Рабочая программа учебного предмета «Междисциплинарное обучение» для обучающихся 2-3 классов

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛИЦЕЙ № 135
(МАОУ ЛИЦЕЙ № 135)
Альпинистов ул., д. 27, Екатеринбург,
Свердловская область, 620010
тел. +7 (343) 258-04-11 Е-mail: licey135@eduekb.ru
https://лицей135.екатеринбург.рф/
ОКПО 41749201 ОГРН 1026605761599
ИНН/КПП 6664036020/667901001

ПРИЛОЖЕНИЕ 11
к ООП НОО МАОУ лицея № 135
Приказ № 76-УД от 30.08.2024 г.

Рабочая программа учебного предмета
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЕ ОБУЧЕНИЕ
Уровень – начальное общее образование (2–3 классы)

Екатеринбург, 2024

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа учебного предмета «Междисциплинарное обучение» для
обучающихся 2-4 классов разработана на основе авторского курса «Одаренный
ребенок» Н.Б. Шумаковой. Определяя цели и задачи обучения детей по
программе «Одаренный ребенок», учитываются специфические потребности и
повышенные познавательные возможности учащихся с признаками общей
одаренности, а также требования, которые исходят из потребностей
современного этапа развития общества.
Цели обучения:
− раскрытие индивидуальности ребенка, развитие его творческой
личности, развитие системного мышления и целостного миропонимания.
− Задачи обучения
− развитие широких познавательных интересов;
− развитие целостной картины мира (понимания мира как единого,
взаимосвязанного целого) и системного мышления у детей;
− развитие всех видов мышления;
− развитие способностей к самостоятельному приобретению знаний и
исследовательской работе, обучение метакогнитивным умениям и навыкам
− обучение коммуникативным умениям и умениям работать совместно
(решать проблемы в малых группах, поводить совместную исследовательскую
работу, вести диалог и дискуссию, принимать точку зрения другого человека);
− развитие способности к самопознанию, формирование положительной
«я концепции» и понимания ценности и уникальности другого человека.
Междисциплинарное обучение в рамках программы «Одаренный
ребенок» предполагает такое построение учебного процесса, который не
сводится к интеллектуальному развитию детей, а охватывает всю личность
ребенка. Основными принципами обучения, лежащими в основе построения
развивающего курса междисциплинарного обучения «Одаренный ребенок»
являются следующие:
1. Создание условий для духовного и личностного роста учащихся.
2. Глобальный, основополагающий характер тем и проблем для
изучения.
3. Применение междисциплинарного подхода при изучении содержания.
4. Интеграция тем и проблем.
5. Высокий уровень насыщенности содержания обучения.
6. Открытый характер проблем и вопросов для изучения.
7. Активные методы обучения.
8. Направленность на развитие творческой личности и мышления
ребенка.
9. Совместное решение проблем и исследовательских задач учащимися.
10. Высокий уровень самостоятельности в процессе обучения.
Общее число часов, отведённых на изучение курса «Междисциплинарное
обучение младших школьников» составляет 68 часов: во 2 классе – 34 часа (1
час в неделю), в 3 классе – 34 часа (1 час в неделю).
2

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Содержание программы учебного предмета «Междисциплинарное
обучение» на уровне начального общего образования состоит из трёх
глобальных тем.
Тема ИЗМЕНЕНИЕ
Полезные и вредные изменения связаны друг с другом. Открытия
знаменитых путешественников приводили к многочисленным изменения в
жизни людей. Одна и та же проблема может решаться разными способами.
Критерии помогают оценить событие как полезное или вредное. Вопросы могут
быть открытыми и закрытыми. Изменение неизбежно. Одно изменение влечёт
за собой другое (литература, музыка, живопись). Изменения могут быть разной
значимости. Глобальные и частные изменения. Точка зрения может изменить
видение мира. Видение мира может изменяться от внутренней позиции
человека. Использование технических устройств может изменять видение мира.
Технология может изменять видение мира. Изменения могут быть
революционными и эволюционными. Эволюционные изменения ведут к
революционным. Разные способы работы могут приводить к сходному
результату – полному преобразованию вещей.
Тема ВЛИЯНИЕ
Влияния могут быть естественными и искусственными. Влияние
приводит к изменению. Природные часы, влияющие на все разными способами.
Живые организмы имеют свои «биологические» часы, которые связаны с
природными «часами». Влияния могут быть полезными и вредными. Оценка
влияния одних и тех же фактов разными людьми. Время – многозначное
понятие. Время очень важно в жизни человека. Время необратимо. Влияние
особенности жизни людей на способ исчисления времени. Субъективный
характер восприятия времени. Влияние времени на окружающую
действительность. Искусство может передавать влияние времени. Влияние
музыки на разных людей. Влияние людей друг на друга. Способы влияния.
Прямое и косвенное влияние. Последствия влияния. Лидер. Влияние лидера на
все сферы жизни. Положительное, отрицательное влияние лидера. Влияние
лидера на последующие поколения. Разные роли людей. Разные типы знаний.
Влияние знаний на поступки и поведение людей. Влияние слова. Влияние слова
на разных людей. Влияние знаний на видение мира. Влияние знаний на
результаты деятельности художника. Типы окружающей среды. Влияние
окружающей среды на развитие культуры. Влияние природного окружения на
ценности людей. Влияние природы. Влияние социального окружения на
культуру людей.
Тема ПОРЯДОК
Порядок может быть естественным и искусственным. Порядок можно
изменить. Порядок и хаос относительны. Когда порядок уменьшается, то хаос
возрастает и наоборот. Порядок есть везде. Порядок выполняет определённые
функции. Порядок может выполнять несколько функций одновременно.
Порядок может помогать или мешать. Существует порядок внутри порядка.
3

Существует порядок внутри порядка (создание мини-проекта). Порядок может
иметь разные формы. (иерархия, классификация, последовательность, система).
Теории могут быть ложными. Теория, которая считалась истинной,
впоследствии может оказаться ложной. Порядок помогает объяснить
неизвестное. Каждая форма порядка позволяет узнать новые сведения об
окружающей действительности. Наука пользуется определёнными формами
порядка. Люди разных профессий могут видеть разный порядок в одних и тех
же вещах. Разные люди могут видеть разный порядок в одних и тех же вещах.
Причины, вызывающие разное видение одних и тех же вещей у различных
людей. Хаос и порядок взаимосвязаны. Нет грани между хаосом и порядком.
Установление порядка приводит к возникновению чего-то нового. Для того
чтобы возник порядок, необходимо совершить какую-то работу. Для того чтобы
из беспорядка возник порядок, необходимо совершить определённую работу.
Хаос может быть ступенькой к порядку. Человек, преобразует беспорядок,
создавая из него порядок. Человек – сила, которая может противостоять хаосу,
творя порядок. «Неспокойное время» порождает у художников «беспокойные»
полотна. Каждая эпоха имеет свое «лицо». Порядок или хаос могут быть
«лицом» целой эпохи. Порядок помогает хранить и передавать информацию.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Изучение многочисленных сведений и фактов из различных дисциплин
позволяет учащимся открывать эти идеи, доказывать их справедливость,
развивать далее или опровергать. Возможность изучать любое обобщение с
разных точек зрения создает чрезвычайно благоприятные условия для развития
творческого мышления одаренных детей и их способности решать проблемы.
Междисциплинарное
обобщение
позволяет
связать
общей
нитью
многочисленные учебные предметы, эффективно интегрировать изучение тем
из различных дисциплин, обеспечивая тем самым цельность в содержании
обучения и развитие у школьников целостной картины мира. При этом учебные
дисциплины не исчезают, не теряют своей специфики, а сами содержательно
обогащаются благодаря курсу междисциплинарного обучения.
Личностные результаты
− готовность и способность обучающихся к саморазвитию,
сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые
установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуальноличностные позиции, социальные компетентности, личностные качества;
− воспитание основ умения учиться — способности к самоорганизации
с целью решения учебных задач;
− индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития
— эмоциональной, познавательной, саморегуляции.
Метапредметные результаты
− освоенные обучающимися универсальные учебные действия
(познавательные, регулятивные и коммуникативные);
− формирование предметных и универсальных способов действий, а
4

также опорной системы знаний, обеспечивающих возможность продолжения
образования в основной школе.
Предметные результаты
− освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт
специфической для каждой предметной области деятельности по получению
нового знания, его преобразованию и применению, а также система
основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной
научной картины мира. В течение всех лет обучения учащиеся учатся:
• Анализировать
• Классифицировать
• Сравнивать.
• Выделять критерии и оценивать факты, события, явления и процессы
с помощью разных критериев.
• Рассматривать события и явления с разных точек зрения.
• Проверять предположения.
• Доказывать.
• Устанавливать последовательность фактов, событий, явлений.
• Выделять причинно-следственные связи.
• Делать умозаключения.
• Комбинировать.
• Преобразовывать.
• Прогнозировать.
• Придумывать новое.
• Вести диалог и решать проблемы в малых группах
• Учащиеся приобретают важные исследовательские умения:
• Ставить исследовательские вопросы.
• Формулировать проблемы.
• Выдвигать гипотезы.
• Составлять план работы
• Вести наблюдения, планировать и проводить простейшие опыты для
нахождения необходимой информации и проверки гипотез.
• Планировать и проводить небольшие интервью.
• Использовать разные источники информации для сбора фактов (книги,
энциклопедии, словари, простейшие графики, диаграммы, таблицы, рисунки,
схемы и т.д.).
• Организовывать (систематизировать) информацию.
Учащиеся научатся
1. Определять понятия «изменение», «влияние», «порядок», «хаос»;
Делать классификацию примеров по источнику возникновения;
2. Проводить наблюдения, использовать иллюстрации и текстовый
материал для поиска фактов.
3. Представлять результаты в виде заметок, иллюстраций, делать
зарисовки, схемы, модели.
5

4. Содержание обучения по программе организуется на основе очень
широких (глобальных) тем. Одна такая тема является стержнем развивающей
программы одного учебного года. По своему характеру тема является
«аморфной», т.е. она не имеет четких границ для изучения, что позволяет
строить обучение практически на любом содержательном материале,
отбираемом с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, а
также требований обязательной программы.
5. Содержание или смысл стержневой темы каждого учебного года
раскрывается через серию междисциплинарных обобщений, т.е. таких идей,
которые справедливы по отношению к целому ряду областей знания.

6

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 класс
№ п\п Название разделов и тем программы

Всего

Практических
работ

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

1

Введение в тему

2

1

2

Все течѐт, всѐ изменяется

10

5

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4

3

Полезные и вредные изменения

6

6

Библиотека
ЦОКhttps://m.edsoo.ru/7f412850

4

Одно изменение влечёт за собой другое

3

2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841330e

5

Глобальные и частные изменения

2

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841330e

6

Изменение видения мира

5

3

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841330e

7

Эволюционные и революционные
изменения

4

2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841330e

8

Резерв

2

0

Общее количество часов по программе

34

19

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
3 класс
№ п\п Название разделов и тем программы

Всего

Практических
работ

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

1

Введение в тему

2

0

Библиотека ЦОК

2

Влияние времени

12

6

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411f36

3

Влияние знаний

8

4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4110fe

4

Влияние людей

8

4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4

5

Влияние окружающей среды

4

2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4

Общее количество часов по программе

34

14

8

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 класс
№ п\п Тема урока

Количество часов

1

Вводный урок. Курс МДО, Как работать в группе.

1

2

Подведение под понятие. Введение термина «изменение».

1

3

Применение. Поиск фактов, иллюстрирующих изменение. Работа в малых группах.

1

4

Классификация. Естественные и искусственные изменения.

1

5

Применение. Естественные и искусственные изменения. Развитие навыка работы в группе.

1

6

Всё течёт, всё изменяется. Индуктивное исследование. Поиск фактов. Представление
результатов работы.

1

7

Всё течёт, всё изменяется. Дедуктивное исследование. Работа с источниками информации в
малых группах.

1

8

Эмпирическое исследование. Постановка опыта. Описание результата опыта.

1

9

Подведение под понятие. Пословица.

1

10

Определение понятия «пословица». Дедуктивное исследование.

1

11

Сказки, как пословицы, могут изменяться. Применение.

1

12

Приём комбинации - ещё один способ получения нового. Постановка исследовательских
вопросов.

1

13

Постановка исследовательских вопросов. Применение. Составление исследовательских
загадок.

1

14

Индуктивное исследование. Всякое изменение имеет причину.

1

15

Индуктивное исследование. Изменения в одежде имеет свою причину.

1

9

16

Индуктивное исследование. Всякое изменение происходит по какой-то причине.

1

17

Индуктивное исследование. Изменения могут быть полезными и вредными.

1

18

Индуктивное исследование. Полезные и вредные изменения могут быть связаны друг с
другом.

1

19

Индуктивное исследование. Путешествия приводили к многочисленным изменениям.

1

20

Дедуктивное исследование. Критерии позволяют оценить событие как полезное или вредное.

1

21

Подведение под понятие. Вопросы могут быть открытые и закрытые.

1

22

Индуктивное исследование. Изменение неизбежно.

1

23

Индуктивное исследование. Одно изменение влечёт за собой другое.

1

24

Эмпирическое исследование. Одно изменение влечёт за собой другое и в литературе.

1

25

Применение. Изменение сказок. Одно изменение в сказке влечёт за собой другое.

1

26

Глобальные и частные изменения. Подведение под понятие. Изменения могут быть разной
значимости.

1

27

Индуктивное исследование. Численность и территория. Критерии, необходимые для
значимость изменения.

1

28

Изменения видения мира. Эмпирическое исследование дедуктивного типа. Точка зрения
может изменить видение мира.

1

29

Дедуктивное исследование. Точка зрения может изменить видение мира. Ведение понятия
«социальная роль».

1

30

Эмпирическое исследование индуктивного типа. Использование технических устройств может 1
изменить видение мира.

31

Изменения могут быть эволюционными и революционными. Подведение под понятие.

1

32

Индуктивное исследование. Эволюционные изменения ведут к революционным.

1

10

33

Эмпирическое исследование индуктивного типа. Способ изменения может быть быстрым,
коренным, или медленным, незначительным.

1

34

Эмпирическое исследование. Способ изменения может быть быстрым, коренным, или
медленным, незначительным

1

11

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
3 класс
№ п\п Тема урока

Количество часов

1

Индуктивное исследование. Влияния могут быть естественными и искусственными.

1

2

Дедуктивное исследование с индуктивным выводом. Влияние приводит к изменению.

1

3

Индуктивное исследование. В природе есть часы, влияющие на всё разными способами.

1

4

Живые организмы имеют свои «биологические часы», которые связаны с природными
«часами».

1

5

Индуктивное исследование. Влияния могут быть полезными и вредными.

1

6

Применение с индуктивным выводом. Одни и те же факты влияния могут оцениваться
разными людьми по – разному.

1

7

Индуктивное исследование. Подведение под понятие. Время-понятие многозначное.

1

8

Применение по типу индуктивного исследования. Время очень важно в жизни человека:
жизнь любого человека протекает во времени.

1

9

Применение. Время необратимо: оно не может остановиться и двигаться в обратном
направлении.

1

10

Индуктивное исследование. Особенности жизни людей влияют на способ исчисления
времени.

1

11

Дедуктивное эмпирическое исследование. Разные люди по – разному воспринимают время
(субъективный характер восприятия времени)

1

12

Дедуктивное исследование. Влияние времени можно обнаружить во всём, что нас окружает. 1

13

Индуктивное исследование. Искусство может передавать влияния времени: с помощью
12

1

цвета ритма и других выразительных средств может быть передано влияние времени.
14

Эмпирическое исследование. Одна и та же музыка по – разному влияет на разных людей.

1

15

Влияние людей. Люди влияют на людей как положительно, так и отрицательно.

1

16

Люди влияют на людей с помощью семейной привязанности, дружбы. Каждый из
выделенных типов влияния может оказывать как положительное, так и отрицательное
влияние.

1

17

Влияние человека на человека и другие вещи может быть прямым и косвенным.

1

18

Решение проблем. Критериальная оценка. Оказывая влияние на что- то одно, человек
невольно влияет на что – то другое.

1

19

Подведение под понятие. Человек-лидер. Лидер – человек, который может оказывать особое 1
влияние на людей.

20

Деятельность лидера. Деятельность лидера может оказывать особое влияние на все сферы
жизни.

1

21

Деятельность лидера. Деятельность лидера может быть положительной и отрицательной.

1

22

Эмпирическое индуктивное исследование. Лидер может оказывать влияние не только на
своих сверстников.

1

23

При совместном решении проблем Каждый участник группы выполняет свою важную роль. 1
Выполнение разными людьми разных ролей позволяет успешно решать проблемы.

24

Знания людей влияют на исход событий в природе, обществе.

1

25

Индуктивное исследование – классификация. Знания могут быть разного вида.

1

26

Влияние знаний. Знания влияют на поступки и поведение людей.

1

27

Слово может повлиять на исход событий в истории и жизни отдельных людей.

1

28

Влияние одних и тех же слов на разных людей. Одни и те же слова могут по — разному

1

13

влиять на разных людей.
29

Индуктивное эмпирическое исследование. Знания влияют на то, как мы видим и
изображаем мир.

1

30

Применение. Знания влияют на то. Как мы представляем себе и изображаем мир.

1

31

Существуют разные типы окружающей среды.Окружающая среда влияет на разные
культуры общества.

1

32

Дедуктивное исследование. Природное окружение влияет на верования, привычки, нравы,
ценноти, жилище, литературу, искусство.

1

33

Подведение итогов дедуктивных исследований. Природа влияет на верования, привычки,
нравы, ценноти, жилище, литературу, искусство.

1

34

Индуктивное исследование. Социальное окружение влияет на культуру человека.

1

14

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

Авдеева Н.И. Шумакова Н.Б. Книга для чтения. Собр.1 Тема «Изменение»
Издание 3 /М.: УЦ «Перспектива»2017.
Шумакова Н.Б. Рабочая тетрадь для учащихся. Собр.1 Тема «Изменение».
Издание 3 /М.: УЦ «Перспектива»2017.
Авдеева Н.И. Шумакова Н.Б. Книга для чтения. Собр.2. Тема «Влияние» .
Издание 3 /М.: УЦ «Перспектива»2017.
Шумакова Н.Б. Рабочая тетрадь для учащихся. Собр.3 Тема «Порядок».
Издание 3 /М.: УЦ «Перспектива»2017.
Авдеева Н.И. Шумакова Н.Б. Книга для чтения. Собр.2. Тема « Порядок.
Издание 3 /М.: УЦ «Перспектива»2017.
Шумакова Н.Б. Рабочая тетрадь для учащихся. Собр.2. Тема «Влияние»
Издание 3 /М.: УЦ «Перспектива»2017.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Шумакова Н.Б., Междисциплинарное обучение одаренных детей в начальной
школе, Методическое пособие к курсу междисциплинарного обучения по
программе «Одарённый ребёнок», Часть 1 (первый год обучения, тема
«Изменение»),-2-е изд., испр. и доп. - М.: УЦ «Перспектива»2018.
Шумакова Н.Б. Психология одарённости: творческое междисциплинарное
обучение младших школьников. Лияние) - М.: УЦ «Перспектива»2018.
Шумакова Н. Б. Междисциплинарное обучение одаренных детей в начальной
школе, Методическое пособие к курсу междисциплинарного обучения по
программе «Одарённый ребёнок», Часть 2 (3 год обучения, тема «Порядок»),-2е изд., испр. и доп. - М.: УЦ «Перспектива»2018.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».