Содержание Общие положения……………………………………………………………..3 Актуальность программы …………………………………………………….3 Целевой раздел………………………………………………………………...4 Пояснительная записка………………………………………………………..4 Общая характеристика программы …………………………………………..4 Основные подходы и стратегии………………………………………………5 Планируемые результаты освоения программы…………………………….5 Содержание учебных курсов………………………………………………….6 Условия реализации программы «Творцы»………………………………….7 2 Общие положения Дополнительная образовательная программа платной образовательной услуги «Курс развития творческого мышления «Творцы» МАОУ лицея № 135 (сокращенно Курс «Творцы») разработана на основании: Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012Г. № 273-ФЗ; Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г. № 1155); Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373); Приказа Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам»; Устава МАОУ лицея № 135. Актуальность программы обусловлена: 1. Положениями ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», согласно которому дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста; 2. Запросами со стороны детей и их родителей на программы по развитию мышления. Курс развивает у детей дивергентное мышление, необходимое как для успешного обучения в школе, так и для любой практической деятельности в реальной жизни ребенка. Развивающий курс «Творцы» платной образовательной услуги по развитию творческого мышления у детей 6-14 лет МАОУ лицея № 135 содержит три раздела: целевой, содержательный, организационный. Целевой раздел определяет цели, задачи и планируемые результаты реализации программы «Творцы». Целевой раздел включает: пояснительную записку; планируемые результаты реализации программы «Творцы». Содержательный раздел включает почасовой план занятий на один учебный год с целями и типами занятий. Организационный раздел включает учебный план и систему условий реализации курса развития творческого мышления «Творцы». 3 Целевой раздел Пояснительная записка Дополнительная развивающая программа платной образовательной услуги Курс «Творцы» разработана на основе программы «Курс развития творческого мышления» (для детей 5(6) - 8 лет, автор Ю.Б.Гатанов, СПб: ИМАТОН, 2013). Цель программы «Творцы»– системное развитие творческого мышления как основы будущего профессионального успеха и личного благополучия учеников школы. Основные задачи: развить такие мыслительные способности как 1) беглость мышления (быстро генерировать идеи); 2) гибкость мышления (применять разнообразные подходы и стратегии при решении проблем, готовность и умение рассматривать имеющуюся информацию с разных точек зрения); 3) оригинальность мышления (способность придумывать нестандартные уникальные идеи, решения); 4) способность к детальной разработке идей, сюжетов, решений; а также развитие творческой активности детей; формирование и развитие психических функций познавательной сферы; развитие эмоциональноволевой сферы; развитие коммуникативной сферы. Общая характеристика программы Объем Курса: Полный курс состоит из 4 дидактических независимых частей. Каждая часть курса рассчитана на 1 учебный год (32 урока – 1 урок в неделю). Описание Курса: Все 32 занятий описываются по следующей схеме: 1) описание типа задания (вид информации и способ ее организации в упражнении согласно модели структуры интеллекта Дж. Гилфорда); 2) представление целей занятия (развиваемые творческие способности согласно теории Дж. Гилфорда); 3) разминка, в ходе которой учащиеся должны понять, как лучше выполнить задание и на что при этом следует обращать внимание; 4) основное задание, направленное на развитие определённых творческих способностей; 5) дополнительные задания для продолжения работы в данном направлении для тех учащихся, кому понравился вид творческой деятельности. 4 Основные подходы и стратегии для работы по данному курсу: 1. «Мозговой штурм» и принцип «беглости», а для этого необходимо: 1.1. поставить перед учащимися проблему, которая имеет множество правильных решений, 1.2. хвалить учащихся, записывать все мысли и идеи, которые приходят им в голову, 1.3. ценить не качество ответов, а их количество, 1.4. воздерживаться от критики и оценки идей на момент их поступления. 2. Принцип мягкого соревнования. Правила во избежание отрицательных эффектов: 2.1. организовывать групповые соревнования чаще, чем индивидуальные, 2.2. соревновательная деятельность не должна быть связана с материальными вознаграждениями, оценками, 2.3. составы команд должны постоянно меняться, чтобы все дети имели возможность побывать в роли победителя. 3. Сотрудничество и кооперация, а именно: 3.1. Обучение сотрудничеству и пониманию, 3.2. Развитие лидерских качеств, 3.3. Достижение успеха менее творческими детьми в результате сотрудничества с более творческими. 4. Принципы безоценочной деятельности, освобождение от страха делать ошибки: 4.1. Внимательное и уважительное отношение к детским идеям и вопросам 5. Принцип подкрепления желательных типов поведения. 6. Техника взаимооценок учащихся в неформальной обстановке. 7. Искреннее принятие юмора и веселья. Планируемые результаты освоения программы Творческие способности, навыки и умения, приобретенные на курсе, дети успешно переносят на все учебные предметы в школе, а также и в повседневную жизнь. Работы творчески подкованных детей характеризуются высокой степенью беглости, гибкости, оригинальности и разработанностью предлагаемых идей в соответствии со своей подготовкой и жизненным опытом. После обучения на курсе дети становятся более креативными в делах, требующих новаторства, позитивно меняют свое отношение к школьному обучению в целом. Дети повышают свою самооценку, становятся более уверенными в себе, более интеллектуально развитыми (по данным измерений с помощью тестов Дж.Равена, Д.Векслера, Е.Торренса и других). 5 Содержание учебных курсов Заня- 1 курс тия Темы уроков 1 полугодие / 2 полугодие часы 1/19 Тема: Размышления о словах 2 Тип задания: Семантические и (или) образные единицы Цели: развитие беглости мышления; осознание того, что люди по-разному реагируют на одну и ту же ситуацию 2/20 Тема: От точки к точке Тип задания: Развитие гибкости при работе с образной информацией; Развитие способности творить в условиях значительных ограничений 2 3/21 Тема: Истории и сказки Тип задания: Семантические трансформации Цели: Развитие вербальной беглости; Развитие окончания для историй и сказок 2 4/22 Тема: Настроение 2 Тип задания: Символические и (или) образные единицы Цели: развитие беглости и гибкости ответов; осознание учащимися того, что разные ситуации могу создавать одно и то же настроение 5/23 Тема: Праздник 2 Тип задания: Символические импликации и разработка деталей Цели: развитие символической беглости и гибкости; развитие умения создавать дополнительный смысл имеющимся объектам через разработку деталей 6/24 Тема: Рассказ по картинкам 2 Тип задания: Семантические импликации и разработка деталей Цели: развитие воображения и вербальной оригинальности. Развитие способности придумывать истории на основе определенной последовательности рисунков. 7/25 Тема: Что ты видишь? 2 Тип задания: Образные импликации и разработка деталей Цели: Развитие способностей к невербальной разработке деталей и оригинальности. Развитие способности создавать рисунки с помощью разработки деталей исходных изображений. 8/26 Тема: Нарисуй лица 2 Тип задания: Символические импликации и разработка деталей Цели: Развитие символической беглости и гибкости. Развитие способности к разработке деталей. 9/27 Тема: Одежда 2 Тип задания: Образные импликации и разработка деталей Цели: Развитие способности усовершенствовать объект с помощью разработки деталей. Развитие наблюдения и воображения. 10/28 Тема: О чём ты думаешь? 2 Тип задания: Семантические и (или) образные единицы 6 Цели: Развитие образной беглости и гибкости. Осознавание детьми того, что одно и то же событие может иметь разное значение для людей. 11/29 Тема: Забавы с геометрическими фигурами 2 Тип задания: Образные импликации и разработка деталей Цели: Развитие умения использовать имеющиеся объекты для разных целей. Развитие умения создавать имеющий смысл объект из нескольких элементов, которые сами по себе не имеют никакого значения. 12/30 Тема: Если бы я писал книгу… 2 Тип задания: Образные трансформации Цели: Развитие знакомых объектов. Развитие невербальной оригинальности и гибкости. 13/31 Тема: Новая жизнь старых вещей 2 Тип задания: Образные импликации и разработка деталей Цели: Формирование умения придумывать способы необычного использования обычных предметов. Формирование умения комбинировать имеющиеся детали в новое целое. 14/32 Тема: Сочинение стихов 2 Тип задания: Семантические отношения Цели: Развитие вербальной гибкости. Развитие умения придумывать простые рифмы. Условия реализации программы «Творцы» Кадровые условия реализации программы «Творцы»: Педагог дополнительного образования (Педагог-психолог) Материально – техническое обеспечение Оборудование кабинетов начальной школы, писчая бумага, цветные карандаши, бланки (или тетради) с заданиями, демонстрационная доска, проектор Учебно-методическое обеспечение -Гатанов Ю.Б. «Курс развития творческого мышления» (для детей 5(6)-8 лет). СПб: ИМАТОН, 2013 - Гатанов Ю.Б. «Курс развития творческого мышления» (для детей 7-10 лет). СПб: ИМАТОН, 2013 - Гатанов Ю.Б. «Курс развития творческого мышления» (для детей 8-12 лет). СПб: ИМАТОН, 2013 - Гатанов Ю.Б. «Курс развития творческого мышления» (для детей 10-14 лет). СПб: ИМАТОН, 2013 Требования к организации групп. Количественный состав групп: 10 - 15 человек. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу (60 минут). 7