МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЛИЦЕЙ № 135
ПРИЛОЖЕНИЕ
к ООП СОО МАОУ лицея №135
Приказ №89-УД от 31.08.2021 г.
Рабочая программа учебного курса
ЧЕЛОВЕК – ОБЩЕСТВО – МИР
Уровень – среднее общее образование (10-11 класс)
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса «Человек – общество – мир» на уровень среднего общего образования (10-11 классы) является
частью основной образовательной программы среднего общего образования МАОУ лицея №135.
Рабочая программа разработана с учетом нормативно-правовых документов:
- ФГОС среднего общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 17.12.2012 №413 (с изменениями и дополнениями);
- Примерной основной образовательной программы среднего общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического
объединения по общему образованию, протокол от 12 мая 2016 года №2/16);
- Примерной программы воспитания, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию,
протокол от 2 июня 2020 г. № 2/20), далее - Программа воспитания, ФУМО и Рабочей программы воспитания МАОУ лицея №135 (приказ №88УД от 31.08.2021 г.).
Данный курс предназначен для учащихся 11-х классов. Программа курса ориентирована на повторение, систематизацию, обобщение
курса обществознания средней школы, а также на подготовку учащихся 11-х классов к государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ.
Актуальность программы определяется тем, что при гуманитарном подходе к образованию признаётся не набор информации, усвоенной
учащимися на репродуктивном уровне, а его «знание о незнании». Безусловный приоритет над знанием отдаётся пониманию (прежде всего,
пониманию того, «что и зачем ты делаешь»), связи понимаемого с собственным личным опытом.
Основными результатами освоения содержания учебного курса учащимися может быть определенный набор умений (общеучебных и
предметных), а также приобретение опыта исследовательской деятельности.
Учебный курс построен по модульному принципу, который позволяет успешно организовывать самостоятельную работу учащегося и
различные маршруты освоения предложенного содержания. Основная функция учителя в данном курсе состоит в «сопровождении» учащегося
в познавательной деятельности, коррекции ранее полученной информации, помощи в извлечении из полученных ранее знаний тех, которые
актуализируются в данном курсе. Немаловажным является и то, что курс в целом выстраивается как система актуализированного диалога, что
обеспечивается активным использованием современных методов обучения и современных коммуникативных технологий.
В целях гражданско-патриотического воспитания, повышения мотивации, формирования активной гражданской позиции курс
предусматривает творческую деятельность, выраженную в учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся. Курс ориентирует
на активную самостоятельную поисковую работу по широкому кругу выделенных в сотрудничестве ученика и учителя проблем, лично
значимых для учащихся и стимулирующих творческий поиск. Курс способствует росту уверенности ученика в своих силах, активному
использованию своего субъектного опыта, углублению знаний по выбранным темам.
Изучение данного учебного курса в старшей школе направлено на достижение следующих целей:
• развитие личности;
• воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности
гуманистическим и демократическим ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации;
• освоение системы знаний об обществе, о его сферах, различных видах деятельности людей, моральном и правовом регулировании
общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и
гражданина;
• овладение умениями получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные данные;
освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества
и государства;
• совершенствование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений,
гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и
вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными
законом.
• освоение системы обществоведческих знаний и соответствующих предметных умений и навыков в процессе теоретической и практической
подготовки к ЕГЭ;
• формирование у учащихся готовности искать и находить свою собственную дорогу в мире духовных, этических и эстетических ценностей,
проблем, традиций.
Задачи курса:
- на основе изучения и повторения ключевых проблем современного обществознания систематизировать и обобщить предметные знания
учащихся;
- способствовать воспитанию учащихся в духе гражданского патриотизма, правосознания, активной жизненной позиции;
- повышать мотивацию учебной деятельности за счет нетрадиционных форм подачи материала, исследовательской и проектной деятельности;
- выделять разные виды взаимосвязей человеческой деятельности, общественных процессов и тенденций мирового развития;
- психологическая подготовка учащихся к государственной (итоговой) аттестации.
Методы преподавания данного учебного курса определяются его целями и задачами: частично-поисковый, исследовательский, проектный.
Оценивание результатов освоения курса будет производиться на основании выполнения и защиты итоговой творческой работы по одной из
предложенных тем.
Средства обучения:
энциклопедии, словари;
учебная литература;
ресурсы сети Интернет.
Рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом Лицея. Общее число учебных часов за год обучения – 34 , по 1 часу в неделю.
1. Планируемые результаты освоения учебного курса «Человек – общество – мир»
Личностные результаты:
- воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной,
гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб,
флаг, гимн);
- формирование гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные
права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего
традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
- готовность к служению Отечеству, его защите;
- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития правовой науки и практики, а так- же различных форм
общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
- сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского
общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
– толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем
взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
– навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности;
– нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
– готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к
непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
– осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной
деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
– сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и
социальной среды;
Метапредметные результаты:
– самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
– оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей,
основываясь на соображениях этики и морали; ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных
ситуациях;
– оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленнойцели;
– выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные инематериальные затраты;
– организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
– выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные
ограничения;
– сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
уметь перекодировать информацию, т.е. превращать текст в таблицы, графики, диаграммы и наоборот;
- уметь освещать материал логично, последовательно, соблюдая принятые нормы устной речи;
при письменном изложении материала на заданную тему – раскрывать взаимосвязь фактов, их смысл и значение в рамках выбранной
проблемы, делать обобщения и вводы;
– искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его
основе новые (учебные и познавательные) задачи;
– критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных
источниках;
– использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий,
выявленных в информационных источниках;
– находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим
замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
– выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов
действия;
– менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
Предметные результаты
– анализировать различные ситуации свободного выбора, выявлять его основания и последствия;
– характеризовать общество как целостную развивающуюся систему в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;
– выявлять, анализировать, систематизировать и оценивать информацию, иллюстрирующую многообразие и противоречивость социального
развития;
приводить примеры прогрессивных и регрессивных общественных изменений, аргументировать свои суждения, выводы;
– формулировать собственные суждения о сущности, причинах и последствиях глобализации; иллюстрировать проявления различных
глобальных проблем;
– уметь объяснять явления социальной действительности с опорой на эти понятия;
– находить нужную социальную информацию в источниках; адекватно её воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и
понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать) имеющиеся
данные, соотносить их с собственными знаниями;
– давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
– знать основные нравственные и правовые понятия, нормы и правила, понимать их роль как решающих регуляторов общественной жизни;
– уметь применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, руководствоваться этими нормами и правилами
в собственной повседневной жизни;
– характеризовать признаки коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности; уметь использовать современные
средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
– понимать язык массовой социально-политической коммуникации, позволяющей осознанно воспринимать соответствующую информацию;
– уметь различать факты, аргументы, оценочные суждения;
– выявлять причины социальных конфликтов, моделировать ситуации разрешения конфликтов;
– выделять причины и последствия этносоциальных конфликтов, приводить примеры способов их разрешения;
– характеризовать основные принципы национальной политики России на современном этапе;
– высказывать обоснованные суждения о факторах, влияющих на ситуацию в мире;
– характеризовать ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его
правам и свободам как к высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на
признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убеждённости в важности для общества семьи и семейных традиций;
на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия, своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и
грядущими поколениями;
– раскрывать взаимосвязь экономики с другими сферами жизни общества;
– осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по актуальным проблемам современной цивилизации,
сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи;
– оценивать собственные отношения и взаимодействие с другими людьми с позиций толерантности;
– устанавливать связи между социальными интересами, целями и методами политической деятельности в современном мире;
– высказывать аргументированные суждения о соотношениисредств и целей в политике;
– обобщать и систематизировать информацию о сущности (ценностях, принципах, признаках, роли в общественном развитии) демократии;
– оценивать роль СМИ в современной политической жизни;
– сравнивать правовые нормы современных стран;
– различать понятия «права человека» и «права гражданина», ориентироваться в ситуациях, связанных с проблемами гражданства, правами и
обязанностями, с реализацией гражданами своих прав и свобод;
– обосновывать взаимосвязь между правами и обязанностями человека и гражданина, выражать собственное отношение к лицам,
уклоняющимся от выполнения конституционных обязанностей;
– аргументировать важность соблюдения норм экологического права и характеризовать способы защиты экологических прав;
– извлекать и анализировать информацию по заданной теме вадаптированных источниках различного типа;
– объяснять основные
идеи международных
документов, направленных на защиту прав человека.
Выпускник научится:
- раскрывать, опираясь на примеры, смысл понятий;
- описывать общество как целостную социальную систему;
- различать исторические типы обществ по их признакам, объяснять причины перехода от одного типа общества к другому;
- иллюстрировать фактами социальной жизни теоретические положения о многообразии путей и форм общественного развития, о критериях и
противоречивости общественного прогресса;
- характеризовать сущность и оценивать последствия глобализации;
- обосновывать необходимость коллективных усилий для решения глобальных проблем современности;
- различать в социальной информации о современном обществе факты, оценочные утверждения, гипотетические суждения.
уметь/владеть:
- способами определения сущностных характеристик изучаемых объектов, сравнивать, сопоставлять, оценивать и классифицировать их по
указанным критериям;
- решать познавательные и практические задания, отражающие типичные социальные ситуации;
- способами работы с различными видами информации;
- обосновывать суждения, приводить доказательства, формулировать собственные выводы, владеть основными видами публичной защиты;
- выражать информацию в графической, табличной, текстовой, электронной формах;
- создавать собственные творческие произведения, в том числе с помощью мультимедийных технологий;
- владение основными видами публичных выступление (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и
правилам ведения диалога (диспута).
Выпускник получит возможность научиться:
- конкретизировать примерами факты социальной жизни, функции общества и его подсистем, взаимосвязь подсистем общества;
- оценивать возможности и риски современного общества;
- выявлять причинно-следственные связи в динамике социальных изменений;
- характеризовать факторы процесса глобализации в современном мире;
- прогнозировать последствия влияния глобализации на различные сферы жизни общества;
- анализировать социальные причины и моделировать последствия экологического кризиса;
- описывать и иллюстрировать с помощью материалов средств массовой информации (СМИ) тенденции и перспективы общественного
развития.
2. Содержание учебного курса «Человек – общество – мир»
Современное состояние цивилизации и цивилизационного процесса
Загадка III тысячелетия. Когда же оно началось (в 2000 г., 2001 г., 11 сентября 2002 г.)? Условность и реальность исторического времени.
Перспективы цивилизации. Уточнение понятия «цивилизация», история вопроса, точки зрения. Глобальные проблемы человечества и
необходимость выработки планетарного сознания. Способы и типы ориентации человечества в культурах и цивилизациях. Диалог
цивилизаций. Конфликт и противостояние цивилизаций. Типы межцивилизационных проблем: две «империи зла», Север – Юг (отсталые
и передовые цивилизации), Запад – Восток (прогресс и традиции). Попытки выработки цивилизационных универсалий. «Право сильных»
объявлять свои ценности общечеловеческими. «Право слабых» воспринимать и адаптировать эти ценности. Нарастание цивилизационных
кризисов. Глобальная Африка. Демографический кризис и дряхление западной цивилизации. Продовольственная проблема. Экологические
кризисы. Геополитический кризис (США как супердержава и строительство новой Европы). Кризисная ситуация как система «вызовов» и типы
ответов на неё. Активизация национального и религиозного фактора, движение «ати-». «Принуждение к миру» (США). Ориентация на
собственные силы (Китай). Российский ответ (традиции, государственность, коллективизм). Основные тенденции цивилизационного развития.
Глобализация. Принципиальная возможность сохранения цивилизации. Международный терроризм. Поиск координированных усилий
(сотрудничество в Космосе). Перспектива сохранения многообразия в условиях универсализации. Главные загадки и тайны III тысячелетия.
Проблема прав человека в XXI веке.
Критика России за нарушение прав человека – причины разногласий между Востоком и Западом. Кризис международной правовой
системы, сложившейся в ХХ веке. История вопроса: права человека в культурных проектах ХХ века (почему эта проблема существует при
каждом подходе и почему она решается по-разному). Российское право в конце XX - начале XXI вв. Права человека и их природа (социальное
или природное явление). Гражданские права, социально-экономические права, политические права, культурные, экологические. Конституция
РФ о правах человека. Права человека языком юридических документов.
Права человека и правовая культура: навязаны обществом или являются насущной проблемой? Гуманитарное право ХХ века (право
войны и мира; права человека). Общее и особенное: универсальное и национально – специфическое в реализации прав человека. Актуальные
вопросы современности: почему растёт актуальность прав женщин, детей, а не актуальность политических прав, как в начале ХХ века?
Соблюдение прав человека. Организация защиты прав человека. Проблема знания и образования в области прав человека.
3. Тематическое планирование
Тематическое планирование учебного курса «Человек – общество – мир» с учетом программы воспитания, 11 класс
№
п/п
Количество
часов
Основные виды деятельности обучающихся
(на уровне универсальных учебных действий)
1. Современное состояние
цивилизации
и
цивилизационного
процесса
15
2. Проблема прав человека
в XXI в.
18
- использовать полученные знания о социальных ценностях и нормах в
повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемыхрешений;
- оценивать разнообразные явления ипроцессы общественного развития;
- различать типы мировоззрений;
- устанавливать причинно-следственные связи между состоянием
различных сфер жизни общества и общественным развитием в целом;
- выявлять, опираясь на теоретические положения и материалы СМИ,
тенденции и перспективы общественного развития;
- систематизировать социальную информацию, устанавливать связи в
целостной картине общества (его структурных элементов, процессов,
понятий) и представлять ее в разных формах (текст, схема, таблица);
- выделять причины социального неравенства в истории и в современном
обществе;
- анализировать ситуации, связанные с различными способами разрешения
социальных конфликтов;
- выражать собственное отношение к различным способам разрешения
социальных конфликтов;
- толерантно вести себя по отношению к людям, относящимся к
различным этническим общностям и религиозным конфессиям; оценивать
роль толерантности в современном мире;
- находить и анализировать социальную информацию о тенденциях
развития современного мира;
- анализировать численность населения и динамику ее изменений в мире и
в России;
- отбирать и систематизироватьинформацию;
- самостоятельно давать аргументированную оценку личных качеств и
деятельности политических лидеров;
- характеризовать особенности политического процесса в России;
анализировать основные тенденцииразвития современного мира;
- действовать в пределах правовых норм для успешного решения
Название раздела, темы
Основные
направления
воспитательной
деятельности
4, 6
4,6,8
3. Резерв
Итого:
1
34 ч.
жизненных задач в разных сферах общественных отношений;
- характеризовать механизм судебной защиты прав человека и гражданина
в РФ;
- выявлять общественную опасность коррупции для гражданина, общества
и государства;
- применять знание основных норм права в ситуациях повседневной
жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;
- оценивать происходящие события и поведение людей с точки зрения
соответствия закону;
- характеризовать основные направления деятельности государственных
органов по предотвращению терроризма;
- раскрывать роль СМИ и гражданского общества в противодействии
терроризму;
Тематическое планирование, 11 класс (1 час в неделю, всего – 34 часа)
№
Тема урока
1
2
3
4
Введение в курс «Человек – общество – мир».
Загадка III тысячелетия. Когда же оно началось (в 2000 г., 2001 г., 11 сентября 2002 г.)? Условность и реальность исторического времени.
Перспективы цивилизации.
Глобальные проблемы человечества и необходимость выработки планетарного сознания. Способы и типы ориентации человечества в культурах и
цивилизациях. Диалог цивилизаций.
Конфликт и противостояние цивилизаций. Типы межцивилизационных проблем: две «империи зла», Север – Юг (отсталые и передовые
цивилизации), Запад – Восток (прогресс и традиции).
Попытки выработки цивилизационных универсалий. «Право сильных» объявлять свои ценности общечеловеческими. «Право слабых» воспринимать
и адаптировать эти ценности. Нарастание цивилизационных кризисов. Глобальная Африка.
Демографический кризис и дряхление западной цивилизации. Продовольственная проблема.
Геополитический кризис (США как супердержава и строительство новой Европы).
Кризисная ситуация как система «вызовов» и типы ответов на неё. Активизация национального и религиозного фактора, движение «ати-».
Экологические кризисы.
«Принуждение к миру» (США). Ориентация на собственные силы(Китай). Российский ответ (традиции, государственность, коллективизм).
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Основные тенденции цивилизационного развития. Глобализация. Принципиальная возможность сохранения цивилизации.
Международный терроризм.
Поиск координированных усилий (сотрудничество в Космосе т.п). Перспектива сохранения многообразия в условиях универсализации. Главные
загадки и тайны III тысячелетия.
Повторительно-обобщающий урок «Современное состояние цивилизации и цивилизационного процесса».
Критика России за нарушение прав человека – причины разногласий между Востоком и Западом - начале XXI вв.
Российское право в конце XX в.
Кризис международной правовой системы, сложившейся в ХХ веке.
История вопроса: права человека в культурных проектах ХХ века.
Права человека и их природа (социальное или природное явление).
Гражданские права, социально-экономические права, политическиеправа, культурные, экологические.
Конституция РФ о правах человека.
Конституция РФ о правах человека.
Права человека языком юридических документов.
Права человека и правовая культура.
Гуманитарное право ХХ века.
Общее и особенное: универсальное и национально – специфическое в реализации прав человека.
Актуальные вопросы современности: почему растёт актуальность прав женщин, детей, а не актуальность политических прав, как в начале ХХ века?
Соблюдение прав человека.
Организация защиты прав человека.
Проблема знания и образования в области прав человека.
Повторительно – обобщающий урок «Проблема прав человека в XXI в.».
Итоговое повторение.
Резерв.
Лист коррекции
Уроки, которые требуют коррекции
Дата,
класс
№ урока по
КТП
Уроки, содержащие коррекцию
Причина
коррекции
Тема урока
Дата
Отметка о выполнении
Форма коррекции
Информация о выполнении рабочей программы
Предмет
Количество часов
по плану
Выполнение
Четверть
1
2
3
Отставание
4
Причина
Компенсирующие
мероприятия
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)