Содержание Общие положения……………………………………………………………..3 1. Целевой раздел………………………………………………………4 1.1. Пояснительная записка…………………………………………4 1.2. Планируемые результаты освоения программы «Стартовая школа»…………………………………………………………….8 1.2.1. Формирование универсальных учебных действий…………9 1.2.1.1. Развитие речи и подготовка к обучению грамоте (метапредметные результаты и личностные)…………….9 1.2.1.2. Математические ступеньки (метапредметные результаты и личностные)…………………………………………………11 1.2.1.3. Зеленая тропинка (метапредметные результаты и личностные)……………………………………………………12 1.2.1.4. Волшебный мир народного творчества (метапредметные результаты и личностные)…………………………………...13 1.2.1.5. Гимнастика для дошкольников (метапредметные результаты и личностные)…………………………………..13 2. Содержательный раздел…………………………………………….15 2.1. Содержание учебных курсов……………………………………15 2.1.1. Курс «Развитие речи и подготовка к обучению грамоте»15 2.1.2. Курс «Математические ступеньки»………………………..16 2.1.3. Курс «Зеленая тропинка»……………………………………17 2.1.4. Курс «Волшебный мир народного творчества»…………18 2.1.5. Курс «Гимнастика для дошкольников» 3. Организационный раздел………………………………………….20 3.1. Учебный план…………………………………………………….20 3.2. Условия реализации программы «Стартовая школа»……20 2 Общие положения Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа платной образовательной услуги «Стартовая школа» МАОУ лицея № 135 разработана на основании: Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012Г. № 273-ФЗ; Приказа Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам»; Приказа Министерства просвещения РФ от 30.09.2020 г. № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 г. № 196»; Постановление Правительства РФ от 15.09.2020 № 1441 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг»; Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11. 2015 г. № 093242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»; Письмо Министерства образования и науки РФ от 29.03.2016г. № ВК641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ОВЗ, включая детей инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»); Приказ Минобрнауки РФ от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г. № 1155); Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373); 3 Устава МАОУ лицея № 135. Актуальность программы обусловлена: 1. Положениями ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», согласно которому дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста; 2. Запросами со стороны детей и их родителей на программы дополнительной подготовки детей к обучению в общеобразовательной организации. Программа готовит детей к обучению в школе, осуществляя преемственность между дошкольным и начальным общим образованием. Образовательная программа платной образовательной услуги по подготовке детей 5,5-6 лет к школе «Стартовая школа» МАОУ лицея № 135 содержит три раздела: целевой, содержательный, организационный. Целевой раздел определяет цели, задачи и планируемые результаты реализации программы «Стартовая школа». Целевой раздел включает: пояснительную записку; планируемые результаты реализации программы «Стартовая школа». Содержательный раздел включает программы учебных курсов: «Математические ступеньки», «Развитие речи и подготовка к обучению грамоте», ««Зеленая тропинка», «Волшебный мир народного творчества», «Гимнастика для дошкольников». Организационный раздел включает учебный план и систему условий реализации программы «Стартовая школа». 1. Целевой раздел 1.1.Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа платной образовательной услуги «Стартовая школа» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования и на основе программы «Преемственность» (программа по подготовке к школе детей 5-7 лет, научный руководитель Н. А. Федосова, М.: Просвещение, 2015), рекомендованной Министерством образования РФ. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа платной образовательной услуги «Стартовая школа» имеет социальногуманитарную направленность. Цель программы «Стартовая школа»– успешная адаптация детей дошкольного возраста к новым образовательным условиям и создание условий гуманного (комфортного) перехода с одной образовательной ступени на другую. 4 Подготовка детей к школе занимает особое место в системе образования. Это обусловлено сложной адаптацией ребенка к школе. Школа предъявляет к первокласснику довольно высокие требования. Ребенок дошкольного возраста должен быть готов не только к новым формам общения. У него должна быть развита мотивационная сфера, где любознательность выступает как основа познавательной активности, сформированы эмоциональноволевые и познавательные сферы психических функций. Будущий первоклассник должен владеть элементарными навыками универсальных учебных действий, коммуникативными и речевыми компетенциями. Развитие потенциальных возможностей ребенка посредством овладения УУД, предложенными федеральными стандартами начального общего образования, составляет основу начального образования. В связи с этим, создание предпосылок к школьному обучению является еще одной не менее важной целью программы «Стартовая школа». Программа решает задачи общего развития будущего первоклассника, его физических, социальных и психологических функций, необходимых для систематического обучения в школе. Основные задачи: сохранение и укрепление здоровья детей; развитие их личностных качеств; формирование у дошкольников ценностных установок и ориентаций; развитие творческой активности детей; формирование и развитие психических функций познавательной сферы; развитие эмоционально-волевой сферы; развитие коммуникативных умений; развитие умений действовать по правилам. Общая характеристика программы Основные положения программы: подготовка к школе носит развивающий характер; не допускает дублирования программ первого класса; помогает освоить специфику социальных отношений (в семье, со сверстниками, с взрослыми); обеспечивает формирование ценностных установок; ориентирует не на уровень знаний, а на развитие потенциальных возможностей ребенка, на зону его ближайшего развития; обеспечивает постепенный переход от непосредственности к произвольности; организует и сочетает в единой смысловой последовательности продуктивные виды деятельности; готовит переход от игровой к творческой, учебной деятельности, в том числе в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми; инвариативна и готовит к любой системе школьного образования. Основные принципы построения программы: общее развитие с учетом индивидуальных возможностей и способностей; развитие творческой деятельности; развитие личностных компетенций; 5 поддержка и сохранение здоровья; формирование духовно-нравственных установок и ориентаций; развитие устойчивой психологической адаптации к новым условиям образования; сотворчество обучающих, обучающихся и родителей. Содержание подготовки к обучению строится на таких принципах, как: учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка; систематичность и последовательность; вариантность и вариативность; доступность и достаточность; наглядность; достоверность; комплексность; взаимосвязь с окружающим миром; использование произведений искусства, интеграция всех видов искусства, произведений детского творчества; разнообразие игровых и творческих заданий; многообразие видов творческой деятельности (игровая, музыкальная, художественно-речевая, театрализованная). Ведущая деятельность: игра; продуктивная, творческая деятельность. Виды действий в процессе используемых видов деятельности: анализ объекта; сравнение и сопоставление; выделение общего и различного; осуществление классификации; установление аналогии. Программа состоит из следующих курсов: Курс «Развитие речи и подготовка к обучению грамоте» включает в себя: развитие связной речи, знакомство с буквами и звуками, освоение понятий: звук, буква, слово; формирование и развитие фонематических процессов: анализ, синтез, представление, развитие графо-моторных навыков и знакомство с художественной литературой. Курс нацелен на разностороннее развитие ребёнка посредством различных видов деятельности, выполняющей функции развития связной речи, фонетического слуха, творческого мышления, координации и мелкой моторики движений, мышц двигательного аппарата пишущей руки, зрительных и двигательных факторов как единого целого действия. Курс ведёт подготовку к обучению чтению и письму, направлен на профилактику нарушений письменной речи, на развитие интереса к художественной литературе. Курс «Математические ступеньки» направлен на усвоение математических понятий, развитие умений проводить наблюдения, сравнивать, выделять указанные и новые свойства объекта, его существенные и несущественные характеристики, делать основные выводы. Курс «Зеленая тропинка» (ознакомление с окружающим миром) направлен на развитие познавательных интересов, формирование основ безопасности жизнедеятельности и экологического сознания. Содержание курса строится как синтез различных составляющих естественнонаучного и экологического 6 знания с включением доступных элементарных сведений из области астрономии, физики, биологии, экологии. Курс «Волшебный мир народного творчества (изобразительное искусство и художественный труд) направлен на развитие инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и с соответствующих возрасту видов деятельности. Курс «Гимнастика для дошкольников» направлен на развитие важнейших двигательных качеств: силы, ловкости, гибкости, координации, выносливости, а также на формирование правильной осанки. Виды и формы контроля освоения программы При освоении программы предусмотрена итоговая диагностика. Для итоговой диагностики используются тестовые методики: тест КернаЙирасека, тест «Домик» (автор Гуткина Н.И.), тест «Графический диктант», тест «Цветовой круг». Данные о результатах итоговой диагностики заносятся в таблицу. Анализ результатов диагностики позволяет оценить эффективность образовательной программы и организацию образовательного процесса в группе. Количество часов за период обучения – 112 часов Форма обучения – фронтальная, индивидуальная. Требования к временному режиму. Занятия организуются по субботам. 4 учебных часа продолжительностью 30 минут, перерыв между занятиями составляет 10 минут. Начало занятий в 9:00. Окончание занятий в 11:30. Требования к организации групп. Количественный состав групп: до 15 человек. Ценностные ориентиры содержания Портрет дошкольника, поступающего в первый класс. Ребенок, поступающий в первый класс, обладает следующими качествами: - физически развит, владеет основными культурно-гигиеническими навыками; - самостоятельно одевается, раздевается; ухаживает за одеждой и обувью; - соблюдает элементарные правила здорового образа жизни; - ухаживает за растениями, животными, игрушками, книгами; - знает первичные сведения о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе; - владеет средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками; - использует вербальные и невербальные способы общения; - владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми; - осознанно и произвольно строит речевое высказывание в устной форме; - соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.); 7 - умеет сочувствовать и откликаться на эмоции близких людей и друзей; - любознательный, активный, интересуется новыми, неизвестными для него в окружающем мире явлениями; - умеет задавать вопросы взрослым и сверстникам; - способен решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту. 1.2. Планируемые результаты освоения программы «Стартовая школа» Предметными результатами освоения курса «Развитие речи и подготовка к обучению грамоте» являются следующие умения: - отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного; - подробно пересказывать текст; - различать гласные звуки ударные, безударные; согласные звонкие, глухие, парные и непарные, твердые, мягкие, парные и непарные); - не смешивать понятия «звук» и «буква»; - делить слово на слоги, ставить ударение; - определять роль гласных букв, стоящих после букв, обозначающих согласные звуки, - определять парные по мягкости (обозначение гласного звука и указание на твердость или мягкость согласного звука); Предметными результатами освоения курса «Математические ступеньки» являются: - умение различие между цифрой и однозначным числом; названия однозначных чисел. - умение считать до 10 и в обратном порядке; определять, где предметов больше (меньше), определять число предметов заданной совокупности и устно обозначать результат числом; - знание названий основных геометрических фигур (треугольник, прямоугольник, круг), умение различать их, находить их прообразы в окружающей действительности; - умение проводить простейшие рассуждения с логическим уклоном и простейшие мыслительные операции (сравнивать объекты, указывая сходство и различие, проводить классификацию предметов по заданным признакам, выявлять несложные закономерности и использовать их для выполнения заданий и др.). Предметными результатами освоения курса «Зеленая тропинка» являются: - умение работать по образцу; слушать взрослого и выполнять его инструкции; - распознавать на рисунках и в природе изученные растения и животных; - перечислять в правильной последовательности времена года и кратко характеризовать их признаки; 8 - применять усвоенные знания и способы деятельности для решения новых познавательных задач, предлагать собственный замысел конструктивной деятельности и воплощать его в рисунке, поделке, модели и т.д.; - проявлять осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека ситуациям, соблюдать элементарные правила безопасности дорожного движения и безопасного поведения в мире природы; - проявлять заинтересованное и бережное отношение к природному окружению, соблюдать простейшие правила поведения в природе. Предметными результатами освоения курса «Волшебный мир народного творчества» являются умения: - различать выразительные средства знаменитых старинных народных промыслов. - изображать предметы, используя умение передавать их путем создания отчетливых форм, подбора цвета, аккуратного закрашивания, использования разных материалов; - передавать несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов; - украшать силуэты игрушек элементами знаменитых старинных народных росписей. - создавать образы разных предметов и игрушек, объединять их в коллективную композицию; использовать все многообразие усвоенных приемов. - создавать изображения по мотивам народных игрушек. - правильно держать ножницы и резать ими по прямой, по диагонали (квадрат и прямоугольник); вырезать круг из квадрата, овал - из прямоугольника, плавно срезать и закруглять углы. - аккуратно наклеивать изображения предметов, состоящих из нескольких частей. - составлять узоры из растительных форм и геометрических фигур. - изображать предметы и несложные сюжетные композиции, используя разнообразные приемы обрезания, а также обрывания. Предметными результатами освоения курса «Гимнастика для дошкольников» являются умения: - правильно выполнять гимнастические упражнения; - владеть своим телом; - чувствовать себя уверенно при выполнении упражнений. 1.2.1. Формирование универсальных учебных действий (метапредметные результаты и личностные) Основное внимание в программе уделено формированию предпосылок универсальных учебных действий. Познавательные УУД: знаково-символическое моделирование и преобразование объектов; анализ, объектов с целью выделения признаков (существенных и несущественных); синтез как составление целого из частей, 9 в том числе с самостоятельным достраиванием, выполнением недостающих элементов; анализ объектов; сравнение и сопоставление; выделение общего и различного; осуществление классификации; установление аналогии. Самостоятельный выбор способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. Регулятивные УУД: осуществление действий по образцу и заданному правилу; сохранение заданной цели; умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого; осуществление контроля своей деятельности по результату; умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника. Коммуникативные УУД: овладение определенными вербальными и невербальными средствами общения. Эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества со взрослыми и сверстниками; ориентация на партнера по общению; умение слушать собеседника, задавать вопросы. Формирование мотивационной и коммуникативной сферы. Личностные УУД: мотивационные и коммуникативные, формирование Яконцепции и самооценки при подготовке к обучению в школе, положительное обучение к школьному обучению. 1.2.1.1. Развитие речи и подготовка к обучению грамоте (метапредметные результаты и личностные) Личностными результатами изучения курса «Развитие речи и подготовка к обучению грамоте» являются следующие умения: -ориентироваться в ситуациях, соответствующих различным сферам общения; - знать и употреблять вежливые слова (начало и завершение общения); - знать устойчивые формулы речевого этикета - приветствие, прощание, благодарность, просьба; - осознавать роль языка и речи в жизни людей; - эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; - понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; - высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам. Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений. Метапредметными результатами изучения курса «Развитие речи и подготовка к обучению грамоте» является формирование универсальных учебных действий (УУД): Регулятивные УУД: - определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; - проговаривать последовательность действий на уроке; 10 - учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом учебника - учиться работать по предложенному учителем плану. Средством формирования регулятивных УУД служат технология подготовки к продуктивному чтению и проблемно-диалогическая технология. Познавательные УУД: - правильно произносить все звуки; -отчётливо и ясно произносить все слова; -выделять из слов звуки; -находить слова с определённым звуком; -определять место звука в слове; -соблюдать орфоэпические нормы произношения; -составлять предложения по опорным словам, по заданной теме; -составлять рассказы, сказки по картине, по серии картинок; -пересказывать сказку, рассказ (небольшие по содержанию) по опорным иллюстрациям; - ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); - находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; - делать выводы в результате совместной работы детей и педагога; - пересказывать небольшие тексты. Средством формирования познавательных УУД служат тексты и иллюстрации, их методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией). Коммуникативные УУД: - оформлять свои мысли в устной и иллюстративной форме (на уровне предложения или небольшого текста) - слушать и понимать речь других; - выразительно читать и пересказывать текст; - договариваться совместно с учителем и сверстниками о правилах поведения и общения и следовать им; - учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). Средством формирования коммуникативных УУД служит организация работы в парах и малых группах. 1.2.1.2. Математические ступеньки (метапредметные результаты и личностные) Личностными результатами изучения курса «Математические ступеньки» являются умения: определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы). 11 в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога. Метапредметными результатами изучения курса «Математические ступеньки» являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД): Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. проговаривать последовательность действий. учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией. учиться работать по предложенному учителем плану. Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала. учиться отличать верно выполненное задание от неверного. учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов). Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре). добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы. преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем). Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, ориентированные на линии развития средствами предмета. Коммуникативные УУД: донести свою позицию до других. слушать и понимать речь других. Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог). совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. 12 учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах. 1.2.1.3. Зеленая тропинка (метапредметные результаты и личностные) Личностные результаты: - умение определять и высказывать под руководством учителя самые простые общие для всех правила поведения (этические нормы); - в предложенных учителем ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как поступить (при поддержке учителя); - при поддержке учителя и окружающих давать оценку своим поступкам и поступкам других людей; - понимать, что оценка поступков и мотивов определяется не столько собственным отношением к самому себе (Я «хороший»), но прежде всего тем, как поступки ребенка выглядят в глазах окружающих людей; - выражать свои эмоции, соблюдая этические нормы; - понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; - высказывать свое отношение к героям литературных произведений, их поступкам; -объяснять, хочет идти в школу или нет, и почему. Метапредметные результаты: Познавательные УУД: знаково-символическое моделирование и преобразование объектов; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием, выполнением недостающих элементов; сравнение и сопоставление; выделение общего и различного; осуществление классификации; установление аналогии; самостоятельный выбор способов задач в зависимости от конкретных условий; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. Регулятивные УУД: осуществление действия по образцу и заданному правилу; сохранение заданной цели; умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого; осуществление контроля своей деятельности по результату; умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника. Коммуникативные УУД: овладение определенными вербальными и невербальными средствами общения; эмоционально-позитивное отношение к процессу сотрудничества с взрослыми и сверстниками; ориентация на партнера по общению; умение слушать собеседника; задавать вопросы. 1.2.1.4. Волшебный мир народного творчества (метапредметные результаты и личностные) Личностные результаты: мотивационные и коммуникативные, формирование Я - концепции и самооценки при подготовке к обучению в 13 школе, положительное отношение к школьному обучению. Метапредметные результаты. Познавательные УУД: знаково-символическое моделирование и преобразование объектов; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием, выполнением недостающих элементов; сравнение и сопоставление; выделение общего и различного; осуществление классификации; установление аналогии; самостоятельный выбор способов задач в зависимости от конкретных условий; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. Регулятивные УУД: осуществление действия по образцу и заданному правилу; сохранение заданной цели; умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого; осуществление контроля своей деятельности по результату; умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника. Коммуникативные УУД: овладение определенными вербальными и невербальными средствами общения; эмоционально-позитивное отношение к процессу сотрудничества с взрослыми и сверстниками; ориентация на партнера по общению; умение слушать собеседника; задавать вопросы. 1.2.1.5. Гимнастика для дошкольников (метапредметные результаты и личностные) Личностные результаты: -ориентироваться в ситуациях, соответствующих различным сферам общения; - знать и употреблять вежливые слова (начало и завершение общения); - знать устойчивые формулы речевого этикета - приветствие, прощание, благодарность, просьба; определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы). в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога. Метапредметные результаты. Регулятивные УУД: осуществление действия по образцу и заданному правилу; сохранение заданной цели; умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого; осуществление контроля своей деятельности по результату; умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника. Коммуникативные УУД: овладение определенными вербальными и невербальными средствами общения; эмоционально-позитивное отношение к процессу сотрудничества с взрослыми и сверстниками; ориентация на партнера по общению; умение слушать собеседника; задавать вопросы. 14 Познавательные УУД: делать выводы в результате совместной работы детей и педагога; ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. 2. Содержательный раздел 2.1. Содержание учебных курсов 2.1.1. Курс «Развитие речи и подготовка к обучению грамоте» Развитие речи Беседа, рассказывание по сюжетной картине или по серии сюжетных картин; совершенствование общих речевых навыков; установление причинно-следственных связей; составление описательного рассказа. Правильное употребление слов – названий предметов, действий, признаков, объяснение их значений. Обучение неторопливому темпу и ритму речи, правильному речевому дыханию, умеренной громкости и правильному интонированию. Образование существительных, обозначающих род деятельности, образование сложных слов. Подбор обобщающих понятий к группе предметов и классификация. Диалог, монолог, косвенная речь. Знакомство с буквами Предложение и слово: членение речи на предложения; членение предложений на слова; членение слова на слоги с использованием графических схем. Слог и ударение, деление слов на слоги, определение количества слогов в слове. Звуки и буквы, представление от звуках, различение на слух и при произношении гласных и согласных звуков. Обводка и штриховка контуров. Художественная литература Сказка, пересказ сказки, соотносить содержание текста с изображением на картине, отвечать на вопросы по содержанию, ставить вопрос к тексту; придумывать, фантазировать необычный конец. Рассказ, пересказ небольшого по объему литературного произведения, соотносить содержание текста с изображением на картине, отвечать на вопросы, задавать вопросы к тексту. 2.1.2. Курс «Математические ступеньки» В содержании курса «Математические ступеньки» объединены три основные линии: арифметическая (числа от 0 до 10, цифра и число, основные свойства чисел натурального ряда и др.); геометрическая (геометрические фигуры в окружающей действительности, их форма, размер, расположение на плоскости и в пространстве, изготовление их моделей из бумаги и др.) и содержательно-логическая, построенная в основном на математическом материале двух первых линий и обеспечивающая условия для развития внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления у детей. Большое внимание уделяется формированию умений общаться с преподавателем, с другими детьми, работать в одном ритме со всеми, когда 15 это необходимо, работать со счетным и геометрическим раздаточным материалом, пользоваться тетрадью с печатной основой и др. Арифметический раздел - Числа от 0т до 10; - Счет предметов; - Устная нумерация чисел, название последовательность и обозначение чисел от 0 до 10; - Сравнение чисел первого десятка; - свойства натурального ряда чисел; - Цифры и числа; - Решение задач с помощью рисунков; - Чтение чисел. Геометрический раздел - сравнение по форме, размеру, расположению на плоскости, в пространстве, по назначению, цвету; - изготовление моделей фигур из бумаги; Содержательно – логический раздел - развитие внимания, памяти, воображения, мышления; - графические диктанты зрительные и слуховые; - выделение существенных признаков; - выявление закономерностей; - проведение анализа, синтез, сравнения. 2.1.3. Курс «Зеленая тропинка» Звёзды, Солнце и Луна Наблюдение звёздного неба (с помощью взрослых). Солнце и его роль для жизни на Земле. Моделирование расположения Солнца, Земли и Луны относительно друг друга. Игра «Путешествие на Луну». Приключения солнечного зайчика. Совместное сочинение сказки о солнечном зайчике. Радуга – украшение мира. Рассказы детей о своих впечатлениях от наблюдения радуги. Докрашивание радуги на рисунке. Как солнечный луч может поджечь лес и как этого избежать. Чудесный мир растений и грибов Растения нашей местности: распознавание их в природе (с помощью атласа-определителя). Травянистые растения. Кустарники. Деревья. Декоративные растения; раскрашивание изображений, рисование, изготовление аппликаций. Лепка из пластилина овощей и фруктов, различающихся размерами, формой, цветом. Съедобные и ядовитые растения, их сравнение, выявление важнейших отличительных признаков. Лекарственные растения. Мхи и папоротники – тоже растения. Рисование мха и веточки папоротника по натуральному образцу. Грибы – не растения. Разнообразие грибов, их распознавание на рисунках, муляжах и в природе (с помощью атласа-определителя), 16 раскрашивание изображений. Съедобные и ядовитые грибы, их сравнение, выявление важнейших отличительных признаков. Отношение человека к растениям и к грибам: каким оно должно быть? Правила безопасности при сборе ягод, лекарственных растений, грибов. Наши друзья животные Животные нашей местности. Обитатели живого уголка. Домашние животные. Породы собак. Рисование своего домашнего питомца. Насекомые (бабочки, жуки и др.), их распознавание на рисунках и в природе (с помощью атласа-определителя), раскрашивание изображений. Разнообразие рыб, сравнение их по размерам, форме тела, окраске, выявление связи между особенностями строения и условиями жизни рыб. Мысленное достраивание изображений «спрятавшихся» рыб. Разнообразие изображений птиц в порядке увеличения (уменьшения) размеров. Лепка и раскрашивание изображений рыб, птиц, зверей, распознавание их на рисунках и в природе (с помощью атласа-определителя). Лягушки, улитки, черви – тоже животные. Необходимость бережного отношения к ним. Раскрашивание изображений улитки и дождевого червя. Отношение людей к животным: каким оно должно быть? Правила безопасности при встречах и общении с животными. Круглый год Наблюдение сезонных изменений в природе. Времена года, их важнейшие признаки. Моделирование последовательности времён года. Выявление причинно-следственных связей между различными сезонными изменениями (положение Солнца, погода, жизнь растений и животных, занятия людей). Различное отношение человека к природе (на основе наблюдения примеров положительного и отрицательного отношения). Оценка поведения человека в природе (собственного и окружающих), простейшие правила поведения. Правила безопасности в различные сезоны года. Безопасность на воде, на льду, на скользкой дороге. Предупреждение простудных заболеваний. Окружающий мир и наша безопасность Красота и разнообразие окружающего мира. Радость познания мира, общения с людьми. Всегда ли окружающий мир безопасен для нас? Рассуждения о потенциально опасных для человека объектах и ситуациях. Правила безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства. Противопожарная безопасность. Правила поведения при контактах с незнакомыми людьми. 2.1.4. Курс «Волшебный мир народного творчества» Курс спланирован с учётом природного цикла: осень, зима, весна, лето. Работая в творческой тетради, ребёнок как бы листает календарь, и день за днём наблюдает, как жили, трудились, отдыхали на Руси. Творческая деятельность помогает связать прошлое время с 17 настоящим, раскрыть секреты народного мастерства. Создаются педагогические условия для развития детского творчества и формирования качеств личности, необходимых для учебной деятельности в школе. Ребёнку предоставляется возможность рисовать и лепить, придумывать узоры и учиться у мастеров, творить на плоскости и в объёме. Дети в процессе творчества переживают сюжеты добрых и мудрых народных сказок, узнают о традиционных игрушках из дерева, соломы, глины, ткани; об узорах народной вышивки, о кружеве, о знаменитых старинных народных промыслах — Хохломе, Гжели, Дымкове, Каргополе, Городце, Полховском Майдане; о традиционном интерьере и предметах быта. Использование игровых ситуаций помогает ввести ребёнка в мир традиционной культуры. Раздел «Осень» В разделе «Осень» дети в игровой форме узнают об осенних народных праздниках и событиях, связанных с уборкой урожая: встреча осени, выпечка хлеба из нового урожая, заготовка овощей, сбор грибов. Дети знакомятся с различными видами народного декоративноприкладного творчества: деревянная игрушка, соломенная игрушка, хохломская роспись, народный костюм, ткачество половичков. Дети овладевают изобразительными и прикладными техниками: лепка, аппликация, гуашь, акварель. Раздел «Зима» С декоративными образами зимней природы дети знакомятся, рассматривая снежные узоры народного кружева, голубую Гжель, самостоятельно выполняют зимний пейзаж в техниках графики и аппликации, а также на основе отпечатывания. На страницах раздела дошкольники знакомятся со знаменитой каргопольской игрушкой, народными праздничными пряниками, элементами зимнего народного костюма, теремной архитектурой. В разделе «Зима» большое внимание уделено заданиям, связанным с подготовкой к весёлым новогодним и рождественским праздникам: игрушки из бумаги, фольги, природных материалов, изготовленные в различной технике. Раздел «Весна» В начале весны дети знакомятся с традиционными календарными праздниками: широкой Масленицей (февраль), Грачевником (март). Весной отмечается и женский праздник. Подготовка и проведение весенних праздников связаны с новыми видами творческих работ: народный костюм, традиционные пряники и печенья, поздравительные открытки для родных. Дети знакомятся с новыми видами народного декоративно-прикладного творчества: русские матрёшки, птица-ковш и птица-корабль, глиняная дымковская игрушка. Создаются весенние пейзажи и панно в разной технике: гуашь, акварель, графика, аппликация. Творческая деятельность детей строится на 18 основе интеграции разных видов искусств: фольклора, народной музыки и танца, народного декоративно-прикладного творчества. Раздел «Лето» Лето — это время, когда природа расцветает всеми красками. Неслучайно к этому времени приурочено знакомство дошкольников с новыми видами народной росписи: жизнерадостной по колориту городецкой, игрушек из Полхов-Майдана и села Бабенки; северными росписями с изображением чудо-дерева — вечного образа в народном искусстве. Дети узнают о летних народных календарных праздниках — Троице и дне Ивана Купалы, знакомятся с обычаями и традициями, связанными с этими древними праздниками. В данный раздел включён наряду с лепкой, росписью, аппликацией и блок моделирования, предназначенный для самостоятельной деятельности ребёнка, способствующей развитию творческой активности. 2.1.5. Курс «Гимнастика для дошкольников» Профилактика и коррекция осанки. Игры «Пропеллер», «Ворона», « Аист», «Лыжник». Подвижные игры и игровые упражнения на материале гимнастики с основами акробатики. Игры «Лиса в курятнике», «Птички на дереве», «Изобрази фигуру». Построение в колонну парами. Игра «найди свою пару». Ползание, лазанье по гимнастической стенке вверх и вниз. Игра «Пожарные на учении». Ходьба по гимнастической скамейке с разным положением рук, с приседанием, с поворотом. Игра « По мостику на лужок». Общеразвивающие физические упражнения: «Вертолет», «Кружочки», «Мельница», «Ловля комаров», «Поднимание штанги», «Конница». Подвижные игры и игровые упражнения на материале легкой атлетики: « Космонавты», «Перебежки», «Удочки», «С кочки на кочку». Прыжки: перепрыгивание через предметы (высота 15-20 см), спрыгивание с высоты до 30 см, перепрыгивание через неподвижную скакалку. Упражнения на материале спортивных игр. Футбол: ведение мяча по прямой и с обведением предметов. Игры: «Не задень предмет», «Мотоциклисты». 19 3. Организационный раздел 3.1. Учебный план № Название предмета Количество часов в неделю Количество часов за весь период обучения 1. Развитие речи и подготовка к обучению грамоте Математические ступеньки Зеленая тропинка 1 28 1 28 0,5 14 0,5 14 1 28 4 112 2. 3. 4. Волшебный мир народного творчества 5. Гимнастика дошкольников Всего 3.2. для Условия реализации программы «Стартовая школа» Кадровые условия реализации программы «Стартовая школа». Педагоги начальных классов, педагог физической культуры. Материально – техническое обеспечение. Оборудование кабинетов начальной школы, оборудование спортивного зала. Учебно-методическое обеспечение. -Федосова Н.А. От слова к букве. Учебное пособие для подготовки детей к школе в 2-х частях. – М.: Просвещение, 2020 -С.И.Волкова. Математические ступеньки. Учебное пособие для подготовки детей к школе. М.: Просвещение. 2020 -Т.Я. Шпикалова, Л.В. Ершова, Н.Р. Макарова и др. «Волшебный мир народного творчества». Учебное пособие для подготовки детей к школе. М.: Просвещение. 2020 -А.А. Плешаков «Зеленая тропинка». Учебное пособие для подготовки детей к школе. М.: Просвещение. 2020 20 21 22