Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
платной образовательной услуги «Баскетбол» МАОУ лицея № 135
разработана на основании:
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012Г. № 273-ФЗ;
Приказа Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 г. № 196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным образовательным программам»;
Приказа Министерства просвещения РФ от 30.09.2020 г. № 533 «О
внесении изменений в Порядок организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным образовательным
программам, утвержденный приказом Министерства просвещения РФ
от 09.11.2018 г. № 196»;
Постановление Правительства РФ от 15.09.2020 № 1441 «Об
утверждении Правил оказания платных образовательных услуг»;
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические
требования
к
организации
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11. 2015 г. № 093242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими
рекомендациями
по
проектированию
дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
Письмо Министерства образования и науки РФ от 29.03.2016г. № ВК641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с
«Методическими рекомендациями по реализации адаптированных
дополнительных общеобразовательных программ, способствующих
социально-психологической
реабилитации,
профессиональному
самоопределению детей с ОВЗ, включая детей инвалидов, с учетом их
особых образовательных потребностей»);
Приказ Минобрнауки РФ от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении
Порядка
применения
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность,
электронного
обучения,
дистанционных образовательных технологий при
реализации
образовательных программ»;
Устава МАОУ лицея № 135.
Программа является модифицированной.
Актуальность программы состоит в том, что в настоящее время
значительная часть школьников занимается физическими упражнениями
лишь на уроках физической культуры. Слабая физическая подготовка не
позволяет им успешно сдавать учебные нормативы по физической культуре в
школе. В связи с этим, одной из важнейших задач, стоящих перед педагогом,
является привлечение как можно большего числа школьников к
систематическим занятиям в различных секциях для повышения уровня
физической подготовленности.
Данная программа отличается от других тем, что основой подготовки
занимающихся в секции является не только технико–тактическая подготовка
баскетболистов, но и общефизическая подготовка, направленная на более
высокий показатель физического развития школьников. Благодаря этому
расширяется кругозор и повышается интерес обучающихся к данному виду
спорта.
Игра в баскетбол направлена на всестороннее физическое развитие и
способствует совершенствованию многих необходимых в жизни
двигательных и морально-волевых качеств.
Программа рассчитана на мальчиков и девочек в возрасте от 11 до
15 лет. Обеспечивает непрерывность дополнительного образования.
Построена по принципу изучения, углубления и повторения объема знаний,
умений и навыков. Срок реализации программы – 1 год.
Основная форма организации работы – учебно-тренировочное
занятие.
Наполняемость групп зависит от уровня подготовки и может составлять от 15
до 25 человек.
Весь учебный материал программы распределён в соответствии с
возрастным принципом комплектования учебной группы по баскетболу и
рассчитан на последовательное и постепенное расширение теоретических
знаний, практических умений и навыков.
Для детей младшего школьного возраста необходимой является
потребность в высокой двигательной активности. Он наиболее благоприятен
для развития физических способностей - скоростных и координационных, а
также способностей длительно выполнять циклические действия в режимах
умеренной и большой интенсивности.
Отличительной особенностью содержания данной программы от
программ специализированных спортивных школ является количество часов
и адаптация к школьным условиям работы, нацеленность на массовость, а не
на спортивное мастерство.
Теоретические занятия проходят в процессе учебно-тренировочных
занятий, где подробно разбирается содержание правил игры, игровые
ситуации, жесты судей.
Для повышения интереса занимающихся к занятиям по баскетболу и
более
успешного
решения
образовательных,
воспитательных
и
оздоровительных задач применяются разнообразные формы и методы
проведения этих занятий.
Большие возможности для учебно-воспитательной работы заложены в
принципе совместной деятельности учителя и ученика. Занятия необходимо
строить так, чтобы учащиеся сами находили нужное решение, опираясь на
свой опыт, полученные знания и умения.
Словесные методы: создают у учащихся предварительные
представления об изучаемом движении. Для этой цели используются:
объяснение, рассказ, замечание, команды, указание.
Наглядные методы: применяются главным образом в виде показа
упражнения, наглядных пособий, видеофильмов. Эти методы помогают
создать у учеников конкретные представления об изучаемых действиях.
Практические методы:
-игровой;
-соревновательный;
-круговой тренировки.
Главным из них является метод упражнений, который предусматривает
многократное
повторение
упражнений.
Разучивание
упражнений
осуществляется двумя методами:
- в целом;
- по частям.
Игровой и соревновательный методы применяются после того, как у
учащихся образовались некоторые навыки игры.
Метод круговое тренировки предусматривает выполнение заданий на
специально подготовленных местах (станциях). Упражнения выполняются с
учётом технических и физических способностей занимающихся.
Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая,
поточная.
Общей целью программы является формирование устойчивых
мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью,
целостном развитии физических и психических качеств, творческом
использовании средств физической культуры в организации здорового образа
жизни.
Задачи:
Образовательные:
- формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта
физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей
направленностью, техническими действиями и приемами в баскетболе;
- освоение знаний о баскетболе, его истории и о современном развитии,
роли в формировании здорового образа жизни;
- обучение навыкам и умениям в данной деятельности,
самостоятельной организации занятий физическими упражнениями;
- овладение техникой передвижений, остановок, поворотов и стоек;
- освоение техники ведения мяча, передач и бросков;
-овладение игрой и комплексное развитие психомоторных
способностей;
- закрепление техники владения мячом и развитие координационных
способностей;
- освоение тактики игры.
Развивающие:
- укрепление здоровья, развитие основных физических качеств и
повышение функциональных способностей;
- развитие выносливости;
- развитие скоростных и скоростно-силовых способностей.
Воспитательные:
- воспитание положительных качеств личности, соблюдение норм
коллективного взаимодействия и сотрудничества в соревновательной
деятельности;
- воспитание чувства товарищества, чувства личной ответственности;
- воспитание нравственных качеств по отношению к окружающим;
- приобщить воспитанников к здоровому образу жизни и гармонии тела.
№ п/п
Наименование раздела, темы
Учебный план
Учебный план обучения
Количество часов
всего
теория
практика
1.
Техника безопасности во время учебнотренировочных занятий.
2
2
-
2.
3.
Теоретическая подготовка.
Физическая подготовка.
4
5
4
1
4
4.
5.
6.
Техническая подготовка.
Тактическая подготовка.
Соревнования.
Итого
30
20
3
64
7
30
20
3
57
Содержание учебного плана.
Основы знаний
Правила безопасности и профилактика травматизма на занятиях по баскетболу
Терминология в баскетболе. Техника выполнения игровых приемов
Тактические действия в баскетболе
Правила соревнований по баскетболу. Жесты судей.
Передвижения и остановки без мяча
Стойка игрока. Перемещения в защитной стойке: вперед, назад, вправо, влево
Бег: лицом вперед, приставными шагами в стороны, вперед и назад, спиной вперед. Скоростные рывки из различных
исходных положений
Остановки: двумя шагами, прыжком
Прыжки, повороты вперед, назад
Сочетание способов передвижений (бег, остановки, прыжки, повороты, рывки)
Ловля мяча
Ловля мяча:
•
двумя руками на уровне груди;
•
двумя руками «высокого» мяча (в прыжке)
Передачи мяча
Передача мяча двумя руками от груди на месте и в движении
Передача мяча одной рукой от плеча
Передача мяча двумя руками сверху
Ведение мяча
Ведение мяча правой и левой рукой с высоким и низким отскоком (на месте и в движении)
Ведение мяча с изменением скорости передвижения
Ведение мяча с изменением высоты отскока (на месте и в движении)
Ведение мяча в движении с переводом на другую руку
Ведение мяча с изменением направления движения
Ведение мяча с обводкой препятствий
Броски мяча
Бросок мяча двумя руками от груди с места
Бросок мяча одной рукой от плеча с места
Бросок мяча одной рукой от плеча в движении после ведения
Бросок в кольцо одной рукой сверху в прыжке
Штрафной бросок
Отбор мяча
Выбивание мяча из рук соперника, выбивание мяча при ведении
Вырывание мяча из рук соперника
Накрывание мяча при броске
Отвлекающие приемы (финты)
Финты без мяча
Финты с мячом
Выполнение комбинаций из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом
Сочетание приемов без броска мяча в кольцо
Сочетание приемов с броском мяча в кольцо
Тактика игры
Индивидуальные действия в нападении и защите
Групповые действия в нападении и защите:
•
взаимодействие двух игроков;
•
взаимодействие двух нападающих против одного защитника(2Х1);
•
взаимодействие двух нападающих против двух защитников (2Х2)
•
взаимодействие двух игроков в нападении через «заслон»;
•
взаимодействие трех нападающих против двух защитников (3Х2);
•
взаимодействие в нападении с участием двух игроков («передай мяч и выйди на свободное место»);
•
взаимодействие в нападении с участием трех игроков («тройка»);
•
взаимодействие в нападении с участием трех игроков («малая восьмерка»)
Двусторонняя учебная игра
Подвижные игры и эстафеты
Игры и эстафеты на закрепление и совершенствование технических приемов и тактических действий
Игры, развивающие физические способности
Физическая подготовка
Развитие скоростных, силовых, скоростно-силовых, координационных способностей, выносливости, гибкости
Судейская практика
Судейство игры в баскетбол
Планируемые результаты
Данная программа направлена на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных
результатов.
Личностные результаты:
– формирование устойчивого интереса, мотивации к занятиям физической культурой и к здоровому образу жизни;
– воспитание морально-этических и волевых качеств;
– дисциплинированность, трудолюбие, упорство в достижении поставленных целей; – умение управлять своими
эмоциями в различных ситуациях;
– умение оказывать помощь своим сверстникам.
Метапредметные результаты:
– определять наиболее эффективные способы достижения результата;
– умение находить ошибки при выполнении заданий и уметь их исправлять; – уметь организовать самостоятельные
занятия баскетболом, а также, с группой товарищей;
– организовывать и проводить соревнования по баскетболу в классе, во дворе, в оздоровительном лагере; – умение
рационально распределять своё время в режиме дня, выполнять утреннюю зарядку;
– умение вести наблюдение за показателями своего физического развития;
Предметные результаты:
– знать об особенностях зарождения, истории баскетбола;
– знать о физических качествах и правилах их тестирования;
– выполнять упражнения по физической подготовке в соответствии с возрастом;
– владеть тактико-техническими приемами баскетбола;
– знать основы личной гигиены, причины травматизма при занятиях баскетболом и правила его предупреждения;
– владеть основами судейства игры в баскетбол.
Эффект: участие в соревнованиях школьного и городского уровня, судейство школьных соревнований.
Условия Реализации программы
Для реализации программы имеется оборудование и инвентарь:
Щиты баскетбольные – 2 шт.
Кольца баскетбольные – 2 шт.
Мячи баскетбольные - 15 шт.
Манишки - 10 шт.
Конусы - 10 шт.
Насос - 1 шт.
Лесенка – 2 шт.
Календарный учебный график
№
Кол-во
п/п часов
1
Тема занятий
1 Знания о игре баскетбол. Стойки и перемещения.
Место
проведения
спортзал
Форма
контроля
Текущий
2
1 ОФП. Различное ведение мяча.
спортзал
Соревнования.
спортзал
Текущий
3
Технические действия баскетболиста. Передачи
1 мяча.
спортзал
Соревнования.
4
Технические действия баскетболиста. Ведение мяча
1 с низким и высоким отскоком.
спортзал
Соревнования
5
Технические действия баскетболиста. Штрафные
1 броски.
спортзал
Соревнования.
6
Технические действия баскетболиста. Броски с
1 различных точек штрафной зоны.
спортзал
Текущий
7
Технические действия баскетболиста. Малая
1 восьмерка. Остановки развороты.
спортзал
Текущий
8
Специальная физическая подготовка. Ведение мяча
1 на месте с различной высотой отскока.
9
1 Специальная физическая подготовка. Выбор способа
спортзал
Соревнования
ловли и передачи мяча.
спортзал
Текущий
10
Специальная физическая подготовка. Большая
1 восьмерка.
спортзал
Текущий
11
Специальная физическая подготовка.
1 Совершенствование техники передвижения.
12
1 Броски мяча в прыжке одной рукой с места.
спортзал
Соревнования.
13
1 Броски мяча двумя руками снизу в движении.
спортзал
Соревнования
14
1 Броски мяча в прыжке со средней дистанции.
спортзал
Соревнования.
15
1 Эстафеты с элементами баскетбола.
спортзал
Соревнования.
16
1 Передача мяча двумя руками от груди стоя на месте.
спортзал
Соревнования
спортзал
Текущий
17
Передачи мяча двумя руками от груди с шагом
1 вперед.
спортзал
Текущий
18
Остановка в два шага после ускорения. Повороты на
1 месте.
19
1 Передача одной рукой от плеча.
спортзал
Соревнования
20
1 Передача одной рукой с шагом вперед.
спортзал
Соревнования
21
1 Броски мяча одной рукой в баскетбольный щит с
спортзал
Текущий
места.
спортзал
Текущий
22
Броски мяча двумя руками от груди после ведения и
1 остановки.
23
1 Воспитание навыков самостоятельных занятий
спортзал
Текущий
24
1 Защитные действия при опеке игрока без мяча.
спортзал
Текущий
25
1 Вырывание и выбивание мяча.
спортзал
Текущий
спортзал
Текущий
26
Ловля мяча с отскоком об пол после передачи от
1 партнера.
27
1 Штрафные броски.
спортзал
Текущий
28
1 Броски мяча со средней дистанции.
спортзал
Текущий
29
1 Броски мяча в прыжке со средней дистанции.
спортзал
Текущий
30
1 Индивидуальная работа с мячом
спортзал
Текущий
31
1 Броски мяча в прыжке с дальней дистанции.
спортзал
Текущий
32
1 Нападение быстрым прорывом
спортзал
Текущий
33
1 Защитные действия при опеке игрока с мячом.
спортзал
Текущий
34
1 Перехват мяча. Командные действия в защите.
спортзал
Текущий
35
1 Нападение быстрым прорывом
спортзал
Текущий
спортзал
Текущий
36
Общефизическая подготовка. Борьба за мяч после
1 отскока от щита.
37
1
спортзал
Текущий
спортзал
Текущий
38
Общефизическая подготовка. Ведение мяча с
1 изменением направления и высоты отскока
39
1 Командные действия в защите.
спортзал
Текущий
40
1 Учебная игра 2х2, 3х3, 4х4
спортзал
Текущий
41
1 Командные действия в нападении. Комбинация №1.
спортзал
Соревнования
42
1 Учебная игра 3х3, 5х5.
спортзал
Соревнования
43
1 Перехват мяча
спортзал
Текущий
44
1 Командные действия в нападении.
спортзал
Текущий
спортзал
Соревнования
45
Общефизическая подготовка. Разучивание
1 комбинации №2.
спортзал
Соревнования
Нападение быстрым прорывом
46
Игра в баскетбол с заданными тактическими
1 действиями.
Штрафные броски.
спортзал
Соревнования
Броски одной рукой в баскетбольную корзину с
1 места
47
48
1
Сочетание приемов передвижений и остановок.
спортзал
Текущий
49
1
Бросок в кольцо одной рукой после двух шагов.
спортзал
Текущий
1
Общефизическая подготовка. Броски в корзину
двумя руками от груди после ведения.
спортзал
Текущий
1
Взаимодействие 3 игроков в нападении.
спортзал
Текущий
1
Взаимодействие двух игроков в защите против трех
нападающих.
спортзал
Текущий
1
Передача мяча на месте и в движении двумя руками
от груди.
спортзал
Текущий
54
1
Атака быстрым прорывом.
спортзал
Текущий
55
1
Защитные действия при опеке игрока с мячом.
спортзал
Текущий
56
1
Заслон. Опека игрока.
спортзал
Текущий
1
Технические действия баскетболиста. Передачи
мяча. Ведение мяча с низким и высоким отскоком.
спортзал
Текущий
50
51
52
53
57
1
Специальная физическая подготовка. Ведение мяча
на месте с различной высотой отскока.
спортзал
Текущий
1
Специальная физическая подготовка. Выбор способа
ловли и передачи мяча. Большая восьмерка.
спортзал
Текущий
1
Специальная физическая подготовка.
Совершенствование техники передвижения.
спортзал
Текущий
1
Броски мяча в прыжке одной рукой с места.
спортзал
Текущий
58
59
60
61
61
Броски мяча двумя руками снизу в движении.
1
Броски мяча в прыжке со средней дистанции.
спортзал
Текущий
1
Передача мяча двумя руками от груди стоя на месте.
спортзал
Текущий
Передачи мяча двумя руками от груди с шагом
вперед.
62
63
1
Броски мяча в прыжке с дальней дистанции.
спортзал
Текущий
64
1
Нападение быстрым прорывом
спортзал
Текущий
64