I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально - гуманитарной направленности «Студия интегрированного дополнительного образования «Пролицей» разработана для системы дополнительного образования лицея и направлена на развитие познавательной активности, коммуникативных качеств, творческих способностей обучающихся, успешную социализацию, формирование гражданской позиции. Дети младшего школьного возраста по своей природе являются творцами, создателями, делают множество открытий. Они любят играть, фантазировать, общаться с товарищами и эта деятельность приносит им радость и удовольствие. Также в этом возрасте ребята активно познают социальный мир, учатся общаться, договариваться. И именно во время интересной, совместной деятельности можно развивать творческие способности, навыки общения и взаимодействия. Именно поэтому, в первую очередь, программа способствует достижению следующих задач: 1. Воспитывать у детей ответственное отношение к учебе, познавательный интерес, развивать навыки самостоятельной работы. 2. Расширять нравственное представление детей о своем поведении в школе, о своей гражданской позиции по отношению к Родине. 3. Воспитывать доброжелательные отношения в группе, основанные на взаимопомощи и поддержке в учебе и труде. 5. Развивать творческие способности детей на основе чтения, изобразительной деятельности. 6. Развивать физические способности детей.Особое внимание уделять здоровью учащихся путем правильно составленного режима дня. 7. Повысить образовательный и культурный уровень детей путем внеклассной деятельности. Одним из ведущих видов познавательной деятельности в условиях работы студии интегрированного дополнительного образования «Пролицей» является самоподготовка. Самоподготовка — одна из форм организации образовательного процесса. Это обязательные ежедневные занятия, на которых школьники самостоятельно выполняют учебные задания в строго отведенное время под руководством педагога дополнительного образования. Цель самоподготовки — привить учащимся навыки самообразовательной работы, которым в обыденной жизни придается огромное значение. При этом учитывается возраст школьников, их самообразовательные возможности, эффективность закрепления знаний, полученных на уроках, и упражнения в их практическом применении. Перед самоподготовкой в группе обычно ставится ряд конкретных задач: - углубление содержания учебных предметов; - получение доступных для самостоятельного усвоения знаний, умений и навыков; - закрепление и повторение изученного на уроках материала; - упражнение в применении знаний, умений и навыков для их прочного усвоения; - развитие интереса к учению; - приобретение школьниками навыков самостоятельной работы; Программа определяет уклад школьной жизни интегрированный во внеурочную (прогулки, подвижные игры, литературные чтения, развивающие игры и упражнения, самоподготовка, экскурсии) деятельность обучающихся. Программа разработана для системы дополнительного образования и ориентирована на детей 6,5 – 7 лет с учетом их возрастных особенностей. Ожидаемые результаты: Повышение качества обучения учащихся; Развитие индивидуальности учащихся; Развитие интереса к изучаемым предметам; Развитие самостоятельности; Формирование полезных привычек. К концу учебного года обучения обучащиеся должны уметь использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: -для самостоятельной творческой деятельности; -для выполнения домашнего труда; -для обогащения опыта восприятия окружающей действительности, красоты природы, произведений искусства; -осуществления сотрудничества с другими людьми в процессе совместной работы или учёбы; -оценки поступков и деятельности своих товарищей, себя и других людей; -поиска дополнительной информации по интересующим вопросам и удовлетворения познавательных интересов; -для обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения; -выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения. Цель: формирование инициативной личности, владеющей системой знаний и умений, идейно-нравственных, культурных и этических принципов, норм поведения, которые складываются в ходе воспитательного процесса и готовят её к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе, формирование социального опыта школьника, осознание им необходимости уметь принять полученные знания в жизненной ситуации. Задачи: воспитывать духовное единство между детьми и воспитателем, устанавливать взаимное доверие; предоставить возможности ребёнку проявить себя и своё отношение к окружающему миру; изучение устройства социума, сотрудничество со структурами социума при организации деятельности, социальное проектирование; воспитание коллективно-групповой деятельности: основы общения и взаимоотношений в группе, самоуправление и самоорганизация; реализация интересов и прав каждого воспитанника на социальнозначимую и разнообразную деятельность; развитие у детей чувства ответственности за свое поведение; бережное отношения к своему здоровью и здоровью окружающих; стимулирование у ребенка самостоятельности в принятии решений; выработка умений и навыков безопасного поведения в реальной жизни. Обучение по данной программе рассчитано на 1 год. Для детей 6,5 – 7 лет - 5 дней в неделю по 5 часов; 750 часов в год, при расчете 30 недель. Длительность одного занятия – 40 минут. Режим работы студии интегрированного дополнительного образования «Пролицей» 12.30 -13.10- сбор детей в группу 13.10 -13.30 - обед 13.45 – 14.30 - прогулка, игры на свежем воздухе 14.45 - 16.00 - внеурочная деятельность, тематические занятия; работа объединений дополнительного образования с перерывами между занятий не менее 10 минут 16.10 -17.10 – игры по интересам, воспитательные мероприятия 17.15 -17.30 – уход детей домой. Организационная структура реализации программы «Студия интегрированного дополнительного образования «Пролицей» Организационный этап Прием детей в группу Краткая характеристика деятельности Корректировка внешнего вида, поведения, настроения учащихся. Обеспечение психологического комфорта. Воспитание культуры поведения и привитие санитарно-гигиенических навыков. Организационный этап Краткая характеристика деятельности Воспитание культуры поведения, уважительного и бережного отношения к пище, формирование умения входить в общественные помещения и выходить из них, общаться во время еды. Обед Восстановление сил, работоспособности. Развитие наблюдательности, любознательности, воспитание любви к Отдых и деятельность на природе, родному краю, формирование умения вести себя в воздухе свободном общении, играх, соревнованиях. Переключение на Развитие познавательных потребностей, интереса к политическим умственную деятельность знаниям, событиям культурной и экономической жизни страны. Работа объединений дополнительного образования Развитие индивидуальных склонностей, способностей, интересов. Воспитание нравственных черт современного человека. Подведение итогов дня II. Упражнения в умении аналитически мыслить, доброжелательно высказываться. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Раздел «Азбука здоровья». Спортивно – оздоровительное направление. Для детей 6,5 – 7 лет - 150 ч. в год; 5 часов в неделю, 30 учебных недель. Подвижные игры на свежем воздухе. ТБ при проведении подвижных игр. Раздел «В мире доброты и красоты». Художественно – эстетическое направление Для детей 6,5 – 7 лет - 150 ч. в год; 5 часов в неделю, 30 учебных недель. Понятие об эстетике. Этикет. Эстетическая сущность этикета, Этика общения человеческих отношений. Красота природы в произведениях поэтов, писателей, художников. Художественные способности. Экскурсии на природу. Раздел «Почемучка» Научно – познавательное направление Для детей 6,5 – 7 лет - 150 ч. в год; 5 часов в неделю, 30 учебных недель. Развитие познавательной сферы. Самоподготовка. Дисциплина и свобода выбора. Что такое учебное сотрудничество. Как сотрудничать со взрослыми. Преодоление трудностей в самостоятельной учебной деятельности. Самооценка своих возможностей. Раздел «Давайте делать добрые дела!». Общественно – полезное направление Для детей 6,5 – 7 лет - 150 ч; 5 часов в неделю, 30 учебных недель. Уход за комнатными растениями, подкормка птиц в зимний период, сбор макулатуры, участие в проектах лицея. Раздел «Содружество». Работа по патриотическому и гражданскому воспитанию. Для детей 6,5 – 7 лет - 150 ч; 5 часов в неделю, 30 учебных недель. Связь поколений. Патриот и гражданин России. Мой дом. Моя семья. Моя малая родина. III. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН № НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМЫ 1. «Азбука здоровья» Общее количест во часов 150 в том числе теория 1.1 Игры на свежем воздухе. практика 150 2. «В мире доброты и красоты» 2.1 Тематическое занятие, работа объединений дополнительного образования 3. «Почемучка» 3.1. Игры по интересам в помещении 3.2. Тематическое занятие, работа объединений дополнительного образования. 150 4. «Давайте делать добрые дела!» 4.1. Общественно - полезная деятельность 5. «Содружество» 5.1. Воспитательные мероприятия 150 4 146 150 120 30 150 150 100 50 Календарный учебный график реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Студия интегрированного дополнительного образования «Пролицей» на 2021 – 2022 учебный год 6,5 – 7 лет Учебный период Дата начало 1 четверть 2 четверть 3 четверть 4 четверть 20.09.2021 08.11.2021 10.01.2022 28.03.2022 окончание Количество учебных недель 31.10.2021 08.11.2021 20.03.2022 20.05.2022 Итого в учебном году: 6 8 9 7 30 Форма аттестации не предусматривается. После освоения программы документ об образовании не выдается. IV. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ - - В результате освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Студия интегрированного дополнительного образования «Пролицей» обучающиеся получат возможность: Развить целеустремленность, умения преодолевать трудности – качеств, важных для деятельности человека. Сохранить, укрепить главную ценность – здоровье. Осознать потребность в здоровом образе жизни. Сформировать потребность заботиться о своем физическом и психическом здоровье. Сформировать навык самостоятельного выполнения домашнего задания и самоконтроля поведения, способствующего успешной социальной адаптации. Действовать в соответствии с общепринятыми правилами. Участвовать в решении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его. Выполнять пробное учебное действие. Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения. Контролировать свою деятельность (обнаруживать и исправлять ошибки). Моделировать ситуацию, описанную в литературе. Обосновывать выполняемые и выполненные действия. Участвовать в диалоге. - Оценивать процесс поиска решения задачи. - Включаться в групповую работу. - Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием. V. Условия реализации программы «Пролицей» Кадровые условия реализации программы «Пролицей». Педагоги начальных классов, педагоги дополнительного образования Материально – техническое обеспечение. Оборудование кабинетов дополнительного образования, оборудование спортивной площадки Учебно-методическое обеспечение.