмические упражнения. Раздел 14. Подготовка к концертно-конкурсной деятельности Практика: просмотр видеоматериалов по предметам и анализ видеоматериалов с занятий Подбор костюмов, образа. Репетиции выступлений \раздел 15. Итоговое занятие. Практика: Выполнение упражнений по словесному заданию. Комплексность в упражнениях. Разнообразные темпо - ритмические упражнения и этюды. Подведение итогов занятий. Мониторинг результативности. 1.3.1 Учебно- тематический план (2 год обучения) № Наименование разделов, модулей 1 Вводное занятие. Техника безопасности Развитие физических и психофизических качеств Пластика животных. Этюды Элементы пантомимы Элементы акробатики Сценические падания, прыжки, переноска Общеразвивающая гимнастика Групповой ритмический этюд в крупной музыкальной форме Работа с учебным 2 3 4 5 6 7 8 9 Количество часов 2 год обучения всего теория практика 2 1 1 Форма аттестации, контроля Обсуждение 8 - 8 Наблюдение 16 2 14 Наблюдение, анализ работы 6 10 12 1 1 1 5 9 11 Наблюдение, анализ работы Наблюдение, анализ работы Наблюдение, анализ работы 4 1 3 Наблюдение, анализ работы 16 2 14 Наблюдение, анализ работы 10 - 10 Наблюдение, анализ работы 10 10 11 12 13 материалом Работа над этюдами Сценическая пластика Подготовка к концертно-конкурсной деятельности Итоговое занятие Итого: 12 16 19 2 3 - 10 13 19 Наблюдение, анализ работы Наблюдение, анализ работы Мониторинг активности, портфолио 2 - 2 Анализ работы, мониторинг результативности 136 14 122 Содержание программы (2 год обучения) Раздел 1 Вводное занятие Теория: Цели и задачи на учебный год. Краткая характеристика основных видов деятельности. Инструктаж по технике безопасности, правилам поведения в образовательных учреждениях и на занятиях. Практика: Двигательные навыки учащихся под музыкальное сопровождение. Раздел 2. Развитие психических и психофизических качеств. Тема 2.1. Упражнения на двигательные индивидуальные навыки Практика: Вводные упражнения. Упражнения на внимание, память, силу, выносливость, скорость, ловкость и др. Тема 2.2. Упражнения на двигательные навыки в композиции Практика: Упражнения на внимание, память, силу, выносливость, скорость, ловкость и др. Раздел 3. Пластика животных. Этюды. Теория: Особенности пластики по заданным темам. Практика: Этюды на темы «Цирк», «Зоопарк». Творческие работы учащихся с использованием элементов акробатики. Раздел 4. Элементы пантомимы Теория: Генезис древнего народного искусства пантомимы. Практика: Овладение основами пантомимы. Тренинг. Раздел 5. Элементы акробатики Тема 5.1. Развитие силы в акробатических упражнениях. Теория: Увеличение мышечной силы. Простой кувырок через плечо, через стул, каскад кувырков. Колесо, стойка на руках. Практика: Тренировка вестибулярного аппарата. Выполнение упражнений. Тема 5.2. Различные виды одиночного балансирования. Теория: Рассказ о различных видах одиночного, парного и группового балансирования. Практика: Упражнения: «Крокодил», «Видеокамера», «Ходьба по канату» и др. Тема 5.3. Парные и групповые упражнения. Практика: Упражнения: «Качели», «Лодочка», «Мостик», «Паром» и др. Раздел 6. Сценические падения, переноски Тема 6.1 Сценические падения. Теория: Воспитание смелости, воли и внимания. Совершенствование координации движения. Объяснение правил выполнения падений. Практика: Подготовительные упражнения: поднимание и переноска партнера. Упражнения на сопротивление Тема 6.2. Приемы падений. 11 Практика: Прыжки с приземлением на 1 и 2 ноги, прыжки с падением на бок, прыжки с препятствиями, падения вперед, набок, назад; падение сверху и др. Тема 6.3. Сценические переноски Практика: различные способы преодоления препятствий, знакомство с различными способами переноски актера (партнера). Раздел 7. Общеразвивающая гимнастика Теория: Устранение недостатков в физическом развитии. Выработка ровной и плавной походки. Развитие подвижности суставов, силы мышц. Практика: Упражнение на ловкость, гибкость. Раздел 8. Групповой ритмический этюд в крупной музыкальной форме Теория: Особенности взаимодействия с партнером. Вокально-двигательная координация. Практика: Творческие задания обучающимся, позволяющие проследить взаимосвязь сценического движения с музыкальным началом, формой музыкальных произведений, ритмическим рисунком Раздел 9. Работа над учебным материалом Практика: Репетиционная работа по созданию творческих работ учащихся на основе упражнений, этюдов Раздел 10. Работа над этюдами. Тема 10.1. Этюды задания Практика: эксцентрический этюд, этюд на основе драматургии. Тема10.2. Импровизация Практика: этюды на заданную тему, музыку, ситуацию. Тема10.3. Пластические этюды Теория: построение пластического этюда (определение темы, проблема в этюде, идеи, событийного ряда). Поиск пластической формы. Постановка. Работа над лучшими показанными этюдами. Доработка и оснащение этюдов. Практика: Понятие пластический этюд и спектакль. Тема 10.4. Пластический спектакль Практика: Подготовка и воплощение пластического спектакля на основе жизненной ситуации, прозаического произведения, пьесы__ Раздел 11. Сценическая пластика. Тема 11.1. Работа с традиционным цирковым и гимнастическим реквизитом. Теория: Понятие импровизационной игры с предметом. Практика: Упражнения: с мячом; с гимнастической палкой, с тростью; со скакалкой, с веревкой, со стулом, столом; с гимнастическим обручем, с плащом; с предметом по выбору учащегося. Тема 11.2. Сценическая акробатика Теория: Знакомство с исторической трансформацией спортивной акробатики в сценическую. Практика: индивидуальная акробатика, упражнения в балансировании, шпагаты, мосты, упоры, стойки, перекаты, кувырки, перекидки, перевороты, колесом; парная акробатика: поддержки, седы, стойки, выход на плечи; акробатические композиции и вариации (элементы эксцентрической акробатики; акробатические комбинации и фразы; этюды с использованием элементов акробатики). Раздел 12. Подготовка к концертно-конкурсной деятельности Практика: просмотр видеоматериалов по предметам и анализ видеоматериалов с занятий Подбор костюмов, образа. Репетиции выступлений Раздел 13. Итоговое занятие 12 Практика: Отработка изученного материала. Этюды. Подведение итогов занятий. Мониторинг результативности. 2 ОРГАНИЗАЦИОННО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ Период обучения Дата начала обучения по программе 1 полугодие 2 полугодие 10 сентября 10 января 2.1 Календарный учебный график Дата Всего Количество Режим занятий окончания учебных учебных обучения по недель часов программе 31 декабря 16 64 2раза в неделю по 2 часа 31 мая 18 76 2.2. Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение Занятия по программе проводятся на базе МАОУ лицея №135. Занятия организуются в актовом зале, на сцене; в малом зале с покрытием для партерных упражнений соответствующих требованиям СанПиН и техники безопасности. Имеется следующее учебное оборудование: -музыкальная аппаратура; -фотоаппарат с видеокамерой; -видео, аудио носители; -костюмы для постановочных номеров. Информационно-методическое обеспечение - дидактические игры, пособия, видео аудио носители; -методические материалы по разделам программы; - разработки из опыта работы педагога (сценарии, игры и т.д.). 2.3 Формы контроля/аттестации Виды контроля Основными формами промежуточной аттестации обучающихся являются наблюдение внутренние показы Мониторинг всестороннего развития личности ребенка Мониторинг достижений портфолио Подведение итогов реализации программы осуществляется в ходе заключительного занятия. Формы подведения итогов Результаты, достигаемые учащимися на занятиях, демонстрируются ими как во время контрольных уроков по каждой теме, так и в процессе работы при создании и исполнении инсценировок, спектакля. 2.4 Оценочные материалы Оценка реализации общеобразовательной программы осуществляется через мониторинг всестороннего развития личности ребенка. Критерии оценки включают в себя: 13 Сохранность детского контингента в течение учебного года. Достижения детей. Участие в отчетных концертах, мероприятия. Уровень всестороннего развития личности ребенка. Уровень развития обучающихся, отслеживается с помощью Карты наблюдения индивидуального развития обучающегося. Анализ карт наблюдения включает в себя показатели социально-личностного развития (творческого, коммуникативного, социального) и показатели развития сценического движения (физические и пластичные данные, музыкально-ритмические и координационные способности, сценическая культура). Оценка показателей всестороннего развития обучающихся определяется по 5-ти балльной шкале (1 – низкий уровень, 2 – ниже среднего,3 – средний, 4 – выше среднего, 5 – высокий уровень развития обучающегося). 1. 2. 3. 4. 2.5 Список литературы и интернет-ресурсов для педагогов 1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. М.: Академический проект, 2001. 2. Аверин В.А. Психология детей и подростков. – СПб.: Питер, 2000. 3. Аллан Пиз. Язык тела и жестов. 4. Барышникова Т.Н. Азбука хореографии. М.: Рольф, 2001. 5. Брук Питер «Пустое пространство» - Л. «Прогресс», 1976 6. Васильева Т.К. Секрет танца. СПб.: ТОО «Диамант», ООО «Золотой век», 2001. 7. Гиппиус С. В. Гимнастика чувств. Д. М., 1967г. 8. Гринер В.А. Ритм в искусстве актера – М. «Просвещение», 1966 9. Духова А. Балет «Тодес». М.: АРТ, 2000. 10. Захова Б.Е. Мастерство актѐра. М.: «Просвещение», 2002. 11. Кох И.Э. Основы сценического движения – Л. «Искусство»,1970 12. Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Питер, 2000. 13. Кривцова С.В., Мухаматуллина Е.А. Тренинг: навыки конструктивного взаимодействия с подростками. – М.: Генезис, 1999. 14. Немировский А.К. Пластическая выразительность актера – М. «Искусство», 1988 15. Славский Р.Е. Искусство пантомимы – М. «Искусство», 1962 16. Станиславский К.С. Развитие выразительности тела (работа актера над собой) собр. соч. – М. «Искусство», 1955 17. Товстоногов Г.А. Зеркало сцены. В 2-х кн.Л.,1984. Интернет ресурсы - nsportal.ru - prodlenka.org - festival.1 september.ru для обучающихся 1. Немировский А.К. Пластическая выразительность актера – М. «Искусство», 1988 2. Славский Р.Е. Искусство пантомимы – М. «Искусство», 1962 3. Станиславский К.С. Развитие выразительности тела (работа актера над собой) собр. соч. – М. «Искусство», 1955 4. Товстоногов Г.А. Зеркало сцены. В 2-х кн.Л.,1984 Для родителей 1.Акимова Г.Е. Словарь-справочник для неравнодушных родителей. – СПб.: ИД «Весь», 2001. 14 Приложения Карта наблюдения индивидуального развития обучающегося Фамилия _______________________________________________________________________ Имя____________________________________________________________________________ Возраст _______________________________________________________________________________ Медицинские противопоказания:_______________________________________________________________ Даты срезов – 1)____________________; 2)_________________________; I. Показатели социально-личностного развития Уровень Творческие - умение ориентироваться в пространстве - потребность самостоятельно дополнить образ - предлагает новые решения, идеи - способность импровизировать Коммуникативные - активность в общении - умение слушать - ясно и последовательно выражает свои мысли - легко входит в контакт со сверстниками и взрослыми Социальные - дисциплинированность - ответственность - активность - честность - помощь другим II. Показатели развития сценического движения 1. Физические и пластичные данные - осанка - выворотность ног 15 - танцевальный шаг - гибкость, пластичность - прыжок (его высота) - сила - выносливость 2. Музыкально-ритмические и координационные способности - способность воспроизведения ритмического рисунка - рече двигательные способности - координация движений с музыкой 3. Сценическая культура - эмоциональная выразительность движений (артистичность) - точность повторения танцевальных движений за преподавателем (танцевальная память) - сценический образ(точность воспроизведения образа) - аккуратность в использовании костюмов, реквизита 16