ДОП ПОУ Творцы

Содержание
Общие положения……………………………………………………………..3
Актуальность программы …………………………………………………….3
Целевой раздел………………………………………………………………...4
Пояснительная записка………………………………………………………..4
Общая характеристика программы …………………………………………..4
Основные подходы и стратегии………………………………………………5
Планируемые результаты освоения программы…………………………….5
Содержание учебных курсов………………………………………………….6
Условия реализации программы «Творцы»………………………………….7

2

Общие положения
Дополнительная образовательная программа платной образовательной
услуги «Курс развития творческого мышления «Творцы» МАОУ лицея №
135 (сокращенно Курс «Творцы») разработана на основании:
 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012Г. № 273-ФЗ;
 Федерального
государственного
образовательного
стандарта
дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки
РФ от 17.10.2013г. № 1155);
 Федерального
государственного
образовательного
стандарта
начального общего образования (приказ Министерства образования и
науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373);
 Приказа Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 г. № 196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным образовательным программам»;
 Устава МАОУ лицея № 135.
Актуальность программы обусловлена:
1. Положениями ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
согласно которому дошкольное образование направлено на
формирование
общей
культуры,
развитие
физических,
интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств,
формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и
укрепление здоровья детей дошкольного возраста;
2. Запросами со стороны детей и их родителей на программы по
развитию мышления.
Курс развивает у детей дивергентное мышление, необходимое как для
успешного обучения в школе, так и для любой практической деятельности в
реальной жизни ребенка.
Развивающий курс «Творцы» платной образовательной услуги по
развитию творческого мышления у детей 6-14 лет МАОУ лицея № 135
содержит три раздела: целевой, содержательный, организационный.
Целевой раздел определяет цели, задачи и планируемые результаты
реализации программы «Творцы».
Целевой раздел включает: пояснительную записку; планируемые
результаты реализации программы «Творцы».
Содержательный раздел включает почасовой план занятий на один
учебный год с целями и типами занятий.
Организационный раздел включает учебный план и систему условий
реализации курса развития творческого мышления «Творцы».

3

Целевой раздел
Пояснительная записка
Дополнительная развивающая программа платной образовательной услуги
Курс «Творцы» разработана на основе программы «Курс развития
творческого мышления» (для детей 5(6) - 8 лет, автор Ю.Б.Гатанов, СПб:
ИМАТОН, 2013).
Цель программы «Творцы»– системное развитие творческого мышления как
основы будущего профессионального успеха и личного благополучия
учеников школы.
Основные задачи: развить такие мыслительные способности как
1) беглость мышления (быстро генерировать идеи);
2) гибкость мышления (применять разнообразные подходы и стратегии
при решении проблем, готовность и умение рассматривать имеющуюся
информацию с разных точек зрения);
3) оригинальность мышления (способность придумывать нестандартные
уникальные идеи, решения);
4) способность к детальной разработке идей, сюжетов, решений;
а также развитие творческой активности детей; формирование и развитие
психических функций познавательной сферы; развитие эмоциональноволевой сферы; развитие коммуникативной сферы.
Общая характеристика программы
Объем Курса:
Полный курс состоит из 4 дидактических независимых частей. Каждая часть
курса рассчитана на 1 учебный год (32 урока – 1 урок в неделю).
Описание Курса:
Все 32 занятий описываются по следующей схеме:
1) описание типа задания (вид информации и способ ее организации в
упражнении согласно модели структуры интеллекта Дж. Гилфорда);
2) представление целей занятия (развиваемые творческие способности
согласно теории Дж. Гилфорда);
3) разминка, в ходе которой учащиеся должны понять, как лучше выполнить
задание и на что при этом следует обращать внимание;
4) основное задание, направленное на развитие определённых творческих
способностей;
5) дополнительные задания для продолжения работы в данном направлении
для тех учащихся, кому понравился вид творческой деятельности.
4

Основные подходы и стратегии для работы по данному курсу:
1. «Мозговой штурм» и принцип «беглости», а для этого необходимо:
1.1. поставить перед учащимися проблему, которая имеет множество
правильных решений,
1.2. хвалить учащихся, записывать все мысли и идеи, которые приходят
им в голову,
1.3. ценить не качество ответов, а их количество,
1.4. воздерживаться от критики и оценки идей на момент их
поступления.
2. Принцип мягкого соревнования. Правила во избежание отрицательных
эффектов:
2.1. организовывать
групповые
соревнования
чаще,
чем
индивидуальные,
2.2. соревновательная деятельность не должна быть связана с
материальными вознаграждениями, оценками,
2.3. составы команд должны постоянно меняться, чтобы все дети имели
возможность побывать в роли победителя.
3. Сотрудничество и кооперация, а именно:
3.1. Обучение сотрудничеству и пониманию,
3.2. Развитие лидерских качеств,
3.3. Достижение успеха менее творческими детьми в результате
сотрудничества с более творческими.
4. Принципы безоценочной деятельности, освобождение от страха делать
ошибки:
4.1. Внимательное и уважительное отношение к детским идеям и
вопросам
5. Принцип подкрепления желательных типов поведения.
6. Техника взаимооценок учащихся в неформальной обстановке.
7. Искреннее принятие юмора и веселья.
Планируемые результаты освоения программы
Творческие способности, навыки и умения, приобретенные на курсе, дети
успешно переносят на все учебные предметы в школе, а также и в
повседневную жизнь. Работы творчески подкованных детей характеризуются
высокой степенью беглости, гибкости, оригинальности и разработанностью
предлагаемых идей в соответствии со своей подготовкой и жизненным
опытом. После обучения на курсе дети становятся более креативными в
делах, требующих новаторства, позитивно меняют свое отношение к
школьному обучению в целом. Дети повышают свою самооценку, становятся
более уверенными в себе, более интеллектуально развитыми (по данным
измерений с помощью тестов Дж.Равена, Д.Векслера, Е.Торренса и других).
5

Содержание учебных курсов
Заня- 1 курс
тия
Темы уроков
1 полугодие / 2 полугодие

часы

1/19

Тема: Размышления о словах
2
Тип задания: Семантические и (или) образные единицы
Цели: развитие беглости мышления;
осознание того, что люди по-разному реагируют на одну и ту же ситуацию

2/20

Тема: От точки к точке
Тип задания: Развитие гибкости при работе с образной информацией;
Развитие способности творить в условиях значительных ограничений

2

3/21

Тема: Истории и сказки
Тип задания: Семантические трансформации
Цели: Развитие вербальной беглости;
Развитие окончания для историй и сказок

2

4/22

Тема: Настроение

2

Тип задания: Символические и (или) образные единицы
Цели: развитие беглости и гибкости ответов;
осознание учащимися того, что разные ситуации могу создавать одно и то же
настроение

5/23

Тема: Праздник

2

Тип задания: Символические импликации и разработка деталей
Цели: развитие символической беглости и гибкости;
развитие умения создавать дополнительный смысл имеющимся объектам
через разработку деталей

6/24

Тема: Рассказ по картинкам

2

Тип задания: Семантические импликации и разработка деталей
Цели: развитие воображения и вербальной оригинальности. Развитие
способности придумывать истории на основе определенной
последовательности рисунков.

7/25

Тема: Что ты видишь?

2

Тип задания: Образные импликации и разработка деталей
Цели: Развитие способностей к невербальной разработке деталей и
оригинальности. Развитие способности создавать рисунки с помощью
разработки деталей исходных изображений.

8/26

Тема: Нарисуй лица

2

Тип задания: Символические импликации и разработка деталей
Цели: Развитие символической беглости и гибкости. Развитие способности к
разработке деталей.

9/27

Тема: Одежда

2

Тип задания: Образные импликации и разработка деталей
Цели: Развитие способности усовершенствовать объект с помощью
разработки деталей. Развитие наблюдения и воображения.

10/28 Тема: О чём ты думаешь?

2

Тип задания: Семантические и (или) образные единицы

6

Цели: Развитие образной беглости и гибкости. Осознавание детьми того, что
одно и то же событие может иметь разное значение для людей.

11/29 Тема: Забавы с геометрическими фигурами

2

Тип задания: Образные импликации и разработка деталей
Цели: Развитие умения использовать имеющиеся объекты для разных целей.
Развитие умения создавать имеющий смысл объект из нескольких элементов,
которые сами по себе не имеют никакого значения.

12/30 Тема: Если бы я писал книгу…

2

Тип задания: Образные трансформации
Цели: Развитие знакомых объектов. Развитие невербальной оригинальности и
гибкости.

13/31 Тема: Новая жизнь старых вещей

2

Тип задания: Образные импликации и разработка деталей
Цели: Формирование умения придумывать способы необычного
использования обычных предметов. Формирование умения комбинировать
имеющиеся детали в новое целое.

14/32 Тема: Сочинение стихов

2

Тип задания: Семантические отношения
Цели: Развитие вербальной гибкости. Развитие умения придумывать простые
рифмы.

Условия реализации программы «Творцы»
Кадровые условия реализации программы «Творцы»:
Педагог дополнительного образования (Педагог-психолог)
Материально – техническое обеспечение
Оборудование кабинетов начальной школы, писчая бумага, цветные
карандаши, бланки (или тетради) с заданиями, демонстрационная доска,
проектор
Учебно-методическое обеспечение
-Гатанов Ю.Б. «Курс развития творческого мышления» (для детей 5(6)-8 лет).
СПб: ИМАТОН, 2013
- Гатанов Ю.Б. «Курс развития творческого мышления» (для детей 7-10 лет).
СПб: ИМАТОН, 2013
- Гатанов Ю.Б. «Курс развития творческого мышления» (для детей 8-12 лет).
СПб: ИМАТОН, 2013
- Гатанов Ю.Б. «Курс развития творческого мышления» (для детей 10-14
лет). СПб: ИМАТОН, 2013
Требования к организации групп.
Количественный состав групп: 10 - 15 человек. Занятия проводятся 1 раз в
неделю по 1 часу (60 минут).

7


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».