СОДЕРЖАНИЕ
1. Комплекс основных характеристик программы
1.1 Пояснительная записка
1.2 Цель, задачи программы
1.3 Содержание программы
1.4 Планируемые результаты
2. Организационно-педагогические условия
2.1Условия реализации программы
2.2Формы аттестации и оценочные материалы
3. Список литературы
15
15
17
Приложения:
1. Диагностическая карта оценки результатов обучения
18
3
5
5
12
2
1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
1.1 Пояснительная записка
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
«Робототехника» технической направленности разработана в соответствии с
требованиями в образовании, отражёнными в следующих документах:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (последняя редакция);
- Концепция развития дополнительного образования детей (утвержденная
распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. №
1726-р);
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.09.2020
№ 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания, обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
- Приказ от 09.11.2018г. № 196 «Об утверждении порядка организации и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным программам»;
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015г. № 09-3242 «О
направлении информации» (Методические рекомендации по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ);
- Письмо Министерства просвещения России от 19.03.2020 № ГД-39/04 «О
направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими
рекомендациями по реализации образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования, образовательных программ
среднего
профессионального
образования
и
дополнительных
общеобразовательных программ с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий»;
- Письмо Министерства просвещения РФ от 28.06.2019 № МР-81/02ВН «О
методических рекомендациях для субъектов РФ по вопросам реализации основных
и дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме»;
- Устав МАОУ лицея №135:
- Положение о дополнительном образовании в МАОУ лицее №135.
Модифицированная программа для обучающихся 11-14 лет составлена на
основе программы Ершова А.А. «Робототехника на основе Arduino».
Выбор данной авторской программы и учебно-методического комплекса
обусловлен тем, программа включает определенный общем теоретических знаний
и формы обучения детей на практических занятиях, является первым шагом в
процессе знакомства учащихся с основами электро и радиотехники, электроники и
робототехники, а также ориентирует школьников на выбор профессии. На
практических занятиях учащиеся работают с комплектами Ардуино (базовые и
расширенные), оснащенные микропроцессором Arduino Uno ATmega328p. С
3
помощью данного набора учащийся может создать проект и запрограммировать
его на выполнение определенных функций. Командная работа над практическими
заданиями способствует глубокому изучению составляющих современных
роботов, а визуальная программная среда позволит легко и эффективно изучить
алгоритмизацию и программирование.
Дополнительным преимуществом изучения данной программы является
создание команды единомышленников и ее участие в конкурсах по робототехнике,
что значительно усиливает мотивацию учеников к получению знаний.
Образовательная программа по робототехнике технической направленности, так
как в наше время робототехники и компьютеризации ребенка необходимо учить
решать задачи с помощью автоматов, которые он сам может спроектировать,
защищать свое решение и воплотить его в реальной модели, т.е. непосредственно
сконструировать и запрограммировать. В процессе конструирования и
программирования кроме этого дети получат дополнительное образование в
области физики, механики, электроники и информатики.
Актуальность
Основной акцент в освоении данной программы делается на использование
проектной деятельности и самостоятельность в создании проектов и роботов, что
позволяет получить полноценные и конкурентоспособные продукты. Проектная
деятельность, используемая в процессе обучения, способствует развитию основных
компетентностей учащегося, а также обеспечивает связь процесса обучения с
практической деятельности за рамками образовательного процесса. Творческое,
самостоятельное выполнение практических заданий, задания в форме описания
поставленной задачи или проблемы, дают возможность учащемуся самостоятельно
выбирать пути ее решения. Содержание дополнительного образования в области
робототехники не стандартизируется, работа с учащимся происходит в
соответствии с его интересами, его выбором, что позволяет безгранично расширять
его образовательный потенциал.
При этом реализуются:
диалоговый характер обучения;
приспособление оборудования и инструмента к индивидуальным особенностям
ребенка;
возможность коррекции педагогом процесса обучения в любой момент;
Данная программа полностью соответствует личностно-ориентированной
модели обучения и предоставляет широкие возможности для выявления, учёта и
развития творческого потенциала каждого ребёнка, вкуса, проявления его
индивидуальности.
Отличительная особенность данной программы в использовании
нетрадиционных форм работы – практические работы.
Адресат программы. Программа ориентирована на учащихся 11 -14 лет и
учитывает возрастные и индивидуальные способности учащихся. Количество
4
учащихся от 10 до 15 человек. Набор учащихся свободный. Состав группы
постоянный.
Объем и срок освоения программы
Занятия проводятся 2раза в неделю по 1 часу, 72 ч. в год.
Программой предусмотрено проведение 26 практических работ
Форма обучения – очная.
Уровни обучения
Стартовый - 1 год обучения.
Особенности реализации образовательного процесса
Предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных
форм организации обучения, минимальную сложность предлагаемого для освоения
содержания программы.
Программа предполагает дать начальные знания по курсу. Образовательный
процесс организуется в традиционной форме. В период приостановки
образовательной деятельности образовательный процесс организуется с
применением дистанционных технологий.
1.2 Цель, задачи программы
Цель: обучение основам робототехники, программирования, развитие творческих
способностей в процессе конструирования и проектирования.
Задачи:
дать первоначальные знания о конструкции робототехнических устройств;
научить программировать робототехнические устройства;
сформировать общенаучные и технологические навыки конструирования и
проектирования;
ознакомить с правилами безопасной работы с инструментами.
формировать творческое отношение к выполняемой работе;
воспитывать умение работать в коллективе, эффективно распределять
обязанности.
развивать творческую инициативу и самостоятельность;
развивать психофизиологические качества учеников: память, внимание,
способность логически мыслить, анализировать, концентрировать внимание на
главном
развивать умения излагать мысли в четкой логической последовательности,
отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить
ответы на вопросы путем логических рассуждений.
1.3 Содержание программы
№п/п
Название раздела,
количество часов
всего
теория
практика
Форма
контроля
5
темы
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Вводное занятие.
Техника
безопасности
при работе в
компьютерном
классе. Общий обзор
курса.
Знакомство с платой
Arduino Uno.
Теоретические
основы
электричества.
Схемотехника
Знакомство со
средой
программирования
Логические
переменные и
конструкции
Аналоговые и
цифровые входы и
выходы. Принципы
их использования.
Сенсоры. Датчики
Arduino.
Реализация проектов
Работа над
собственными
творческими
проектами
итого
2
2
собеседование
2
2
Наблюдения
4
1
3
Наблюдения,
схема
16
2
14
2
2
Наблюдения,
схема
Наблюдения,
схема
2
1
1
2
1
1
Наблюдения,
схема
2
1
1
10
2
8
30
2
28
Наблюдения,
схема
Наблюдения,
схема модель
Наблюдения,
схема
модель
72
16
56
1. Вводное занятие. Техника безопасности при работе в компьютерном классе.
Общий обзор курса.
Техника безопасности при работе в компьютерном классе и электробезопасность.
Современное состояние робототехники и микроэлектроники в мире и в нашей
стране.
2. Знакомство с платой Arduino Uno.
Структура и состав микроконтроллера. Пины.
6
3. Теоретические основы электричества.
Управление электричеством. Законы электричества. Как быстро строить схемы:
макетная плата.
Чтение электрических схем. Управление светодиодом. Мультиметр основы.
Электронные измерения
4. Схемотехника
Параллельное и последовательное подключение. Принцип работы переключателя.
Принцип работы резистора. Эксперименты с резистором. Принцип работы
переключателя. Принцип работы переключателя. Светодиоды. Принцип работы
зуммера и переключателя. Принцип работы конденсатора. Эксперименты с
конденсатором. Простая схема со светодиодами. Эксперименты с фотодиодом.
Принцип работы сигнализации. Эксперименты с диодами. Эксперимент светодиодфотодиод, «таймер 555». «Опыты с герконом». «Пульт для контроллера».
5. Знакомство со средой программирования
Подпрограммы: назначение, описание и вызов. Параметры, локальные и
глобальные переменные. Логические конструкции.
6. Логические переменные и конструкции
Особенности подключения кнопки. Устранение шумов с помощью стягивающих и
подтягивающих резисторов. Программное устранение дребезга. Булевые
переменные и константы, логические операции.
7. Аналоговые и цифровые входы и выходы. Принципы их использования
Аналоговые и цифровые сигналы, понятие ШИМ. Управление устройствами с
помощью портов, поддерживающих ШИМ. Циклические конструкции, датчик
случайных чисел.
8. Сенсоры. Датчики Arduino.
Роль сенсоров в управляемых системах. Сенсоры и переменные резисторы.
Делитель напряжения. Потенциометр. Аналоговые сигналы на входе Arduino.
Использование монитора последовательного порта для наблюдений за
параметрами системы.
9. Реализация проектов
Пректы: «Маячок», «Маячок с нарастающей яркостью», «Светильник с
управляемой яркостью», «Терменвокс», «Пульсар», «Ночной светильник»,
«Кнопка + светодиод», «Светофор», «RGB светодиод», «Мерзкое пианино»,
«Бегущий огонек».,«Кнопочный переключатель», «Кнопочные ковбои», «Охранная
система», «Термометр», «Секундомер», «Мой робот», «Колесная база Колесница», «Танец колесницы», «Колесница в плену», «Колесница на дороге».
7
Знакомство с резисторами, светодиодами. Сборка схем. Программирование:
функция digitalWrite. Таблица маркировки резисторов. Мигание в противофазе.
Подключение потенциометра. Аналоговый вход. Терменвокс. Подключение
фоторезистора, пьезопищалки. Воспроизведение звука. Последовательное и
параллельное подключение резисторов. Фоторезистор. Особенности подключения
и программирования кнопки. Моделирование работы дорожного трехцветного
светофора. Подключение и программирование RGB-светодиода. Знакомство с
устройством и функциями транзистора. Подключение и программирование
устройств с транзисторами и светодиодной шкалой. Подключение и
программирование устройств с транзисторами и светодиодной шкалой.
Подключение трех кнопок и пьезопищалки. Понятие «дребезг» контактов. Триггер.
Программирование музыки. Создание игрушки на реакцию: на быстроту нажатия
кнопки по сигналу. Подключение семисегментного индикатора. Подключение
инфракрасного датчика.
10. Работа над собственными творческими проектами
Творческий проект сочетает в себе как электронную начинку
так и механику и корпус, изготовленные своими руками.
№п/ Название раздела, количество часов
п
темы
всег теори практика
о
я
1
Вводное занятие. 2
2
Техника
безопасности
при работе в
компьютерном
классе. Общий
обзор курса.
2
Знакомство с
2
2
объясняет
платой Arduino
основные понятия
Uno.
электричества
3
Теоретические
4
1
3
основы
электричества.
и микроконтроллер,
Основные виды
деятельности
учащихся
электрической
схемы; называет
основные
элементы на
цифровых схемах;
пользуется средой
программирования
для создания
программы работы
микроконтроллера;
объясняет разницу
между различными
8
4
Схемотехника
16
2
14
5
Знакомство со
средой
программировани
я
2
2
использует
современные среды
программирования
микроконтроллеров
; объясняет
основную
структуру
программы и ее
элементы;
пользуется такими
основными
понятиями
программирования
как переменные,
выражения,
логические
конструкции,
источниками
питания и
выбирает
необходимые;
пользуется
таблицей
маркировки
резисторов для
определения
соответствующего
номинала;
читает схемы;
выполняет сборку
электрических
схем, вносит
исправления в
электронные
схемы, собранные
неправильно;
экспериментирует,
используя
основные
принципы работы
базовых
электронных
компонентов.
9
6
Логические
переменные и
конструкции
2
1
функции
1
7
Аналоговые и
цифровые входы
и выходы.
Принципы их
использования.
2
1
1
8
Сенсоры. Датчики 2
Arduino.
1
1
умеет составить
программу в
соответствии с
поставленной
задачей и
загрузить ее в
микроконтроллер;
анализирует
представленную
компьютерную
программу и
определяет, что
соответствующая
программа
выполняет
объясняет разницу
между цифровым и
аналоговым
сигналом;
приводит примеры
использования
различных
типов сигналов;
объясняет принцип
широтноимпульсной
модуляции;
описывает
цветовые модели и
их роль в создании
цвета;
обосновывает
выбор
соответствующего
типа сигнала в
своей схеме.
объясняет понятие
сенсора; различает
типы сенсоров;
приводит примеры
применения
сенсоров;
10
9
Реализация
проектов
10
2
8
осуществляет
настройки
датчиков; снимает
показания,
которые посылают
датчики;
описывает
проблемы,
возможные при
использовании
датчиков;
пользуется
различными
типами датчиков
для получения
необходимой
информации;
создает
программный код
для управления
датчиками;
выбирает
соответствующий
датчик для
получения
необходимого
сигнала.
собирает
устройства по
схеме на макетной
плате подключает
фоторезисторы,
резисторы,
пьезопищалки
подбирает
номиналы
резисторов.
подключает
резисторы
разными
способами.
подключает и
программировать
11
10
Работа над
собственными
творческими
проектами
30
Всего
72
2
28
56
кнопки.
Называет
основные сферы
применения
микроконтроллеро
в в обществе.
Осуществляет
анализ
предоставленного
устройства.
Называет
основные
составляющие
устройства.
Использует
дополнительные
платы расширения
и датчики для
предоставления
устройству
соответствующих
возможностей.
Создает
собственные
библиотеки при
программировании
устройства.
Приводит
варианты
улучшения
существующей
конструкции и
работы
электронного
устройства.
1.4 Планируемые результаты
Личностные УУД
12
готовность к самоидентификации в окружающем мире на основе критического
анализа информации, отражающей различные точки зрения на смысл и ценности
жизни;
умение создавать и поддерживать индивидуальную информационную среду,
обеспечивать защиту значимой информации и личную информационную
безопасность, развитие чувства личной ответственности за качество окружающей
информационной среды;
приобретение опыта использования информационных ресурсов общества и
электронных средств связи в учебной и практической деятельности;
умение осуществлять совместную информационную деятельность, в частности
при выполнении учебных проектов;
повышение своего образовательного уровня и уровня готовности к
продолжению обучения с использованием ИКТ.
начало формирования навыка поиска необходимой информации для выполнения
учебных заданий.
сбор информации;
обработка информации (с помощью ИКТ);
анализ информации;
передача информации (устным, письменным, цифровым способами);
самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
использовать общие приёмы решения задач;
контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
моделировать, т.е. выделять и обобщенно фиксировать группы существенных
признаков объектов с целью решения конкретных задач.
подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения
существенных признаков;
синтез;
сравнение;
классификация по заданным критериям;
установление аналогий;
построение рассуждения.
навыки умения формулировать и удерживать учебную задачу;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;
выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её
реализации;
умение выполнять учебные действия в устной форме;
использовать речь для регуляции своего действия;
сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью
обнаружения отклонений и отличий от эталона;
13
адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других
людей по исправлению допущенных ошибок;
выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить,
определять качество и уровня усвоения;
В процессе обучения дети учатся:
работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
ставить вопросы;
обращаться за помощью;
формулировать свои затруднения;
предлагать помощь и сотрудничество;
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
слушать собеседника;
договариваться и приходить к общему решению;
формулировать собственное мнение и позицию;
осуществлять взаимный контроль;
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Результативность программы
Учащиеся 11-14 лет в результате усвоения программы
должны знать:
правила безопасной работы;
основные компоненты конструкторов Arduino;
конструктивные особенности различных моделей, сооружений и механизмов;
компьютерную среды, включающую в себя графический язык
программирования;
виды подвижных и неподвижных соединений в конструкторе;
конструктивные особенности различных роботов;
приемы и опыт конструирования с использованием специальных элементов, и
других объектов и т.д.;
основные алгоритмические конструкции, этапы решения задач с использованием
ЭВМ.
уметь:
использовать основные алгоритмические конструкции для решения базовых
задач; конструировать различные модели;
использовать созданные программы;
применять полученные знания в практической деятельности.
владеть:
навыками работы с роботами;
14
Предполагаемые результаты реализации программы и критерии их оценки:
1 уровень
2 уровень
3 уровень
Первый уровень
Учащиеся
Учащиеся
предполагает
самостоятельно, во
самостоятельно смогут
формирование
взаимодействии с
применять полученные
информационной
педагогом, высказывая
знания, аргументировать
культуры в рамках
мнения, смогут
свою позицию,
дополнительного
выполнять задания,
оценивать ситуацию и
образования. Учащиеся
обобщать,
полученный результат.
приобретают знания о
классифицировать,
микроэлектронике,
обсуждать.
робототехнике,
программировании
микроконтроллеров, о
способах и средствах
выполнения заданий.
Формируется мотивация
к учению через занятия.
2. Организационно-педагогические условия
2.1 Условия реализации программы
Занятия проводятся в классной комнате, где есть:
Столы;
Стулья;
Наборы « Робототехника»
.
2. 2 Формы аттестации и оценочные материалы
Входной мониторинг- позволяет выявить уровень обучающихся вначале
года.
Текущий контроль. Осуществляется на каждом занятии. Выучивание и
исполнение комбинаций - это практическая деятельность.
Программа составлена таким образом, что каждый приобретаемый навык или
усваиваемое знание необходимы для деятельности в целом, а также служат
базисом для всех последующих занятий.
Тематический контроль. Происходит по завершению изучения какой- либо
темы. Так же предполагается контроль после изучения нескольких разделов в виде
итогового занятия.
15
Контролером своих знаний и навыков является сам ребенок. Он может
сравнить свои навыки и умения игры с навыками и умениями своих товарищей,
оценить свой уровень и стремиться к улучшению своих результатов.
Промежуточный мониторинг – (позволяет констатировать творческие
изменения, которые происходят у детей в ходе освоения программы).
Итоговый мониторинг - (позволяет констатировать творческие изменения,
которые происходят у детей после освоения программы).
Итоговая аттестация - как результат деятельности за год. Формой итогового
контроля можно считать участие детей в районных, городских.
В работе над программой необходимо провести входной мониторинг
обучающихся. Конкурсного отбора детей нет, принимаются все желающие .
Промежуточный проводится в полугодие и по окончании года обучения
Оценочные материалы
1. Таблица результатов итоговой диагностики образовательного уровня
2. Уровень усвоения теоретического и практического материала по теме
Для обучения детей игре в шахматы используют разнообразные методы и
приемы.
Информационно-рецептивный - Совместная деятельность педагога и
учащегося.
Репродуктивный - воспроизводство знаний и способов деятельности
Практический - использование учащимися на практике полученных знаний
Словесный - краткое описание и объяснение действий,
Проблемный - постановка проблемы и поиск решения. Творческое
использование готовых заданий (предметов), самостоятельное их преобразование.
Частично-поисковый - решение проблемных задач с помощью педагога.
На уровне аналитической работы происходит:
понимание того, что нужно сейчас учащемуся (конкретно) в плане
продвижения вперед. При этом необходимо учитывать индивидуальный темп
развития, осуществлять индивидуальный подход к каждому учащемуся. Такой
подход обеспечивает овладение важнейшими практическими навыками:
умение объективно оценивать позицию,
быстро и точно рассчитывать варианты,
намечать наиболее целесообразный план игры. Методика обучения (формы,
приёмы) - постоянно меняются.
Метод упражнения. Подобранные упражнения представляют собой процесс
Данная программа рассчитана на 1 год обучения. Занятия включают
организационную теоретическую и практическую части.
Организационная часть обеспечивает наличие всех необходимых для работы
материалов, пособий и иллюстраций.
Результаты работы определяются степенью освоения практических умений на
основе полученных знаний. Критерии успешности определяются результатом
участия учащихся объединения в соревнованиях различного ранга.
16
3. Список литературы
Для учащихся: Основная (ЦОР):
http://wiki.amperka.ru/ теоретический и практический материал, описание
практикума
http://robocraft.ru/page/summary/#PracticalArduino Теоретический и практический
материал
http://avr-start.ru/?p=980 Электроника для начинающих. Уроки.
Дополнительная
http://bildr.org Инструкции и скетчи для подключения различных компонентов к
плате Arduino.
http://arduino4life.ru практические уроки по Arduino.
http://arduino-project.net/ Видео уроки, библиотеки, проекты, статьи, книги,
приложения на Android.
Для учителя (ЦОР):
https://sites.google.com/site/arduinodoit/home Методические разработки, описание
практических и лабораторных работ.
http://bildr.org Инструкции и скетчи для подключения различных компонентов к
плате Arduino.
http://arduino4life.ru практические уроки по Arduino.
http://avr-start.ru/?p=980 Электроника для начинающих. Уроки.
http://edurobots.ru Занимательная робототехника.
http://lesson.iarduino.ru Практические уроки Arduino.
http://zelectro.cc Сообщество радиолюбителей (Arduino). Уроки, проекты, статьи и
др.
http://cxem.net Сайт по радиоэлектроники и микроэлектронике.
http://arduino-project.net/ Видео уроки, библиотеки, проекты, статьи, книги,
приложения на Android.
http://maxkit.ru/ Видео уроки, скетчи, проекты Arduino.
http://arduino-diy.com Все для Arduino. Датчики, двигатели, проекты, экраны.
http://www.robo-hunter.com Сайт о робототехнике и микроэлектронике.
http://boteon.com/blogs/obuchayuschie-lekcii-po-arduino/uroki-po-arduinooglavlenie.html? Уроки по Arduino.
http://arduinokit.blogspot.ru/ Arduino-проекты. Уроки, программирование,
управление и подключение.
http://kazus.ru/shemes/showpage/0/1192/1.html Электронный портал. Новости, схемы,
литература, статьи, форумы по электронике.
http://www.radioman-portal.ru/36.php Портал для радиолюбителей. Уроки, проекты
Arduino.
http://www.ladyada.net/learn/arduino/ уроки, инструкция по Arduino.
http://witharduino.blogspot.ru/ Уроки Arduino.
http://arduino.ru/Reference Проекты, среда программирования Arduino.
17
http://a-bolshakov.ru/index/0-164 Видеоуроки, проекты, задачи.
http://arduino-tv.ru/catalog/tag/arduino Проекты Arduino.
http://herozero.do.am/publ/electro/arduino/arduino_principialnye_skhemy_i_uroki/4-1-032 Принципиальные схемы и уроки Arduino.
http://interkot.ru/blog/robototechnika/okonnoe-upravlenie-sistemoy-arduino/студия
инновационных робототехнических решений. Уроки, проекты.
Приложения:
Диагностическая карта оценки результатов обучения
Таблица результатов итоговой диагностики образовательного уровня
Дата проведения диагностики _____________________________
№
п/
п
Фамилия,
имя
Качество Особенности
Активность
знаний, мотивации к
участия в
умений,
занятиям
мероприятиях
навыков
Достижения
Приложение №3
Уровень усвоения теоретического и практического материала по теме
________________________________________________________________
№
Фамилия, имя
Контрольный Контрольный Контрольный
критерий*
критерий*
критерий*
*количество Контрольных критериев определяется педагогом в соответствии с
планируемым результатом по теме
В карте индивидуальной успешности обучающихся отражаются все контрольные
критерии (при необходимости количество контрольных критериев может быть
увеличено).
18
Результативность в данной карте представляет собой разностный показатель
суммы всех критериев на конец контрольного периода и его начало.
Контрольных критериев на начало контрольного периода . Результативность = Σ
Контрольных критериев на конец контрольного периода.
(Результативность может иметь и положительный и отрицательный показатель. В
последнем случае это свидетельствует об отрицательной динамике результатов
обучения по программе).
19
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)