РП ДОП Вальс

1

СОДЕРЖАНИЕ
1. Комплекс основных характеристик программы
1.1 Пояснительная записка
1.2 Цель, задачи программы
1.3 Содержание программы
1.4 Планируемые результаты
2. Организационно-педагогические условия
2.1 Условия реализации программы
2.2 Формы аттестации и оценочные материалы
3. Список литературы

18

Приложения:
Диагностическая карта оценки результатов обучения

19

3
5
6
16
16

2

1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ

1.1 Пояснительная записка

Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
«Объединения «Вальс» художественной
направленности разработана в
соответствии с требованиями в образовании, отражёнными в следующих
документах:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (последняя редакция);
- Концепция развития дополнительного образования детей (утвержденная
распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. №
1726-р);
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.09.2020
№ 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания, обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
- Приказ от 09.11.2018г. № 196 «Об утверждении порядка организации и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным программам»;
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015г. № 09-3242 «О
направлении информации» (Методические рекомендации по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ);
- Письмо Министерства просвещения России от 19.03.2020 № ГД-39/04 «О
направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими
рекомендациями по реализации образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования, образовательных программ
среднего
профессионального
образования
и
дополнительных
общеобразовательных программ с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий»;
- Письмо Министерства просвещения РФ от 28.06.2019 № МР-81/02ВН «О
методических рекомендациях для субъектов РФ по вопросам реализации основных
и дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме»;
- Устав МАОУ лицея №135:
- Положение о дополнительном образовании в МАОУ лицее №135.
Хореографическое искусство направленно на развитие физических
способностей и творческого потенциала, коммуникативных навыков и
эмоционального интеллекта что способствует гармоничному развитию индивида.
Занятия танцами формируют фигуру, учат красоте и выразительности
движений, развивает физическую силу, выносливость, гибкость и уверенность в
собственных силах.
3

Актуальность программы заключается в том, что хореография, в
особенности современная, набирают все большую популярность. Учащиеся
стремятся быть современными и модными. Современный танец – это танцевальное
направление, синтезировавшее в себе самые различные стили. Программа
направлена на приобщение учащихся к искусству танца, через знакомство с
различными танцевальными направлениями.
Новизна программы состоит в том, что на занятиях танцами происходит
синтез классической и современной хореографии. Так учащиеся разных возрастов
и уровня хореографической подготовки могут познакомится с различными
направлениями танца и изучить основные движения большого разнообразия
танцевальных стилей и направлений в течение одного учебного года. Такой подход
направлен на раскрытие творческого потенциала и развитие их сценической
танцевальной культуры.
Особенностью данной программы является совмещение нескольких
танцевальных
направлений,
позволяющих
осуществить
комплексную
хореографическую подготовку учащихся в течение всего курса обучения.
Адресат программы – дети в возрасте 14 – 17 лет, любого уровня
хореографической подготовки. Количество учащихся в кружках – 10 - 15 человек.
Объем и срок освоения программы 1 год, общее количество академических
часов за период обучения по программе – 216.
Форма обучения – очная.
Уровень освоения программы – базовый.
Особенности реализации образовательного процесса.
Комплектование творческого объединения проходит на любой год обучения
без учета уровня подготовки по хореографии.
В период приостановления образовательной деятельности в связи с ростом
заболеваемости населения вирусными инфекциями образовательный процесс
организуется с применением дистанционных технологий.
Режим занятий:
3 раза в неделю по 2 академических часа.
Методические принципы реализации программы
Реализация данной программы базируется на следующие принципах:
- принцип дидактики (построение учебного процесса от простого к сложному);
- принцип актуальности (предлагает максимальную приближенность содержания
программы к современным условиям деятельности детского объединения);
- принцип системности (подразумевает систематическое проведение занятий);
- принцип творческой мотивации - индивидуальная и коллективная деятельность
позволяет определить и развить индивидуальные особенности учащихся.
Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует
формированию позитивной личности, стимулирует осуществление ребенком
дальнейшей работы по самообразованию и самосовершенствованию своего «Я».
Для достижения цели программы необходимо опираться на следующие
основные принципы:
4

• постепенность в развитии природных способностей детей;
• строгая последовательность в овладении лексикой и техническими приемами;
• систематичность и регулярность занятий;
• целенаправленность учебного процесса.
Данная программа состоит из обучения отдельных танцевальных
направлений, на одном и том же занятии происходит изучение различных
элементов и танцевальных техник, которые используются в подготовке текущего
репертуара. В программу каждого учебного года вводится теоретический материал,
соответствующий содержанию основных разделов.
Прием детей в группы проходит в начале учебного года без специального
отбора. Возрастная категория детей от 14 до 18 лет. Единственное условие –
медицинская справка об общем состоянии ребенка, позволяющая посещать занятия
танцами
1.2 Цель и задачи программы
Цель: формирование танцевальных навыков, соразмерно возрасту,
физическим способностям и творческому потенциалу каждого ребенка;
гармоничное развитие личности ребенка средствами хореографии.
Задачи:
 обучить основам классического танца, технике исполнения, истории
танца;
 обучить основам современного танца, технике исполнения, истории
танца;
 обучить основам сценического движения, актерского мастерства.
развить координацию;
развить специфические виды памяти: моторную, слуховую, образную;
развить гибкость и пластичность;
развить ритмичность и музыкальность;
музыкально-пластической выразительности;
развить навык импровизации.
воспитать потребность в систематических занятиях, сформировать
устойчивый интерес к танцу;
 воспитать художественное восприятие и вкус;
 воспитать культуру общения внутри коллектива и с педагогом;
 сформировать культурно – нравственные качества
(дисциплинированность, целеустремленность, трудолюбие и волевые
качества).








5

№
1.
2.
3.

Наименование

1.3 Содержание программы
Учебный тематический план
Количество часов
всего
теория практика
23
7
16
17
5
12
17
4
13

Гимнастика
Ритмика
Основы актерского
мастерства
4. Элементы
классического танца
5. Элементы историкобытового танца
6. Элементы народного
танца
7. Элементы
современного танца
8. Импровизация
9. Постановочная и
репетиционная работа
10. Промежуточная
(итоговая) аттестация

Итого:

21

5

16

29

5

24

29

5

24

34

5

29

8
34

2
8

6
26

4

2

2

216

48

168

Форма
аттестации

Тестирование
Отчетный
концерт

Содержание программы состоит из 9 тем. Основой программы является
изучение классического и современного танца. На базе этих танцев строится
постановочная и репетиционная работа.
Содержание учебного тематического плана
I. «Гимнастика».
Теоретические занятия:
1. Теория предмета.
1.1. Основные задачи гимнастики:
 укрепление опорно-двигательного аппарата;
 развитие силы мышц, укрепление суставов и повышение их
подвижности;
 развитие выносливости и постановка дыхания; выработка навыков
культуры движений.
Практические занятия:
2. Комплекс упражнений партерной гимнастики (исполняется на покрытии
или гимнастическом коврике).
6

2.1.Упражнения, укрепляющие мышцы спины:
 «день — ночь»;
 «змейка»;
 «рыбка»;
2.2. Упражнения, развивающие подъем стопы:
 вытягивание и сокращение стопы;
 круговые движения стопой;
2.3. Упражнения, развивающие гибкость позвоночника:
 «лодочка»;
 «складочка»;
 «колечко»;
2.4. Упражнения, укрепляющие мышцы брюшного пресса:
 «ступеньки»;
 «ножницы»;
 «велосипед»;
2.5 Упражнения развивающие подвижность тазобедренного сустава:
 «неваляшка»;
 «Passe' с разворотом колена»;
2.6. Упражнения развивающие выворотность ног:
 «звездочка»;
 «лягушка»;
2.7. Упражнения на растягивание мышц и связок и развитие танцевального шага:
 «боковая растяжка»;
 «растяжка с наклоном вперед»;
 «часы».
3. Комплекс упражнений на изоляцию отдельных групп мышц и
подвижность суставов (исполняется на середине).
3.1. Упражнение для развития шеи и плечевого пояса:






повороты головы в положении «направо», «прямо», «налево»;
наклоны и подъемы головы в положениях «прямо», «направо», «налево»;
круговые движения головой по кругу и полукругу;
поднимание и опускание плеч;
поочередное поднимание и опускание плеч.

3.2. Упражнение для развития плечевого сустава и рук:
7















разведение рук в стороны;
подъемы рук вперёд на высоту 90°;
отведение рук назад;
подъемы рук вверх и опускания вниз через стороны;
подъемы рук вверх–вперёд и опускания вниз–вперёд;
сгибание рук в локтях в направлении: вверх–в стороны и вниз–в стороны;
сгибание рук в локтях в направлении: вверх–вперёд и вниз–вперёд;
сгибания кистей в подготовительном положении: в стороны, вперёд, назад;
сгибание кистей с руками, раскрытыми в стороны: вверх–в стороны–вниз,
вперёд–в стороны–назад;
сгибание кистей с руками, поднятыми вверх: в стороны-вверх-в стороны,
вперёд-вверх-назад;
вращение кистями (наружу, внутрь) в подготовительном положении;
вращения кистями во II позиции;
вращения кистями с руками, поднятыми вверх.

3.3. Упражнения на развитие поясничного пояса:
 наклоны корпуса в стороны;
 наклоны корпуса вперёд.
3.4. Упражнения на развитие силы мышц и подвижности суставов ног:
















полуприседания;
отведение ноги в сторону на носок;
отведение ноги в сторону на каблук;
отведение ноги вперёд на носок;
отведение ноги вперёд на каблук;
отведение ноги в сторону с чередованием: позиция – носок – каблук – носок
– позиция;
отведение ноги вперед с чередованием: позиция – носок – каблук – носок –
позиция;
подъёмы согнутой в колене ноги вперёд;
отведение ноги назад на носок;
отведение ноги в сторону, вперёд с чередованием: позиция – носок – выпад –
носок – позиция;
подъёмы на полупальцы;
многократные прыжки на двух ногах;
перескоки с ноги на ногу с отведением работающей ноги вперёд на носок;
перескоки с ноги на ногу с отведением работающей ноги вперёд на каблук;
танцевальные этюды с элементами актерского мастерства.
II. «Ритмика».
Теоретические занятия.
8

1. Теория предмета:
Основные задачи ритмики:
 характер музыкального произведения, его темп, динамические оттенки,
легато – стаккато;
 длительности, ритмический рисунок, акценты, музыкальный размер.
Практические занятия.
2. Музыкально-ритмические игры:
2.1. Упражнения, игры и метр:
 Сильные доли и такт:
Здесь используются упражнения и игры с акцентированием сильных долей такта
при меняющихся музыкальных размерах (2\4, 3\4, 4\4).
 Сильные доли, слабые доли и музыкальный размер:
Здесь используются упражнения и игры на соотношение резких и спокойных
движений с сильными и слабыми долями музыки.
2.2. Упражнения, игры и темп:
сохранение темпа движения во время музыкальной паузы;
соотношение темпа движения с постепенно изменяющимся темпом
музыки;

соотношение резко меняющегося темпа музыки с хореографическим
движением;

ускорение и замедление темпа движения в 2, 4 раза при неизменном
музыкальном темпе.
2.3. Упражнения, игры и динамика:



 соотношения резко меняющейся силы музыкального звучания
хореографическим движением;
 соотношение усиления и ослабления силы звучания музыки
хореографическим движением.
2.4. Упражнения, игры и характер музыкального произведения:

с
с

 соотношение характеров музыки и движения;
 танцевальные этюды с элементами актерского мастерства.
III. «Танец».
Теоретические занятия.
1. Теория предмета:
 исторические корни танца;
 социальная природа танца;
 изменение стиля и манеры исполнения с течением времени;
9

 индивидуальность танцовщика.
Практические занятия.
2. Ориентационно-пространственные упражнения:
2.1. Изучение одноплановых рисунков и фигур: линейных – плоскостных (шеренга,
колонна), объёмных (круг, «цепочка»);
2.2. Изучение одноплановых рисунков и фигур:
 линейных (плоскостных) - шеренга горизонтальная; колонна горизонтальная;
 объёмных - круг; «цепочка»;
2.3. Изучение приёмов перестроения из одноплановых рисунков и фигур в
одноплановые, из линейных в линейные:
 из шеренги горизонтальной в шеренгу горизонтальную;
 из колонны горизонтальной в шеренгу горизонтальную;
 из объемных в объёмные;
 сужение и расширение круга;
 из круга в «цепочку»;
 из объёмных в линейные и наоборот:
 из круга в горизонтальную шеренгу;
 из круга в горизонтальную колонну;
 из горизонтальной шеренги в круг;
 из колонны горизонтальной в «цепочку».
3. Танцевальные элементы:
3.1.Танцевальные шаги, бег, прыжки, подскоки:
 танцевальные шаги и ходы;
 скользящий шаг;
 Pas chasse' вперёд, назад
 русский переменный ход.
 реверанс для девочек и поклон для мальчиков на 2/4.
 в ритме полонеза;
 в ритме вальса.
 танцевальные этюды с элементами актерского мастерства.
3.2. Изучение различного вида шагов с руками, находящимися в положении
«ладони на талии»:






танцевальный шаг с носка;
маршевый шаг на месте;
шаги на полупальцах;
легкий бег с поджатыми ногами;
прыжки с вытянутыми ногами;
10

 прыжки с поджатыми ногами;
 подскоки на месте и с продвижением;
 танцевальные этюды с элементами актерского мастерства.
IV. «Основы актерского мастерства».
Теоретические занятия.
1. Теория предмета:
 значение актерского мастерства в хореографическом искусстве;
 понятия
«сцена»,
«сценическое
движение»,
«зрительный
«взаимодействие с залом», «взаимодействие с партнером»;
 создание образа в танце.

зал»,

Практические занятия.
2. Упражнения на развитие артистичности, воображения, эмоциональной
выразительности:
 упражнения и игры на эмоциональную выразительность движений;
 упражнения и игры на парное взаимодействие;
 танцевальные этюды в различных образах.
3. Импровизация:
 самостоятельное исполнение движений в свободной форме.
V. «Классический танец».
Теоретические занятия.
1. Теория предмета:
 история и развитие классического танца;
 основные позиции рук и ног;
 значение классического танца в танцевальной культуре.






Практические занятия.
2. Экзерсис на середине зала:
постановка корпуса (в выворотных позициях);
позиции ног: I, III, II, V;
позиции и положения рук: подготовительное положение, I, III, II позиции.
После освоения на середине зала и лицом к станку;
разучивание элементов классического танца на середине зала:
 Demi-pliés в I и V позициях. Музыкальный размер 2/4, 4/4 – 2 такта на
каждое движение.
 Battements tendus. Музыкальный размер 2/4 – 4 такта на каждое движение
(по мере усвоения – 2 такта).
 Rond de jambe par terre en dehors et en dedans с I позиции с затактовым
построением. Музыкальный размер 3/4 – 2 такта, по мере усвоения – 1
такт.
11

 Grands battements jetés из I и V позиций в сторону, вперёд, назад.
Музыкальный размер 2/4 – 2 такта, 1 такт
 Relevés (подъемы) на полупальцы в I, II и V позициях – с вытянутых ног
и с demi-pliés с затактовым построением. Музыкальный размер 2/4 – 1
такт на каждое движение, по мере усвоения – 1/4.
 трамплинные прыжки в I и II свободной (полувыворотной) позиции ног –
лицом к станку, затем на середине зала.
 освоение методики изучения и исполнения полуповоротов, поворотов.
3. Сценическая практика:
 изучение танцевальных движений;
 соединение движений в танцевальные комбинации;
 создание сценического образа;
 взаимодействие в парах, четверках, восьмерках;
 разводка танцевальных комбинаций в рисунках, переходах, образах;
 отработка элементов;
 работа над музыкальностью;
 развитие пластичности;
 синхронность в исполнении;
 работа над техникой исполнения;
 отработка четкости и чистоты рисунков, построений и перестроений;
 выразительность и эмоциональность исполнения;
 танцевальные этюды с элементами актерского мастерства.
VI. «Историко-бытовой танец».
Теоретические занятия.
1. Теория предмета:
 особенности танцев XVIII века;
 манера исполнения этих танцев, быта, костюмов и причесок;
 историко-бытовые танцы в современном искусстве.
Практические занятия.
2. Элементы танцев XVIII-XIX вв.:
 поклоны и реверанс (шаг с приставкой и наклоном головы: на pliés – для
девочек, без pliés – для мальчиков);
 положений рук, корпуса и головы;
 изучение элементов танцев XVIII-XIX веков;
 исполнение простейших композиций на основе элементов историкобытовых танцев;
 разучивание танцев XVIII-XIX веков:

полонез;

вальс;

менуэт;
12

 выполнение композиций соло и в парах;
 танцевальные этюды с элементами актерского мастерства.
3. Сценическая практика:
 изучение танцевальных движений;
 соединение движений в танцевальные комбинации;
 создание сценического образа;
 взаимодействие в парах, четверках, восьмерках;
 разводка танцевальных комбинаций в рисунках, переходах, образах;
 отработка элементов;
 работа над музыкальностью;
 развитие пластичности;
 синхронность в исполнении;
 работа над техникой исполнения;
 отработка четкости и чистоты рисунков, построений и перестроений;
 выразительность и эмоциональность исполнения;
 танцевальные этюды с элементами актерского мастерства.
VII. «Народно-сценический».
Теоретические занятия.
1. Теория предмета:
 народный танец как вид хореографического искусства;
 особенности исполнения народного танца;
 значение народных танцев в современной культуре.
Практические занятия.
2. Элементы танцев народов мира:
2.1. Русский танец:
 основные позиции ног, рук, корпуса, головы:

позиции ног выворотные (только для экзерсиса), свободные,
прямые (параллельные), обратные (закрытые);
 три позиции рук и положения рук: подготовительное, на талии, под
грудью, на груди, на пояснице, на затылке;
 платочек в русском танце;
 положения рук, корпуса и головы в паре;
 подготовка к началу движения – поклоны;
 элементарные ходы и проходки: основной шаг – с продвижением назад,
основной шаг с притопом – с продвижением назад, основной шаг с
проскальзывающим
притопом,
перекрещивающийся
шаг
с
продвижением вперед;
 бег, подскоки, галоп;
 дробные выстукивания: удары полупальцами, удары каблуком, двойные
притопы;
13

 хлопки – одинарные прямые (фиксированные) – спереди, сзади, сбоку;
 присядки, прыжки и трюки.
2.2. Украинский, белорусский танец.
 основные позиции ног, рук, корпуса, головы;
 положения рук, корпуса и головы в паре, поклоны;
 элементарные ходы и проходки;
 бег, подскоки, галоп;
 дробные выстукивания;
 хлопки;
 присядки, прыжки и трюки.
2.3. Латиноамериканские танцы.
 основные позиции ног, рук, корпуса, головы;
 положения рук, корпуса и головы в паре, поклоны;
 элементарные ходы и проходки;
 разучивание танцевальных элементов.
3. Сценическая практика:
 изучение танцевальных движений;
 соединение движений в танцевальные комбинации;
 создание сценического образа;
 взаимодействие в парах, четверках, восьмерках;
 разводка танцевальных комбинаций в рисунках, переходах, образах;
 отработка элементов;
 работа над музыкальностью;
 развитие пластичности;
 синхронность в исполнении;
 работа над техникой исполнения;
 отработка четкости и чистоты рисунков, построений и перестроений;
 выразительность и эмоциональность исполнения;
 танцевальные этюды с элементами актерского мастерства.
VIII. «Современный танец».
Теоретические занятия.
1. Теория предмета:
 история возникновения современного танца. Появление современного
танца в России;
 стили современного танца, их отличительные особенности;
 техника выполнения и музыкальное сопровождение.
Практические занятия.
2. Элементы современных танцев:
2.1. Техника изоляции:

14

 один из основных принципов современного танца. Изолированные
движения всех частей тела – головы, плеч, рук, корпуса, бедер, ног. На
первом этапе обучения координируется 1, а затем 2 центра в
одновременном параллельном или разнонаправленном движении,
ритмический рисунок ровный, без синкоп.
2.2. Основные шаги:
 приставной шаг с plie. Сначала изучается в чистом виде, а потом
соединяется с работой корпуса;
 выпады в сторону, сначала изучаются в чистом виде, а затем с поворотом
корпуса;
 подъем на носки, разворот стоп «краб».
2.3. Основные движения корпусом:
 раскачивание корпусом вперед-назад, из стороны в сторону, «пружинка»,
«кач».
2.4. Прыжки:
 прыжки на месте
 прыжки вперед – назад
 прыжки вправо-влево
 прыжки «крестом»
 прыжки «ноги вместе - ноги врозь».
2.5. Танцевальная комбинация:
 танцевальная комбинация строится на основе изученных элементарных
танцевальных элементов;
 упражнения на координацию движений с музыкой.
3. Сценическая практика:
 изучение танцевальных движений;
 соединение движений в танцевальные комбинации;
 создание сценического образа;
 взаимодействие в парах, четверках, восьмерках;
 разводка танцевальных комбинаций в рисунках, переходах, образах;
 отработка элементов;
 работа над музыкальностью;
 развитие пластичности;
 синхронность в исполнении;
 работа над техникой исполнения;
 отработка четкости и чистоты рисунков, построений и перестроений;
 выразительность и эмоциональность исполнения;
 танцевальные этюды с элементами актерского мастерства.
IX. «Подготовка к концертно-конкурсной деятельности».
 просмотр видеоматериалов по предметам;
 анализ видеоматериалов с занятий;
15

 повторение изученного материала;
 подбор костюмов, образа.
1.4 Планируемые результаты








В соответствии с каждым этапом программы обучающийся должен освоить:
терминологию, используемую на занятии;
структуру и основные части занятия;
методику изучения танцевальных движений и упражнений;
способы соотношения данных элементов с музыкальным сопровождением;
движения в технике танцевального направления;
принципы составления танцевальных комбинаций;
организацию труда, рабочего места в зале и на сцене.

Требования к уровню подготовки
Знания:

Иметь представление о значении хореографии для человека;

Иметь представления о своих физических способностях;

Иметь первичные знания о танцевальных направлениях;

Знать основные понятия хореографии;

Знать основные нормы поведения, обеспечивающие комфортное
взаимодействие в паре и коллективе, на сцене, в зрительном зале;

Знать основы актерского мастерства и значение их в хореографическом
искусстве.
Умения:

Уметь выполнять основные упражнения гимнастики и ритмики;

Уметь определять ритм, темп и характер музыкального произведения;

Уметь координировать движения с музыкой;

Уметь воспринимать и эмоционально выражать музыкальное
произведение средствами хореографии;

Уметь взаимодействовать с партнером и с коллективом в целом;



Исполнять элементы, упражнения, танцевальные комбинации и танцы,
изученные в течение учебного года.
2. ОРГАНИЗАЦИОННО – ПЕДАГОГИЧСЕКИЕ УСЛОВИЯ
2.1 Условия реализации программы




Помещение:
актовый зал, сцена;
малый зал с покрытием для партерных упражнений.
Приборы и оборудование:
16






музыкальная аппаратура;
фотоаппарат с видеокамерой;
видео, аудио носители;
костюмы для постановочных номеров;
2.2 Формы аттестации и оценочные материалы

Оценка реализации образовательной программы осуществляется через
мониторинг всестороннего развития личности ребенка в объединении «Вальс».
Критерии оценки включают в себя:
Количественный состав учащихся.
Сохранность детского контингента в течение учебного года.
Достижения детей.
Отчетные концерты, мероприятия.
Уровень всестороннего развития личности ребенка.
Уровень развития учащихся отслеживается с помощью Карты наблюдения
индивидуального развития учащегося. Анализ карт наблюдения включает в себя
показатели социально-личностного развития (творческого, коммуникативного,
социального) и показатели хореографического развития (физические и пластичные
данные, музыкально-ритмические и координационные способности, сценическая
культура).
Оценка показателей всестороннего развития учащихся определяется по 5-ти
балльной шкале (1 – низкий уровень, 2 – ниже среднего,3 – средний, 4 – выше
среднего, 5 – высокий уровень развития учащегося).
Карты заводятся на каждого учащегося и заполняются два раза в год, в
октябре и в мае месяце.
1. Таблица результатов итоговой диагностики образовательного уровня
(Приложение 2)
2. Уровень усвоения теоретического и практического материала по теме
(Приложение 2)
Приоритетные формы занятий:
репетиция;
беседа;
игра;
концерт;
конкурс.
Формы проведения занятий:
коллективная, в которой обучающиеся рассматриваются как целостный
коллектив, имеющий своих лидеров (при самостоятельной постановке
хореографических композиций);
групповая, в которой обучение проводится с группой воспитанников (три и
более), имеющих общее задание и взаимодействующих между собой;
17

парная, предполагающая общение с двумя воспитанниками при постановке
дуэтных танцев;
индивидуальная, используемая для работы с воспитанником по усвоению
сложного материала и подготовки к сольному номеру.
Методы, используемые при работе:
метод комбинированных движений, переходящих в небольшие учебные
этюды;
метод расклада, обуславливающийся следующими задачами:
проработка и закрепление пройденного программного материала;
раскрытие
индивидуальности
обучающегося
через
творческое
самовыражение;
воспитание художественного вкуса;
создание хореографических композиций;
выявление и развитие способностей среди участников объединений, развитие
техничности.
метод повторения;
метод коллективного творчества;
метод объяснения;
метод ускорения замедления;
метод заучивания;
метод многократного повторения всевозможных движений.
В репетиционно-постановочные занятия включено необходимое количество
разделов программы, которые самостоятельно комбинируются в зависимости от
тематики танца и сложности его постановки.
Количественный состав групп варьируется в зависимости от этапа реализации
программы. 1 этап – до 15 человек, 2 этап – неограниченное количество, 3 этап – до
15 человек.
Продолжительность одного занятия может варьироваться от 40 минут до 2-ух
часов. Участие обучающихся в музыкальных спектаклях, конкурсах и массовых
мероприятиях соответствует учебному плану учреждения.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

3. Список литература
Абрамова Г.С. Возрастная психология. М.: Академический проект, 2001.
Аверин В.А. Психология детей и подростков. – СПб.: Питер, 2000.
Акимова Г.Е. Словарь-справочник для неравнодушных родителей. – СПб.:
ИД «Весь», 2001.
Барышникова Т.Н. Азбука хореографии. М.: Рольф, 2001.
Бойко В.В. Трудные характеры подростков: развитие, выявление, помощь.
– СПб.: «Союз», 2002.
Васильева Т.К. Секрет танца. СПб.: ТОО «Диамант», ООО «Золотой век»,
2001.
Волков Б.С. Психология подростка. – М.: Педагогическое Общество
России, 2001.
Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: Педагогика, 1995.
18

9. Духова А. Балет «Тодес». М.: АРТ, 2000.
10. Захова Б.Е. Мастерство актёра. М.: «Просвещение», 2002.
11. Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Питер, 2000.
12. Кривцова С.В., Мухаматуллина Е.А. Тренинг: навыки конструктивного
взаимодействия с подростками. – М.: Генезис, 1999.
13. Крушельницкая О.И., Третьякова А.Н. Подросток: физиология и
психология // Биология в школе. – 1998. - № 2. – С. 21-25.
14. Мухина В.С. Возрастная психология. М.: Издательский центр
«Академия», 2002.
15. Организация танцевального кружка. Минск: Издательство «Будивельник»,
2000.
16. Подросток на перекрестке эпох: проблемы и перспективы социальнопсихологической адаптации подростков / Под ред. С.В.Кривцовой. – М.:
Генезис, 1997.
17. Практическая психология для преподавателей. – М.: Филин, 1997.
18. Прутченков А.С., Сиялов А.А. Эй ты, параноик!!! (О психотипах
личности, о диагностике акцентуаций характера детей и педагогической
помощи им). – М.: Новая школа, 1994.
19. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. –
СПб., Питер Ком, 2001.
Интернет ресурсы
1. nsportal.ru
2. prodlenka.org
3. festival.1 september.ru

Приложения

Диагностическая карта оценки результатов обучения
Таблица результатов итоговой диагностики образовательного уровня
Дата проведения диагностики _____________________________
№
п/
п

Фамилия,
имя

Качество Особенности
Активность
знаний, мотивации к
участия в
умений,
занятиям
мероприятиях
навыков

Достижения

Уровень усвоения теоретического и практического материала по теме
19

________________________________________________________________
№

Фамилия, имя

Контрольный Контрольный Контрольный
критерий*
критерий*
критерий*

*количество Контрольных критериев определяется педагогом в соответствии с
планируемым результатом по теме
В карте индивидуальной успешности обучающихся отражаются все контрольные
критерии (при необходимости количество контрольных критериев может быть
увеличено).
Результативность в данной карте представляет собой разностный показатель
суммы всех критериев на конец контрольного периода и его начало.
Контрольных критериев на начало контрольного периода . Результативность = Σ
Контрольных критериев на конец контрольного периода.
(Результативность может иметь и положительный и отрицательный показатель. В
последнем случае это свидетельствует об отрицательной динамике результатов
обучения по программе).

20

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».