ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Общая характеристика курса «Секреты каллиграфии». При разработке курса учитывалась особая роль каллиграфии в формировании личности, в развитии мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся. Содержание программы нацелено на то, чтобы учащиеся осознали значимость красивого письма в общении людей. Цель курса: предоставить каждому учащемуся возможность научиться писать быстро и красиво, способствовать формированию у младших школьников навыков каллиграфического письма через выполнение заданий, основанных на занимательном материале. Содержание программы обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение практических навыков, развитие универсальных учебных действий. Замена рукописного письма печатным, получившее обширное распространение в наше время, привело к негативным последствиям: школьники пишут непонятным, порой нечитаемым почерком. Эстетика письменного текста отсутствует. Школьники не умеют правильно сидеть, правильно держать в руках письменные принадлежности, не способны порой провести прямую линию. В связи с этим программа нацеливает не только на формирование навыков красивого письма, но и на выработку правильной посадки. В соответствии с целью обучения усиливается практическая направленность курса. В программе представлена основная терминология. Теоретическую основу обучения каллиграфии составляют понятия: каллиграфия, положение корпуса, положение пера в руке, положение тетради, простые и сложные элементы букв. Основу практической работы составляют упражнения, в которых отрабатываются свободные движения рук с участием или без участия плечевого сустава, предплечья, кисти руки, пальцев, необходимые при письме. Особенность данной программы проявляется в усилении внимания к эстетической, нравственной, духовной сторонам письма. Важный аспект в обучении — формирование у учащихся чуткости к красоте буквы, интереса к изучению истории письменности. Эффективность данной программы достигается тем, что на занятиях используются разнообразные виды работ: игры и игровые элементы, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, считалки, рифмовки, анаграммы, ребусы, кроссворды, головоломки, сказки. Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов, сказок. В каждом занятии прослеживаются три части: игровая; теоретическая; практическая. Адресат программы. Программа адресована детям 7-8 лет. Набор детей в объединение осуществляется по принципу добровольности, без отбора и предъявления требований к наличию у них специальных умений. Количественный состав группы – 15 человек. Объем программы и срок освоения программы: 7 месяцев (с октября по апрель) – 28 часов Режим работы. Занятия проводятся один раз в неделю по субботам. Продолжительность занятия – 40 минут. 1. Результаты изучения курса «Секреты каллиграфии» Личностные результаты освоения курса «Секреты каллиграфии»: 1) понимание каллиграфии как одной из национально-культурных ценностей русского народа, роли письма в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, её значения в процессе получения школьного образования; 2) осознание эстетической ценности каллиграфии; стремление к красивому почерку как к неотложной потребности всякого грамотного человека, стремление к самосовершенствованию; 3) формирование таких важных качеств личности ребёнка, как ответственность, способность к самообразованию, к проявлению самостоятельности в процессе обучения, потребности регулярно упражняться в навыках письма, способность к самооценке, развитие познавательных интересов и способностей учащихся; 4) достаточный объём практических навыков красивого беглого письма; Метапредметные результаты освоения курса: владение разными видами упражнений по развитию каллиграфических умений умение вести самостоятельный поиск информации по истории развития каллиграфии; умение сопоставлять и сравнивать разные манеры, шрифты, почерки способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; владение различными видами упражнений, необходимых для письма; соблюдение в практике письменного общения основных требований к письму; осуществление самоконтроля в процессе учебной деятельности и в повседневной практике письма; применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; Предметные результаты освоения курса: представление о роли письменности, истории её в культуре русского народа, понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом; усвоение основ прямого и наклонного письма, письма с нажимом и без нажима; усвоение базовых понятий каллиграфии; овладение основными навыками красивого беглого письма; понимание коммуникативно-эстетических возможностей каллиграфии и использование их в собственной практике; способность оценивать эстетическую сторону письма; умения использовать информационно-коммуникационные технологии в процессе освоения курса. 2. Содержание курса Вводное занятие. Эвристическая беседа: зачем нужно красиво писать. Раздел 1. Тренировка перед письмом Тренировка постановки руки, нажима, направления пишущего инструмента. Теория. Эвристическая беседа: как правильно держать ручку, ставить пальцы на ручку или карандаш. Чем отличались инструменты письма древности от современных. Практика. Отработка посредством рисования простейших элементов, палочек, черточек, спиралей. Вырабатывание правильной посадки, наклона тетради при письме. Теория. Эвристическая беседа: правильное положение тела при письме, почему так важно сидеть правильно, как писали древние мастера письма, положение ног, рук, туловища, головы. Зарядка перед и после письма. Практика. Отработка посредством выполнения задания. Рисование простых элементов, тренировка перед письмом. Теория. Эвристическая беседа: наскальная живопись и почему она считается самым первым письмом. Древние наскальные рисунки. Проба рисования «наскальной живописи». Рисование квадратов, прямоугольников, треугольников и других простых геометрических элементов, подсознательное понимание межбуквенных расстояний на прописях. Практика. Рисование в прописях, обводка и раскрашивание. Тренировка пальцев, развитие мелкой моторики. Теория. Эвристическая беседа: почему важно, чтобы пальцы были сильными. Практика. Отработка посредством рисования простейших фигур: черточек, палочек. Переход к прописям Практика. Добуквенная практика письма, рисование в прописях. Раздел 2. Обучение написанию групп букв. Теория. Работа с «древней» бумагой. Обзор древних инструментов, птичьих перьев, киновари, туши, чернил, красок. Объяснение написания основных элементов, изучение элемента «крючок», изучение написания букв «г», «и», «ш», «п», «й», «т», «р», «у», «н». Практика. Письмо на «древней» бумаге: подготовка к работе, окрашивание детьми бумага, игры в «древних мастеров письма». Работа с прописями, отработка написания букв, следование правилам письма, последовательное написание букв. Обучение письму групп букв. Теория. Эвристическая беседа: объяснение написания основных элементов, изучение написания букв «о», «ю», «б», «ф», «в», «д», «я», «с», «е», «ё», «э», «ж», «з», «х», «к». Практика. Работа с прописями, отработка написания букв, следование правилам письма, последовательное написание букв. Демонстрация «древних» инструментов письма – калам, перо, кисть. Теория. Эвристическая беседа: как и чем писали раньше. Отличия современных инструментов от инструментов древности. Практика. Работа с пером, каламом, кистью. Учебно-тематический план № п/ 1 Наименование разделов и тем программы Вводное занятие Кол-во часов Всего Теория Практика 1 1 0 5 1 2 0,5 3 0,5 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 1 1 0,5 0 0,5 1 Раздел 2. Обучение написанию групп букв 23 2.1 Обучение письму групп прописных букв: «г», 10 «и», «ш», «п», «й», «т», «р», «у», «н». 4,5 2 18,5 8 2.2 Обучение письму групп прописных букв: «о», 10 «ю», «б», «ф», «в», «д», «я», «с», «е», «ё», «э», «ж», «з», «х», «к». 2.3 Демонстрация «древних» инструментов письма – 2 перо, калам, кисть. 2 8 0,5 1,5 Раздел 1. Тренировка перед письмом 1.1 Тренировка постановки руки, нажима, направления пишущего инструмента 1.2 Вырабатывание правильной посадки, наклона тетради при письме 1.3 Рисование простых элементов, тренировка перед письмом 1.4 Тренировка пальцев, развитие мелкой моторики 1.5 Переход к прописям 2.8 Итоговое занятие ИТОГО: 1 0 1 28 28 28 3. Организационный раздел Учебный план № Наименование предмета 1 Секреты каллиграфии Итого: Количество учебных часов в неделю на 1 группу 1 час Количество учебных часов в месяц на 1 группу 4 часа Количество учебных часов в год на 1 группу 28 часов 1часа 4 часа 28 часов Условия реализации программы «Секреты каллиграфии» Кадровые условия реализации программы «Секреты каллиграфии» Учитель начальных классов Материально-техническое обеспечение Оборудование кабинета начальных классов. Инструменты: ножницы (15 штук), кисти, ширококонечные каллиграфические перья (№ 5 – 15 штук, № 3 – 15 штук), ёмкости для воды, туши, линейки, карандаши (простые – 15 наборов, цветные – 15 наборов); картон и бумага, цветные гелевые ручки (15 наборов). Литература Богдеско И. Т., Каллиграфия. – Агат, 2005, с.176 Проненко Л. И., Каллиграфия для всех – М. «Книга», 1990, с.247 И. Е. Евсеев. Методика обучения чистописанию. М., 2 019. Ф. Греков. Методика обучения письму (чистописанию). М., 2019. Д. А. Писаревский. Обучение письму. Методическое пособие для учителей начальных школ, Учпедгиз, 1938. 1 Боголюбов Н. Н. — 1955 г. Прописи по чистописанию. Календарно-тематическое планирование Тема занятия Номер Кол-во занятия часов 1 1 Правила письма. Верхняя и нижняя рабочие строки. Линии прямые, вертикальные, наклонные. Обведение по контуру 2 1 Обведение по контуру. Разные виды штриховки. Игра – соревнование 3 1 Приемы правильного наклонения письма. Письмо наклонных линий и овалов. Обведение по контуру. Штриховка овалами и наклонными линиями. 4 1 Письмо наклонных линий с петлей внизу и вверху. Обведение по контуру. Штриховка. 5 1 Письмо букв между линиями строки и на линии. Межбуквенный интервал. Гигиена письма. Игра на развитие мышления. Приемы правильного наклонения письма. 6 1 Письмо элементов букв и, г (прямая линия с закруглением вверху и внизу). Повторение основных графических элементов. 7 1 Письмо прямых и наклонных линий. Анаграммы. 8 1 Строчные буквы г, п, р, т. Штриховка изученными элементами. 9 1 10 1 Строчные буквы о, а, ю. Упражнение в письме слогов с изученными буквами. Строчные и заглавные буквы с, С, х, Х, э, Э. Викторина. 11 1 12 1 13 1 14 1 15 1 16 1 17 18 1 1 19 1 20 1 Упражнение в написании заглавной буквы О, Ю. Игра-конкурс «Самый красивый почерк». Письмо по кальке с последующим анализом. Безотрывное письмо слогов и слов. Как это сложно, как это просто. Упражнение в написании строчных букв н, к, ы. Игра-соревнование «Час веселого письма» Заглавные буквы Г, Т, П, Р. Упражнение в написании имен собственных. Строчная и заглавная буква н, Н, к, К. Штриховка элементами букв. Игра на развитие внимания. Строчные буквы у, з, д. Упражнение в написании слогов с изученными буквами. Строчные и заглавные буквы л, м, Л, М, А. Кроссворды. Строчные и заглавные буквы и, И, ц, Ц, ш, Ш, щ, Щ. Обведение по контуру, штриховка элементами букв. Строчные и заглавные буквы е, Е, ё, Ё, З. Упражнение в письме букв под диктовку. Строчные и заглавные буквы в, В, б, Б. Их сходство и различие в 21 1 22 1 23 1 24 1 25 26 1 1 27 1 28 1 написании. Строчная и заглавная буква я, Я. Написание слогов с буквой я. Игра-соревнование «Час веселого письма» Строчная и заглавная буква ж, Ж. Упражнение в написании слов с буквой ж. Письмо по памяти. Заглавная буква Д. Обведение по контуру, штриховка элементами строчной буквы д. Строчная и заглавная буква ф, Ф. Упражнение в написании слов с буквой ф. Письмо по памяти. Заглавные буквы У, Ч. Их сходство и различие в написании. Строчные буквы ъ, ь, ы. Их сходство и различие в написании. Играсоревнование. Приемы сопоставления букв по высоте – соблюдение одинаковой высоты букв на строке. Приемы сопоставления букв по ширине – соблюдение одинаковой широты букв на строке. Игра на развитие внимания. Что узнали, чему научились. Подведение итогов. Выставка работ учащихся «Волшебные пальчики».