Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа платной образовательной услуги «Баскетбол» МАОУ лицея № 135 разработана на основании: Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012Г. № 273-ФЗ; Приказа Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам»; Приказа Министерства просвещения РФ от 30.09.2020 г. № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 г. № 196»; Постановление Правительства РФ от 15.09.2020 № 1441 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг»; Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11. 2015 г. № 093242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»; Письмо Министерства образования и науки РФ от 29.03.2016г. № ВК641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ОВЗ, включая детей инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»); Приказ Минобрнауки РФ от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; Устава МАОУ лицея № 135. Программа является модифицированной. Актуальность программы состоит в том, что в настоящее время значительная часть школьников занимается физическими упражнениями лишь на уроках физической культуры. Слабая физическая подготовка не позволяет им успешно сдавать учебные нормативы по физической культуре в школе. В связи с этим, одной из важнейших задач, стоящих перед педагогом, является привлечение как можно большего числа школьников к систематическим занятиям в различных секциях для повышения уровня физической подготовленности. Данная программа отличается от других тем, что основой подготовки занимающихся в секции является не только технико–тактическая подготовка баскетболистов, но и общефизическая подготовка, направленная на более высокий показатель физического развития школьников. Благодаря этому расширяется кругозор и повышается интерес обучающихся к данному виду спорта. Игра в баскетбол направлена на всестороннее физическое развитие и способствует совершенствованию многих необходимых в жизни двигательных и морально-волевых качеств. Программа рассчитана на мальчиков и девочек в возрасте от 11 до 15 лет. Обеспечивает непрерывность дополнительного образования. Построена по принципу изучения, углубления и повторения объема знаний, умений и навыков. Срок реализации программы – 1 год. Основная форма организации работы – учебно-тренировочное занятие. Наполняемость групп зависит от уровня подготовки и может составлять от 15 до 25 человек. Весь учебный материал программы распределён в соответствии с возрастным принципом комплектования учебной группы по баскетболу и рассчитан на последовательное и постепенное расширение теоретических знаний, практических умений и навыков. Для детей младшего школьного возраста необходимой является потребность в высокой двигательной активности. Он наиболее благоприятен для развития физических способностей - скоростных и координационных, а также способностей длительно выполнять циклические действия в режимах умеренной и большой интенсивности. Отличительной особенностью содержания данной программы от программ специализированных спортивных школ является количество часов и адаптация к школьным условиям работы, нацеленность на массовость, а не на спортивное мастерство. Теоретические занятия проходят в процессе учебно-тренировочных занятий, где подробно разбирается содержание правил игры, игровые ситуации, жесты судей. Для повышения интереса занимающихся к занятиям по баскетболу и более успешного решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач применяются разнообразные формы и методы проведения этих занятий. Большие возможности для учебно-воспитательной работы заложены в принципе совместной деятельности учителя и ученика. Занятия необходимо строить так, чтобы учащиеся сами находили нужное решение, опираясь на свой опыт, полученные знания и умения. Словесные методы: создают у учащихся предварительные представления об изучаемом движении. Для этой цели используются: объяснение, рассказ, замечание, команды, указание. Наглядные методы: применяются главным образом в виде показа упражнения, наглядных пособий, видеофильмов. Эти методы помогают создать у учеников конкретные представления об изучаемых действиях. Практические методы: -игровой; -соревновательный; -круговой тренировки. Главным из них является метод упражнений, который предусматривает многократное повторение упражнений. Разучивание упражнений осуществляется двумя методами: - в целом; - по частям. Игровой и соревновательный методы применяются после того, как у учащихся образовались некоторые навыки игры. Метод круговое тренировки предусматривает выполнение заданий на специально подготовленных местах (станциях). Упражнения выполняются с учётом технических и физических способностей занимающихся. Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая, поточная. Общей целью программы является формирование устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни. Задачи: Образовательные: - формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью, техническими действиями и приемами в баскетболе; - освоение знаний о баскетболе, его истории и о современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни; - обучение навыкам и умениям в данной деятельности, самостоятельной организации занятий физическими упражнениями; - овладение техникой передвижений, остановок, поворотов и стоек; - освоение техники ведения мяча, передач и бросков; -овладение игрой и комплексное развитие психомоторных способностей; - закрепление техники владения мячом и развитие координационных способностей; - освоение тактики игры. Развивающие: - укрепление здоровья, развитие основных физических качеств и повышение функциональных способностей; - развитие выносливости; - развитие скоростных и скоростно-силовых способностей. Воспитательные: - воспитание положительных качеств личности, соблюдение норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в соревновательной деятельности; - воспитание чувства товарищества, чувства личной ответственности; - воспитание нравственных качеств по отношению к окружающим; - приобщить воспитанников к здоровому образу жизни и гармонии тела. № п/п Наименование раздела, темы Учебный план Учебный план обучения Количество часов всего теория практика 1. Техника безопасности во время учебнотренировочных занятий. 2 2 - 2. 3. Теоретическая подготовка. Физическая подготовка. 4 5 4 1 4 4. 5. 6. Техническая подготовка. Тактическая подготовка. Соревнования. Итого 30 20 3 64 7 30 20 3 57 Содержание учебного плана. Основы знаний Правила безопасности и профилактика травматизма на занятиях по баскетболу Терминология в баскетболе. Техника выполнения игровых приемов Тактические действия в баскетболе Правила соревнований по баскетболу. Жесты судей. Передвижения и остановки без мяча Стойка игрока. Перемещения в защитной стойке: вперед, назад, вправо, влево Бег: лицом вперед, приставными шагами в стороны, вперед и назад, спиной вперед. Скоростные рывки из различных исходных положений Остановки: двумя шагами, прыжком Прыжки, повороты вперед, назад Сочетание способов передвижений (бег, остановки, прыжки, повороты, рывки) Ловля мяча Ловля мяча: • двумя руками на уровне груди; • двумя руками «высокого» мяча (в прыжке) Передачи мяча Передача мяча двумя руками от груди на месте и в движении Передача мяча одной рукой от плеча Передача мяча двумя руками сверху Ведение мяча Ведение мяча правой и левой рукой с высоким и низким отскоком (на месте и в движении) Ведение мяча с изменением скорости передвижения Ведение мяча с изменением высоты отскока (на месте и в движении) Ведение мяча в движении с переводом на другую руку Ведение мяча с изменением направления движения Ведение мяча с обводкой препятствий Броски мяча Бросок мяча двумя руками от груди с места Бросок мяча одной рукой от плеча с места Бросок мяча одной рукой от плеча в движении после ведения Бросок в кольцо одной рукой сверху в прыжке Штрафной бросок Отбор мяча Выбивание мяча из рук соперника, выбивание мяча при ведении Вырывание мяча из рук соперника Накрывание мяча при броске Отвлекающие приемы (финты) Финты без мяча Финты с мячом Выполнение комбинаций из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом Сочетание приемов без броска мяча в кольцо Сочетание приемов с броском мяча в кольцо Тактика игры Индивидуальные действия в нападении и защите Групповые действия в нападении и защите: • взаимодействие двух игроков; • взаимодействие двух нападающих против одного защитника(2Х1); • взаимодействие двух нападающих против двух защитников (2Х2) • взаимодействие двух игроков в нападении через «заслон»; • взаимодействие трех нападающих против двух защитников (3Х2); • взаимодействие в нападении с участием двух игроков («передай мяч и выйди на свободное место»); • взаимодействие в нападении с участием трех игроков («тройка»); • взаимодействие в нападении с участием трех игроков («малая восьмерка») Двусторонняя учебная игра Подвижные игры и эстафеты Игры и эстафеты на закрепление и совершенствование технических приемов и тактических действий Игры, развивающие физические способности Физическая подготовка Развитие скоростных, силовых, скоростно-силовых, координационных способностей, выносливости, гибкости Судейская практика Судейство игры в баскетбол Планируемые результаты Данная программа направлена на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностные результаты: – формирование устойчивого интереса, мотивации к занятиям физической культурой и к здоровому образу жизни; – воспитание морально-этических и волевых качеств; – дисциплинированность, трудолюбие, упорство в достижении поставленных целей; – умение управлять своими эмоциями в различных ситуациях; – умение оказывать помощь своим сверстникам. Метапредметные результаты: – определять наиболее эффективные способы достижения результата; – умение находить ошибки при выполнении заданий и уметь их исправлять; – уметь организовать самостоятельные занятия баскетболом, а также, с группой товарищей; – организовывать и проводить соревнования по баскетболу в классе, во дворе, в оздоровительном лагере; – умение рационально распределять своё время в режиме дня, выполнять утреннюю зарядку; – умение вести наблюдение за показателями своего физического развития; Предметные результаты: – знать об особенностях зарождения, истории баскетбола; – знать о физических качествах и правилах их тестирования; – выполнять упражнения по физической подготовке в соответствии с возрастом; – владеть тактико-техническими приемами баскетбола; – знать основы личной гигиены, причины травматизма при занятиях баскетболом и правила его предупреждения; – владеть основами судейства игры в баскетбол. Эффект: участие в соревнованиях школьного и городского уровня, судейство школьных соревнований. Условия Реализации программы Для реализации программы имеется оборудование и инвентарь: Щиты баскетбольные – 2 шт. Кольца баскетбольные – 2 шт. Мячи баскетбольные - 15 шт. Манишки - 10 шт. Конусы - 10 шт. Насос - 1 шт. Лесенка – 2 шт. Календарный учебный график № Кол-во п/п часов 1 Тема занятий 1 Знания о игре баскетбол. Стойки и перемещения. Место проведения спортзал Форма контроля Текущий 2 1 ОФП. Различное ведение мяча. спортзал Соревнования. спортзал Текущий 3 Технические действия баскетболиста. Передачи 1 мяча. спортзал Соревнования. 4 Технические действия баскетболиста. Ведение мяча 1 с низким и высоким отскоком. спортзал Соревнования 5 Технические действия баскетболиста. Штрафные 1 броски. спортзал Соревнования. 6 Технические действия баскетболиста. Броски с 1 различных точек штрафной зоны. спортзал Текущий 7 Технические действия баскетболиста. Малая 1 восьмерка. Остановки развороты. спортзал Текущий 8 Специальная физическая подготовка. Ведение мяча 1 на месте с различной высотой отскока. 9 1 Специальная физическая подготовка. Выбор способа спортзал Соревнования ловли и передачи мяча. спортзал Текущий 10 Специальная физическая подготовка. Большая 1 восьмерка. спортзал Текущий 11 Специальная физическая подготовка. 1 Совершенствование техники передвижения. 12 1 Броски мяча в прыжке одной рукой с места. спортзал Соревнования. 13 1 Броски мяча двумя руками снизу в движении. спортзал Соревнования 14 1 Броски мяча в прыжке со средней дистанции. спортзал Соревнования. 15 1 Эстафеты с элементами баскетбола. спортзал Соревнования. 16 1 Передача мяча двумя руками от груди стоя на месте. спортзал Соревнования спортзал Текущий 17 Передачи мяча двумя руками от груди с шагом 1 вперед. спортзал Текущий 18 Остановка в два шага после ускорения. Повороты на 1 месте. 19 1 Передача одной рукой от плеча. спортзал Соревнования 20 1 Передача одной рукой с шагом вперед. спортзал Соревнования 21 1 Броски мяча одной рукой в баскетбольный щит с спортзал Текущий места. спортзал Текущий 22 Броски мяча двумя руками от груди после ведения и 1 остановки. 23 1 Воспитание навыков самостоятельных занятий спортзал Текущий 24 1 Защитные действия при опеке игрока без мяча. спортзал Текущий 25 1 Вырывание и выбивание мяча. спортзал Текущий спортзал Текущий 26 Ловля мяча с отскоком об пол после передачи от 1 партнера. 27 1 Штрафные броски. спортзал Текущий 28 1 Броски мяча со средней дистанции. спортзал Текущий 29 1 Броски мяча в прыжке со средней дистанции. спортзал Текущий 30 1 Индивидуальная работа с мячом спортзал Текущий 31 1 Броски мяча в прыжке с дальней дистанции. спортзал Текущий 32 1 Нападение быстрым прорывом спортзал Текущий 33 1 Защитные действия при опеке игрока с мячом. спортзал Текущий 34 1 Перехват мяча. Командные действия в защите. спортзал Текущий 35 1 Нападение быстрым прорывом спортзал Текущий спортзал Текущий 36 Общефизическая подготовка. Борьба за мяч после 1 отскока от щита. 37 1 спортзал Текущий спортзал Текущий 38 Общефизическая подготовка. Ведение мяча с 1 изменением направления и высоты отскока 39 1 Командные действия в защите. спортзал Текущий 40 1 Учебная игра 2х2, 3х3, 4х4 спортзал Текущий 41 1 Командные действия в нападении. Комбинация №1. спортзал Соревнования 42 1 Учебная игра 3х3, 5х5. спортзал Соревнования 43 1 Перехват мяча спортзал Текущий 44 1 Командные действия в нападении. спортзал Текущий спортзал Соревнования 45 Общефизическая подготовка. Разучивание 1 комбинации №2. спортзал Соревнования Нападение быстрым прорывом 46 Игра в баскетбол с заданными тактическими 1 действиями. Штрафные броски. спортзал Соревнования Броски одной рукой в баскетбольную корзину с 1 места 47 48 1 Сочетание приемов передвижений и остановок. спортзал Текущий 49 1 Бросок в кольцо одной рукой после двух шагов. спортзал Текущий 1 Общефизическая подготовка. Броски в корзину двумя руками от груди после ведения. спортзал Текущий 1 Взаимодействие 3 игроков в нападении. спортзал Текущий 1 Взаимодействие двух игроков в защите против трех нападающих. спортзал Текущий 1 Передача мяча на месте и в движении двумя руками от груди. спортзал Текущий 54 1 Атака быстрым прорывом. спортзал Текущий 55 1 Защитные действия при опеке игрока с мячом. спортзал Текущий 56 1 Заслон. Опека игрока. спортзал Текущий 1 Технические действия баскетболиста. Передачи мяча. Ведение мяча с низким и высоким отскоком. спортзал Текущий 50 51 52 53 57 1 Специальная физическая подготовка. Ведение мяча на месте с различной высотой отскока. спортзал Текущий 1 Специальная физическая подготовка. Выбор способа ловли и передачи мяча. Большая восьмерка. спортзал Текущий 1 Специальная физическая подготовка. Совершенствование техники передвижения. спортзал Текущий 1 Броски мяча в прыжке одной рукой с места. спортзал Текущий 58 59 60 61 61 Броски мяча двумя руками снизу в движении. 1 Броски мяча в прыжке со средней дистанции. спортзал Текущий 1 Передача мяча двумя руками от груди стоя на месте. спортзал Текущий Передачи мяча двумя руками от груди с шагом вперед. 62 63 1 Броски мяча в прыжке с дальней дистанции. спортзал Текущий 64 1 Нападение быстрым прорывом спортзал Текущий 64