1 СОДЕРЖАНИЕ 1. Комплекс основных характеристик программы 1.1 Пояснительная записка 1.2 Цель, задачи программы 1.3 Содержание программы 1.4 Планируемые результаты 2. Организационно-педагогические условия 2.1 Условия реализации программы 2.2 Формы аттестации и оценочные материалы 3. Список литературы 18 Приложения: Диагностическая карта оценки результатов обучения 19 3 5 6 16 16 2 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ 1.1 Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Объединения «Вальс» художественной направленности разработана в соответствии с требованиями в образовании, отражёнными в следующих документах: - Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (последняя редакция); - Концепция развития дополнительного образования детей (утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р); - Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.09.2020 № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания, обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; - Приказ от 09.11.2018г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; - Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015г. № 09-3242 «О направлении информации» (Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ); - Письмо Министерства просвещения России от 19.03.2020 № ГД-39/04 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»; - Письмо Министерства просвещения РФ от 28.06.2019 № МР-81/02ВН «О методических рекомендациях для субъектов РФ по вопросам реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме»; - Устав МАОУ лицея №135: - Положение о дополнительном образовании в МАОУ лицее №135. Хореографическое искусство направленно на развитие физических способностей и творческого потенциала, коммуникативных навыков и эмоционального интеллекта что способствует гармоничному развитию индивида. Занятия танцами формируют фигуру, учат красоте и выразительности движений, развивает физическую силу, выносливость, гибкость и уверенность в собственных силах. 3 Актуальность программы заключается в том, что хореография, в особенности современная, набирают все большую популярность. Учащиеся стремятся быть современными и модными. Современный танец – это танцевальное направление, синтезировавшее в себе самые различные стили. Программа направлена на приобщение учащихся к искусству танца, через знакомство с различными танцевальными направлениями. Новизна программы состоит в том, что на занятиях танцами происходит синтез классической и современной хореографии. Так учащиеся разных возрастов и уровня хореографической подготовки могут познакомится с различными направлениями танца и изучить основные движения большого разнообразия танцевальных стилей и направлений в течение одного учебного года. Такой подход направлен на раскрытие творческого потенциала и развитие их сценической танцевальной культуры. Особенностью данной программы является совмещение нескольких танцевальных направлений, позволяющих осуществить комплексную хореографическую подготовку учащихся в течение всего курса обучения. Адресат программы – дети в возрасте 14 – 17 лет, любого уровня хореографической подготовки. Количество учащихся в кружках – 10 - 15 человек. Объем и срок освоения программы 1 год, общее количество академических часов за период обучения по программе – 216. Форма обучения – очная. Уровень освоения программы – базовый. Особенности реализации образовательного процесса. Комплектование творческого объединения проходит на любой год обучения без учета уровня подготовки по хореографии. В период приостановления образовательной деятельности в связи с ростом заболеваемости населения вирусными инфекциями образовательный процесс организуется с применением дистанционных технологий. Режим занятий: 3 раза в неделю по 2 академических часа. Методические принципы реализации программы Реализация данной программы базируется на следующие принципах: - принцип дидактики (построение учебного процесса от простого к сложному); - принцип актуальности (предлагает максимальную приближенность содержания программы к современным условиям деятельности детского объединения); - принцип системности (подразумевает систематическое проведение занятий); - принцип творческой мотивации - индивидуальная и коллективная деятельность позволяет определить и развить индивидуальные особенности учащихся. Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивной личности, стимулирует осуществление ребенком дальнейшей работы по самообразованию и самосовершенствованию своего «Я». Для достижения цели программы необходимо опираться на следующие основные принципы: 4 • постепенность в развитии природных способностей детей; • строгая последовательность в овладении лексикой и техническими приемами; • систематичность и регулярность занятий; • целенаправленность учебного процесса. Данная программа состоит из обучения отдельных танцевальных направлений, на одном и том же занятии происходит изучение различных элементов и танцевальных техник, которые используются в подготовке текущего репертуара. В программу каждого учебного года вводится теоретический материал, соответствующий содержанию основных разделов. Прием детей в группы проходит в начале учебного года без специального отбора. Возрастная категория детей от 14 до 18 лет. Единственное условие – медицинская справка об общем состоянии ребенка, позволяющая посещать занятия танцами 1.2 Цель и задачи программы Цель: формирование танцевальных навыков, соразмерно возрасту, физическим способностям и творческому потенциалу каждого ребенка; гармоничное развитие личности ребенка средствами хореографии. Задачи: обучить основам классического танца, технике исполнения, истории танца; обучить основам современного танца, технике исполнения, истории танца; обучить основам сценического движения, актерского мастерства. развить координацию; развить специфические виды памяти: моторную, слуховую, образную; развить гибкость и пластичность; развить ритмичность и музыкальность; музыкально-пластической выразительности; развить навык импровизации. воспитать потребность в систематических занятиях, сформировать устойчивый интерес к танцу; воспитать художественное восприятие и вкус; воспитать культуру общения внутри коллектива и с педагогом; сформировать культурно – нравственные качества (дисциплинированность, целеустремленность, трудолюбие и волевые качества). 5 № 1. 2. 3. Наименование 1.3 Содержание программы Учебный тематический план Количество часов всего теория практика 23 7 16 17 5 12 17 4 13 Гимнастика Ритмика Основы актерского мастерства 4. Элементы классического танца 5. Элементы историкобытового танца 6. Элементы народного танца 7. Элементы современного танца 8. Импровизация 9. Постановочная и репетиционная работа 10. Промежуточная (итоговая) аттестация Итого: 21 5 16 29 5 24 29 5 24 34 5 29 8 34 2 8 6 26 4 2 2 216 48 168 Форма аттестации Тестирование Отчетный концерт Содержание программы состоит из 9 тем. Основой программы является изучение классического и современного танца. На базе этих танцев строится постановочная и репетиционная работа. Содержание учебного тематического плана I. «Гимнастика». Теоретические занятия: 1. Теория предмета. 1.1. Основные задачи гимнастики: укрепление опорно-двигательного аппарата; развитие силы мышц, укрепление суставов и повышение их подвижности; развитие выносливости и постановка дыхания; выработка навыков культуры движений. Практические занятия: 2. Комплекс упражнений партерной гимнастики (исполняется на покрытии или гимнастическом коврике). 6 2.1.Упражнения, укрепляющие мышцы спины: «день — ночь»; «змейка»; «рыбка»; 2.2. Упражнения, развивающие подъем стопы: вытягивание и сокращение стопы; круговые движения стопой; 2.3. Упражнения, развивающие гибкость позвоночника: «лодочка»; «складочка»; «колечко»; 2.4. Упражнения, укрепляющие мышцы брюшного пресса: «ступеньки»; «ножницы»; «велосипед»; 2.5 Упражнения развивающие подвижность тазобедренного сустава: «неваляшка»; «Passe' с разворотом колена»; 2.6. Упражнения развивающие выворотность ног: «звездочка»; «лягушка»; 2.7. Упражнения на растягивание мышц и связок и развитие танцевального шага: «боковая растяжка»; «растяжка с наклоном вперед»; «часы». 3. Комплекс упражнений на изоляцию отдельных групп мышц и подвижность суставов (исполняется на середине). 3.1. Упражнение для развития шеи и плечевого пояса: повороты головы в положении «направо», «прямо», «налево»; наклоны и подъемы головы в положениях «прямо», «направо», «налево»; круговые движения головой по кругу и полукругу; поднимание и опускание плеч; поочередное поднимание и опускание плеч. 3.2. Упражнение для развития плечевого сустава и рук: 7 разведение рук в стороны; подъемы рук вперёд на высоту 90°; отведение рук назад; подъемы рук вверх и опускания вниз через стороны; подъемы рук вверх–вперёд и опускания вниз–вперёд; сгибание рук в локтях в направлении: вверх–в стороны и вниз–в стороны; сгибание рук в локтях в направлении: вверх–вперёд и вниз–вперёд; сгибания кистей в подготовительном положении: в стороны, вперёд, назад; сгибание кистей с руками, раскрытыми в стороны: вверх–в стороны–вниз, вперёд–в стороны–назад; сгибание кистей с руками, поднятыми вверх: в стороны-вверх-в стороны, вперёд-вверх-назад; вращение кистями (наружу, внутрь) в подготовительном положении; вращения кистями во II позиции; вращения кистями с руками, поднятыми вверх. 3.3. Упражнения на развитие поясничного пояса: наклоны корпуса в стороны; наклоны корпуса вперёд. 3.4. Упражнения на развитие силы мышц и подвижности суставов ног: полуприседания; отведение ноги в сторону на носок; отведение ноги в сторону на каблук; отведение ноги вперёд на носок; отведение ноги вперёд на каблук; отведение ноги в сторону с чередованием: позиция – носок – каблук – носок – позиция; отведение ноги вперед с чередованием: позиция – носок – каблук – носок – позиция; подъёмы согнутой в колене ноги вперёд; отведение ноги назад на носок; отведение ноги в сторону, вперёд с чередованием: позиция – носок – выпад – носок – позиция; подъёмы на полупальцы; многократные прыжки на двух ногах; перескоки с ноги на ногу с отведением работающей ноги вперёд на носок; перескоки с ноги на ногу с отведением работающей ноги вперёд на каблук; танцевальные этюды с элементами актерского мастерства. II. «Ритмика». Теоретические занятия. 8 1. Теория предмета: Основные задачи ритмики: характер музыкального произведения, его темп, динамические оттенки, легато – стаккато; длительности, ритмический рисунок, акценты, музыкальный размер. Практические занятия. 2. Музыкально-ритмические игры: 2.1. Упражнения, игры и метр: Сильные доли и такт: Здесь используются упражнения и игры с акцентированием сильных долей такта при меняющихся музыкальных размерах (2\4, 3\4, 4\4). Сильные доли, слабые доли и музыкальный размер: Здесь используются упражнения и игры на соотношение резких и спокойных движений с сильными и слабыми долями музыки. 2.2. Упражнения, игры и темп: сохранение темпа движения во время музыкальной паузы; соотношение темпа движения с постепенно изменяющимся темпом музыки; соотношение резко меняющегося темпа музыки с хореографическим движением; ускорение и замедление темпа движения в 2, 4 раза при неизменном музыкальном темпе. 2.3. Упражнения, игры и динамика: соотношения резко меняющейся силы музыкального звучания хореографическим движением; соотношение усиления и ослабления силы звучания музыки хореографическим движением. 2.4. Упражнения, игры и характер музыкального произведения: с с соотношение характеров музыки и движения; танцевальные этюды с элементами актерского мастерства. III. «Танец». Теоретические занятия. 1. Теория предмета: исторические корни танца; социальная природа танца; изменение стиля и манеры исполнения с течением времени; 9 индивидуальность танцовщика. Практические занятия. 2. Ориентационно-пространственные упражнения: 2.1. Изучение одноплановых рисунков и фигур: линейных – плоскостных (шеренга, колонна), объёмных (круг, «цепочка»); 2.2. Изучение одноплановых рисунков и фигур: линейных (плоскостных) - шеренга горизонтальная; колонна горизонтальная; объёмных - круг; «цепочка»; 2.3. Изучение приёмов перестроения из одноплановых рисунков и фигур в одноплановые, из линейных в линейные: из шеренги горизонтальной в шеренгу горизонтальную; из колонны горизонтальной в шеренгу горизонтальную; из объемных в объёмные; сужение и расширение круга; из круга в «цепочку»; из объёмных в линейные и наоборот: из круга в горизонтальную шеренгу; из круга в горизонтальную колонну; из горизонтальной шеренги в круг; из колонны горизонтальной в «цепочку». 3. Танцевальные элементы: 3.1.Танцевальные шаги, бег, прыжки, подскоки: танцевальные шаги и ходы; скользящий шаг; Pas chasse' вперёд, назад русский переменный ход. реверанс для девочек и поклон для мальчиков на 2/4. в ритме полонеза; в ритме вальса. танцевальные этюды с элементами актерского мастерства. 3.2. Изучение различного вида шагов с руками, находящимися в положении «ладони на талии»: танцевальный шаг с носка; маршевый шаг на месте; шаги на полупальцах; легкий бег с поджатыми ногами; прыжки с вытянутыми ногами; 10 прыжки с поджатыми ногами; подскоки на месте и с продвижением; танцевальные этюды с элементами актерского мастерства. IV. «Основы актерского мастерства». Теоретические занятия. 1. Теория предмета: значение актерского мастерства в хореографическом искусстве; понятия «сцена», «сценическое движение», «зрительный «взаимодействие с залом», «взаимодействие с партнером»; создание образа в танце. зал», Практические занятия. 2. Упражнения на развитие артистичности, воображения, эмоциональной выразительности: упражнения и игры на эмоциональную выразительность движений; упражнения и игры на парное взаимодействие; танцевальные этюды в различных образах. 3. Импровизация: самостоятельное исполнение движений в свободной форме. V. «Классический танец». Теоретические занятия. 1. Теория предмета: история и развитие классического танца; основные позиции рук и ног; значение классического танца в танцевальной культуре. Практические занятия. 2. Экзерсис на середине зала: постановка корпуса (в выворотных позициях); позиции ног: I, III, II, V; позиции и положения рук: подготовительное положение, I, III, II позиции. После освоения на середине зала и лицом к станку; разучивание элементов классического танца на середине зала: Demi-pliés в I и V позициях. Музыкальный размер 2/4, 4/4 – 2 такта на каждое движение. Battements tendus. Музыкальный размер 2/4 – 4 такта на каждое движение (по мере усвоения – 2 такта). Rond de jambe par terre en dehors et en dedans с I позиции с затактовым построением. Музыкальный размер 3/4 – 2 такта, по мере усвоения – 1 такт. 11 Grands battements jetés из I и V позиций в сторону, вперёд, назад. Музыкальный размер 2/4 – 2 такта, 1 такт Relevés (подъемы) на полупальцы в I, II и V позициях – с вытянутых ног и с demi-pliés с затактовым построением. Музыкальный размер 2/4 – 1 такт на каждое движение, по мере усвоения – 1/4. трамплинные прыжки в I и II свободной (полувыворотной) позиции ног – лицом к станку, затем на середине зала. освоение методики изучения и исполнения полуповоротов, поворотов. 3. Сценическая практика: изучение танцевальных движений; соединение движений в танцевальные комбинации; создание сценического образа; взаимодействие в парах, четверках, восьмерках; разводка танцевальных комбинаций в рисунках, переходах, образах; отработка элементов; работа над музыкальностью; развитие пластичности; синхронность в исполнении; работа над техникой исполнения; отработка четкости и чистоты рисунков, построений и перестроений; выразительность и эмоциональность исполнения; танцевальные этюды с элементами актерского мастерства. VI. «Историко-бытовой танец». Теоретические занятия. 1. Теория предмета: особенности танцев XVIII века; манера исполнения этих танцев, быта, костюмов и причесок; историко-бытовые танцы в современном искусстве. Практические занятия. 2. Элементы танцев XVIII-XIX вв.: поклоны и реверанс (шаг с приставкой и наклоном головы: на pliés – для девочек, без pliés – для мальчиков); положений рук, корпуса и головы; изучение элементов танцев XVIII-XIX веков; исполнение простейших композиций на основе элементов историкобытовых танцев; разучивание танцев XVIII-XIX веков: полонез; вальс; менуэт; 12 выполнение композиций соло и в парах; танцевальные этюды с элементами актерского мастерства. 3. Сценическая практика: изучение танцевальных движений; соединение движений в танцевальные комбинации; создание сценического образа; взаимодействие в парах, четверках, восьмерках; разводка танцевальных комбинаций в рисунках, переходах, образах; отработка элементов; работа над музыкальностью; развитие пластичности; синхронность в исполнении; работа над техникой исполнения; отработка четкости и чистоты рисунков, построений и перестроений; выразительность и эмоциональность исполнения; танцевальные этюды с элементами актерского мастерства. VII. «Народно-сценический». Теоретические занятия. 1. Теория предмета: народный танец как вид хореографического искусства; особенности исполнения народного танца; значение народных танцев в современной культуре. Практические занятия. 2. Элементы танцев народов мира: 2.1. Русский танец: основные позиции ног, рук, корпуса, головы: позиции ног выворотные (только для экзерсиса), свободные, прямые (параллельные), обратные (закрытые); три позиции рук и положения рук: подготовительное, на талии, под грудью, на груди, на пояснице, на затылке; платочек в русском танце; положения рук, корпуса и головы в паре; подготовка к началу движения – поклоны; элементарные ходы и проходки: основной шаг – с продвижением назад, основной шаг с притопом – с продвижением назад, основной шаг с проскальзывающим притопом, перекрещивающийся шаг с продвижением вперед; бег, подскоки, галоп; дробные выстукивания: удары полупальцами, удары каблуком, двойные притопы; 13 хлопки – одинарные прямые (фиксированные) – спереди, сзади, сбоку; присядки, прыжки и трюки. 2.2. Украинский, белорусский танец. основные позиции ног, рук, корпуса, головы; положения рук, корпуса и головы в паре, поклоны; элементарные ходы и проходки; бег, подскоки, галоп; дробные выстукивания; хлопки; присядки, прыжки и трюки. 2.3. Латиноамериканские танцы. основные позиции ног, рук, корпуса, головы; положения рук, корпуса и головы в паре, поклоны; элементарные ходы и проходки; разучивание танцевальных элементов. 3. Сценическая практика: изучение танцевальных движений; соединение движений в танцевальные комбинации; создание сценического образа; взаимодействие в парах, четверках, восьмерках; разводка танцевальных комбинаций в рисунках, переходах, образах; отработка элементов; работа над музыкальностью; развитие пластичности; синхронность в исполнении; работа над техникой исполнения; отработка четкости и чистоты рисунков, построений и перестроений; выразительность и эмоциональность исполнения; танцевальные этюды с элементами актерского мастерства. VIII. «Современный танец». Теоретические занятия. 1. Теория предмета: история возникновения современного танца. Появление современного танца в России; стили современного танца, их отличительные особенности; техника выполнения и музыкальное сопровождение. Практические занятия. 2. Элементы современных танцев: 2.1. Техника изоляции: 14 один из основных принципов современного танца. Изолированные движения всех частей тела – головы, плеч, рук, корпуса, бедер, ног. На первом этапе обучения координируется 1, а затем 2 центра в одновременном параллельном или разнонаправленном движении, ритмический рисунок ровный, без синкоп. 2.2. Основные шаги: приставной шаг с plie. Сначала изучается в чистом виде, а потом соединяется с работой корпуса; выпады в сторону, сначала изучаются в чистом виде, а затем с поворотом корпуса; подъем на носки, разворот стоп «краб». 2.3. Основные движения корпусом: раскачивание корпусом вперед-назад, из стороны в сторону, «пружинка», «кач». 2.4. Прыжки: прыжки на месте прыжки вперед – назад прыжки вправо-влево прыжки «крестом» прыжки «ноги вместе - ноги врозь». 2.5. Танцевальная комбинация: танцевальная комбинация строится на основе изученных элементарных танцевальных элементов; упражнения на координацию движений с музыкой. 3. Сценическая практика: изучение танцевальных движений; соединение движений в танцевальные комбинации; создание сценического образа; взаимодействие в парах, четверках, восьмерках; разводка танцевальных комбинаций в рисунках, переходах, образах; отработка элементов; работа над музыкальностью; развитие пластичности; синхронность в исполнении; работа над техникой исполнения; отработка четкости и чистоты рисунков, построений и перестроений; выразительность и эмоциональность исполнения; танцевальные этюды с элементами актерского мастерства. IX. «Подготовка к концертно-конкурсной деятельности». просмотр видеоматериалов по предметам; анализ видеоматериалов с занятий; 15 повторение изученного материала; подбор костюмов, образа. 1.4 Планируемые результаты В соответствии с каждым этапом программы обучающийся должен освоить: терминологию, используемую на занятии; структуру и основные части занятия; методику изучения танцевальных движений и упражнений; способы соотношения данных элементов с музыкальным сопровождением; движения в технике танцевального направления; принципы составления танцевальных комбинаций; организацию труда, рабочего места в зале и на сцене. Требования к уровню подготовки Знания: Иметь представление о значении хореографии для человека; Иметь представления о своих физических способностях; Иметь первичные знания о танцевальных направлениях; Знать основные понятия хореографии; Знать основные нормы поведения, обеспечивающие комфортное взаимодействие в паре и коллективе, на сцене, в зрительном зале; Знать основы актерского мастерства и значение их в хореографическом искусстве. Умения: Уметь выполнять основные упражнения гимнастики и ритмики; Уметь определять ритм, темп и характер музыкального произведения; Уметь координировать движения с музыкой; Уметь воспринимать и эмоционально выражать музыкальное произведение средствами хореографии; Уметь взаимодействовать с партнером и с коллективом в целом; Исполнять элементы, упражнения, танцевальные комбинации и танцы, изученные в течение учебного года. 2. ОРГАНИЗАЦИОННО – ПЕДАГОГИЧСЕКИЕ УСЛОВИЯ 2.1 Условия реализации программы Помещение: актовый зал, сцена; малый зал с покрытием для партерных упражнений. Приборы и оборудование: 16 музыкальная аппаратура; фотоаппарат с видеокамерой; видео, аудио носители; костюмы для постановочных номеров; 2.2 Формы аттестации и оценочные материалы Оценка реализации образовательной программы осуществляется через мониторинг всестороннего развития личности ребенка в объединении «Вальс». Критерии оценки включают в себя: Количественный состав учащихся. Сохранность детского контингента в течение учебного года. Достижения детей. Отчетные концерты, мероприятия. Уровень всестороннего развития личности ребенка. Уровень развития учащихся отслеживается с помощью Карты наблюдения индивидуального развития учащегося. Анализ карт наблюдения включает в себя показатели социально-личностного развития (творческого, коммуникативного, социального) и показатели хореографического развития (физические и пластичные данные, музыкально-ритмические и координационные способности, сценическая культура). Оценка показателей всестороннего развития учащихся определяется по 5-ти балльной шкале (1 – низкий уровень, 2 – ниже среднего,3 – средний, 4 – выше среднего, 5 – высокий уровень развития учащегося). Карты заводятся на каждого учащегося и заполняются два раза в год, в октябре и в мае месяце. 1. Таблица результатов итоговой диагностики образовательного уровня (Приложение 2) 2. Уровень усвоения теоретического и практического материала по теме (Приложение 2) Приоритетные формы занятий: репетиция; беседа; игра; концерт; конкурс. Формы проведения занятий: коллективная, в которой обучающиеся рассматриваются как целостный коллектив, имеющий своих лидеров (при самостоятельной постановке хореографических композиций); групповая, в которой обучение проводится с группой воспитанников (три и более), имеющих общее задание и взаимодействующих между собой; 17 парная, предполагающая общение с двумя воспитанниками при постановке дуэтных танцев; индивидуальная, используемая для работы с воспитанником по усвоению сложного материала и подготовки к сольному номеру. Методы, используемые при работе: метод комбинированных движений, переходящих в небольшие учебные этюды; метод расклада, обуславливающийся следующими задачами: проработка и закрепление пройденного программного материала; раскрытие индивидуальности обучающегося через творческое самовыражение; воспитание художественного вкуса; создание хореографических композиций; выявление и развитие способностей среди участников объединений, развитие техничности. метод повторения; метод коллективного творчества; метод объяснения; метод ускорения замедления; метод заучивания; метод многократного повторения всевозможных движений. В репетиционно-постановочные занятия включено необходимое количество разделов программы, которые самостоятельно комбинируются в зависимости от тематики танца и сложности его постановки. Количественный состав групп варьируется в зависимости от этапа реализации программы. 1 этап – до 15 человек, 2 этап – неограниченное количество, 3 этап – до 15 человек. Продолжительность одного занятия может варьироваться от 40 минут до 2-ух часов. Участие обучающихся в музыкальных спектаклях, конкурсах и массовых мероприятиях соответствует учебному плану учреждения. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 3. Список литература Абрамова Г.С. Возрастная психология. М.: Академический проект, 2001. Аверин В.А. Психология детей и подростков. – СПб.: Питер, 2000. Акимова Г.Е. Словарь-справочник для неравнодушных родителей. – СПб.: ИД «Весь», 2001. Барышникова Т.Н. Азбука хореографии. М.: Рольф, 2001. Бойко В.В. Трудные характеры подростков: развитие, выявление, помощь. – СПб.: «Союз», 2002. Васильева Т.К. Секрет танца. СПб.: ТОО «Диамант», ООО «Золотой век», 2001. Волков Б.С. Психология подростка. – М.: Педагогическое Общество России, 2001. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: Педагогика, 1995. 18 9. Духова А. Балет «Тодес». М.: АРТ, 2000. 10. Захова Б.Е. Мастерство актёра. М.: «Просвещение», 2002. 11. Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Питер, 2000. 12. Кривцова С.В., Мухаматуллина Е.А. Тренинг: навыки конструктивного взаимодействия с подростками. – М.: Генезис, 1999. 13. Крушельницкая О.И., Третьякова А.Н. Подросток: физиология и психология // Биология в школе. – 1998. - № 2. – С. 21-25. 14. Мухина В.С. Возрастная психология. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 15. Организация танцевального кружка. Минск: Издательство «Будивельник», 2000. 16. Подросток на перекрестке эпох: проблемы и перспективы социальнопсихологической адаптации подростков / Под ред. С.В.Кривцовой. – М.: Генезис, 1997. 17. Практическая психология для преподавателей. – М.: Филин, 1997. 18. Прутченков А.С., Сиялов А.А. Эй ты, параноик!!! (О психотипах личности, о диагностике акцентуаций характера детей и педагогической помощи им). – М.: Новая школа, 1994. 19. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. – СПб., Питер Ком, 2001. Интернет ресурсы 1. nsportal.ru 2. prodlenka.org 3. festival.1 september.ru Приложения Диагностическая карта оценки результатов обучения Таблица результатов итоговой диагностики образовательного уровня Дата проведения диагностики _____________________________ № п/ п Фамилия, имя Качество Особенности Активность знаний, мотивации к участия в умений, занятиям мероприятиях навыков Достижения Уровень усвоения теоретического и практического материала по теме 19 ________________________________________________________________ № Фамилия, имя Контрольный Контрольный Контрольный критерий* критерий* критерий* *количество Контрольных критериев определяется педагогом в соответствии с планируемым результатом по теме В карте индивидуальной успешности обучающихся отражаются все контрольные критерии (при необходимости количество контрольных критериев может быть увеличено). Результативность в данной карте представляет собой разностный показатель суммы всех критериев на конец контрольного периода и его начало. Контрольных критериев на начало контрольного периода . Результативность = Σ Контрольных критериев на конец контрольного периода. (Результативность может иметь и положительный и отрицательный показатель. В последнем случае это свидетельствует об отрицательной динамике результатов обучения по программе). 20 Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)