МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЛИЦЕЙ № 135
ПРИЛОЖЕНИЕ
к ООП ООО МАОУ лицея №135
Приказ №89-УД от 31.08.2021 г.
Рабочая программа учебного предмета
ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ
Уровень – основное общее образование (5-9 классы)
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» на уровень основного общего
образования (5-9 классы) является частью основной образовательной программы основного общего образования МАОУ лицея №135.
Рабочая программа по основам духовно-нравственной культуры народов России разработана с учетом нормативно-правовых документов:
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (с изменениями и дополнениями);
Примерной основной образовательной программы основного общего образования, одобренной решением федерального учебнометодического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. №1/15);
Примерной программы воспитания, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию
(протокол от 2 июня 2020 г. № 2/20), и Рабочей программы воспитания МАОУ лицея №135 (приказ №88-УД от 31.08.2021 г.).
Данная рабочая программа составлена на основе авторской программы учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов
России» Н.Ф. Виноградовой.
Учебный курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России», далее ОДНКР, является единой комплексной учебновоспитательной системой. Все темы учебного курса согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам
освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса,
а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами
школы.
Комплексный учебный курс «ОДНКР» является культурологическим и направлен на развитие у школьников 5 класса представлений о
нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на
понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.
Цель и задачи учебного предмета
Изучение ОДНКР направлено на достижение следующих целей:
развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в
семье и обществе;
формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности
России;
об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;
осознание ценности человеческой жизни;
воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;
становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести.
Задачи комплексного учебного курса ОДНКР:
знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных
культур и светской этики;
развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и
формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих позиций, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и
культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения
и диалога во имя общественного мира и согласия.
Общая характеристика учебного предмета
Преподавание знаний об ОДНКР призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора обучающегося, но и
в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской
Федерации, уважающего ее культурные традиции.
Общая стратегия курса заключается не только в расширении образовательного кругозора обучающегося, но и в воспитательном
воздействии на процесс формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской
Федерации, уважающего её культурные традиции, готового к межкультурному, межэтническому и межконфессиональному диалогу.
В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования учебный предмет «Основы духовнонравственной культуры народов России» определен как курс, направленный на формирование первоначальных представлений о светской этике,
о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности».
Особенность данного учебного курса состоит в том, что расширение знаний школьников сочетается с воспитанием ценностных отношений
к изучаемым явлениям: внутренней установки личности поступать согласно общественным нормам, правилам поведения и взаимоотношений в
обществе.
Таким образом, характеризуя новый для 5 класса учебный предмет, следует подчеркнуть его интегративный характер: изучение
направлено на образование, воспитание и развитие школьника при особом внимании к его эмоциональному развитию.
Учебный предмет «ОДНКР» изучается на уровне основного общего образования в качестве обязательного предмета в 5 классах в общем
объеме 34 часа, по 1 часу в неделю.
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты изучения «ОДНКР» предполагают:
• осознание своей принадлежности к народу, национальности, стране, государству; чувство привязанности и любви к малой
родине, гордости и за своё Отечество, российский народ иисторию России (элементы гражданской идентичности);
• понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения;
• проявление гуманного отношения, толерантности к людям, правильного взаимодействия в совместной деятельности, независимо от
возраста, национальности, вероисповедания участниковдиалога или деятельности;
• стремление к развитию интеллектуальных, нравственных, эстетических потребностей.
Метапредметные результаты изучения «ОДНКР» предполагают:
• Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу (проблему).
• Совместно с учителем составлять план решения задачи.
• Работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя.
• В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и оценивать свою работу и работудругих учащихся.
• Характеризовать понятие «духовно-нравственная культура».
• Сравнивать нравственные ценности разных народов, представленные в фольклоре,искусстве, религиозных учениях.
• Различать культовые сооружения разных религий.
• Формулировать выводы и умозаключения на основе анализа учебных текстов.
• Рассказывать о роли религий в развитии образования на Руси и в России.
• Кратко характеризовать нравственные ценности человека (патриотизм, трудолюбие, доброта, милосердие и др.). Доносить свою
позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых
ситуаций.
• Доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и обосновывать её,приводя аргументы.
• Слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения.
• Договариваться с людьми: сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе.
Предметные результаты изучения «ОДНКР» предполагают:
• осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской многонациональной культуре, особенностях
традиционных религий России;
• использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности; способность к работе с информацией,
представленной разными средствами;
• расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно
2. Содержание учебного предмета «Основы духовно – нравственной культуры народов России»
В мире культуры
Величие российской культуры. Российская культура – плод усилий разных народов. Деятели науки и культуры – представителей разных
национальностей (К. Брюллов, И. Репин, К. Станиславский, Ш. Алейхем, Г. Уланова, Д. Шостакович, Р. Гамзатов, Л. Лихачев, С. Эрьзя, Ю.
Рытхэу и др.).
Человек – творец и носитель культуры. Вне культуры жизнь человека невозможна. Вклад личности в культуру зависит от ее таланта,
способностей, упорства.
Законы нравственности – часть культуры общества. Источники, создающие нравственные установки.
Нравственные ценности российского народа
«Береги землю родимую, как мать любимую». Представления о патриотизме в фольклоре разных народов. Герои национального эпоса разных
народов (Улып, Сияжар, Боотур, Урал-батыр и др.).
Жизнь ратными подвигами полна. Реальные примеры выражения патриотических чувств в истории России (Дмитрий Донской, Кузьма Минин,
Иван Сусанин, Надежда Дурова и др.). Деятели разных конфессий – патриоты (Сергий Радонежский, Рабби Шнеур-Залман и др.). Вклад
народов нашей страны в победу над фашизмом.
В труде – красота человека. Тема труда в фольклоре разных народов (сказках, легендах, пословицах).
«Плод добрых трудов славен…». Буддизм, ислам, христианство о труде и трудолюбии.
Люди труда. Примеры самоотверженного труда людей разной национальности на благо родины (землепроходцы, ученые, путешественники,
колхозники и пр.).
Бережное отношение к природе. Одушевление природы нашими предками. Роль заповедников в сохранении природных объектов.
Заповедники на карте России.
Семья – хранитель духовных ценностей. Роль семьи в жизни человека. Любовь, искренность, симпатия, взаимопомощь и поддержка – главные
семейные ценности. О любви и милосердии в разных религиях. Семейные ценности в православии, буддизме, исламе, иудаизме.
Взаимоотношения членов семьи. Отражение ценностей семьи в фольклоре разных народов. Семья – первый трудовой коллектив.
Религия и культура
Роль религии в развитии культуры. Вклад религии в развитие материальной и духовной культуры общества.
Культурное наследие христианской Руси. Принятие христианства на Руси, влияние Византии. Христианская вера и образование в Древней
Руси. Великие князья Древней Руси и их влияние на развитие образования. Православный храм (внешние особенности, внутреннее убранство).
Духовная музыка. Богослужебное песнопение. Колокольный звон. Особенности православного календаря.
Культура ислама. Возникновение ислама. Первые столетия ислама (VII-XII века) – золотое время исламской культуры. Успехи образования и
науки. Вклад мусульманской литературы в сокровищницу мировой культуры. Декоративно-прикладное искусство народов, исповедующих
ислам. Мечеть – часть исламской культуры. Исламский календарь.
Иудаизм и культура. Возникновение иудаизма. Тора – Пятикнижие Моисея. Синагога – молельный дом иудеев. Особенности внутреннего
убранства синагоги. Священная история иудеев в сюжетах мировой живописи. Еврейский календарь.
Культурные традиции буддизма. Распространение буддизма в России. Культовые сооружения буддистов. Буддийские монастыри. Искусство
танка. Буддийский календарь.
Как сохранить духовные ценности
Забота государства о сохранении духовных ценностей. Конституционные гарантии права гражданина исповедовать любую религию.
Восстановление памятников духовной культуры, охрана исторических памятников, связанных с разными религиями.
Хранить память предков. Уважение к труду, обычаям, вере предков. Примеры благотворительности из российской истории. Известные
меценаты России.
Твой духовный мир.
Что составляет твой духовный мир. Образованность человека, его интересы, увлечения, симпатии, радости, нравственные качества личности
– составляющие духовного мира. Культура поведения человека. Этикет в разных жизненных ситуациях. Нравственные качества человека.
3. Тематическое планирование
Тематическое планирование учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
с учетом рабочей программы воспитания, 5 класс
№
Раздел
Количес
тво
часов
1.
В мире
культуры
3
2.
Нравственные
ценности
российского
народа
14
3.
Религия и
культура
10
4.
Как
сохранить
духовные
ценности
4
5.
Твой
духовный мир
2
6.
Резерв
1
Основные виды деятельности обучающихся
- Сравнивать нравственные ценности разных народов, представленные в фольклоре, искусстве,
религиозных учениях;
- различать культовые сооружения разных религий;
- формулировать выводы и умозаключения на основе анализа учебных текстов.
- Кратко характеризовать нравственные ценности человека (патриотизм, трудолюбие, доброта,
милосердие и др.);
- оценивать различные ситуации с позиций «нравственно», «безнравственно»;
- анализировать и оценивать совместную деятельность (парную, групповую работу) в соответствии с
поставленной учебной - задачей, правилами коммуникации и делового этикета.
- Рассказывать о роли религий в развитии образования на Руси и в России;
- различать культовые сооружения разных религий;
- формулировать выводы и умозаключения на основе анализа учебных текстов;
- кратко характеризовать нравственные ценности человека (патриотизм, трудолюбие, доброта,
милосердие и др.).
- Сравнивать главную мысль литературных, фольклорных и религиозных текстов; проводить аналогии
между героями, сопоставлять их поведение с общечеловеческими духовно-нравственными
ценностями;
- участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы,
добавлять, приводить доказательства;
- создавать по изображениям (художественным полотнам, иконам, иллюстрациям) словесный портрет
героя.
- Высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека;
- оценивать свои поступки, соотнося их с правилами нравственности и этики; намечать способы
саморазвития;
- работать с историческими источниками и документами.
Основные
направления
воспитательной
работы
6, 8
6, 8
6, 7, 8
6, 7, 8
Тематическое планирование, 5 класс
№
урока
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
Тема урока
Введение.
Величие многонациональной российской культуры.
Человек – твореци носитель культуры. Вне культуры жизнь человека невозможна. Вклад личности в культуру зависит от её таланта, способностей,
упорства.
Человек – твореци носитель культуры. Законы нравственности – часть культуры общества. Источники, создающие нравственные установки.
«Береги землю родимую, как матьлюбимую». Представления о патриотизме в фольклоре разных народов.
«Береги землю родимую, как матьлюбимую». Герои национального эпоса разных народов (Улып, Сияжар, Боотур, Урал-батыр и др.).
Жизнь ратными подвигами полна. Реальные примеры выражения патриотических чувств в истории России (Дмитрий Донской, Кузьма Минин,
Иван Сусанин, Надежда Дурова и др.).
Жизнь ратными подвигами полна. Деятели разных конфессий – патриоты (Сергий Радонежский, Рабби Шнеур-Залман и др.).
Жизнь ратными подвигами полна. Вклад народов нашей страны в победу над фашизмом.
В труде - красота человека.
«Плод добрых трудов славен…».
Люди труда. Примеры самоотверженного труда людей разных национальностей на благо Родины: землепроходцы, путешественники.
Люди труда. Примеры самоотверженного труда людей разных национальностей на благо Родины: учёные.
Бережное отношение к природе.
Семья - хранитель духовных ценностей. Роль семьи в жизни человека. Любовь, искренность, взаимопомощь и поддержка — главные семейные
ценности.
Семья - хранитель духовных ценностей. О любви и милосердии в разных религиях. Семейные ценности в православии,
буддизме, исламе, иудаизме.
Семья - хранитель духовных ценностей. Взаимоотношения членов семьи. Отражение ценностей семьи в фольклоре разных народов.
Семья - хранитель духовных ценностей. Семья — первый трудовой коллектив.
Защита творческих проектов.
Роль религии в развитии культуры.
Культурное наследие христианской Руси: принятие христианства, христианская вера и образование Древней Руси.
Культурное наследие христианской Руси: великие князья Древней Руси; православный храм.
Культура Ислама. Возникновение ислама. Первые столетия ислама (VII–XII века) – золотое время исламской культуры. Успехи образования и науки.
Культура Ислама. Вклад мусульманской литературы в сокровищницу мировой культуры. Декоративно-прикладное искусство народов,
исповедующих ислам. Мечеть – часть исламской культуры. Исламский календарь.
Иудаизм и культура. Возникновение иудаизма. Тора – Пятикнижие Моисея. Синагога – молельный дом иудеев.
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Иудаизм и культура. Особенности внутреннего убранства синагоги. Священная история иудеев в сюжетах мировой живописи. Еврейский календарь.
Культурные традиции буддизма.
Забота государства о сохранении духовных ценностей.
Хранить память предков.
Что составляет твой духовный мир. Образованность человека, его интересы, увлечения, симпатии, радости, нравственные качества личности —
составляющие духовного мира.
Что составляет твой духовный мир. Культура поведения человека. Этикет в разных жизненных ситуациях. Нравственные качества человека.
Итоговое повторение по курсу.
Итоговое повторение по курсу.
Резерв.
Лист коррекции
Уроки, которые требуют коррекции
Дата,
класс
№ урока по
КТП
Уроки, содержащие коррекцию
Причина
коррекции
Тема урока
Дата
Отметка о выполнении
Форма коррекции
Информация о выполнении рабочей программы
Предмет
Количество часов
по плану
Выполнение
Четверть
1
2
3
Отставание
4
Причина
Компенсирующие
мероприятия