РП ДОП Изостудия КисКа

С

СОДЕРЖАНИЕ
1. Комплекс основных характеристик программы
1.1 Пояснительная записка
1.2 Цель, задачи программы
1.3 Содержание программы
1.4 Планируемые результаты
2. Организационно-педагогические условия
2.1 Условия реализации программы
2.2 Формы аттестации и оценочные материалы
3. Список литературы

3
5
7
13
16
17
18

Приложения
1. Тестовые материалы для вводного опроса обучающихся на
выявление первоначального уровня знаний
19
Промежуточное тестирование и итоговое тестирование по программе
«Изобразительное искусство»

2

1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ

1.1 Пояснительная записка
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
«Изостудия «Кис*Ка» художественной
направленности разработана в
соответствии с требованиями в образовании, отражёнными в следующих
документах:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (последняя редакция);
- Концепция развития дополнительного образования детей (утвержденная
распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. №
1726-р);
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.09.2020
№ 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания, обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
- Приказ от 09.11.2018г. № 196 «Об утверждении порядка организации и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным программам»;
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015г. № 09-3242 «О
направлении информации» (Методические рекомендации по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ);
- Письмо Министерства просвещения России от 19.03.2020 № ГД-39/04 «О
направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими
рекомендациями по реализации образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования, образовательных программ
среднего
профессионального
образования
и
дополнительных
общеобразовательных программ с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий»;
- Письмо Министерства просвещения РФ от 28.06.2019 № МР-81/02ВН «О
методических рекомендациях для субъектов РФ по вопросам реализации основных
и дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме»;
- Устав МАОУ лицея №135:
- Положение о дополнительном образовании в МАОУ лицее №135.
Программа Изостудии «Кис*Ка» направлена на овладение духовными и
культурными ценностями народов мира через формирование изобразительных
навыков (рисунок, живопись, композиция); воспитание и развитие у обучающихся
личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные
ценности разных народов; формирование у обучающихся эстетических взглядов,
3

нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями.
Изучение
истории искусства тесно связано с содержанием учебных
предметов «Композиция станковая», «Рисунок» и «Живопись».
Современное общество испытывает
потребность в развитии культуры
подрастающего поколения.
Учащиеся ИЗОСТУДИИ « КИС*КА» ( кисточка и карандаш) занимаются с 7
до 12 лет изобразительной деятельностью по 3 часа в неделю.
Новизна и актуальность, педагогическая целесообразность
образовательной программы
Данная программа рассчитана на детей младшего школьного возраста (от
7 до 12 лет), ориентирована на то, чтобы дать им базовое систематизированное
образование по изобразительному искусству,
основанное на преимущественном изучении таких разделов, как живопись,
рисунок, графика, лепка. Данная программа охватывает различные виды
изобразительного искусства, позволяя тем самым развиваться ребенку
многосторонне, а кому-то даже и определиться какое направление ему ближе,
какое вызывает у него наибольший интерес.
Адресат программы. Программа ориентирована на учащихся 7 -12 лет и
учитывает возрастные и индивидуальные способности учащихся. Количество
учащихся от 8 до 10 человек. Набор учащихся свободный. Состав группы
постоянный.
Объем и срок освоения программы
1 год обучения - 108 часов
2 год обучения - 108 часов
Общее количество часов обучения за курс -216 часов.
Форма обучения – очная.
Уровни обучения
Стартовый - 1 год обучения.
Базовый – 1 год обучения.
Особенности реализации образовательного процесса
Предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных
форм организации обучения, минимальную сложность предлагаемого для освоения
содержания материала.
Программа предполагает дать начальные знания по курсу. Образовательный
процесс организуется в традиционной форме. В период приостановки
образовательной деятельности образовательный процесс организуется с
применением дистанционных технологий.
Режим занятий
Учащиеся ИЗОСТУДИИ « КИС*КА» ( кисточка и карандаш) занимаются
изобразительной деятельностью 2 раза в неделю по 1, 5 часа - 3 часа в неделю,108
часов в год.
4

1.2

Цель и задачи

Цель:
- формирование целостной эстетической культуры учащегося, приобщение
через искусство к эмоционально – нравственному опыту человечества;
Обучающие задачи (связаны с овладением детьми основами изобразительной
деятельности):
 знакомство с жанрами изобразительного искусства;
 знакомство с различными художественными материалами и техниками
 изобразительной деятельности;
 овладение основами перспективного построения фигур в зависимости
 от точки зрения;
 приобретение умения грамотно строить композицию с выделением
 композиционного центра.
Развивающие задачи (связаны с совершенствованием общих способностей
обучающихся и приобретением детьми общеучебных умений и навыков,
обеспечивающих освоение содержания программы):
 развитие у детей чувственно-эмоциональных проявлений: внимания,
 памяти, фантазии, воображения;
 развитие колористического видения;
 развитие художественного вкуса, способности видеть и понимать
 прекрасное;
 улучшение моторики, пластичности, гибкости рук и точности
 глазомера;
 формирование организационно-управленческих умений и навыков
 (планировать свою деятельность; определять её проблемы и их причины;
 содержать в порядке своё рабочее место);
 развитие коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих
 совместную деятельность в группе, сотрудничество, общение (адекватно
 оценивать свои достижения и достижения других, оказывать помощь другим,
разрешать конфликтные ситуации).
Воспитательные задачи (связаны с развитием личностных качеств,
содействующих освоению содержания программы; выражаются через
отношение ребёнка к обществу, другим людям, самому себе):
 формирование у детей устойчивого интереса к искусству и занятиям
художественным творчеством;
формирование уважительного отношения к искусству разных стран и
народов;
воспитание терпения, воли, усидчивости, трудолюбия;
воспитание аккуратности.
5

Задача курса «Рисунок» - привить учащемуся основы изобразительной
грамоты; научить видеть, понимать и изображать трехмерную форму на двух
мерной плоскости. При прохождении курса учащиеся
осваивают основы
наглядной перспективы, понятия о светотени, основные сведения о пропорциях
животных, человека; приобретают навыки последовательной работы над рисунком.
Учебные задания располагаются в порядке постепенного усложнения от
простейших упражнений до изображения человека.
Задача курса «Композиция» - понимание учащимися законов построения
художественного произведения, которые способствуют раскрытию идейного
замысла.
Автором предлагаемой программы задания по композиции построены на
основе знакомства со стилями эпох,
Создание собственной композиции при изучении истории искусства: «Древний
Египет», «Древняя Греция», «Древний Рим», «Средневековая Русь» и т.д.
Интерпретация стиля и создание учащимся из характерных элементов для данного
стиля своей композиции способствует лучшему пониманию данной эпохи,
самовыражению личности ученика, раскрытию творческого потенциала,
осознанному восприятию произведений культуры прошлого и настоящего.
При изучении этого курса следует учитывать два различных и равных по
значимости направления в изобразительном искусстве - реальное и абстрактное.
В процессе обучения изобразительной деятельности
ученик учится
обрабатывать информацию логически и образно, рационально и эмоционально.
В последнее время в архитектурно – художественной подготовке получили
развитие следующие направления по композиции:
1) Создание образа на основе отбора отдельных элементов хорошо знакомых
предметов растительного, животного мира или предметов быта. Такой способ
создания формы образа способствует развитию фантазии, воображения.
2)Модернизация, трансформация существующей формы объекта, то есть
разрушение первоначального способа соединения связей и создание нового образа:
а) композиция в графике на основе реального букета;
б) абстрактная композиция в графике на основе созданной;
в) архитектурная фантазия (из элементов зданий, лестниц, арок, купольных
форм архитектурного наследия) на основе предыдущей композиции.
Цвет как средство иллюзорно передавать реальный мир, обладает
психологическим воздействием на психику, вызывая как положительные так и
отрицательные настроения. В абстрактном искусстве цвету принадлежит
несомненное лидерство. Задания на выражения в цвете настроения, вкусовых
6

ощущений, музыкальных ритмов способствуют новому восприятию окружающего
мира.
Основой процесса выстраивания отношений между педагогом и учеником
является сотрудничество, диалог, что обеспечивает рост интереса к процессу
обучения, осознанный и заинтересованный подход к приобретению знаний и
навыков.
Поиск педагогических приемов и технологий направлен на формирование
творческой личности, человека – творца, обладающего коммуникативными
способностями, знаниями и умениями, понимающего язык современного
искусства, имеющего устойчивые потребности в общении с искусством, культурой,
в собственном творчестве.
1.3 Содержание программы
Учебный план
№

Название раздела,
темы

1
2
3
4
5
6

Живопись
Графика
Натюрморт
Портрет
Пейзаж
Композиция

7

История искусства
всего

Количество часов по годам
обучения
1 год
2 год
обучения
обучения
34
18
36
15
14
6
12
9
12
15
27

108

18
108

Формы
контроля

Тест, рисунок
Тест, рисунок
Рисунок
Рисунок
Рисунок
Наблюдение,
рисунок
Тест

1 год обучения
№
Тема
кол-во теория практика Формы
темы
часов
контроля
1
Букет.
Учимся
держать
6
2
4
Тест,
карандаш и штрих пятен,
рисунок
превращение их в букет. Дерево
из
3
основных
цветов
Живопись: Букет гуашью.
7

2

3

4

5

«Астры»Основные
и
составные цвета. Освоение
мазка.
Графика. Дерево – богатырь,
дерево – ребенок, дерево – баба
яга, дерево – ворчун. Красота и
разнообразие
растительного
мира.
Дерево
помнит
человека,
причинившего ему боль.
Рисование по воображению.
Развитие наблюдательности.
Тонированная
бумага,
фломастеры
Живопись:
Дерево
с
настроением.
Простая
стилизация
дерева.
Насыщенные и приглушенные
цвета
Листья
с
растяжкой.
Тонированная бумага.
Листья
в
геометрических
формах- ломаные, дуги, круги.
Графика. Цвет на 1 листе.
Декорирование
разными
штрихами.
Листья в холодной или
теплой гамме с растяжкой
Алгоритм рисования. Коты.
Разноцветные карандаши.
Закрепление
навыков
—
наброски кошки.
(Кот — фантазия)
Город Ч/Б , серый с фонарями
Изготовление
подарков
к
Новому году
Завершение всех работ

12

3

9

Тест,
рисунок

12

3

9

рисунок

12

2

10

рисунок

9

2

7

рисунок

8

6

7

8

9

Акварель
по
сырому.
Родственные цвета. Замок
Деда
Мороза
с
предварительным эскизом
Пропорции лица.
Холодная
гамма
Снежная
королева
Композиция . «Грусть, печаль»
Коллаж (общая работа)
Упражнение на растяжку в
технике
Ван
Гога.
Космические дали.
Натюрморт.
2 предмета.
Навыки композиции. Контраст
по светлоте.
Натюрморт
—
фантазия
«Радость»
Натюрморт. Яблоко. Предмет
и фон. Гуашь
Портрет- фантазия «Весна»
Портрет Пропорции
Портрет Весны на фоне
цветочного узора.
Насекомые и травы, графика
Пейзаж
Итого

18

3

15

рисунок

15

3

12

рисунок

12

2

9

рисунок

12

3

9

рисунок

108

23

85

Букет. Учимся держать карандаш и штрих пятен, превращение их в букет.
Дерево из 3 основных цветов Живопись: Букет гуашью. «Астры»Основные и
составные цвета. Освоение мазка.
Графика. Дерево – богатырь, дерево – ребенок, дерево – баба яга, дерево –
ворчун. Красота и разнообразие растительного мира. Дерево помнит человека,
причинившего ему боль. Рисование по воображению. Развитие наблюдательности.
Тонированная бумага, фломастеры
Живопись: Дерево с настроением. Простая стилизация дерева.
Насыщенные и приглушенные цвета.
Листья с растяжкой. Тонированная бумага. Листья в геометрических формах9

ломаные, дуги, круги. Графика. Цвет на 1 листе. Декорирование разными
штрихами. Листья в холодной или теплой гамме с растяжкой
Алгоритм рисования. Коты. Разноцветные карандаши. Закрепление навыков —
наброски кошки. (Кот — фантазия). Город Ч/Б , серый с фонарями
Изготовление подарков к Новому году. Завершение всех работ. Акварель по
сырому. Родственные цвета. Замок Деда Мороза с предварительным эскизом.
Пропорции лица. Холодная гамма Снежная королева.Композиция . «Грусть,
печаль» Коллаж (общая работа).Упражнение на растяжку в технике Ван Гога.
Космические дали.
Натюрморт. 2 предмета. Навыки композиции. Контраст по светлоте. —
фантазия «Радость». Натюрморт. Яблоко. Предмет и фон. Гуашь.
Портрет- фантазия «Весна». Портрет Пропорции. Портрет Весны на фоне
цветочного узора.
Насекомые и травы, графика. Пейзаж.
2

год обучения

Тема
№
темы
1
Пейзаж осенний по
впечатлению. Тонированная
бумага.
ДЕРЕВО- Стилизация
Один штрих (круглешки или
треугольники)
2
Плодовое дерево. Работа одним
цветом
Живопись Заполнение фона
разными оттенками зеленого
цвета, по фону красные пятнасилуэты .
Родственные, дополнительные
цвета.
Упражнение – смешение разных
оттенков зеленого, красного.
3
Портрет осени — из веток, коры
дуба, овощей

кол-во
часов
6

теория

практика

Формы
контроля
Тест,
рисунок

1

5

6

1

5

Тест,
рисунок

9

2

7

Тест,
рисунок
10

4

5

6
7

8

9

10

11

Геометрические фигуры.
Животные из круга,
прямоугольника и треугольника.
Рисование по фрагменту вырезки
Фигуры животного в разных позах
(от пятна), лепка животного.
Композиция: «Сказка про
животное»
Реалистический натюрморт
Натюрморт в криволинейных,
дугообразных и прямых линиях,
поиск по выбору с графическим
оформлением в выбранном стиле .
Маркер, тушь.
Живопись. Натюрморт с чайником
в одной цветовой гамме
Пейзаж.
Хозяин Леса декоративная работа
Новогодние поделки
Человек в полный рост
7 чудес света. Египет.
Египетский орнамент(фА3)3, 4
цвета, гуашь
Композиция по мифам .( фон орнамент) герои мифов
Акварельные наброски от пятна
животных и человека. Охота на
дикого зверя. Наброски людей в
разных движения, росчерк
Древнеславянская культура
Обычаи, символика. Былины
Урала Сказки Пушкина
Ромео и Джульетта. Золушка.
ПОРТРЕТ. Наброски ( по
пропорциям и по светотени)
Автопортрет. Создание образа.
Психология цвета.

9

1

8

Тест,
рисунок

6

1

5

рисунок

9

1

8

рисунок

9

1

8

рисунок

9

3

6

Тест,
рисунок

9

1

8

рисунок

9

6

3

Тест,
рисунок

9

2

7

рисунок

11

12

13

Древняя Греция. Вазопись
Мифы.Др Греция. Мифы
Храмы, ордер
Композиция декоративная 2 цвета.
Виды спорта. Наброски людей
Городской пейзаж декоративный.
Составление из геометрических
фигур.
итого

9

4

5

тест

9

2

7

Тест,
рисунок

108

26

82

Пейзаж осенний по впечатлению. Тонированная бумага. ДЕРЕВОСтилизация. Один штрих (круглешки или треугольники).
Плодовое дерево. Работа одним цветом. Живопись Заполнение фона
разными оттенками зеленого цвета, по фону красные пятна- силуэты . Родственные,
дополнительные цвета. Упражнение – смешение разных оттенков зеленого,
красного.
Портрет осени — из веток, коры дуба, овощей. Геометрические фигуры.
Животные из круга, прямоугольника и треугольника. Рисование по фрагменту
вырезки.
Фигуры животного в разных позах (от пятна), лепка животного. Композиция:
«Сказка про животное».
Реалистический натюрморт. Натюрморт в криволинейных, дугообразных и
прямых линиях, поиск по выбору с графическим оформлением в выбранном стиле .
Маркер, тушь.
Живопись. Натюрморт с чайником в одной цветовой гамме.
Пейзаж. Хозяин Леса декоративная работа. Новогодние поделки.
Человек в полный рост. 7 чудес света. Египет. Египетский орнамент(фА3)3, 4
цвета, гуашь. Композиция по мифам .( фон - орнамент) герои мифов.
Акварельные наброски от пятна животных и человека. Охота на дикого зверя.
Наброски людей в разных движения, росчерк.
Древнеславянская культура. Обычаи, символика. Былины Урала Сказки Пушкина.
Ромео и Джульетта. Золушка.
ПОРТРЕТ. Наброски ( по пропорциям и по светотени). Автопортрет. Создание
образа. Психология цвета.
Древняя Греция. Вазопись. Мифы.Др Греция. Мифы. Храмы, ордер.
Композиция декоративная 2 цвета. Виды спорта. Наброски людей. Городской
пейзаж декоративный. Составление из геометрических фигур.
12

1. 4 Планируемые результаты
Ожидаемые результаты и способы их проверки
В результате реализации программы предполагается достижение
определённого уровня овладения детьми изобразительной грамоты. Дети
будут
знать специальную терминологию, получат представление о видах и жанрах
искусства,
научатся обращаться с основными художественными материалами и
инструментами
изобразительного искусства.
1 года обучения
Личностные результаты освоения курса ИЗО:
 формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного
искусства;
 воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других
людей;
 формирование способности смотреть на мир и видеть его глазами
художников, замечать и творить Красоту;
 развитие творчества и фантазии, наблюдательности, воображения,
ассоциативного мышления и любознательности;
 принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов
учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
 формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
 развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других
людей;
 развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы
из спорных ситуаций;
 формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению
к материальным и духовным ценностям;
 развитие умения различать цвета спектра и их оттенки, основные
геометрические фигуры;
 развитие мелкой моторики рук;
 формирование художественного вкуса и чувства гармонии;
 развитие трудолюбия, самостоятельности.
Результаты
освоения
курса
обеспечиваются
познавательными
и
коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с
технологией, музыкой, литературой, историей.
Поскольку
художественно-творческая
изобразительная
деятельность
неразрывно связана с эстетическим видением действительности, на занятиях курса
13

детьми изучается общеэстетический контекст. Это довольно широкий спектр
понятий, усвоение которых поможет учащимся осознанно включиться в
творческий процесс. Кроме этого, результатами изучения курса является
формирование перечисленных ниже универсальных учебных действий (УУД).
 Различать, называть и применять на практике способы рисования
различными художественными материалами;
 пользоваться различными приемами работы кистью, мелками, пластилином,
нетрадиционным художественным материалом;
 различать и передавать в рисунке ближние и дальние предметы;
 рисовать кистью элементы растительного орнамента;
 выполнять орнамент в круге, овале, ленте;
 проявлять творчество в самостоятельном создании работ.
 сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного
искусства в жизни человека, его роли в духовно- нравственном развитии
человека;
 средств: цвет, свет, линия, композиция, ритм; основ графики; правил
плоскостного изображения, развитие силуэта и формы в пятне.
Рисунок
 Знать алгоритм рисования.
 Знать типы штрихов.
 Уметь линией, тоном, выразить силуэт деревьев, листьев с натуры и по
воображению.
 Уметь внимательно рассматривать детали изображаемых предметов.
 Уметь выполнять наброски человека с натуры, автопортрет в линиях (знание
пропорций лица, владение линией разной толщины и яркости)
 Уметь рисовать с натуры прозрачные
предметы
цилиндрической и
конической формы.
Живопись:
 Знать основные и дополнительные цвета.
 Знать холодные и теплые цвета.
 Уметь получить дополнительные цвета.
Второй год обучения.
Личностные результаты освоения курса ИЗО:
 формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного
искусства;
 воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других
людей;
14

 формирование способности смотреть на мир и видеть его глазами
художников, замечать и творить Красоту;
 развитие творчества и фантазии, наблюдательности, воображения,
ассоциативного мышления и любознательности;
 принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов
учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
 формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; развитие
этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
 развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы
из спорных ситуаций;
 формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению
к материальным и духовным ценностям;
 развитие умения различать цвета спектра и их оттенки, основные
геометрические фигуры;
 развитие мелкой моторики рук;
 формирование художественного вкуса и чувства гармонии;
 развитие трудолюбия, самостоятельности.
Результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и
коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с
технологией, музыкой, литературой, историей.
Поскольку
художественно-творческая
изобразительная
деятельность
неразрывно связана с эстетическим видением действительности, на занятиях курса
детьми изучается общеэстетический контекст. Это довольно широкий спектр
понятий, усвоение которых поможет учащимся осознанно включиться в
творческий процесс. Кроме этого, результатами изучения курса является
формирование перечисленных ниже универсальных учебных действий (УУД).
 Различать, называть и применять на практике способы рисования
 различными художественными материалами;
 пользоваться различными приемами работы кистью, мелками,
 пластилином, нетрадиционным художественным материалом;
 различать и передавать в рисунке ближние и дальние предметы;
 рисовать кистью элементы растительного орнамента;
 выполнять орнамент в круге, овале, ленте;
 выполнять творческие работы, используя пластилин.
Рисунок
 Уметь линией, тоном, выразить силуэт деревьев, листьев с натуры и по
воображению.
 Формирование навыков внимательного рассмотрения деталей изображаемых
15

предметов.
 Умение выполнить наброски человека с натуры.
 Автопортрет в линиях (знание пропорций лица, владение линией разной
толщины и яркости)
 Рисование с натуры прозрачных предметов цилиндрической и конической
формы.
 Понятие светотени, выявление формы, навыки видения простых
геометрических объёмов в сложных формах.
Живопись:
 Развитие образного мышления.
 Навыки выразительного цветового решения.
 Пропорции лица, автопортрет.
 Умение передачи объёма предмета на нейтральном фоне.
 Знать название теней при выявлении формы светотенью.
Композиция:
 История первобытного общества. История Египта, Греции,
 Владение техники гризайль.
 Цвет как средство выражения настроения, состояния, собственного видения и
восприятия эпохи.
История искусств:
 История первобытного общества, росписи в Альтамирской пещере.
 Искусство Египта. Знать основы религии, части храма Нового царства, канон
в египетской скульптуре и живописи.
 Древняя Греция. Афинский Акрополь. Знать названия храмов Афинского
Акромоля, скульпторов ( Фидий, Пракситий, Леохар ).
2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1Условия реализации программы
Кабинет, стулья, столы, мольберты.
Учебное оборудование, материалы, для изобразительной деятельности.
Рисунок
- Гипсовые слепки:
-Геометрические формы(призма, пирамида, шар;
- Части лица, маска Диадомена;
- металлические каркасы геометрических объемов;
-Вазы, чайники, драпировки;

16

История искусств
-Иллюстративно- раздаточный материал по истории искусств;
2.2 Формы аттестации и оценочные материалы
Способы проверки результатов
В процессе обучения детей данной программе первого и второго года
обучения отслеживаются три вида результатов:
฀ текущие (цель – выявление ошибок и успехов в работах
обучающихся);
฀ промежуточные (проверяется уровень освоения детьми программы за
полугодие);
฀ итоговые (определяется уровень знаний, умений, навыков по
освоению программы за весь учебный год и по окончании всего курса
обучения).
Выявление достигнутых результатов осуществляется:
฀ через механизм тестирования:
а) вводное тестирование (цель – определение уровня начальных знаний)
(Приложение 1);
б) промежуточное тестирование (цель – проверка уровня освоения детьми
программы за полугодие) (Приложение2, Приложение 3);
в) устный фронтальный опрос по отдельным темам пройденного
материала;
г) итоговое тестирование (цель – определение уровня знаний по
программе) (Приложение 4);
฀ через отчётные просмотры законченных работ.
Оценочные материалы
1. Тестовые материалы для вводного опроса обучающихся на выявление
первоначального уровня знаний
Представлены тематические тестовые материалы для вводного опроса
по выявлению первоначального уровня теоретических знаний по изобразительному
искусству по каждому году обучения. Отслеживаются: уровень знаний
теоретического материала, степень владения приёмами работы различными
художественными материалами, умение анализировать и решать творческие
задачи.
Оценка осуществляется по 10-балльной системе педагогом:
2.Промежуточное тестирование по программе «Изобразительное искусство»
Для реализации программы используются несколько форм занятий:
Вводное занятие – педагог знакомит обучающихся с техникой
безопасности, особенностями организации обучения и предлагаемой
17

программой работы на текущий год. На этом занятии желательно присутствие
родителей обучающихся (особенно 1-го года обучения).
Ознакомительное занятие – педагог знакомит детей с новыми методами
работы в тех или иных техниках с различными материалами (обучающиеся
получают преимущественно теоретические знания).
Занятие с натуры – специальное занятие, предоставляющее
возможность изучать азы рисунка и живописи, используя натуру.
Занятие по памяти – проводится после усвоения детьми полученных
знаний в работе с натуры; оно дает ребёнку возможность тренировать свою
зрительную память.
Тематическое занятие – детям предлагается работать над иллюстрацией
к сказкам, литературным произведениям. Занятие содействует развитию
творческого воображения ребёнка.
Занятие-импровизация – на таком занятии обучающиеся получают
полную свободу в выборе художественных материалов и использовании
различных техник. Подобные занятия пробуждают фантазию ребёнка,
раскрепощают его; пользуются популярностью у детей и родителей.
Занятие проверочное – (на повторение) помогает педагогу после
изучения сложной темы проверить усвоение данного материала и выявить
детей, которым нужна помощь педагога.
Конкурсное игровое занятие – строится в виде соревнования в игровой
форме для стимулирования творчества детей.
Комбинированное занятие – проводится для решения нескольких
учебных задач.
Итоговое занятие – подводит итоги работы детского объединения за
учебный год. Может проходить в виде мини-выставок, просмотров творческих
работ, их отбора и подготовки к отчетным выставкам
3. Список литературы
1) «Энциклопедия для детей. «Искусство» 7 - 8 том. М.; Аванта +,1998 г.
Глав. ред. М.Д.Аксенова;
2) «Малая история искусств. Искусство XX века» В.М.Полевой М. Искусство.
1991;
3) «Зодчество»
4) «История искусства» Н.А.Дмитриева
5) «Художественная культура Нового времени» С.А.Ивлев. М. 2001;
6) «Художественная культура XIX и XX веков» С.А.Ивлев. М. 2001;
7) «Основы архитектуры» Т. Л. Кильпе. М. 1989.
8) «Человек в мировой художественной культуре» Ю.А. Солодовников М.
2001;
18

9) «Великие художники XX века» М.2001;
10) «Сто великих архитекторов» Д. К. Самин. М.2000;
11) «Энциклопедия тайн и загадок. Чудеса света. Древний мир. Новый мир» В.
Калашников. М. 2003
12) «Мифология. Легенды, сказания и предания со всего света» М. АСТ 2001;
13) «Великие и знаменитые живописцы» И.А.Андрианова М. АСТ 2004
14) Анри Перрюшо «Жизнь Ренуара», М.1986;
15) Анри Перрюшо «Жизнь Ван Гога», М. 1986.
16) А.В. Иконников «Зарубежная архитектура М. 1982
17)В.Лукьянин, М.Никулина «Прогулки по Екатеринбургу», Екатеринбург
1997
ПРИЛОЖЕНИЯ
Тестовые материалы
для вводного опроса обучающихся
на выявление первоначального уровня знаний
Представлены тематические тестовые материалы для вводного
опроса по выявлению первоначального уровня теоретических знаний по
изобразительному искусству по каждому году обучения. Отслеживаются:
уровень знаний теоретического материала, степень владения приёмами работы
различными художественными материалами, умение анализировать и решать
творческие задачи.
Оценка осуществляется по 10-балльной системе педагогом:
0-1 баллов выставляется за «неверный ответ»;
от 2 до 7 баллов – за «не во всём верный ответ»;
от 8 до 10 баллов – за «правильный ответ».
Ниже приводятся тестовые материалы, выявляющие уровень
теоретических знаний обучающихся по годам обучения.
Первый год обучения
Ф. И. О_________________________________________________________
№

1

Перечень
вопросов

Какие цвета нужно
смешать, чтобы
получить

Ответы (в баллах)

Оценка

Правильный Не во всём Неверный
ответ
правильный ответ
ответ

19

2
3
4

5

6

7

8
9
10

11

оранжевый цвет?
фиолетовый цвет?
зелёный цвет?
Какие цвета
относятся к тёплой
гамме?
Какие цвета
относятся к
холодной гамме?
Что такое
симметрия? Какие
предметы имеют
симметричную
форму?
Какие
геометрические
фигуры ты
знаешь?
Чем отличаются
предметы,
изображенные на
первом и дальнем
планах?
Какая разница
между
вертикальным и
горизонтальным
форматом листа?
Какие материалы
для лепки вы
знаете?
В чем отличия
лепки из глины от
пластилина?
С чего лучше
начинать рисунок(с
мелких деталей
или с крупных
частей)?
Что такое
орнамент?

Второй год обучения

20

Ф. И. О_________________________________________________________
№

1

2
3

4

5
6

7
8
9

Перечень
вопросов

Назови три
основных жанра
изобразительного
искусства
(пейзаж, портрет,
натюрморт)
Чем отличается
эскиз от
композиции
Какие краски
надо смешать на
палитре, чтобы
получилось
грустное
настроение?
Какие краски
надо смешать на
палитре, чтобы
получилось
весёлое
настроение?
Какие линии
используются в
рисунке?
Чем отличается
плоская
аппликация от
объёмной?
Что такое линия
горизонта?
Чем отличаются
акварельные
краски от гуаши?
Какие объёмные
формы ты
знаешь?

Ответы (в баллах)

Оценка

Правильный Не во всём Неверный
ответ
правильный ответ
ответ

21

10
11

12

Какие промыслы
в России вы
знаете?
Какие бывают
объемные
изображения на
плоской основе?
Какие цвета
являются
контрастными?

ПРИЛОЖЕНИЕ
Промежуточное тестирование по программе «Изобразительное искусство»
1 год обучения
Фамилия, имя________________________________________
1. Выбери цвета радуги.
а) красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, голубой, фиолетовый
б) фиолетовый, оранжевый, желтый, зеленый, синий, голубой, красный
в) красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый
2. Какая группа цветов основная?
а) синий, оранжевый, бежевый
б) синий, красный, жёлтый
д) оранжевый, фиолетовый, голубой
3. Выбери и подчеркни материалы, которыми работает художник:
а) пила, молоток, лопата
б) краски, карандаши, мелки.
4. Подчеркни правильный ответ
Красный + синий = (оранжевый, фиолетовый)
Синий + жёлтый =(зеленый, фиолетовый)
Красный + жёлтый =(оранжевый, синий)
5.Какой цвет является тёплым:
а) серый б) фиолетовый в) жёлтый
6. В городецкой росписи часто изображают:
а) коней и птиц б) коз и коров
в) кошек и собак г) жуков и бабочек
Промежуточное тестирование по программе «Изобразительное искусство»
2 год обучения
Фамилия, имя__________________________________
4. Рисунки, созданные карандашом, тушью, углём называются:
а) живопись
б) графика
в) скульптура
22

5. Что такое цветовой круг?
а) расположение цветов по порядку
б) размещение кисточек.
в) смешение красок.
6. Как называется наука, которая рассказывает о цвете?
а) цветоведение
б) спектр
7. Как называется картина, на которой изображается природа?
а) портрет
б) натюрморт
в) пейзаж
8. Какой жанр переводится как «мёртвая натура»?
а) портрет
б) натюрморт
в) пейзаж
9. Изображение лица человека это –…
а) портрет
б) натюрморт
в) пейзаж

ПРИЛОЖЕНИЕ

Промежуточное тестирование по программе «Изобразительное искусство»
2 год обучения
Фамилия, имя____________________________________________
1.Назови цвета радуги.
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
2.Какая группа цветов основная:
а) синий, оранжевый, бежевый
б) синий, красный, жёлтый
в) оранжевый, фиолетовый, голубой
3. Запиши, какой цвет получится при смешивании красок.
Красный + синий =____________
Синий + жёлтый =_______________
Красный + жёлтый =_____________
4. Перечисли:
тёплые цвета____________________________________________________
холодные цвета_________________________________________________
5. Рисунки, созданные карандашом, тушью, углём называются:
а) живопись
б) графика
в) скульптура
6. Что такое цветовой круг.
23

а) расположение цветов по порядку
б) размещение кисточек.
в) смешение красок.
7. Как называется картина, на которой изображается природа?
___________________________
8.Какой жанр переводится как «мёртвая
натура»?___________________________
9.Изображение лица человека это – ______________________
10.Найди соответствие. Соедини:
1. Изображение человека 1. Архитектура
2. Изображение природы 2. Натюрморт
3. Проекты зданий 3. Портрет
4. Изображение «неживой природы» 4. Пейзаж
5. Украшение предметов 5. Скульптура
6. Лепка человека и животных 6. Дизайн (декор)
11. Подчеркните музеи изобразительного искусства:
Эрмитаж, Цирк, Третьяковская галерея, Кинотеатр, Русский музей.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Итоговое тестирование по программе «Изобразительное искусство»
2 год обучения
Фамилия, имя _________________________________
1.Какое из перечисленных понятий не обозначает вид изобразительного
искусства?
а) графика
б) скульптура
в) кино
г) живопись
2.Сколько цветов можно выделить в радуге?
а) 5
б) 7
в) 9
г) 13
3. К какому жанру относится изображение птиц и животных?
а) пейзаж
б) бытовой
в) анималистический
г) натюрморт
4. Как называется картина, составленная из маленьких цветных квадратиков
особого
стекла (смальты)?
а) аппликация
б) мозаика
24

в) гравюра
г) репродукция
5. Рисунок, выполненный карандашом, углём, тушью или краской одного
цвета,
относят к …
а) графике
б) живописи
в) орнаменту
г) рельефу
6. Цвета, которые нельзя получить путём смешивания красок, называют…
а) основными
б) составными
в) тёплыми
г) холодными
7. Какой из перечисленных цветов не является основным?
а) жёлтый
б) красный
в) синий
г) зелёный
8. Белая бумага, дощечка для смешивания красок и получения нужного цвета
есть…
а) мольберт
б) палитра
в) пастель
г) акварель
9. Что определяют как строительное искусство, зодчество, искусство
проектировать?
а) архитектура
б) интерьер
в) графика
г) композиция
10. В какой росписи используются только белая и синяя краски?
а) Хохломская
б) Городецкая
в) Гжель
г) Дымковская
11. Картины, изображающие , различные предметы обихода, снедь, фрукты,
цветы.
а) пейзаж
б) портрет
в) этюд
г) натюрморт
25

12. Живописное, графическое или скульптурное украшение из
повторяющихся
геометрических, растительных и животных элементов – это…
а) орнамент
б) репродукция
в) аппликация
г) колорит
13. При смешении каких цветов можно получить фиолетовый цвет?
а) красный и коричневый
б) красный и синий
в) красный и чёрный
г) синий и коричневый
14. Как называется композиция из разноцветного стекла, пропускающего свет
и встроенного в оконный проём?
а) живопись
б) витраж
в) мозаика
г) скульптура
ПРИЛОЖЕНИЕ

Диагностика изодеятельности обучающихся
по программе «Изобразительное искусство»
Известно, что детский рисунок может использоваться в качестве средства
диагностики интеллектуального и эстетического развития ребёнка. В связи с
этим важно знать критерии оценки уровня овладения ребёнком навыками
изобразительной деятельности.
Для выявления степени овладения учащимся первого и второго года
обучения программе навыками изобразительной деятельностью предлагается
методика диагностирования детей.
Полный набор соответствующих критериев и показателей можно
использовать для более глубокой характеристики уровня овладения детьми
навыками изобразительной деятельности; для более оперативного
диагностирования следует отобрать некоторые из них.
Выделенные критерии объединены в две группы:
฀ первая применяется при анализе продуктов деятельности;
฀ вторая – при анализе процесса деятельности.

Анализ продуктов изобразительной деятельности.
1.Содержание изображения (полнота изображения образа)
Анализ детских работ представляет собой краткое описание созданного каждым
ребёнком изображения.
2.Передача формы:
฀ форма передана точно;
26

฀ есть незначительные искажения;
฀ искажения значительные, форма не удалась.
3.Строение предмета:
฀ части расположены, верно;
฀ есть незначительные искажения;
฀ части предмета расположены неверно.
4.Передача пропорции предмета в изображении:
฀ пропорции предмета соблюдаются;
฀ есть незначительные искажения;
฀ пропорции предмета переданы неверно.
5.Композиция (для более полной и точной характеристики овладения детьми
композицией выделены две группы показателей):
а) расположение изображений на листе;
฀ по всему листу;
฀ на полосе листа;
฀ композиция не продумана, носит случайный характер;
б) соотношение по величине разных изображений, составляющих картину:
฀ соблюдается пропорциональность в изображении разных предметов;
฀ есть незначительные искажения;
฀ пропорциональность разных предметов передана неверно.
6.Передача движения:
฀ движение передано достаточно чётко;
฀ движение передано неопределённо, неумело;
฀ изображение статичное.
7.Цвет (в этом критерии также выделены две группы показателей: первая
характеризует передачу реального цвета предметов и образцов декоративного
искусства, вторая – творческое отношение ребёнка к цвету, свободное
обращение с цветом):
а) цветовое решение изображения:
฀ передан реальный цвет предметов;
฀ есть отступления от реальной окраски;
฀ цвет предметов передан неверно;
б) разнообразие цветовой гаммы изображения, соответствующей замыслу и
выразительности изображения:
฀ многоцветная или ограниченная гамма – цветовое решение соответствует
замыслу и характеристики изображаемого;
฀ преобладание нескольких цветов или оттенков в большей степени
случайно;
฀ безразличие к цвету, изображение выполнено в одном цвете (или
случайно взятыми цветами).
Анализ процесса изобразительной деятельности.
1.Характер линии (в соответствии с проведённым исследованием по
27

формированию у детей ручной умелости этот критерий включает четыре
группы показателей):
а) характер линии:
฀ слитная;
฀ линия прерывистая;
฀ дрожащая 1081 й\'28жесткая, грубая);
б) нажим:
฀ средний;
฀ сильный, энергичный (иногда продавливающий бумагу);
฀ слабый (иногда еле видный);
в) раскрашивание (размах):
฀ мелкими штрихами, не выходящими за пределы контура;
฀ крупными размашистыми движениями, иногда выходящими за пределы
контура;
฀ беспорядочными линиями (мазками), не умещающимися в пределах
контура;
г) регуляция силы нажима:
฀ ребёнок регулирует силу нажима, раскрашивает в пределах контура;
฀ ребёнок не всегда регулирует силу нажима и размах;
฀ ребёнок не регулирует силу нажима, выходит за пределы контура.
2.Регуляция деятельности (в этом критерии выделены три группы показателей
для более детальной характеристики отношения детей к деятельности):
а) отношение к оценке взрослого:
฀ адекватно реагирует на замечания педагога, стремиться исправить
ошибки, неточности;
฀ эмоционально реагирует на оценку педагога (при похвале – радуется,
темп работы увеличивается, при критике – сникает, деятельность
замедляется или вовсе прекращается);
฀ безразличен к оценке педагога (деятельность не изменяется);
б) оценка ребёнком созданного им изображения:
฀ адекватна;
฀ неадекватна (завышенная, заниженная);
฀ отсутствует;
в) эмоциональное отношение к деятельности: насколько ярко (сильно, средне,
безразлично) ребёнок относится:
฀ к предложенному заданию;
฀ к процессу деятельности;
฀ к продукту собственной деятельности.
3.Уровень самостоятельности:
฀ выполняет задание самостоятельно, без помощи педагога, в случае
необходимости обращается с вопросами;
฀ требуется незначительная помощь, с вопросами к взрослому обращается
редко;
28

฀ необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны педагога,
сам с вопросами не обращается.
4.Творчество:
а) самостоятельность замысла;
б) оригинальность изображения;
в) стремление к наиболее полному раскрытию замысла.
Оценка детских работ по критерию «творчество» и названным в нём
показателям носит не количественный, а качественный характер и даётся в
описательной форме.
По всем критериям таблицы оценка даётся по пятибалльной системе.
Все оценки показателей по каждому критерию и по каждому ребёнку
суммируются.
Наивысшее число баллов, которое может получить обучающийся –
40.

29

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».