РП ДОП Поиск

СОДЕРЖАНИЕ
1. Комплекс основных характеристик программы
1.1 Пояснительная записка
1.2 Цель, задачи программы
1.3 Содержание программы
1.4 Планируемые результаты
2. Организационно-педагогические условия
2.1Условия реализации программы
2.2 Формы аттестации и Оценочные материалы
3. Список литературы

16
17
20

Приложения:
1. Карта индивидуальной успешности обучающихся

21

3
6
6
14

2

1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ

1.1 Пояснительная записка

Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
«Поиск» социальной направленности разработана в соответствии с требованиями
в образовании, отражёнными в следующих документах:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (последняя редакция);
- Концепция развития дополнительного образования детей (утвержденная
распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. №
1726-р);
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.09.2020
№ 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания, обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
- Приказ от 09.11.2018г. № 196 «Об утверждении порядка организации и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным программам»;
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015г. № 09-3242 «О
направлении информации» (Методические рекомендации по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ);
- Письмо Министерства просвещения России от 19.03.2020 № ГД-39/04 «О
направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими
рекомендациями по реализации образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования, образовательных программ
среднего
профессионального
образования
и
дополнительных
общеобразовательных программ с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий»;
- Письмо Министерства просвещения РФ от 28.06.2019 № МР-81/02ВН «О
методических рекомендациях для субъектов РФ по вопросам реализации основных
и дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме»;
- Устав МАОУ лицея №135:
- Положение о дополнительном образовании в МАОУ лицее №135.
Трансформация Российского общества в 90-е годы привела к кардинальным
изменениям направлений общественного развития, которые вызвали определенное
расслоение общества, снижение жизненного уровня, ценностную переориентацию
в молодежной среде. На фоне обострения межнациональных конфликтов, в
результате распада единого многонационального государства СССР, когда через
средства массовой информации идет негласная пропаганда насилия, а в обществе
насаждается приоритет материальных ценностей над духовными, отсутствуют
условия для формирования высоконравственной, социально-активной личности с
четко выраженной гражданской позицией. За последнее время в российском
3

обществе значительно усилились националистические настроения. В детскомолодежной среде усилились негативизм, демонстративное отношение к взрослым,
жестокость в крайних проявлениях. Резко возросла и «помолодела» преступность..
За последнее десятилетие мы практически потеряли целое поколение,
представители которого в потенциале могли бы стать истинными патриотами и
достойными гражданами нашей страны. Вследствие посткризисных явлений,
присутствующих в социально- экономической, политической, культурной и других
сферах общественной жизни, требуется повысить уровень воспитания и
образования подрастающего поколения.
Одним из ключевых направлений этой деятельности является создание
условий для воспитания и развития личности гражданина и патриота России,
готового и способного отстаивать ее интересы. В связи с этим проблема
гражданско-правового и патриотического воспитания становится одной из
актуальнейших. Таким образом, значимость изучения системы патриотического
воспитания учащихся заключается в том, что именно в школе воспитание
гражданина страны рассматривается как одно из главных средств национального
возрождения. Практический интерес к теме на современном этапе обоснован
необходимостью осознания сущности патриотического воспитания, как
эффективного механизма образовательной политики государства в соответствии с
происходящими переменами и требованиями, которые предъявляет новая
социально - политическая ситуация и реформированный тип учащегося. Задача
формирования у учащихся гражданской ответственности и правового
самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности,
толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной
адаптации на рынке труда. Таким образом, предполагается ориентация школы не
только на сообщение учащимся определенной суммы знаний, но и на развитие
нравственных качеств личности, в том числе и патриотизма. Работая в этом
направлении в МАОУ лицее №135 создан поисковый отряд «Кадет».
Поисковое движение – общественное движение по сохранению и
увековечиванию памяти защитников Отечества, павших в Великой Отечественной
войне, которое в настоящий момент является военно-патриотическим,
исторически-культурным и благотворительным движением.
Актуальность
Поисковое движение поддерживает на достойном уровне культуру почитания
павших за Отечество и памятников боевой славы России, участвует в решении
социальных проблем наследия воин.
Активная пропаганда результатов и
содержания поисковых работ в средствах массовой информации и в
образовательных
организациях
обеспечивает
поисковому
движению
взаимопонимание с общественностью, помощь со стороны местных жителей и
органов власти на местах работ, а также постоянный рост среди молодежи числа
желающих участвовать в поисковых экспедициях.

4

Участие в поисковых экспедициях решает две государственные задачи:
увековечение памяти павших защитников Отечества и воспитание граждан патриотов России.
Ученые-педагоги отметили поисковую деятельность как феномен. Участие в
поисковой деятельности дает возможность подрастающему поколению
формировать уровень национального самосознания, восстанавливать, сохранять
национальную культуру.
Отличительная особенность данной программы
Учащийся, участвующий в поисковом движении, кроме духовнонравственных аспектов, приобретает навыки туристической, физической
подготовки, изучает разделы в области военной истории, археологии,
архивоведения, первой медицинской помощи, топографии, военного дела, основ
безопасности жизнедеятельности.
При работе с учащимися соблюдать следующие принципы:
- принцип систематичности и последовательности;
- принцип сознательности, активности воспитанников;
- принцип уважения к личности в сочетании с разумной требовательностью;
- принцип опоры на положительное в человеке;
Адресат программы. Программа ориентирована на учащихся 14-16 лет и
учитывает возрастные и индивидуальные способности учащихся. Количество
учащихся от 12 до 16 человек. Набор учащихся свободный. Состав группы
постоянный.
Объем и срок освоения программы
1 год обучения - 144 часа
2 год обучения –180 часов
,
Форма обучения – очная.
Уровни обучения
Стартовый - 1 год обучения.
Базовый – 2 год обучения
Особенности реализации образовательного процесса
Программа предусматривает применение различных форм организации
деятельности учащихся, что позволяет сделать обучение эффективным и
интересным. Знания по краеведению учащиеся получают в ходе изложения
педагогом познавательного материала, в ходе поисковой, исследовательской
деятельности. Формы работы учащихся: - коллективная - групповая индивидуальная Формы учебных занятий: - теоретические занятия - практические
занятия.
Режим занятий
1 год обучения - 2 раза в неделю по 2 часа, 144 часа в год
2 год обучения – 2 раза в неделю по 2,5 часа, 180 часов в год
Форма обучения – очная.
5

1.2 Цель и задачи
Цель программы: воспитание учащихся через участие в сохранении и
увековечении памяти защитников Отечества; в восстановлении исторических
событий на Среднем Урале; в изучении этнографии Урала.
Для достижения цели нужно решать следующие задачи:
 обучить работе с историко-архивными материалами;
 обучить основам археологии, краеведения, топографии, анатомии;
 сформировать милосердное отношение к ветеранам войны и труда, к
старшему поколению;
 обучить оказанию первой медицинской помощи;
 привлечь к участию в создании экспозиции, выставок, проведении экскурсий;
 обучить работе в полевых условиях;
 сформировать понятие о поисковом движении и его месте в современном
мире.
1.3 Содержание программы
№
Тема занятий
п/п

1 год

2 год

Формы контроля

1.

Вводное занятие

2

2,5

собеседование

2.

6

5

тестирование

8

10

собеседование
Индивидуальный опрос

8

10

Индивидуальный опрос
тестирование

6

5

тестирование

6.

Основы архивного
дела
Изучение
боевых
действий в районе
поиска
Оказание первой
медицинской
помощи. Аптечка
Анатомия скелета
человека
Основы археологии

6

5

7.
8.

Основы топографии
Спец. оборудование

6
6

10
5

9.

Туристическая
подготовка и
снаряжение

6

5

собеседование
Индивидуальный опрос
тестирование
собеседование
Индивидуальный опрос
Индивидуальный опрос

3.
4.
5.

6

10.

Краеведение

6

10

11.

История Великой
8
Отечественной войны

10

12.

Техника
безопасности
Основы
музееведения
Пропаганда
поискового движения
Оружие и
обмундирование,
знаки отличия
Воспитательнопознавательная работа

6

10

зачет

6

10

тестирование

6

5

собеседование

4

5

тестирование

52

70

собеседование

Заключительное
занятие
Всего:

2

5

зачет

144

180

13.
14.
15.
16.
17.

тестирование
собеседование
Индивидуальный опрос
тестирование

1 год обучения
№
Тема занятий
п/п
1.

Вводное занятие

2.

Основы архивного
дела
Изучение
боевых
действий в районе
поиска
Оказание первой
медицинской
помощи. Аптечка
Анатомия скелета
человека
Основы археологии
Основы топографии
Спец. оборудование

3.
4.
5.
6.
7.
8.

1 год1 год обучения
общее кол- Теория
Практика
во часов
2
2
0

Формы контроля

6

5

1

тестирование

8

4

4

собеседование

8

4

4

Индивидуальный
опрос

6

6

0

тестирование

6
6
6

6
3
2

0
3
4

собеседование
тестирование
собеседование

собеседование

7

9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.

Туристическая
6
подготовка и
снаряжение
Краеведение
6
История Великой
8
Отечественной войны

6

0

Индивидуальный
опрос

4
8

2
0

тестирование
Индивидуальный
опрос

Техника
безопасности
Основы
музееведения
Пропаганда
поискового движения
Оружие и
обмундирование,
знаки отличия
Воспитательнопознавательная работа

6

6

0

зачет

6

2

4

тестирование

6

6

0

собеседование

4

4

0

тестирование

52

0

52

собеседование

Заключительное
занятие
Всего:

2

2

0

зачет

144

70

74

1. Вводное занятие.
Знакомство с группой. История поискового движения. Зарождение поискового
движения. Долина смерти. Свалки металлолома. Вырубка и лесопосадки.
Высоковольтные ЛЭП.
2. Основы архивного дела.
Виды архивов: ЦАМО, Госархив (ГААОСО), архивы военкоматов. Содержание
архивов: журналы боевых действий (ЖБД), оперативные сводки, боевые
донесения, списки ППГ, эвакогоспиталей, книги учета безвозвратных потерь.
Картотеки: рядового и сержантского состава, офицерского состава, политруков,
наградная. Методика поиска. Поисковые архивные исследования. Установление
характера боевых действий. Определение количества безвозвратных потерь
личного состава и вооружения: донесения о боевом и численном составе; донесения
о потерях. Установление судеб военнослужащих, их отражение в документах:
установление имени погибшего.
3. Изучение боевых действий в районе поиска»
Работа в архиве. Изучение журналов боевых действий, оперативных сводок,
боевых донесений, книг учета безвозвратных потерь.
4. Оказание первой медицинской помощи.
8

Первая помощь при потере сознания, при повреждении головы. Шок и
кровопотеря. Повреждение шеи, грудной клетки и органов грудной полости;
брюшной стенки и органов живота; позвоночника и спинного мозга. Переломы
таза, конечностей. Ожоги. Отморожения. Тепловой и солнечный удар. Утопления.
Поражения электрическим током. Укусы ядовитых животных и насекомых.
Поражение отравляющими сильнодействующими ядовитыми веществами. Лесная
аптечка. Календарь сбора лекарственных трав, правила сбора. Лекарственные
растения: лесов, болот, гор. Рецептура и применение. Аптечка, ее составляющие.
5. Анатомия человека.
Осевой скелет: позвоночный столб, ребра, лопатки, грудная кость, ключица,
тазовые кости, крестец. Скелет конечностей: нижние конечности, верхние
конечности. Скелет черепа.
6. Основы археологии.
Поисковые работы на местности. Начало экспедиции. Курс молодого бойца:
классификация типов захоронения останков.
7. Основы топографии.
Топографическая подготовка.
Основные элементы топографии. Условные топографические знаки. Карта-план.
Изображение рельефа на топографической карте. Работа с картой.
8. Специальное оборудование.
Щупы, лопаты, помпы; работа со спец. снаряжением.
9.Туристическая подготовка и снаряжение.
Типы походов. Нормативы на допуск к туристическим походам и экскурсиям. Что
должен уметь юный турист.
Как выбрать и разработать маршрут. Подготовка к походу, что взять с собой в
поход. Групповое туристическое снаряжение, личное снаряжение. Распределение
обязанностей в походе.
Движение в походе:
руководство отрядом во время движения;
умение ходить по различным местностям;
памятка о переходе улицы в населенном пункте;
как перейти реку вброд;
как ходить не уставая.
10. Краеведение.
Урал. Из истории ... Уральский сказ. Красная книга Среднего Урала. Памятники
природы Свердловской области.
Викторины "Край, в котором мы живем", "Урал - земля золотая", "Памятники
природы", "Путешествие по городу". Краеведческая и исследовательская работа в
походах.
11. История Великой Отечественной войны.
Исторические события.
Исторические события, связанные с приходом Гитлера к власти (1933-1938г):
- поджог здания рейхстага;
9

- коммунистическая партия Германии;
- немецкая культура и наука;
- Лейпцигский процесс;
Политика германского фашизма. Начало Второй мировой войны (1939 г)
- итало-германская интервенция в Испании. Политика "невмешательства" в
испанские дела;
- захват Австрии;
- Мюнхенский сговор. Захват Чехословакии;
- Капитуляция Франции.
12. Техника безопасности.
Техника безопасности при разведении костра. Правила при проезде в
общественном транспорте. Правила поведения в общественных местах. Техника
безопасности при проведении поисковых работ, штрихи из курса саперного дела.
Правила поведения на воде. Если кто-то заблудился...
13. Основы музееведения.
Основные и дополнительные фонды музея. Создание и ведение картотек (картотека
экскурсовода, картотека основного фонда, картотека дополнительного фонда). Сбор
экспонатов. Реставрация экспонатов.
14. Пропаганда поискового движения.
Виды журналистских работ. Стили журналистских работ. Сбор информации для
журналистских работ.
Подготовка к участию в конкурсе журналистских работ "Служу Отечеству".
15. Оружие и обмундирование Великой Отечественной войны.
Униформа. Расцветка петлиц по родам войск, эмблемы. Знаки различия личного
состава армии. Обмундирование и снаряжение. Награды и знаки. Введение погон и
новых воинских званий. Обмундирование учащихся военных школ. Внешний облик
фронтовика. Боевые награды СССР и Германии.
16.
Воспитательно-познавательная работа.
Проведение викторин, конкурсов, дискотек, посвященных праздничным датам.
Участие в месячники "Защитников Отечества". Подготовка и участие в областном
конкурсе военно-патриотической песни. Подготовка и участие в семинаре
поисковых отрядов Свердловской области "Помни имя свое, Россия". Встречи и
беседы с ветеранами в юбилейные даты: битва под Москвой, снятие блокады
Ленинграда, освобождение Зубцова, День Победы - 9 Мая, 22 июня, освобождение
Сталинграда.
Практическая работа в ГААОСО, ЦАМО. Работа с Книгой Памяти. Прием заявок.
Внесение дополнений в Книгу Памяти.

10

2 год обучения
№
Тема занятий
п/п
1.

Вводное занятие

2.

6.

Основы архивного
дела
Изучение
боевых
действий в районе
поиска
Оказание первой
медицинской помощи.
Аптечка
Анатомия скелета
человека
Основы археологии

7.
8.

общее кол- 2 год обучения
Теория Практика Форма контроля
во часов
2,5

2,5

0

собеседование

5

2,5

2,5

собеседование

10

5

5

Индивидуальн
ый опрос

10

2,5

7,5

тестирование

5

5

0

тестирование

5

5

0

Основы топографии
Спец. оборудование

10
5

5
2,5

5
2,5

9.

Туристическая
подготовка и снаряжение

5

2,5

2,5

Индивидуальн
ый опрос
тестирование
Индивидуальн
ый опрос
Индивидуальн
ый опрос

10.
11.

Краеведение
История Великой
Отечественной войны

10
10

5
10

5
0

собеседование
тестирование

12.

Техника безопасности

10

5

5

зачет

13.

Основы музееведения

10

5

5

тестирование

14.

Пропаганда поискового
движения
Оружие и
обмундирование, знаки
отличия
Воспитательнопознавательная работа

5

5

0

собеседование

5

2,5

0

тестирование

70

5

65

собеседование

5

2,5

2,5

зачет

3.
4.
5.

15.
16.
17.

Заключительное занятие

11

Всего:

180

72,5

107,5

1. Вводное занятие.
Первый Всероссийский сбор руководителей 1988 год Калуга. Вахта Памяти
"Мясной Бор". Поисковое движение третьего тысячелетия.
Ознакомление с учебно-тематическим планом на учебный год.
2. Основы архивного дела.
Архивные поиски после находки и прочтения медальона, именной вещи и при
полном отсутствии именных вещей: поиск по данным медальона и именной вещи;
поиск при отсутствии именной вещи и медальонов. Обработка запросов граждан.
Поиск родственников согласно имеющихся данных.
Фильтрационно-трофейные дела: материалы допросов, акты передачи пленных,
личные дела пленных.
Картотеки призывников.
Работа по заявкам родственников и репрессированных.
3.Изучение боевых действий в районе поиска»
Составление планов передвижения дивизий, являющихся объектом поиска.
Составление планов дивизионных, полковых кладбищ, кладбищ ППГ. Составление
планов с картой местности (современной).
4.Оказание первой медицинской помощи.
Первая помощь при потере сознания, при повреждении головы. Шок и
кровопотеря. Повреждение шеи, грудной клетки и органов грудной полости;
брюшной стенки и органов живота; позвоночника и спинного мозга. Переломы
таза, конечностей. Ожоги. Отморожения. Тепловой и солнечный удар. Утопления.
Поражения электрическим током. Укусы ядовитых животных и насекомых.
Поражение отравляющими сильнодействующими ядовитыми веществами. Лесная
аптечка. Календарь сбора лекарственных трав, правила сбора. Лекарственные
растения: лесов, болот, гор. Рецептура и применение. Аптечка, ее составляющие.
5. Анатомия человека.
Осевой скелет: позвоночный столб, ребра, лопатки, грудная кость, ключица,
тазовые кости, крестец. Скелет конечностей: нижние конечности, верхние
конечности. Скелет черепа.
6. Основы археологии.
Верховое залегание останков: поисковые признаки наличия останков в верховом
залегании; порядок эксгумации останков в верховом залегании. Глубинное
залегании останков: поисковые признаки захоронения в грунте; порядок
эксгумации установленного захоронения. Заполнение ежедневных рапортов,
протоколов и карт эксгумации.
7. Основы топографии.
Ориентирование.
Ориентирование на местности по карте. Ориентирование по азимуту.
Ориентирование по небесным светилам. Ориентирование по местным предметам.
12

Простейшие способы геометрических измерений на местности. Измерение
расстояния шагами, по угловым величинам предметов.
Снимки местности и их использование в войсках, топогеодезическое обеспечение
боя, топогеодезическая привязка элементов боевых порядков войск.
8. Специальное оборудование.
Миноискатели, металлоискатели.
9. Туристическая подготовка и снаряжение.
Правила в походе. Задание туристам-краеведам.
Выбор места для бивака. Установка палатки, тентов. Обустройство лагеря. Питание
и питьевой режим в экспедиции. Костер, советы костровому. Лесная кухня.
Определение погоды по местным признакам. Народные приметы. Просушивание
одежды и обуви.
Викторины "Знаешь ли ты лес?', "Зоовикторина".
10. Краеведение.
История Екатеринбурга, памятные места города. Военная история города.
Уральский военный округ, Уральский доброволь-ческий танковый корпус.
Эвакогоспитали на территории Свердловска.
11. История Великой отечественной войны.
Начало Великой Отечественной войны 1941г.
- предпосылки войны;
- нападение фашистской Германии на Советский Союз;
- битва за Москву;
- блокада Ленинграда;
- партизанское движение;
- на крутом переломе войны - Сталинград;
- танковое сражение под Курском;
- открытие второго фронта союзниками;
- трудный путь к Победе;
- освобождение Европы;
- Победа! (Берлин, Прага).
12. Техника безопасности.
Техника безопасности при разведении костра. Правила при проезде в
общественном транспорте. Правила поведения в общественных местах. Техника
безопасности при проведении поисковых работ, штрихи из курса саперного дела.
Правила поведения на воде. Если кто-то заблудился...
13. Основы музееведения.
Правила оформления выставок, экспозиций на основе собранных и изученных
материалов. Принцип группировки материалов для выставки.
Правила хранения музейных ценностей. Бумажные источники, экспонаты из кожи
и тканей, из металла и стекла.
Подготовка и проведение экскурсии по оформленной выставки или экспозиции
музея.
14. Пропаганда поискового движения.
13

Ведение дневника экспедиции. Стиль дневника. Выпуск стенгазет, боевых листков.
Подготовка агитбригад.
Интервью. Как стать интервьюером. Как быть интервьюированным.
Обзор местных средств информации. Подготовка информации по медальонам и
публикация ее в СМИ.
15. Оружие и обмундирование Великой Отечественной войны.
Оружие пехоты: пистолеты, винтовки, пистолеты-пулеметы, пулеметы,
противотанковое оружие пехоты, ручные гранаты.
Артиллерия: противотанковая артиллерия, полевая артиллерия, минометы,
реактивная артиллерия, артиллерия РГК, зенитная артиллерия.
Бронетанковая техника: танки, противотанковых самоходные установки, штурмовые
орудия, самоходная полевая артиллерия, зенитные самоходные установки,
бронетранспортеры, бронеавтомобили.
Авиация: штурмовики, истребители, бомбардировщики, транспортная авиация.
16.
Воспитательно-познавательная работа.
Проведение викторин, конкурсов, дискотек, посвященных праздничным датам.
Участие в месячники "Защитников Отечества". Подготовка и участие в областном
конкурсе военно-патриотической песни. Подготовка и участие в семинаре
поисковых отрядов Свердловской области "Помни имя свое, Россия". Встречи и
беседы с ветеранами в юбилейные даты: битва под Москвой, снятие блокады
Ленинграда, освобождение Зубцова, День Победы - 9 Мая, 22 июня, освобождение
Сталинграда.
Практическая работа в ГААОСО, ЦАМО. Работа с Книгой Памяти. Прием заявок.
Внесение дополнений в Книгу Памяти.
1.4 Планируемые результаты
Ожидаемые результаты
Критерием успешности прохождения данного курса является умение применить
полученные теоретические знания на практике. Динамика интереса к курсу будет
отслеживаться через повышенный интерес к занятиям, эмоциональнопсихологическое состояние учащихся на занятиях, стремление к получению новых
знаний и желание преодолеть возникающие трудности. Итоговый контроль
предусматривает проверку теоретических знаний, умений и практических навыков.
В результате реализации данной программы ожидается:
Личностные
-формирование добросовестного отношения к учебе; формирование терпимости к
чужой вере (религиозные отношения); формирование культуры межличностных
отношений (в том числе межнациональных); воспитание уважения к традициям
семьи;
-формирование взаимопонимания между семьей и ребенком.
14

-воспитание правовой культуры; формирование понимания политических и
правовых событий; формирование последовательной, твердой, аргументированной
активной гражданской позиции и патриота своей страны.
-формирование функциональной экономической грамотности; бережного
отношения к вопросам собственности;
-воспитание чувства прекрасного; воспитание любви к Родине; знание и
формирование
уважения
к
Российским
традициям,
формирование
общечеловеческих ценностей.
-формирование добросовестного и ответственного отношения к общественнополезному труду и труду, связанному со служением Отечеству, стремлением к
активному проявлению профессионально-трудовых качеств в интересах успешного
выполнения служебных обязанностей и поставленных задач.
Обучающиеся будут знать и уметь :
-ведение раскопок связанных с поисковой деятельностью, работа с картами, чтение
карт, работа с туристическим снаряжением и со специальным оборудованием,
применение лекарственных растений в жизненной практике, приобретение
навыков ораторского искусства, общения с людьми и в коллективе.
- уметь прекращать дальнейшее воздействие травмирующих факторов, проводить
простейшие лечебные мероприятия и обеспечивать скорейшую транспортировку
пострадавшего в лечебное учреждение,
- основные события в истории Великой Отечественной войны;
-оказания первой медицинской помощи;
- строение скелета человека;
- основы топографии
- основы архивной работы, музееведения;
- история своего города, района;.
-знать и помнить дни воинской славы РФ, символику РФ, а также правила приема в
военно-учебные заведения.
В первый год обучения теоретические и практические занятия проводятся в
пределах Свердловской области. Второй год обучения предполагает выезд
подростков на раскопки военных рубежей 1939 года в Ленинградскую область.
Практические занятия делятся на летний и зимний период. В летний период выезды в экспедиции, в ходе которых участники экспедиций на практике
закрепляют весь пройденный материал.
В зимний период в процессе практических занятий на основе собранного
материала создаются экспозиции и временные выставки, вечера-встречи с
молодежью города и района.
Выполнение ребятами конкретных поручений (будь то в экспедиции или
оформление экспозиции) позволяет судить об уровне освоения ими теоретического
и практического материала.
Своеобразной формой итогового контроля можно считать участие
подростков в ежегодном областном отчетном семинаре поисковых отрядов
ассоциации «Возвращение», выступление ребят с докладами по теме исследования,
15

работу в роли экскурсоводов на передвижных выставках и в музее «Поиск» МАОУ
лицея №135.
При изучении программы целесообразно использовать следующие виды
деятельности: работу с учебной, научно-познавательной литературой, работу в
группе, индивидуальные занятия, практические занятия.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКА
В процессе занятий ребята приобретают следующие знания: Основные события в
истории Великой Отечественной войны; Оказания первой медицинской помощи;
Строение скелета человека; Основы архивной работы, музееведения; История
своего города, района; Основы топографии.
Умения и навыки:
Ведение раскопок связанных с поисковой деятельностью, работа с картами,
чтение карт, работа с туристическим снаряжением и со специальным
оборудованием, применение лекарственных растений в жизненной практике,
приобретение навыков ораторского искусства, общения с людьми и в коллективе.
2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1 Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Осуществление учебного процесса требует наличия помещение классного
типа со школьной доской, партами и стульями, а также технических средств
обучения. Для проведения практических занятий имеется необходимое
оборудование. Для проведения раскопок –специальное оборудование.
Специальное оборудование.
 аптечка;
 противогаз;
 шины для наложения при переломах;
 карта запроса на военнослужащего;
 протокол эксгумации;
 карта эксгумации;
 акт перезахоронения;
 ежедневный рапорт "Вахта Памяти".
Раздаточный материал.
 гербарий
 карты местности
 "Скелет человека". Методические рекомендации.
 "Оружие". Методические рекомендации.
 учебник по истории Отечества 10-11 класс;
 карты по истории Великой Отечественной войны;
Оборудование необходимое для ведения раскопок.
16









лопата штыковая
лопата саперная
совочки, щетки
щуп, багор
миноискатель, металлоискатель
помпа, ведра
общевойсковой защитный костюм

Информационное обеспечение
Технические средства обучения общего назначения: компьютер,
интерактивное оборудование, колонки. ТСО специального назначения:
фотоаппарат.
Учебно-методическое и информационное обеспечение
1. Справочники, энциклопедии и книги по истории.
2. Мультимедиаресурсы.
3. Интернет-ресурсы, имеющие историческое содержание.
Кадровое обеспечение
Реализует программу «Поиск». - профессиональный, творчески работающий
педагог высшей
квалификационной категории. Он владеет современными
технологиями в учебно-воспитательной работе: использует ИКТ, игровые,
здоровьесберегающие технологии, разнообразные формы и методы обучения,
осуществляет системно - деятельностный подход, обучает приемам
исследовательской деятельности. Педагог обладает широкой общей культурой и
развитыми навыками самоорганизации своей профессиональной деятельности. Все
это позволяет ей реализовывать педагогическую деятельность на уровне
профессионального мастерства. Педагог ежегодно вместе с учащимися ездит на
раскопки в Ленинградскую область.
2.3 Формы аттестации и оценочные материалы
Формами подведения итогов по разделам являются собеседование и
индивидуальный опрос (практика).
Формой промежуточной аттестации общеобразовательной программы
«Поиск» является участие
или проведение мероприятий патриотического
направления, исследовательский проект.
Формой отслеживания и фиксации образовательных результатов является
анализ промежуточной аттестационной работы.
Способы контроля проверки результатов освоения программы:
 Входной мониторинг- позволяет выявить уровень обучающихся вначале
года.
 Текущий контроль. Осуществляется на каждом занятии. Выучивание и
исполнение комбинаций - это практическая деятельность.
17

Программа составлена таким образом, что каждый приобретаемый навык или
усваиваемое знание необходимы для деятельности в целом, а также служат
базисом для всех последующих занятий.
Тематический контроль. Происходит по завершению изучения какой- либо
темы. Так же предполагается контроль после изучения нескольких разделов в виде
итогового занятия.
Контролером своих знаний и навыков является сам ребенок. Он может
сравнить свои навыки и умения игры с навыками и умениями своих товарищей,
оценить свой уровень и стремиться к улучшению своих результатов.
Промежуточный мониторинг – (позволяет констатировать творческие
изменения, которые происходят у детей в ходе освоения программы).
Итоговый мониторинг - (позволяет констатировать творческие изменения,
которые происходят у детей после освоения программы).
Итоговая аттестация - как результат деятельности за год. Формой итогового
контроля можно считать участие детей в районных, городских.
В работе над программой необходимо провести входной мониторинг
обучающихся. Конкурсного отбора детей нет, принимаются все желающие .
Промежуточный проводится в полугодие и по окончании года обучения.
Оценочные материалы
Входной и итоговый контроль осуществляется по результатам анкетирования
на момент начала и окончания обучения. Входная диагностика проводится
посредством методики «Выбор», которая позволяет выявить степень
удовлетворенности обучающихся. В конце учебного года проводится
анкетирование с целью выявления результативности обучения и участия в
мероприятиях. Текущий контроль осуществляется в ходе собеседования перед
практическими работами, в ходе индивидуального опроса, наблюдений в процессе
проведения занятий. При этом должны учитываться:
- полнота раскрытия темы;
- умение самостоятельно ставить задачу и планировать свою деятельность;
- умение анализировать полученные результаты, формулировать выводы;
- умение применять полученные знания, умения и навыки в повседневной
жизни.
Промежуточная аттестация предполагает обязательный отчет ученика по
выполненным работам различного характера.
Учащиеся второго года обучения после обучения и сдачи зачета могут
проехать в поисковую экспедицию.
1. Таблица результатов итоговой диагностики образовательного уровня
(Приложение 1)
2. Уровень усвоения теоретического и практического материала по теме
(Приложение2)
Для обучения используют разнообразные методы и приемы.
Информационно-рецептивный - Совместная деятельность педагога и
учащегося.
18

Репродуктивный - воспроизводство знаний и способов деятельности
Практический - использование учащимися на практике полученных знаний
Словесный - краткое описание и объяснение действий,
Проблемный - постановка проблемы и поиск решения. Творческое
использование готовых заданий (предметов), самостоятельное их преобразование.
Игровой - использование сюжета игр для организации детской деятельности,
персонажей для обыгрывания сюжета.
Частично-поисковый - решение проблемных задач с помощью педагога.
На уровне аналитической работы происходит:
 процесс взаимного обогащения – учащиеся учатся друг у друга.
 понимание того, что нужно сейчас учащемуся (конкретно) в плане
продвижения вперед. При этом необходимо учитывать индивидуальный темп
развития, осуществлять индивидуальный подход к каждому учащемуся.
Учащихся надо обучать одному и тому же, но индивидуально. Такой подход
обеспечивает овладение важнейшими практическими навыками:
 умение объективно оценивать позицию,
 быстро и точно рассчитывать варианты,
 намечать наиболее целесообразный план. Методика обучения (формы,
приёмы) - постоянно меняются.
Моделирование тестовых упражнений направлено на развитие:
оперативной памяти;
оперативного мышления;
функции внимания;
восприятия;
оценочной функции.
Формы и методы реализации программы:
занятия;
групповые занятия;
индивидуальные занятия;
игровая деятельность;
конкурсы решения;
турнирная практика;
работа с компьютером.
Данная программа рассчитана на 2 года обучения. Занятия включают
организационную теоретическую и практическую части.
Организационная часть обеспечивает наличие всех необходимых для работы
материалов, пособий и иллюстраций.
Теоретическая работа с учащимися проводится в форме лекций, диспутов,
бесед, учащиеся готовят доклады по истории страны, технике.
Практические занятия также разнообразны по своей форме – это
соревнования, конкурсы, игровые занятия, турниры и другое.
19

Результаты работы определяются степенью освоения практических умений на
основе полученных знаний. Критерии успешности определяются результатом
участия учащихся объединения в соревнованиях различного ранга.
Учебно-тематический материал по теории и практике излагается в развитии,
частями. Связь между учебно-тематическими и практическими вопросами
прослеживается через четкое выполнение заданий на зачете, соревновании.
Методический анализ: самостоятельное комментирование или с тренером основной путь совершенствования. Учить на практических занятиях учащихся это значит решать его реальные проблемные ситуации.
 методичка "Военная археология". Ивлев И.И.;
 методичка "Методика эксгумации останков";
 методичка "Опасные находки";
 пособие по оказанию первой медицинской помощи;
 пособие по ОБЖ.
3. Список литературы
1. Аксельрод А.Ю. Скорее "Скорой". - М., 1990.
2. Анатомия человека. - М., 2003.
3. Астафьев В. Прокляты и убиты. - М., 1994.
4. К.В. "Азбука туризма". - М., 2002.
5. Великая Отечественная война. Энциклопедия для школьников. - М., 2001.
6. К. "Убиты под Москвой". - М., 1994.
7. Гаммерман А.Ф. Лекарственные растения. – М., 1990.
8. С. Мясной бор. – М.: Военное издательство, 1991.
9. Л.Г., Гобачева Л.А. "Туристы, в путь". – М., 2001.
10. ЖЭЛ. Полководцы и военноначальники Великой Отечественной. – М., 2001.
11. Жук А.Б. Справочник по стрелковому оружию. – М., 1993.
12. Жуков Г.К. Воспоминания и размышления. – М., 2003.
13. И.Ивлев И.И. Военная археология. – М.: Арх, 1994.
14. Н.История Отечества, 11 класс. – М., 1992.
15. История Отечества в документах 1917-1993гг. – М.: "Илби", 2003.
16. Козинцев Л. Каменная летопись города, - Екатеринбург, 2002.
17. Кузнецов В. Моя книга памяти. - Казань, 1996.
18. Липатов П. Униформа Красной Армии. – М., 2001.
19. Медицинский справочник ОЗ. - Санкт-Петербург, 1995.
20. Методика эксгумации останков, - М., 1993.
21. Моргунов Б.П. Туризм. – М., 2001.
22.Муса Джалиль Костер над обрывом. – М., 2000.
23. На правом фланге Московской битвы. - Тверь, 1991.
24. Опасные находки. – М., 1999.
25. Психолого-педагогические аспекты поисковой деятельности, -Екатеринбург,
1996.
20

26. Репин Ю.В., Шабунин Р.А., Середа В.А. "Основы безопасности человека в
экстремальных ситуациях", - Екатеринбург, 1995.
27. Руководство по поисковым и эксгумационным работам, - М.: ТОО "Люксарт",2001.
28. Рюруп Р. Война Германии против Советского Союза 1941-1945 гг. - Берлин,
1991.
29. Скорая медицинская помощь. – М., 1993.
ЗО. Соколов Б.В. Тайны Второй Мировой. – М., 2000.
З1. Сурина Л.Н. Травы целебные. - Свердловск, 1991.
32. Татионов И.Ф. Зубцовский район. Время, события, люди, судьбы. - Ржев, 2000.
33. Туристические маршруты (справочник). – М., 1990.
34. Уральский добровольческий танковый корпус. - Екатеринбург, 1993.
35 В.Н. Оружие Вермахта. - Минск, 1999.
36. В.Н. Оружие Красной Армии. - Минск, 1999.
37. Яковлев Ю. Избранное. - М., 1992.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Карта индивидуальной успешности обучающихся
Таблица результатов итоговой диагностики образовательного уровня
Дата проведения диагностики _____________________________
№
п/
п

Фамилия,
имя

Качество Особенности
Активность
знаний, мотивации к
участия в
умений,
занятиям
мероприятиях
навыков

Достижения

Уровень усвоения теоретического и практического материала по теме
________________________________________________________________
№

Фамилия, имя

Контрольный Контрольный Контрольный
критерий*
критерий*
критерий*

*количество Контрольных критериев определяется педагогом в соответствии с
планируемым результатом по теме
21

В карте индивидуальной успешности обучающихся отражаются все контрольные
критерии (при необходимости количество контрольных критериев может быть
увеличено).
Результативность в данной карте представляет собой разностный показатель
суммы всех критериев на конец контрольного периода и его начало.
Контрольных критериев на начало контрольного периода . Результативность = Σ
Контрольных критериев на конец контрольного периода.
(Результативность может иметь и положительный и отрицательный показатель. В
последнем случае это свидетельствует об отрицательной динамике результатов
обучения по программе).

22

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».