ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа платной образовательной услуги «Нестандартные методы решения неравенств и их систем» МАОУ лицея № 135 разработана на основании: Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012Г. № 273-ФЗ; Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012Г. № 273-ФЗ; Приказа Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам»; Приказа Министерства просвещения РФ от 30.09.2020 г. № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 г. № 196»; Постановления Правительства РФ от 15.09.2020 № 1441 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг»; Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» Письма Министерства образования и науки РФ от 18.11. 2015 г. № 093242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»; Письма Министерства образования и науки РФ от 29.03.2016г. № ВК641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ОВЗ, включая детей инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»); Приказа Минобрнауки РФ от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации; Устава МАОУ лицея № 135. 2 Обоснование выбора программы Предлагаемая программа рассчитана на учащихся, проявляющих интерес к математике, выбравших для себя те области деятельности, в которых математика играет роль аппарата для изучения закономерности окружающего мира. Цель курса: овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности, для продолжения образования; интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых для продуктивной жизни в обществе. Данная программа освещает современные нестандартные методы решения сложных неравенств, основанные на концепции равносильности математических высказываний. В данной программе представлено системное изложение методов и алгоритмов, позволяющих с помощью условий равносильности сводить решение целых классов сложных неравенств к решению простых рациональных неравенств классическим методом интервалов. Значительное место в программе отводится методу замены множителей (МЗМ) как одному из наиболее эффективных и доступных методов, который применим к широкому классу задач и позволяет достаточно просто рационализировать многие иррациональные неравенства, неравенства с модулем, показательные и логарифмические неравенства с постоянным и переменным основанием, а также сложные комбинированные неравенства и их системы. Применение данного метода позволяет во многих случаях значительно уменьшить трудоемкость задачи, избежать длинных выкладок и ненужных ошибок. Один из разделов программы посвящен нестандартным методам, опирающимся на такие свойства функции, как области определения и области значений, неотрицательность, монотонность и ограниченность, экстремум функции, метод «мини - максов» и другое. Эти методы во многих случаях являются эффективными и существенно упрощают решение задач. Следует заметить, что термин «нестандартные методы» применительно к данной работе является в некотором смысле условным в силу того, что эти методы пока не нашли отражения в школьных учебниках и школьной практике. Программа рассчитана на 56 часов, может быть использована для 10 или 11 класса. 3 Изучение математики на ступени среднего общего образования направлено на достижение следующих целей: 1. овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования; 2. интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей; 3. формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов; 4. воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса Формы организации образовательного процесса; технологии обучения 1. Основной формой организации образовательного процесса при обучении в 10 и 11 классах является урок. Это уроки: лекция, семинар, практикум, конференция, практическая работа. В течение всего курса проходит тренинг. В ходе изучения проводятся краткие теоретические опросы по знанию формул и основных понятий. Наряду с тренингом используется принцип беспрерывного повторения, что улучшает процесс запоминания и развивает потребность в творчестве. В ходе курса учащимся предлагаются различного типа сложности задачи. Для презентации своих творческих проектов обучающиеся могут использовать домашние компьютеры или компьютеры кабинета информатики. 2. Для реализации программы в 10 и 11 классах используются следующие технологии: технология проблемного обучения, ИКТ, интерактивные технологии, технология развивающего обучения, технологии личностно-ориентированного обучения. Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся 1. Основные механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся: решение тестов, самостоятельная работа, работа в малых группах, моделирование, работа с таблицами, выполнение исследовательских, проблемных заданий, самостоятельных и контрольных работ. 4 Ожидаемые конечные результаты освоения программы В результате освоения программы учащиеся должны уметь: проводить тождественные преобразования иррациональных, показательных логарифмических и тригонометрических выражений; решать иррациональные, логарифмические и тригонометрические неравенства; решать системы неравенств изученными методами; применять аппарат математического анализа к решению задач; Содержание курса «Нестандартные методы решения неравенств и их систем» Метод замены множителей. Понятие равносильности. Принцип монотонности. Теорема о корне. Неравенства, содержащие модуль МЗМ. Рациональные неравенства. Иррациональные неравенства. Показательные неравенства. Логарифмические неравенства. Показательные неравенства с переменным основанием. Логарифмические неравенства с переменным основанием. Использование области определения функции при решении неравенств. Использование ограниченности функции при решении неравенств. Метод мини-максов. Использование монотонности функции при решении неравенств. № 1 Учебный план Наименование предмета Нестандартные методы решения неравенств и их систем Итого: Количество учебных часов в неделю 2 часа Количество учебных часов за весь период обучения 56 часов 2 часа 56 часов Количество групп: 1 5 Условия реализации программы «Нестандартные методы решения неравенств и их систем» Кадровые условия реализации программы « Нестандартные методы решения неравенств и их систем» Учитель математики и информатики Материально-техническое обеспечение Оборудование кабинета математики и информатики Требования к режиму занятий. Занятия проводятся два раза в неделю по 40 минут. Расписание занятий составляется в соответствии с возможностями лицея по предоставлению аудиторного фонда до или после занятий по основному расписанию, финансируемому из бюджета. Учебно-методическое обеспечение 1. http://alexlarin.net/ege/2014/nest_metod.html 2. З.Л. Коропец, А.А. Коропец, Т.А. Алексеева «Нестандартные методы решения неравенств» 3. Журналы : Математика в школе. 4. Концепция модернизации российского образования на период до 2010, Вестник образования -2002- № 6 5. Олехник С. Н. др. Старинные занимательные задачи - Москва, 1985г. 6. Садовничий Ю.В. « Математика». Конкурсные задачи по алгебре с решениями. Часть 6. Решение текстовых задач. Учебное пособие.– 3-е изд., стер. – М.: Издательский отдел УНЦ ДО, 2003г. (серия «В помощь абитуриенту»). 7. Сканави М.И. Сборник задач по математике – М.: Высшая школа,1973 год. 8. Шарыгин И.Ф. Факультативный курс по математике "Решение задач" (10 класс). 9. Шарыгин И.Ф., Голубев В. И. Факультативный курс по математике "Решение задач" (11 класс) 6