ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение лицей № 135 (МАОУ лицей № 135) 620010 г. Екатеринбург, ул. Альпинистов, д. 27 https://лицей135.екатеринбург.рф е-mail: licey135@eduekb.ru Тел/факс 8(343) 258-04-11 ИНН 6664036020 КПП 667901001 ОКПО 41749201 ОГРН 1026605761599 РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДЕНО Педагогический совет Директор МАОУ лицей №135 МАОУ лицей №135 Протокол №1 от «30» августа 2023 г. Приказ № 66/1 – УД от «31» августа 2023 г. ___________________ Пихтулова О.В. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 652104) учебного предмета «Физическая культура» для обучающихся 1 – 4 классов Адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья МАОУ лицей № 135 Екатеринбург, 2023 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа по физической культуре на уровне начального общего образования составлена на основе требований к результатам освоения программы начального общего образования ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, а также ориентирована на целевые приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания. Программа по физической культуре разработана с учѐтом потребности современного российского общества в физически крепком и деятельном подрастающем поколении, способном активно включаться в разнообразные формы здорового образа жизни, использовать ценности физической культуры для саморазвития, самоопределения и самореализации. В программе по физической культуре отражены объективно сложившиеся реалии современного социокультурного развития общества, условия деятельности образовательных организаций, запросы родителей обучающихся, педагогических работников на обновление содержания образовательного процесса, внедрение в его практику современных подходов, новых методик и технологий. Изучение учебного предмета «Физическая культура» имеет важное значение в онтогенезе обучающихся. Оно активно воздействует на развитие их физической, психической и социальной природы, содействует укреплению здоровья, повышению защитных свойств организма, развитию памяти, внимания и мышления, предметно ориентируется на активное вовлечение обучающихся в самостоятельные занятия физической культурой и спортом. Целью образования по физической культуре на уровне начального общего образования является формирование у обучающихся основ здорового образа жизни, активной творческой самостоятельности в проведении разнообразных форм занятий физическими упражнениями. Достижение данной цели обеспечивается ориентацией учебного предмета на укрепление и сохранение здоровья обучающихся, приобретение ими знаний и способов самостоятельной деятельности, развитие физических качеств и освоение физических упражнений оздоровительной, спортивной и прикладноориентированной направленности. Развивающая ориентация учебного предмета «Физическая культура» заключается в формировании у обучающихся необходимого и достаточного физического здоровья, уровня развития физических качеств и обучения 2 физическим упражнениям разной функциональной направленности. Существенным достижением такой ориентации является постепенное вовлечение обучающихся в здоровый образ жизни за счѐт овладения ими знаниями и умениями по организации самостоятельных занятий подвижными играми, коррекционной, дыхательной и зрительной гимнастикой, проведения физкультминуток и утренней зарядки, закаливающих процедур, наблюдений за физическим развитием и физической подготовленностью. Воспитывающее значение учебного предмета раскрывается в приобщении обучающихся к истории и традициям физической культуры и спорта народов России, формировании интереса к регулярным занятиям физической культурой и спортом, осознании роли занятий физической культурой в укреплении здоровья, организации активного отдыха и досуга. В процессе обучения у обучающихся активно формируются положительные навыки и способы поведения, общения и взаимодействия со сверстниками и учителями, оценивания своих действий и поступков в процессе совместной коллективной деятельности. Методологической основой структуры и содержания программы по физической культуре для начального общего образования являются базовые положения личностно-деятельностного подхода, ориентирующие педагогический процесс на развитие целостной личности обучающихся. Достижение целостного развития становится возможным благодаря освоению обучающимися двигательной деятельности, представляющей собой основу содержания учебного предмета «Физическая культура». Двигательная деятельность оказывает активное влияние на развитие психической и социальной природы обучающихся. Как и любая деятельность, она включает в себя информационный, операциональный и мотивационно-процессуальный компоненты, которые находят своѐ отражение в соответствующих дидактических линиях учебного предмета. В целях усиления мотивационной составляющей учебного предмета и подготовки обучающихся к выполнению комплекса ГТО в структуру программы по физической культуре в раздел «Физическое совершенствование» вводится образовательный модуль «Прикладноориентированная физическая культура». Данный модуль позволит удовлетворить интересы обучающихся в занятиях спортом и активном участии в спортивных соревнованиях, развитии национальных форм соревновательной деятельности и систем физического воспитания. Содержание модуля «Прикладно-ориентированная физическая культура» обеспечивается программами по видам спорта, которые могут использоваться образовательными организациями исходя из интересов 3 обучающихся, физкультурно-спортивных традиций, наличия необходимой материально-технической базы, квалификации педагогического состава. Образовательные организации могут разрабатывать своѐ содержание для модуля «Прикладно-ориентированная физическая культура» и включать в него популярные национальные виды спорта, подвижные игры и развлечения, основывающиеся на этнокультурных, исторических и современных традициях региона и школы. Содержание программы по физической культуре изложено по годам обучения и раскрывает основные еѐ содержательные линии, обязательные для изучения в каждом классе: «Знания о физической культуре», «Способы самостоятельной деятельности» и «Физическое совершенствование». Планируемые результаты включают в себя личностные, метапредметные и предметные результаты. Результативность освоения учебного предмета обучающимися достигается посредством современных научно обоснованных инновационных средств, методов и форм обучения, информационно-коммуникативных технологий и передового педагогического опыта. Общее число часов для изучения физической культуры на уровне начального общего образования составляет – 270 часов: в 1 классе – 66 часов (2 часа в неделю), во 2 классе – 68 часов (2 часа в неделю), в 3 классе – 68 часов (2 часа в неделю), в 4 классе – 68 часов (2 часа в неделю). 4 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 1 КЛАСС Знания о физической культуре Понятие «физическая культура» как занятия физическими упражнениями и спортом по укреплению здоровья, физическому развитию и физической подготовке. Связь физических упражнений с движениями животных и трудовыми действиями древних людей. Способы самостоятельной деятельности Режим дня и правила его составления и соблюдения. Физическое совершенствование Оздоровительная физическая культура Гигиена человека и требования к проведению гигиенических процедур. Осанка и комплексы упражнений для правильного еѐ развития. Физические упражнения для физкультминуток и утренней зарядки. Спортивно-оздоровительная физическая культура Правила поведения на уроках физической культуры, подбора одежды для занятий в спортивном зале и на открытом воздухе. Гимнастика с основами акробатики Исходные положения в физических упражнениях: стойки, упоры, седы, положения лѐжа. Строевые упражнения: построение и перестроение в одну и две шеренги, стоя на месте, повороты направо и налево, передвижение в колонне по одному с равномерной скоростью. Гимнастические упражнения: стилизованные способы передвижения ходьбой и бегом, упражнения с гимнастическим мячом и гимнастической скакалкой, стилизованные гимнастические прыжки. Акробатические упражнения: подъѐм туловища из положения лѐжа на спине и животе, подъѐм ног из положения лѐжа на животе, сгибание рук в положении упор лѐжа, прыжки в группировке, толчком двумя ногами, прыжки в упоре на руки, толчком двумя ногами. Лыжная подготовка Переноска лыж к месту занятия. Основная стойка лыжника. Передвижение на лыжах ступающим шагом (без палок). Передвижение на лыжах скользящим шагом (без палок). Лѐгкая атлетика Равномерная ходьба и равномерный бег. Прыжки в длину и высоту с места толчком двумя ногами, в высоту с прямого разбега. Подвижные и спортивные игры 5 Считалки для самостоятельной организации подвижных игр. Прикладно-ориентированная физическая культура Развитие основных физических качеств средствами спортивных и подвижных игр. Подготовка к выполнению нормативных требований комплекса ГТО. 2 КЛАСС Знания о физической культуре Из истории возникновения физических упражнений и первых соревнований. Зарождение Олимпийских игр древности. Способы самостоятельной деятельности Физическое развитие и его измерение. Физические качества человека: сила, быстрота, выносливость, гибкость, координация и способы их измерения. Составление дневника наблюдений по физической культуре. Физическое совершенствование Оздоровительная физическая культура Закаливание организма обтиранием. Составление комплекса утренней зарядки и физкультминутки для занятий в домашних условиях. Спортивно-оздоровительная физическая культура Гимнастика с основами акробатики Правила поведения на занятиях гимнастикой и акробатикой. Строевые команды в построении и перестроении в одну шеренгу и колонну по одному; при поворотах направо и налево, стоя на месте и в движении. Передвижение в колонне по одному с равномерной и изменяющейся скоростью движения. Упражнения разминки перед выполнением гимнастических упражнений. Прыжки со скакалкой на двух ногах и поочерѐдно на правой и левой ноге на месте. Упражнения с гимнастическим мячом: подбрасывание, перекаты и наклоны с мячом в руках. Танцевальный хороводный шаг, танец галоп. Лыжная подготовка Правила поведения на занятиях лыжной подготовкой. Упражнения на лыжах: передвижение двухшажным попеременным ходом, спуск с небольшого склона в основной стойке, торможение лыжными палками на учебной трассе и падением на бок во время спуска. Лѐгкая атлетика Правила поведения на занятиях лѐгкой атлетикой. Броски малого мяча в неподвижную мишень разными способами из положения стоя, сидя и лѐжа. Разнообразные сложно-координированные прыжки толчком одной ногой и 6 двумя ногами с места, в движении в разных направлениях, с разной амплитудой и траекторией полѐта. Прыжок в высоту с прямого разбега. Ходьба по гимнастической скамейке с изменением скорости и направления движения. Беговые сложно-координационные упражнения: ускорения из разных исходных положений, змейкой, по кругу, обеганием предметов, с преодолением небольших препятствий. Подвижные игры Подвижные игры с техническими приѐмами спортивных игр (баскетбол, футбол). Прикладно-ориентированная физическая культура Подготовка к соревнованиям по комплексу ГТО. Развитие основных физических качеств средствами подвижных и спортивных игр. 3 КЛАСС Знания о физической культуре Из истории развития физической культуры у древних народов, населявших территорию России. История появления современного спорта. Способы самостоятельной деятельности Виды физических упражнений, используемых на уроках физической культуры: общеразвивающие, подготовительные, соревновательные, их отличительные признаки и предназначение. Способы измерения пульса на занятиях физической культурой (наложение руки под грудь). Дозировка нагрузки при развитии физических качеств на уроках физической культуры. Дозирование физических упражнений для комплексов физкультминутки и утренней зарядки. Составление графика занятий по развитию физических качеств на учебный год. Физическое совершенствование Оздоровительная физическая культура Закаливание организма при помощи обливания под душем. Упражнения дыхательной и зрительной гимнастики, их влияние на восстановление организма после умственной и физической нагрузки. Спортивно-оздоровительная физическая культура. Гимнастика с основами акробатики Строевые упражнения в движении противоходом, перестроении из колонны по одному в колонну по три, стоя на месте и в движении. Упражнения в лазании по канату в три приѐма. Упражнения на гимнастической скамейке в передвижении стилизованными способами ходьбы: вперѐд, назад, с высоким подниманием колен и изменением 7 положения рук, приставным шагом правым и левым боком. Передвижения по наклонной гимнастической скамейке: равномерной ходьбой с поворотом в разные стороны и движением руками, приставным шагом правым и левым боком. Упражнения в передвижении по гимнастической стенке: ходьба приставным шагом правым и левым боком по нижней жерди, лазанье разноимѐнным способом. Прыжки через скакалку с изменяющейся скоростью вращения на двух ногах и поочерѐдно на правой и левой ноге, прыжки через скакалку назад с равномерной скоростью. Ритмическая гимнастика: стилизованные наклоны и повороты туловища с изменением положения рук, стилизованные шаги на месте в сочетании с движением рук, ног и туловища. Упражнения в танцах галоп и полька. Лѐгкая атлетика Прыжок в длину с разбега, способом согнув ноги. Броски набивного мяча из-за головы в положении сидя и стоя на месте. Беговые упражнения скоростной и координационной направленности: челночный бег, бег с преодолением препятствий, с ускорением и торможением, максимальной скоростью на дистанции 30 м. Лыжная подготовка Передвижение одновременным двухшажным ходом. Упражнения в поворотах на лыжах переступанием стоя на месте и в движении. Торможение плугом. Плавательная подготовка. Правила поведения в бассейне. Виды современного спортивного плавания: кроль на груди и спине, брас. Упражнения ознакомительного плавания: передвижение по дну ходьбой и прыжками, погружение в воду и всплывание, скольжение на воде. Упражнения в плавании кролем на груди. Подвижные и спортивные игры Подвижные игры на точность движений с приѐмами спортивных игр и лыжной подготовки. Баскетбол: ведение баскетбольного мяча, ловля и передача баскетбольного мяча. Волейбол: прямая нижняя подача, приѐм и передача мяча снизу двумя руками на месте и в движении. Футбол: ведение футбольного мяча, удар по неподвижному футбольному мячу. Прикладно-ориентированная физическая культура. Развитие основных физических качеств средствами базовых видов спорта. Подготовка к выполнению нормативных требований комплекса ГТО. 8 4 КЛАСС Знания о физической культуре Из истории развития физической культуры в России. Развитие национальных видов спорта в России. Способы самостоятельной деятельности Физическая подготовка. Влияние занятий физической подготовкой на работу организма. Регулирование физической нагрузки по пульсу на самостоятельных занятиях физической подготовкой. Определение тяжести нагрузки на самостоятельных занятиях физической подготовкой по внешним признакам и самочувствию. Определение возрастных особенностей физического развития и физической подготовленности посредством регулярного наблюдения. Оказание первой помощи при травмах во время самостоятельных занятий физической культурой. Физическое совершенствование Оздоровительная физическая культура Оценка состояния осанки, упражнения для профилактики еѐ нарушения (на расслабление мышц спины и профилактику сутулости). Упражнения для снижения массы тела за счѐт упражнений с высокой активностью работы больших мышечных групп. Закаливающие процедуры: купание в естественных водоѐмах, солнечные и воздушные процедуры. Спортивно-оздоровительная физическая культура Гимнастика с основами акробатики Предупреждение травматизма при выполнении гимнастических и акробатических упражнений. Акробатические комбинации из хорошо освоенных упражнений. Опорный прыжок через гимнастического козла с разбега способом напрыгивания. Упражнения на низкой гимнастической перекладине: висы и упоры, подъѐм переворотом. Упражнения в танце «Летка-енка». Лѐгкая атлетика Предупреждение травматизма во время выполнения легкоатлетических упражнений. Прыжок в высоту с разбега перешагиванием. Технические действия при беге по легкоатлетической дистанции: низкий старт, стартовое ускорение, финиширование. Метание малого мяча на дальность стоя на месте. Лыжная подготовка Предупреждение травматизма во время занятий лыжной подготовкой. Упражнения в передвижении на лыжах одновременным одношажным ходом. Плавательная подготовка 9 Предупреждение травматизма во время занятий плавательной подготовкой. Упражнения в плавании кролем на груди, ознакомительные упражнения в плавании кролем на спине. Подвижные и спортивные игры Предупреждение травматизма на занятиях подвижными играми. Подвижные игры общефизической подготовки. Волейбол: нижняя боковая подача, приѐм и передача мяча сверху, выполнение освоенных технических действий в условиях игровой деятельности. Баскетбол: бросок мяча двумя руками от груди с места, выполнение освоенных технических действий в условиях игровой деятельности. Футбол: остановки катящегося мяча внутренней стороной стопы, выполнение освоенных технических действий в условиях игровой деятельности. Прикладно-ориентированная физическая культура Упражнения физической подготовки на развитие основных физических качеств. Подготовка к выполнению нормативных требований комплекса ГТО. 10 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты освоения программы по физической культуре на уровне начального общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности. В результате изучения физической культуры на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты: становление ценностного отношения к истории и развитию физической культуры народов России, осознание еѐ связи с трудовой деятельностью и укреплением здоровья человека; формирование нравственно-этических норм поведения и правил межличностного общения во время подвижных игр и спортивных соревнований, выполнения совместных учебных заданий; проявление уважительного отношения к соперникам во время соревновательной деятельности, стремление оказывать первую помощь при травмах и ушибах; уважительное отношение к содержанию национальных подвижных игр, этнокультурным формам и видам соревновательной деятельности; стремление к формированию культуры здоровья, соблюдению правил здорового образа жизни; проявление интереса к исследованию индивидуальных особенностей физического развития и физической подготовленности, влияния занятий физической культурой и спортом на их показатели. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате изучения физической культуры на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные 11 универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность. К концу обучения в 1 классе у обучающегося будут сформированы следующие универсальные учебные действия. Познавательные универсальные учебные действия: находить общие и отличительные признаки в передвижениях человека и животных; устанавливать связь между бытовыми движениями древних людей и физическими упражнениями из современных видов спорта; сравнивать способы передвижения ходьбой и бегом, находить между ними общие и отличительные признаки; выявлять признаки правильной и неправильной осанки, приводить возможные причины еѐ нарушений. Коммуникативные универсальные учебные действия: воспроизводить названия разучиваемых физических упражнений и их исходные положения; высказывать мнение о положительном влиянии занятий физической культурой, оценивать влияние гигиенических процедур на укрепление здоровья; управлять эмоциями во время занятий физической культурой и проведения подвижных игр, соблюдать правила поведения и положительно относиться к замечаниям других обучающихся и учителя; обсуждать правила проведения подвижных игр, обосновывать объективность определения победителей. Регулятивные универсальные учебные действия: выполнять комплексы физкультминуток, утренней зарядки, упражнений по профилактике нарушения и коррекции осанки; выполнять учебные задания по обучению новым физическим упражнениям и развитию физических качеств; проявлять уважительное отношение к участникам совместной игровой и соревновательной деятельности. К концу обучения во 2 классе у обучающегося будут сформированы следующие универсальные учебные действия. Познавательные универсальные учебные действия: характеризовать понятие «физические качества», называть физические качества и определять их отличительные признаки; 12 понимать связь между закаливающими процедурами и укреплением здоровья; выявлять отличительные признаки упражнений на развитие разных физических качеств, приводить примеры и демонстрировать их выполнение; обобщать знания, полученные в практической деятельности, составлять индивидуальные комплексы упражнений физкультминуток и утренней зарядки, упражнений на профилактику нарушения осанки; вести наблюдения за изменениями показателей физического развития и физических качеств, проводить процедуры их измерения. Коммуникативные универсальные учебные действия: объяснять назначение упражнений утренней зарядки, приводить соответствующие примеры еѐ положительного влияния на организм обучающихся (в пределах изученного); исполнять роль капитана и судьи в подвижных играх, аргументированно высказывать суждения о своих действиях и принятых решениях; делать небольшие сообщения по истории возникновения подвижных игр и спортивных соревнований, планированию режима дня, способам измерения показателей физического развития и физической подготовленности. Регулятивные универсальные учебные действия: соблюдать правила поведения на уроках физической культуры с учѐтом их учебного содержания, находить в них различия (легкоатлетические, гимнастические и игровые уроки, занятия лыжной и плавательной подготовкой); выполнять учебные задания по освоению новых физических упражнений и развитию физических качеств в соответствии с указаниями и замечаниями учителя; взаимодействовать со сверстниками в процессе выполнения учебных заданий, соблюдать культуру общения и уважительного обращения к другим обучающимся; контролировать соответствие двигательных действий правилам подвижных игр, проявлять эмоциональную сдержанность при возникновении ошибок. К концу обучения в 3 классе у обучающегося будут сформированы следующие универсальные учебные действия. Познавательные универсальные учебные действия: 13 понимать историческую связь развития физических упражнений с трудовыми действиями, приводить примеры упражнений древних людей в современных спортивных соревнованиях; объяснять понятие «дозировка нагрузки», правильно применять способы еѐ регулирования на занятиях физической культурой; понимать влияние дыхательной и зрительной гимнастики на предупреждение развития утомления при выполнении физических и умственных нагрузок; обобщать знания, полученные в практической деятельности, выполнять правила поведения на уроках физической культуры, проводить закаливающие процедуры, занятия по предупреждению нарушения осанки; вести наблюдения за динамикой показателей физического развития и физических качеств в течение учебного года, определять их приросты по учебным четвертям (триместрам). Коммуникативные универсальные учебные действия: организовывать совместные подвижные игры, принимать в них активное участие с соблюдением правил и норм этического поведения; правильно использовать строевые команды, названия упражнений и способов деятельности во время совместного выполнения учебных заданий; активно участвовать в обсуждении учебных заданий, анализе выполнения физических упражнений и технических действий из осваиваемых видов спорта; делать небольшие сообщения по результатам выполнения учебных заданий, организации и проведения самостоятельных занятий физической культурой. Регулятивные универсальные учебные действия: контролировать выполнение физических упражнений, корректировать их на основе сравнения с заданными образцами; взаимодействовать со сверстниками в процессе учебной и игровой деятельности, контролировать соответствие выполнения игровых действий правилам подвижных игр; оценивать сложность возникающих игровых задач, предлагать их совместное коллективное решение. К концу обучения в 4 классе у обучающегося будут сформированы следующие универсальные учебные действия. Познавательные универсальные учебные действия: 14 сравнивать показатели индивидуального физического развития и физической подготовленности с возрастными стандартами, находить общие и отличительные особенности; выявлять отставание в развитии физических качеств от возрастных стандартов, приводить примеры физических упражнений по их устранению; объединять физические упражнения по их целевому предназначению: на профилактику нарушения осанки, развитие силы, быстроты и выносливости. Коммуникативные универсальные учебные действия: взаимодействовать с учителем и обучающимися, воспроизводить ранее изученный материал и отвечать на вопросы в процессе учебного диалога; использовать специальные термины и понятия в общении с учителем и обучающимися, применять термины при обучении новым физическим упражнениям, развитии физических качеств; оказывать посильную первую помощь во время занятий физической культурой. Регулятивные универсальные учебные действия: выполнять указания учителя, проявлять активность и самостоятельность при выполнении учебных заданий; самостоятельно проводить занятия на основе изученного материала и с учѐтом собственных интересов; оценивать свои успехи в занятиях физической культурой, проявлять стремление к развитию физических качеств, выполнению нормативных требований комплекса ГТО. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 1 КЛАСС К концу обучения в 1 классе обучающийся достигнет следующих предметных результатов по отдельным темам программы по физической культуре: приводить примеры основных дневных дел и их распределение в индивидуальном режиме дня; соблюдать правила поведения на уроках физической культурой, приводить примеры подбора одежды для самостоятельных занятий; выполнять упражнения утренней зарядки и физкультминуток; 15 анализировать причины нарушения осанки и демонстрировать упражнения по профилактике еѐ нарушения; демонстрировать построение и перестроение из одной шеренги в две и в колонну по одному, выполнять ходьбу и бег с равномерной и изменяющейся скоростью передвижения; демонстрировать передвижения стилизованным гимнастическим шагом и бегом, прыжки на месте с поворотами в разные стороны и в длину толчком двумя ногами; передвигаться на лыжах ступающим и скользящим шагом (без палок); играть в подвижные игры с общеразвивающей направленностью. 2 КЛАСС К концу обучения во 2 классе обучающийся достигнет следующих предметных результатов по отдельным темам программы по физической культуре: демонстрировать примеры основных физических качеств и высказывать своѐ суждение об их связи с укреплением здоровья и физическим развитием; измерять показатели длины и массы тела, физических качеств с помощью специальных тестовых упражнений, вести наблюдения за их изменениями; выполнять броски малого (теннисного) мяча в мишень из разных исходных положений и разными способами, демонстрировать упражнения в подбрасывании гимнастического мяча правой и левой рукой, перебрасывании его с руки на руку, перекатыванию; демонстрировать танцевальный хороводный шаг в совместном передвижении; выполнять прыжки по разметкам на разное расстояние и с разной амплитудой, в высоту с прямого разбега; передвигаться на лыжах двухшажным переменным ходом, спускаться с пологого склона и тормозить падением; организовывать и играть в подвижные игры на развитие основных физических качеств, с использованием технических приѐмов из спортивных игр; выполнять упражнения на развитие физических качеств. 16 3 КЛАСС К концу обучения в 3 классе обучающийся достигнет следующих предметных результатов по отдельным темам программы по физической культуре: соблюдать правила во время выполнения гимнастических и акробатических упражнений, легкоатлетической, лыжной, игровой и плавательной подготовки; демонстрировать примеры упражнений общеразвивающей, подготовительной и соревновательной направленности, раскрывать их целевое предназначение на занятиях физической культурой; измерять частоту пульса и определять физическую нагрузку по еѐ значениям с помощью таблицы стандартных нагрузок; выполнять упражнения дыхательной и зрительной гимнастики, объяснять их связь с предупреждением появления утомления; выполнять движение противоходом в колонне по одному, перестраиваться из колонны по одному в колонну по три на месте и в движении; выполнять ходьбу по гимнастической скамейке с высоким подниманием колен и изменением положения рук, поворотами в правую и левую сторону, двигаться приставным шагом левым и правым боком, спиной вперѐд; передвигаться по нижней жерди гимнастической стенки приставным шагом в правую и левую сторону, лазать разноимѐнным способом; демонстрировать прыжки через скакалку на двух ногах и попеременно на правой и левой ноге; демонстрировать упражнения ритмической гимнастики, движения танцев галоп и полька; выполнять бег с преодолением небольших препятствий с разной скоростью, прыжки в длину с разбега способом согнув ноги, броски набивного мяча из положения сидя и стоя; передвигаться на лыжах одновременным двухшажным ходом, спускаться с пологого склона в стойке лыжника и тормозить плугом; выполнять технические действия спортивных игр: баскетбол (ведение баскетбольного мяча на месте и движении), волейбол (приѐм мяча снизу и нижняя передача в парах), футбол (ведение футбольного мяча змейкой); выполнять упражнения на развитие физических качеств, демонстрировать приросты в их показателях. 17 4 КЛАСС К концу обучения в 4 классе обучающийся достигнет следующих предметных результатов по отдельным темам программы по физической культуре: объяснять назначение комплекса ГТО и выявлять его связь с подготовкой к труду и защите Родины; осознавать положительное влияние занятий физической подготовкой на укрепление здоровья, развитие сердечно-сосудистой и дыхательной систем; приводить примеры регулирования физической нагрузки по пульсу при развитии физических качеств: силы, быстроты, выносливости и гибкости; приводить примеры оказания первой помощи при травмах во время самостоятельных занятий физической культурой и спортом, характеризовать причины их появления на занятиях гимнастикой и лѐгкой атлетикой, лыжной и плавательной подготовкой; проявлять готовность оказать первую помощь в случае необходимости; демонстрировать акробатические комбинации из 5–7 хорошо освоенных упражнений (с помощью учителя); демонстрировать опорный прыжок через гимнастического козла с разбега способом напрыгивания; демонстрировать движения танца «Летка-енка» в групповом исполнении под музыкальное сопровождение; выполнять прыжок в высоту с разбега перешагиванием; выполнять метание малого (теннисного) мяча на дальность; демонстрировать проплывание учебной дистанции кролем на груди или кролем на спине (по выбору обучающегося); выполнять освоенные технические действия спортивных игр баскетбол, волейбол и футбол в условиях игровой деятельности; выполнять упражнения на развитие физических качеств, демонстрировать приросты в их показателях. 18 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 КЛАСС Количество часов № п/п Наименование разделов и тем программы Всего Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Контрольные работы Практические работы 0 0 https://resh.edu.ru/subject/9/ 0 0 https://resh.edu.ru/subject/9/ Раздел 1. Знания о физической культуре 1.1 Знания о физической культуре Итого по разделу 2 2 Раздел 2. Способы самостоятельной деятельности 2.1 Режим дня школьника Итого по разделу 1 1 ФИЗИЧЕСКОЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ Раздел 1. Оздоровительная физическая культура 1.1 Гигиена человека 1 0 0 https://resh.edu.ru/subject/9/ 1.2 Осанка человека 1 0 0 https://resh.edu.ru/subject/9/ 1.3 Утренняя зарядка и физкультминутки в режиме дня школьника 1 0 0 https://resh.edu.ru/subject/9/ Итого по разделу 3 Раздел 2. Спортивно-оздоровительная физическая культура 2.1 Гимнастика с основами акробатики 10 https://resh.edu.ru/subject/9/ 2.2 Лыжная подготовка 10 https://resh.edu.ru/subject/9/ 2.3 Легкая атлетика 16 https://resh.edu.ru/subject/9/ 2.4 Подвижные и спортивные игры 18 https://resh.edu.ru/subject/9/ 19 Итого по разделу 54 Раздел 3. Прикладно-ориентированная физическая культура 3.1 Подготовка к выполнению нормативных требований комплекса ГТО http://resh.edu.ru/ Untitled- 1 (gto.ru) ВФСК ГТО (gto.ru) 6 Итого по разделу 6 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 66 0 20 0 2 КЛАСС Количество часов № п/п Наименование разделов и тем программы Контрольные работы Всего Практические работы Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Раздел 1. Знания о физической культуре 1.1 Знания о физической культуре Итого по разделу 1 https://resh.edu.ru/subject/9/ 1 Раздел 2. Способы самостоятельной деятельности 2.1 Физическое развитие и его измерение Итого по разделу 1 https://resh.edu.ru/subject/9/ 1 ФИЗИЧЕСКОЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ Раздел 1. Оздоровительная физическая культура 1.1 Занятия по укреплению здоровья 1 https://resh.edu.ru/subject/9/ 1.2 Индивидуальные комплексы утренней зарядки 1 https://resh.edu.ru/subject/9/ Итого по разделу 2 Раздел 2. Спортивно-оздоровительная физическая культура 2.1 Гимнастика с основами акробатики 8 https://resh.edu.ru/subject/9/ 2.2 Лыжная подготовка 13 https://resh.edu.ru/subject/9/ 2.3 Легкая атлетика 22 https://resh.edu.ru/subject/9/ 2.4 Подвижные игры 20 https://resh.edu.ru/subject/9/ 21 Итого по разделу 63 Раздел 3. Прикладно-ориентированная физическая культура 3.1 Подготовка к выполнению нормативных требований комплекса ГТО http://resh.edu.ru/ Untitled- 1 (gto.ru) ВФСК ГТО (gto.ru) 1 Итого по разделу 1 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 68 0 22 0 3 КЛАСС Количество часов № п/п Наименование разделов и тем программы Контрольные работы Всего Практические работы Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Раздел 1. Знания о физической культуре 1.1 Знания о физической культуре Итого по разделу 1 https://resh.edu.ru/subject/9/ 1 Раздел 2. Способы самостоятельной деятельности 2.1 Виды физических упражнений, используемых на уроках 1 https://resh.edu.ru/subject/9/ 2.2 Измерение пульса на уроках физической культуры 1 http://resh.edu.ru/ 2.3 Физическая нагрузка 1 http://resh.edu.ru/ Итого по разделу 3 ФИЗИЧЕСКОЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ Раздел 1. Оздоровительная физическая культура 1.1 Закаливание организма 1 http://resh.edu.ru/ 1.2 Дыхательная и зрительная гимнастика 1 http://resh.edu.ru/ Итого по разделу 2 Раздел 2. Спортивно-оздоровительная физическая культура 2.1 Гимнастика с основами акробатики 8 https://resh.edu.ru/subject/9/ 2.2 Легкая атлетика 21 https://resh.edu.ru/subject/9/ 2.3 Лыжная подготовка 13 https://resh.edu.ru/subject/9/ 23 2.4 Плавательная подготовка 4 https://resh.edu.ru/subject/9/ 2.5 Подвижные и спортивные игры 15 https://resh.edu.ru/subject/9/ Итого по разделу 61 Раздел 3. Прикладно-ориентированная физическая культура 3.1 Подготовка к выполнению нормативных требований комплекса ГТО http://resh.edu.ru/ Untitled- 1 (gto.ru) ВФСК ГТО (gto.ru) 1 Итого по разделу 1 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 68 0 24 0 4 КЛАСС Количество часов № п/п Наименование разделов и тем программы Контрольные работы Всего Практические работы Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Раздел 1. Знания о физической культуре 1.1 Знания о физической культуре Итого по разделу 2 https://resh.edu.ru/subject/9/ 2 Раздел 2. Способы самостоятельной деятельности 2.1 Самостоятельная физическая подготовка 3 https://resh.edu.ru/subject/9/ 2.2 Профилактика предупреждения травм и оказание первой помощи при их возникновении 2 https://resh.edu.ru/subject/9/ Итого по разделу 5 ФИЗИЧЕСКОЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ Раздел 1. Оздоровительная физическая культура 1.1 Упражнения для профилактики нарушения осанки и снижения массы тела 1 https://resh.edu.ru/subject/9/ 1.2 Закаливание организма 1 https://resh.edu.ru/subject/9/ Итого по разделу 2 Раздел 2. Спортивно-оздоровительная физическая культура 2.1 Гимнастика с основами акробатики 8 https://resh.edu.ru/subject/9/ 2.2 Легкая атлетика 22 https://resh.edu.ru/subject/9/ 25 2.3 Лыжная подготовка 12 https://resh.edu.ru/subject/9/ 2.4 Плавательная подготовка 4 https://resh.edu.ru/subject/9/ 2.5 Подвижные и спортивные игры 12 https://resh.edu.ru/subject/9/ Итого по разделу 58 Раздел 3. Прикладно-ориентированная физическая культура 3.1 Подготовка к выполнению нормативных требований комплекса ГТО Итого по разделу ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 1 https://www.gto.ru/ 1 68 0 26 0 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 КЛАСС Количество часов № п/п Тема урока Всего 1 Правила поведения на уроках физической культуры. Что такое физическая культура. Чем отличается ходьба от бега. Обычный бег , бег с заданием. Игра. 1 2 Современные физические упражнения. Упражнения в передвижении с равномерной скоростью. Подвижные игры на общефизическое развитие "Охотники и утки". 1 3 Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО. Челночный бег 3*10м. Подвижные игры 1 4 Исходные положения в физических упражнениях. Упражнения в передвижении с равномерной скоростью. Игра " охотники и утки". 1 5 Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО. Бег на 10м и 30м. Подвижные игры 1 6 Личная гигиена и гигиенические процедуры. Упражнения в передвижении с равномерной скоростью. Правила выполнения прыжка в длину с места. 1 7 Стилизованные способы передвижения ходьбой и бегом. Разучивание выполнения прыжка в длину с места. 1 8 Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО. Прыжок в длину с места толчком двумя ногами. Подвижные игры 1 9 Обучение равномерному бегу в колонне по одному с невысокой скоростью. Метание малого мяча в цель. Подвижная игра. 1 27 Контрольные работы Практические работы 10 Обучение равномерному бегу в колонне по одному с разной скоростью передвижения. Метание малого мяча в горизонтальную цель. Подвижная игра. 1 11 Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО. Смешанное передвижение. Подвижные игры 1 12 Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО. 6ти минутный бег. Подвижные игры 1 13 Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО. Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье. Подвижные игры 1 14 Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО. Бросок набивного мяча. Подвижные игры 1 15 Разучивание игровых действий и правил подвижных игр. Подвижная игра " Не попади в болото". 1 16 Обучение способам организации игровых площадок. Подвижная игра " Не попади в болото." 1 17 Разучивание игровых действий и правил подвижных игр. Игра " Охотники и утки". 1 18 Подвижной игры по выбору: «Кто больше соберет яблок», " Удочка", " Совушка". 1 19 Предупреждение травматизма при выполнении гимнастических и акробатических упражнений. Строевые упражнения и организующие команды на уроках физической культуры. 1 20 Понятие гимнастики и спортивной гимнастики. Способы построения и повороты на месте. Учимся гимнастическим упражнениям:исходные положения в физических упражнениях: стойки, упоры, седы, положения лѐжа. 1 21 Способы построения и повороты стоя на месте. Стилизованные 1 28 передвижения( гимнастический шаг, бег).Подвижная игра "Не оступись". 22 Комплексы утренней зарядки и физкультминуток в режиме дня школьника. Гимнастические упражнения с мячом. 1 23 Осанка человека. Упражнения для осанки. Подъѐм туловища из положения лѐжа на спине и животе. 1 24 Акробатические упражнения, основные техники. Прыжки в упоре на руках, толчком двумя ногами. Группировка. Перекаты в группировке. 1 25 Разучивание прыжков в группировке. Группировка. Перекаты в группировке. 1 26 Гимнастические упражнения с мячом. Подвижная игра " Не оступись". 1 27 Гимнастические упражнения со скакалкой. Подвижная игра кто больше соберѐт яблок". 1 28 Гимнастические упражнения в прыжках. Подвижная игра " Пингвины с мячом." 1 29 Упражнение на гимнастической скамье: стилизованные шаги. Весѐлые старты. 1 30 Сгибание рук в положении упор лежа. Подвижные игры. 1 31 Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО. Поднимание туловища из положения лежа на спине. Подвижные игры 1 32 Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО. Метание теннисного мяча в цель. Подвижные игры 1 33 Предупреждение травматизма во время занятий лыжной подготовкой. Строевые упражнения с лыжами в руках 1 34 Строевые упражнения с лыжами в руках. Имитационные упражнения техники передвижения на лыжах. 1 35 Переноска лыж к месту занятия. Основная стойка лыжника. 1 29 Упражнения в передвижении на лыжах 36 Техника ступающего шага во время передвижения. Повороты на месте "солнышко". 1 37 Техника ступающего шага во время передвижения 1 38 Имитационные упражнения техники передвижения на лыжах скользящим шагом 1 39 Упражнения в передвижении на лыжах. Повороты переступанием, торможение на лыжах. 1 40 Имитационные упражнения техники передвижения на лыжах 1 41 Имитационные упражнения техники передвижения на лыжах скользящим шагом 1 42 Упражнения в передвижении с изменением скорости. Подъѐм на склон " лесенкой". 1 43 Техника передвижения скользящим шагом в полной координации. Подъѐм на склон " лесенкой". 1 44 Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО. Ходьба на лыжах. Подвижные игры 1 45 Предупреждение травматизма на занятиях подвижными играми. Обучение способам организации игровых площадок. Подвижная игра "Брось - поймай". 1 46 Самостоятельная организация и проведение подвижных игр. Считалка для подвижных игр. Игра" Кто больше соберѐт яблок". 1 47 Считалки для подвижных игр. Подвижная игра "Пингвины с мячом". Метание малого мяча в цель. 1 48 Обучение равномерному бегу в колонне по одному с невысокой скоростью. Эстафеты с мячом. 1 49 Обучение равномерному бегу в колонне по одному с разной скоростью 1 30 и в чередовании с равномерной ходьбой. Сгибание рук из упора лѐжа. Игра по выбору. 50 Основные правила, ТБ на уроках, особенности проведения испытаний (тестов) ВФСК ГТО Передача и ловля волейбольного мяча в парах. 1 51 Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО. Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье. Подвижные игры с волейбольным мячом. 1 52 Самостоятельная организация и проведение подвижных игр. Броски и ловля мяча через сетку. 1 53 Броски и ловля баскетбольного мяча. Разучивание подвижной игры «Брось-поймай». 1 54 Ведение баскетбольного мяча на месте, в движении. Подвижноя игра «Брось-поймай» 1 55 ГТО – что это такое? История ГТО. Спортивные нормативы. Разучивание одновременного отталкивания двумя ногами в прыжке в длину с места. 1 56 Обучение прыжку в длину с места в полной координации. Бросок набивного мяча . 1 57 Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО. Прыжок в длину с места толчком двумя ногами. Подвижные игры 1 58 Разучивание техники выполнения прыжка в длину и в высоту с прямого разбега. Фаза разбега и отталкивания в прыжке. Подвижная игра. 1 59 Приземление после спрыгивания с горки матов. Фаза приземления из прыжка. Подвижная игра. 1 60 Пробное тестирование с соблюдением правил и техники выполнения испытаний (тестов) 1-2 ступени ГТО 1 61 Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО. 1 31 Поднимание туловища из положения лежа на спине. Подвижные игры 62 Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО. Челночный бег 3*10м. Подвижные игры 1 63 Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО. Бег на 10м и 30м. Подвижные игры 1 64 Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО. Смешанное передвижение. Подвижные игры 1 65 Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО. 6ти минутный бег. Подвижные игры 1 66 Подвижной игры: Игры по выбору, «Кто больше соберет яблок». 1 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 66 32 0 0 2 КЛАСС Количество часов № п/п Тема урока Всего 1 Правила поведения на занятиях лѐгкой атлетикой. Зарождение Олимпийских игр. Подвижные игры. 1 2 История подвижных игр и соревнований у древних народов. Беговые упражнения. 1 3 Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО. Челночный бег 3*10м. Эстафеты 1 4 Современные Олимпийские игры. Бег с поворотами и изменением направлений. Смешанное передвижение по пересечѐнной местности. 1 5 Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО. Бег на 30м. Эстафеты 1 6 Физическое развитие. Сложно координированные беговые упражнения. 1 7 Сила как физическое качество. Броски мяча в неподвижную мишень стоя. 1 8 Сложно координированные прыжковые упражнения. Быстрота как физическое качество. 1 9 Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО. Прыжок в длину с места толчком двумя ногами. Эстафеты 1 10 Развитие координации движений. Ускорения из разных исходных положений. 1 11 Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО. Смешанное передвижение. Выносливость как физическое качество. 1 12 Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО. 1 33 Контрольные работы Практические работы Метание теннисного мяча в цель. Подвижные игры 13 Развитие координации движений. Беговые упражнения: змейкой, по кругу, обеганием предметов. 1 14 Дневник наблюдений по физической культуре. Беговые упражнения: с преодолением небольших препятствий. 1 15 Закаливание организма. Прыжковые упражнения. Прыжок в высоту с прямого разбега. 1 16 Утренняя зарядка. Прыжок в высоту с прямого разбега. 1 17 Правила поведения на уроках гимнастики и акробатики. Строевые упражнения и команды. 1 18 Составление комплекса утренней зарядки. Строевые команды и упражнения. Упражнение на гимнастической скамье. 1 19 Прыжковые упражнения. Упражнения на гимнастической скамье. 1 20 Танцевальные гимнастические движения. Сложно координированные передвижения ходьбой по гимнастической скамейке 1 21 Гибкость как физическое качество. Прыжки через скакалку на двух ногах на месте. 1 22 Гимнастическая разминка. Прыжки через скакалку: поочерѐдно на правой и левой ноге на месте. 1 23 Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО. Подтягивание из виса на высокой перекладине – мальчики. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу. Эстафеты 1 24 Гимнастическая разминка. Строевые упражнения: поворотах направо и налево, стоя на месте и в движении. 1 25 Упражнения с гимнастической скакалкой. Подвижные игры на развитие равновесия. 1 26 Упражнения с гимнастической скакалкой. Освоение правил и техники 1 34 выполнения норматива комплекса ГТО. Подтягивание из виса лежа на низкой перекладине 90см. Эстафеты 27 Упражнения с гимнастическим мячом: подбрасывание, перекаты и наклоны с мячом в руках. Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО. Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье. Подвижные игры 1 28 Танцевальные гимнастические движения: хороводом. Передвижение равномерной ходьбой с наклонами туловища вперѐд и стороны, разведением и сведением рук 1 29 Танцевальные гимнастические движения: галопом. Эстафеты с предметами. 1 30 Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО. Поднимание туловища из положения лежа на спине. Подвижные игры 1 31 Танцевальные гимнастические движения. Строевые команды в построении и перестроении. Повороты на месте и в движении. Подвижные игры. 1 32 Танцевальные гимнастические движения. Подвижные игры на развитие равновесия и координации. 1 33 Правила поведения на занятиях лыжной подготовкой. Передвижение на лыжах двухшажным попеременным ходом. 1 34 Передвижение на лыжах двухшажным попеременным ходом. Подъѐм лесенкой. 1 35 Передвижение на лыжах скользящим шагом (без палок).Подъем лесенкой. 1 36 Передвижение н лыжах. Спуск с горы в основной стойке 1 37 Передвижение на лыжах. Спуски и подъѐмы на лыжах. 1 38 Передвижение на лыжах. Спуски и подъѐмы на лыжах. 1 35 39 Передвижение на лыжах. Торможение лыжными палками. 1 40 Передвижение на лыжах. Торможение лыжными палками. 1 41 Передвижение на лыжах. Торможение падением на бок. 1 42 Передвижение на лыжах. Торможение падением на бок. 1 43 Передвижение на лыжах. Спуск с горы в основной стойке. 1 44 Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО. Бег на лыжах 1 км. Эстафеты 1 45 Передвижение на лыжах. Эстафеты. 1 46 Передвижение на лыжах. Эстафеты. 1 47 Правила поведения и техники безопасности при выполнении физических упражнений. Сложно координированные беговые упражнения. Приѐмы баскетбола. 1 48 Бег с поворотами и изменением направлений. Приемы баскетбола: мяч среднему и мяч соседу. 1 49 Бросок мяча в колонне и неудобный бросок. Игры с приѐмами баскетбола. 1 50 Бросок мяча в колонне и неудобный бросок. Игры с приѐмами баскетбола. 1 51 Приемы баскетбола: мяч среднему и мяч соседу. игры с приѐмами баскетбола. 1 52 Сложно координированные прыжковые упражнения. Гонка мячей и слалом с мячом. 1 53 Правила техники безопасности на уроках. Укрепление здоровья через ВФСК ГТО. Броски мяча в неподвижную мишень. 1 54 Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО. Метание теннисного мяча в цель. Подвижные игры 1 55 Сложно координированные передвижения ходьбой по гимнастической 1 36 скамейке. Игры с приѐмами футбола: метко в цель. 56 Футбольный бильярд. Бросок ногой. 1 57 Игры с приемами футбола: метко в цель. Гонка мячей и слалом с мячом. 1 58 Подвижные игры с приемами спортивных игр. Бросок ногой. 1 59 Правила выполнения спортивных нормативов 2 ступени. Прыжок в высоту с прямого разбега. 1 60 Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО. Поднимание туловища из положения лежа на спине. Прыжок в высоту с прямого разбега. Подвижные игры. 1 61 Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО. Подтягивание из виса на высокой перекладине – мальчики. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу. Эстафеты 1 62 Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО. Подтягивание из виса лежа на низкой перекладине 90см. Эстафеты 1 63 Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО. Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье. Подвижные игры 1 64 Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО. Прыжок в длину с места толчком двумя ногами. Эстафеты 1 65 Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО. Челночный бег 3*10м. Эстафеты 1 66 Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО. Бег на 30м. Эстафеты 1 67 Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО. Смешанное передвижение по пересеченной местности. Подвижные игры 1 68 «Праздник ГТО». Соревнования со сдачей норм ГТО, с соблюдением 1 37 правил и техники выполнения испытаний (тестов) 2 ступени ГТО ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 68 38 0 3 КЛАСС № п/п Количество часов Тема урока Всего 1 Правила ТБ на уроках. Сохранение и укрепление здоровья через ВФСК ГТО 1 2 История появления современного спорта. Беговые упражнения с координационной сложностью 1 3 Строевые команды и упражнения. Челночный бег 1 4 Физическая культура у древних народов. Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО. Челночный бег 3*10м. Эстафеты 1 5 Бег с ускорением на короткую дистанцию. .Прыжок в длину с разбега, способом согнув ноги. 1 6 Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО. Бег на 30м. Эстафеты 1 7 Измерение пульса на занятиях физической культурой. Броски набивного мяча. 1 8 Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО. Бег на 1000м 1 9 Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО. Метание теннисного мяча, и метание мяча весом 150г. Подвижные игры 1 10 Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО. Прыжок в длину с места толчком двумя ногами. Эстафеты 1 11 Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО. Кросс на 2 км. Подводящие упражнения 1 12 Дозировка физических нагрузок. Прыжок в длину с разбега 1 39 Контрольные работы 1 1 Практические работы 13 Правила безопасного поведения на занятиях в спортивном зале. Спортивная игра баскетбол 1 14 Ведение баскетбольного мяча. Ловля и передача мяча двумя руками 1 15 Подвижные игры с приемами баскетбола 1 16 Спортивная игра волейбол 1 17 Прямая нижняя подача, приѐм и передача мяча снизу двумя руками на месте и в движении 1 18 Дыхательная и зрительная гимнастика. Подвижные игры с элементами спортивных игр: парашютисты, стрелки 1 19 Техника безопасности на уроках гимнастики. Виды физических упражнений. Строевые команды и упражнения. 1 20 Строевые команды и упражнения. Передвижения по гимнастической скамейке 1 21 Передвижение по гимнастической стенке. Дыхательная и зрительная гимнастика. 1 22 Танцевальные упражнения из танца полька. Передвижение по гимнастической стенке. 1 23 Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО. Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье. Подвижные игры 1 24 Закаливание организма под душем. Ритмическая гимнастика. 1 25 Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО. Поднимание туловища из положения лежа на спине. Подвижные игры 1 26 Строевые команды и упражнения. Лазанье по канату. 1 27 Ритмическая гимнастика. Лазанье по канату 1 28 Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО. Подтягивание из виса на высокой перекладине – мальчики. Сгибание и 1 40 разгибание рук в упоре лежа на полу. Эстафеты 29 Составление индивидуального графика занятий по развитию физических качеств. Прыжки через скакалку( поочерѐдно на правой и левой ноге). 1 30 Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО. Подтягивание из виса лежа на низкой перекладине 90см. Эстафеты 1 31 Танцевальные упражнения из танца галоп. Передвижение по гимнастической скамейке. 1 32 Броски набивного мяча из положения сидя. Прыжки через скакалку ( на двух вперѐд и назад). 1 33 Правила поведения и техники безопасности на лыжне. Передвижение на лыжах одновременным двухшажным ходом 1 34 Передвижение на лыжах одновременным двухшажным ходом 1 35 Повороты на лыжах способом переступания на месте 1 36 Повороты на лыжах способом переступания на месте 1 37 Повороты на лыжах способом переступания в движении 1 38 Повороты на лыжах способом переступания в движении 1 39 Повороты на лыжах способом переступания 1 40 Торможение на лыжах способом «плуг» при спуске с пологого склона 1 41 Торможение на лыжах способом «плуг» при спуске с пологого склона 1 42 Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО. Бег на лыжах 1 км. Эстафеты 1 43 Скольжение с пологого склона с поворотами и торможением 1 44 Скольжение с пологого склона с поворотами и торможением 1 45 Правила поведения в бассейне. Разучивание специальных плавательных упражнений. 1 46 Упражнения ознакомительного плавания: передвижение по дну ходьбой и 1 41 1 прыжками. упражнения в плавании кролем на груди. 47 Упражнения ознакомительного плавания: погружение в воду и всплывание. Упражнения в плавании брассом. 1 48 Упражнения в плавании кролем на груди и дельфином . Прыжки через скакалку. 1 49 Спортивная игра волейбол ( правила игры). Приѐм и передача мяча. 1 50 Прямая нижняя подача, приѐм и передача мяча снизу двумя руками на месте и в движении 1 51 Спортивная игра баскетбол. Ведение баскетбольного мяча. Ловля и передача мяча двумя руками. 1 52 Ведение баскетбольного мяча. Ловля и передача мяча двумя руками. Подвижные игры с приѐмами баскетбола. 1 53 Правила поведения на занятиях в спортивном зале. Спортивная игра футбол. Ведение футбольного мяча, 1 54 Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО. Поднимание туловища из положения лежа на спине. Подвижные игры 1 55 Спортивная игра футбол. Удар по неподвижному футбольному мячу. 1 56 Подвижные игры с приемами футбола 1 57 Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО. Подтягивание из виса на высокой перекладине – мальчики. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу. Эстафеты 1 58 Подвижные игры с приемами футбола 1 59 Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО. Прыжок в длину с места толчком двумя ногами. Эстафеты 1 60 Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО. Подтягивание из виса лежа на низкой перекладине 90см. Эстафеты 1 61 Прыжок в длину с разбега 1 42 1 1 1 62 Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО. Челночный бег 3*10м. Эстафеты 1 63 Челночный бег 1 64 Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО. Бег на 30м. Эстафеты 1 65 Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО. Бег на 1000м 1 66 Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО. Кросс на 2 км. Подводящие упражнения 1 67 Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО. Метание теннисного мяча, и метание мяча весом 150г. Подвижные игры 1 68 Соревнования «А ты сдал нормы ГТО?», с соблюдением правил и техники выполнения испытаний (тестов) 2-3 ступени 1 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 68 43 6 0 4 КЛАСС № п/п Количество часов Тема урока Всего 1 Правила предупреждения травм на уроках физической культуры. Беговые упражнения. Эстафеты. 1 2 Предупреждение травм на занятиях лѐгкой атлетикой. Челночный бег 3/10 м . Эстафеты. 1 3 Низкий старт. Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО. Бег на 30м. Эстафеты 1 4 Стартовый разгон и финиширование. Из истории развития физической культуры в России. Упражнения в прыжках в высоту с разбега. 1 5 Из истории развития национальных видов спорта. Упражнения в прыжках в высоту с разбега. 1 6 Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО. Бег на 1000м 1 7 Самостоятельная физическая подготовка. Прыжок в высоту с разбега способом перешагивания 1 8 Оказание первой помощи на занятиях физической культуры. Прыжок в высоту с разбега способом перешагивания. 1 9 Метание малого мяча на дальность. Беговые упражнения. Подвижная игра. 1 10 Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО. Метание мяча весом 150г. Подвижные игры 1 11 Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО. Прыжок в длину с места толчком двумя ногами. Эстафеты 1 12 Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО. 1 44 Контрольные работы Практические работы Подтягивание из виса на высокой перекладине – мальчики. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу. Эстафеты 13 Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО. Подтягивание из виса лежа на низкой перекладине 90см. Эстафеты 1 14 Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО. Кросс на 2 км. Подводящие упражнения 1 15 Беговые упражнения. Упражнения из игры футбол 1 16 Влияние занятий физической подготовкой на работу систем организма. Упражнения из игры футбол. 1 17 Разучивание подвижной игры «Эстафета с ведением футбольного мяча» 1 18 Упражнения из игры футбол. игра в футбол. 1 19 Предупреждение травм при выполнении гимнастических и акробатических упражнений. Элементы акробатики. 1 20 Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО. Поднимание туловища из положения лежа на спине. Подвижные игры 1 21 Акробатическая комбинация. Танцевальные упражнения "Летка-енка". 1 22 Акробатическая комбинация. Танцевальные упражнения " Летка - енка". 1 23 Упражнения для профилактики нарушения осанки и снижения массы тела. Висы и упоры на низкой гимнастической перекладине. 1 24 Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО. Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье. Подвижные игры 1 25 Висы и упоры на низкой гимнастической перекладине. Танцевальные упражнения. 1 26 Упражнения на гимнастической перекладине 1 27 Обучение опорному прыжку 1 28 Поводящие упражнения для обучения опорному прыжку 1 45 29 Поводящие упражнения для обучения опорному прыжку. Разучивание подвижной игры " запрещѐнное движение. 1 30 Опорной прыжок через гимнастического козла с разбега способом напрыгивания 1 31 Обучение опорному прыжку. Эстафеты с элементами гимнастики. 1 32 Опорной прыжок через гимнастического козла с разбега способом напрыгивания 1 33 Предупреждение травм на занятиях лыжной подготовкой. Имитационные упражнения в передвижении на лыжах. 1 34 Закаливание организма. Имитационные упражнения в передвижении на лыжах. 1 35 Самостоятельная физическая подготовка. Передвижение на лыжах одновременным одношажным ходом: подводящие упражнения 1 36 Передвижение на лыжах одновременным одношажным ходом: подводящие упражнения 1 37 Передвижение на лыжах одновременным одношажным ходом: подводящие упражнения 1 38 Передвижение на лыжах одновременным одношажным ходом: подводящие упражнения 1 39 Передвижение на лыжах одновременным одношажным ходом с небольшого склона 1 40 Передвижение на лыжах одновременным одношажным ходом с небольшого склона 1 41 Передвижение на лыжах одновременным одношажным ходом с небольшого склона 1 42 Передвижение одношажным одновременным ходом по фазам движения и в полной координации 1 46 0 43 Передвижение одношажным одновременным ходом по фазам движения и в полной координации 1 44 Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО. Бег на лыжах 1 км. Эстафеты 1 45 Предупреждение травм на занятиях в плавательном бассейне. Подводящие упражнения. 1 46 Разучивание подвижной игры «Паровая машина». Упражнения в плавании способом кроль. 1 47 Разучивание подвижной игры «Паровая машина». Подводящее упражнение в плавании кролем на спине, 1 48 Подводящие упражнения в плавании кролем на спине и груди. Подвижная игра " Гонка лодок". 1 49 Предупреждение травматизма на занятиях подвижными играми. Упражнения из игры в волейбол. 1 50 Правила выполнения спортивных нормативов 3 ступени. Упражнения из игры волейбол. 1 51 Упражнения из игры волейбол 1 52 Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО. Поднимание туловища из положения лежа на спине. Подвижные игры 1 53 Правила ТБ на уроках. Здоровье и ЗОЖ. ГТО в наше время. Разучивание подвижной игры " Эстафета с ведением футбольного мяча". 1 54 Упражнения из игры баскетбол 1 55 Упражнения из игры баскетбол 1 56 Разучивание подвижной игры «Подвижная цель» 1 57 Разучивание подвижной игры «Подвижная цель» 1 58 Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО. Подтягивание из виса на высокой перекладине – мальчики. Сгибание и 1 47 0 разгибание рук в упоре лежа на полу. Эстафеты 59 Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО. Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье. Подвижные игры 1 60 Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО. Подтягивание из виса лежа на низкой перекладине 90см. Эстафеты 1 61 Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО. Челночный бег 3*10м. Эстафеты с волейбольным мячом. 1 62 Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО. Бег на 30м. Эстафеты 1 63 Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО. Прыжок в длину с места толчком двумя ногами. Эстафеты с предметами. 1 64 Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО. Бег на 1000м 1 65 Метание малого мяча на дальность. Игра в футбол. 1 66 Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО. Метание мяча весом 150г. Подвижные игры 1 67 Оценка годовой динамики показателей физического развития и физической подготовленности. Беговые упражнения. Игра. 1 68 Праздник «Большие гонки», посвященный ГТО и ЗОЖ, с соблюдением правил и техники выполнения испытаний (тестов) 3 ступени 1 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 68 48 0 0 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА Физическая культура: 1-4-е классы: учебник: в 2 частях / Винер-Усманова И.А., Цыганкова О. Д. / под ред. Винер-Усмановой И.А./ Акционерное общество «Издательство «Просвещение» МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ https://resh.edu.ru/ 49