Программа внеурочной деятельности «Спортивный час»

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛИЦЕЙ № 135
(МАОУ ЛИЦЕЙ № 135)
Альпинистов ул., д. 27, Екатеринбург,
Свердловская область, 620010
тел. +7 (343) 258-04-11 Е-mail: licey135@eduekb.ru
https://лицей135.екатеринбург.рф/
ОКПО 41749201 ОГРН 1026605761599
ИНН/КПП 6664036020/667901001

ПРИЛОЖЕНИЕ 12.7
к ООП НОО МАОУ лицея № 135
Приказ № 76-УД от 30.08.2024 г.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности
СПОРТИВНЫЙ ЧАС
Уровень – начальное общее образование (1– 4 классы)

Екатеринбург, 2024

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «Спортивный час»
разработана на основе образовательной программы начального общего
образования МАОУ лицея № 135 в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Образовательный процесс в современной школе постоянно усложняется, и это
требует от обучающихся значительного умственного и нервно-психического
напряжения. Доказано, что успешность адаптации к новым условиям
обеспечивается, помимо других важных факторов, определенным уровнем
физиологической зрелости обучающихся, что предполагает хорошее здоровье и
физическое развитие, оптимальное состояние центральной нервной системы и
функций организма, определенный уровень сформированности двигательных
навыков и развития физических качеств. Это дает возможность выдерживать
достаточно серьезные психофизические нагрузки, связанные со школьным
режимом и новыми условиями жизнедеятельности. Однако невысокий уровень
здоровья и общего физического развития многих обучающихся, поступающих в
первый класс, дальнейшее его снижение в процессе обучения представляют
сегодня серьезную проблему.
У многих первоклассников наблюдается низкая двигательная активность,
широкий спектр функциональных отклонений в развитии опорно-двигательного
аппарата, дыхательной, сердечно-сосудистой, эндокринной и нервной систем,
желудочно-кишечного тракта. Детский организм по своим анатомофизиологическим особенностям более чувствителен к неблагоприятным
влияниям окружающей среды, а потому нуждается в таких внешних условиях
обучения и воспитания, которые способствовали бы укреплению здоровья,
улучшению физического развития, повышению успешности учебной
деятельности и общей работоспособности. В связи с этим в образовательных
учреждениях необходимо создавать условия, способствующие сохранению и
укреплению здоровья, формированию ценностного отношения обучающихся к
собственному здоровью и здоровью окружающих.
Программа «Спортивный час» способствует формированию культуры
здорового образа жизни обучающихся. Она включает в себя знания, установки,
личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и
укрепление физического и психического здоровья.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«СПОРТИВНЫЙ ЧАС»
Программа внеурочной деятельности «Спортивный час» предполагает
обучение на двух основных уровнях: первый - информативный, который
заключается в изучении правил и закономерностей здорового образа жизни;
второй — поведенческий, позволяющий закрепить социально одобряемые модели
поведения.

2

Содержание программы строится на основных принципах дидактики:
− научность – предлагаемый материал соответствует представлению
современной науки об особенностях здорового образа жизни;
− доступность – информация и ее объем соответствуют возрастным
возможностям усвоения знаний детей младшего школьного возраста;
− наглядность – познание осуществляется с использованием современных
дидактических средств;
− занимательность – материал излагается в занимательной, игровой форме,
содержит информацию, полезную для практической деятельности;
− адаптивность – создание открытой адаптивной модели воспитания и
развития детей, реализующей идеи важности ценности детства и обеспечивающей
гуманный подход к развитию личности ребенка;
− актуальность – отражает насущные проблемы, связанные со здоровьем
детей, гигиеническими, культурными, социальными нормами и ценностями;
− психологическая комфортность – обеспечение эмоционального комфорта,
создание условий для самореализации;
− обучение в деятельности – организация детской деятельности по
формированию здорового и безопасного образа жизни, умения самостоятельно
добывать новые знания, правильно применять их на практике;
− целостность содержания образования – выделение основных этапов и
блоков, логическая преемственность с уроками разной целевой направленности в
процессе его осуществления;
− сознательность и активность – проявление активности учащихся к
вопросам, касающимся здоровья, что возможно только при осознании
ответственности за него;
− опора на предшествующее развитие.
Методы и приёмы, используемые при реализации программы:
Общепедагогические методы – это словесные методы (объяснение, беседа,
лекция, инструктирование, комментарии, замечания, команды, указания) и
методы обеспечения наглядности (показ и демонстрация).
Игровой метод – для решения образовательных, оздоровительных и
воспитательных задач (вырабатывает и обеспечивает всестороннее, комплексное
развитие физических качеств, самостоятельность, творчество, инициативу,
целеустремлённость и другие ценные личностные и межличностные качества).
Соревновательный метод – это способ выполнения упражнений в форме
соревнований, для содействия воспитанию волевых качеств, характера и
выявления максимальных двигательных способностей.
Методы строго регламентированного упражнения – данные методы
обладают большими педагогическими возможностями, их сущность заключается
в том, что каждое упражнение или задание выполняется в строго заданной форме
и с точно заданной нагрузкой.

3

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«СПОРТИВНЫЙ ЧАС»
Результатом программы является освоение учащимися основ
физкультурной деятельности и здорового образа жизни, развитие личностных
качеств учащихся: самостоятельность, наблюдательность, терпеливость,
доброжелательность и др.
Цель программы – создание благоприятных условий, обеспечивающих
возможность сохранения здоровья; формирование необходимых знаний, умений,
навыков, способствующих поддержанию здорового и безопасного образа жизни;
использование полученных знаний в практике с целью улучшения собственного
здоровья.
Для реализации данной цели необходимо решение следующих задач:
− Расширение двигательного опыта детей путем включения в подвижные
игры, спортивные состязания, турниры.
− Совершенствование функциональных возможностей организма.
− Обучение способам и приемам сохранения и укрепления собственного
здоровья.
− Формирование установок на ведение здорового образа жизни.
− Развитие навыков самооценки и самоконтроля в отношении собственного
здоровья.
МЕСТО КУРСА «СПОРТИВНЫЙ ЧАС» В ПЛАНЕ ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В соответствии с учебным планом начального общего образования МАОУ
лицея № 135 программа «Спортивный час» рассчитана на проведение занятий с
детьми 1-4 классов.
Объем программы в каждом классе составляет 34 часа (34 недели по 1 часу
в неделю). Программа предполагает как проведение регулярных еженедельных
внеурочных занятий со школьниками, так и возможность организовывать занятия
крупными блоками, например, при подготовке к тематическим праздникам,
концертам, мероприятиям.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «СПОРТИВНЫЙ ЧАС»
При составлении программы были учтены принципы повторяемости
пройденного материала и постепенности ввода нового, а также знания
полученные учащимися на уроках ритмики и физкультуры. Система учебных
заданий представлена в логической последовательности от простого к сложному.
Новый материал вводится пошагово небольшими порциями. Программа включает
практический материал.
Специальных уроков по теоретическим сведения из области физической
культуры и спорта не проводится, но все учащиеся за время обучения должны
получить необходимые знания о физических упражнениях, понимать их значение,
4

знать гигиенические правила и правила техники безопасности, уметь применять
их в жизни.
Теоретические сведения, получаемые на вводных занятиях, сочетаются со
знаниями учащихся полученными на уроках чтения, математики, развития речи,
физической культуры, ритмики, по темам: охрана здоровья, правила гигиены,
режим школьника, геометрические фигуры, пространственная ориентация,
порядковый и количественный счёт, меры длины. Система практических заданий
с выраженной коррекционной направленностью, позволяет в последствии более
продуктивно организовать самостоятельную работу учащихся во внеурочное
время с целью закрепления, полученных знаний, умений и навыков, и их общего
развития. Особое внимание уделяется соблюдению правил техники безопасности
на уроке.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА «СПОРТИВНЫЙ
ЧАС»
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в
значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни,
культуры здоровья у обучающихся формируются познавательные, личностные,
регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.
Личностными результатами программы внеурочной деятельности по
спортивно-оздоровительному направлению является формирование следующих
умений:
− определять и высказывать под руководством учителя самые простые и
общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
− в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества,
опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при
поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по
спортивно-оздоровительному направлению является формирование следующих
универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
− определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью
учителя;
− проговаривать последовательность действий на уроке;
− учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с
иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного
диалога на этапе изучения нового материала. Учиться совместно с учителем и
другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания
образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
5

− делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться
в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);
− добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник,
свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
− перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате
совместной работы всего класса;
− преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять
рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических
рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью
простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
Средством формирования этих действий служит учебный материал и
задания учебника, ориентированные на линии развития средствами предмета.
Коммуникативные УУД:
− умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной
и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
− слушать и понимать речь других;
− средством формирования этих действий служит технология проблемного
диалога (побуждающий и подводящий диалог);
− совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и
следовать им;
− учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя,
критика).
Средством формирования этих действий служит организация работы в
парах и малых группах (в приложении представлены варианты проведения
уроков).
В результате реализации программы внеурочной деятельности по
формированию культуры здоровья у обучающихся развиваются группы качеств:
отношение к самому себе, отношение к другим людям, отношение к вещам,
отношение к окружающему миру. Благодаря тому, что содержание данной
программы раскрывает все стороны здоровья, обучающиеся будут
демонстрировать такие качества личности как: товарищество, уважение к
старшим, доброта, честность, трудолюбие, бережливость, дисциплинированность,
соблюдение порядка, любознательность, любовь к прекрасному, стремление быть
сильным и ловким

6

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «СПОРТИВНЫЙ ЧАС»
Темы планирования повторяются в каждом классе, но содержание
программы расширяется и усложняется по годам обучения.
№
1

Темы занятия
Вводное занятие

Кол-во часов
1

2

6-7
8-9

Подвижные
игры
на
свежем воздухе
День здоровья «Малые
олимпийские игры»
Осенний кросс
Динамическая прогулка

10-11

Игры с мячом

2

12-13

Подвижные игры

2

14-15

Подвижные игры

2

16
17-18

Веселые старты
Динамическая прогулка

1
2

19-20

День здоровья «зимние
спортивные игры»

2

21-22

Подвижные игры

2

23-24

Час настольных игр

2

25
26-27

Игры с мячом
Подвижные
игры
на
свежем воздухе
Динамическая прогулка

1
2

Военно-спортивная игра
«Зарница 2.0»
День здоровья

2

2-3
4-5

28-29
30-31
31-34

2
2
2

2

4

Содержание деятельности
Техника
безопасности,
инструктаж. Подвижные игры на
свежем воздухе
Подвижные игры на свежем
воздухе
Участие в массовом спортивном
мероприятии
Забег на 300, 500 метров
Экскурсия в осенний паркстадион
Игра в футбол, пионербол на
спортивной площадке
Подвижные игры на свежем
воздухе
Подвижные игры, связанные с
преодолением препятствий
Командные состязания
Экскурсия в зимний паркстадион
Соревнования
на
санках,
построение зимней крепости,
игры и соревнования на свежем
воздухе
Подвижные игры и упражнения с
обручами, мячами
Турнир, игра в настольные игры
на внимание, скорость, логику
«Гонка мячей»
Подвижные игры на свежем
воздухе
Экскурсия в весенний паркстадион
Командные состязания военноспортивной направленности
Командные игры-соревнования

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
Оборудование: Спортивный инвентарь, настольные игры, таблицы, виды
дорожных знаков; обучающие фильмы, мультфильмы, презентации, музыкальное
сопровождение.
Список литературы:
1. Лях В.И. Физическая культура. 1-4 классы: учебник для
общеобразовательных учреждений
2. Садыкова С.Л. Физическая культура. 1-11 классы: подвижные игры на
уроках и во внеурочное время. Волгоград: Учитель, 2008
3. Маюров А.Н., Маюров Я.А. В здоровом теле – здоровый дух. Учебное
пособие для ученика и учителя. М.: Педагогическое общество России, 2004
4. Методическая литература для учителя
5. Дереклеева Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. 1-5
классы. М.: ВАКО, 2004
6. Жуков М.Н. Подвижные игры: учебник для студентов педагогических
вузов. М.: Издательский центр «Академия», 2000
7. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 14 классы. М.: ВАКО, 2004
8. Страковская В.Л. 300 подвижных игр для оздоровления детей от одного
года до 14 лет. М.: Новая школа, 1994
9. Чайцев В.Г., Пронина И.В. Новые технологии физического воспитания
школьников. М.: АРКТИ, 2007
10. Дополнительная литература
11. Былеева Л.В., Коротков И.М., Климкова Р.В., Кузьмичева Е.В.
Подвижные игры. Практический материал. М.: СпортАкадемПресс, 2002
12. Кузин В.В., Полиевский С.А., Глейберман А.Н., Залетаев И.П., Борисов
И.М. 500 игр и эстафет. М.: Физкультура и спорт, 2000
13. Кузнецов В.С., Колодницкий Г.А. Физическая культура. Упражнения и
игры на занятиях в начальной школе. М.: НЦ ЭНАС, 2006
14. Кузнецов В.С., Колодницкий Г.А. Физическая культура. Упражнения и
игры с мячами. М.: НЦ ЭНАС, 2002

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».