ДОП ПОУ Шахматы

Содержание
Общие положения……………………………………………………….
1 Целевой раздел…………………………………………………………
1.1 Пояснительная записка………………………………………………
1.2 Планируемы результаты освоения программы……………………
1.3 Формирование универсальных учебных действий………………...
2 Содержательный раздел………………………………………………..
2.1 Содержание учебного курса…………………………………………
3 Организационный раздел………………………………………………
3.1 Учебный план………………………………………………………...
3.2 Условия реализации программы «Шахматы»……………………...

3
4
4
5
5
7
7
11
11
11

2

Общие положения
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
платной образовательной услуги
«Шахматы» МАОУ лицея № 135
разработана на основании:
 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012Г. № 273-ФЗ;
 Приказа Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 г. № 196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным образовательным программам»;
 Приказа Министерства просвещения РФ от 30.09.2020 г. № 533 «О
внесении изменений в Порядок организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным образовательным
программам, утвержденный приказом Министерства просвещения РФ
от 09.11.2018 г. № 196»;
 Постановление Правительства РФ от 15.09.2020 № 1441 «Об
утверждении Правил оказания платных образовательных услуг»;
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические
требования
к
организации
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
 Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11. 2015 г. № 093242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими
рекомендациями
по
проектированию
дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
 Письмо Министерства образования и науки РФ от 29.03.2016г. № ВК641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с
«Методическими рекомендациями по реализации адаптированных
дополнительных общеобразовательных программ, способствующих
социально-психологической
реабилитации,
профессиональному
самоопределению детей с ОВЗ, включая детей инвалидов, с учетом их
особых образовательных потребностей»);
 Приказ Минобрнауки РФ от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении
Порядка
применения
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность,
электронного
обучения,
дистанционных образовательных технологий при
реализации
образовательных программ»;
 Устава МАОУ лицея № 135.

3

Актуальность программы
Основной акцент в освоении данной программы делается на
интеллектуальное развитие обучающихся и их самостоятельность в решении
поставленных интеллектуальных задач.
Творческое, самостоятельное
выполнение практических заданий, задания в форме описания поставленной
задачи или проблемы, дают возможность учащемуся самостоятельно
выбирать пути ее решения. Работа с учащимся происходит в соответствии
с его интересами, что позволяет безгранично расширять его
образовательный потенциал.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
платной образовательной услуги «Шахматы» МАОУ лицея № 135 содержит
три раздела: целевой, содержательный, организационный.
Целевой раздел определяет цели, задачи и планируемые результаты
реализации программы «Шахматы».
Целевой раздел включает: пояснительную записку; планируемые
результаты реализации программы «Шахматы».
Содержательный раздел включает
программу учебного курса
«Шахматы».
Организационный раздел включает учебный план и систему условий
реализации программы «Шахматы».
1
Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
Программа курса «Шахматы» составлена на основе программы
шахматного образования в школе под редакцией И.Г. Сухина в соответствии
с требованиями федерального государственного стандарта.
Курс "Шахматы" под редакцией И.Г. Сухина разработан специально
для начальной школы и рассматривается как система постепенно
усложняющихся занимательных заданий и дидактических игр, позволяющих
сформировать у детей внутренний план действий — способность действовать
в уме.
Все дидактические игры и задания моделируются в доступном для
детей виде те или иные реальные ситуации, с которыми сталкиваются
шахматисты в игре на шахматной доске. При этом все игры и задания
являются занимательными и развивающими, эффективно способствуют
тренингу образного и логического мышления.
Цель: создание условий для личностного и интеллектуального
развития учащихся, формирования общей культуры и организации
содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.
Задачи:
4


научить школьника самостоятельно находить личностно
значимые смыслы в конкретной учебной деятельности;

создание условий для формирования и развития ключевых
компетенций учащихся
(коммуникативных,
интеллектуальных,
социальных);

развивать интеллектуальные процессы, творческое мышление;

формировать
универсальные
способы
мыслительной
деятельности (абстрактно-логического мышления, памяти, внимания,
творческого воображения, умения производить логические операции).

развить навыки групповой работы;

способствовать развитию управления своими эмоциями и
действиями;

заложить идеи развития у обучающихся собственной активности,
целеполагания, личной ответственности.

воспитывать целеустремлённость, самообладание, бережное
отношение ко времени
Количество часов за период обучения – 56 часов
Требования к режиму занятий.
Занятия проводятся два раза в неделю по 40 минут.
Формы обучения – фронтальная, индивидуальная, парная
1.2. Планируемые результаты освоения программы «Шахматы»
Рост личностного, интеллектуального и социального развития
ребёнка, развитие коммуникативных способностей, инициативности,
толерантности, самостоятельности.
Приобретение теоретических знаний и практических навыков в
шахматной игре.
Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания,
игровые упражнения, соревнования).
Предметные результаты:
- знать шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь,
вертикаль, диагональ, центр, партнёры, начальное положение, белые, черные,
ход, взятие, шах, мат, пат, ничья;
- знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка,
король,
- знать правила хода и взятия каждой фигурой;
- различать диагональ, вертикаль, горизонталь;
-сравнивать между собой предметы, явления;
-обобщать, делать несложные выводы;
5

- уметь проводить элементарные комбинации;
- уметь планировать нападение на фигуры противника, организовать
защиту своих фигур;
- уметь ориентироваться на шахматной доске, в шахматной нотации;
- определять последовательность событий.
1.3.
Формирование
универсальных
(метапредметных и личностных)

учебных

действий

Требования к личностным, метапредметным и предметным
результатам освоения программы
Личностные результаты:
1.Определять и высказывать под руководством педагога самые
простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве
(этические нормы).
2.В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества,
опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при
поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
1.Определять и формулировать цель деятельности с помощью
учителя.
2.Проговаривать последовательность действий.
3.Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе
работы с иллюстрацией рабочей тетради.
4.Учиться работать по предложенному учителем плану.
5.Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
6.Учиться совместно с учителем и другими учениками давать
эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
1.Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже
известного с помощью учителя.
2.Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя
свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
3.Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в
результате совместной работы всей группы.
4.Перерабатывать
полученную
информацию:
сравнивать
и
группировать такие шахматные объекты, как ходы шахматных фигур,
сильная и слабая позиция, сила шахматных фигур.
5.Преобразовывать информацию из одной формы в другую: находить
6

и формулировать решение шахматных задачи с помощью простейших
моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
1.Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной
и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
2.Слушать и понимать речь других.
3.Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе
и следовать им.
4.Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя,
критика).

2.Содержательный раздел
2.1. Содержание курса «Шахматы»

Первое знакомство с Шахматным королевством.
Из истории шахмат.

Шахматная доска - поле шахматных сражений:
Знакомство с основными понятиями: горизонтали, вертикали,
диагонали.
Дидактические игры и задания:
"Горизонталь". Двое играющих по очереди заполняют одну из
горизонтальных линий шахматной доски кубиками (фишками, пешками и т.
п.).
"Вертикаль". То же самое, но заполняется одна из вертикальных
линий шахматной доски.
"Диагональ". То же самое, но заполняется одна из диагоналей
шахматной доски.
"Назови вертикаль". Педагог показывает одну из вертикалей, ученики
должны назвать ее.
"Назови горизонталь". Это задание подобно предыдущему, но дети
выявляют горизонталь. (Например: "Вторая горизонт

Шахматные фигуры. Первое знакомство.
«Тронул - ходи!». Белая и черная армии.
Дидактические игры и задания:
"Волшебный мешочек". В непрозрачном мешочке по очереди
прячутся все шахматные фигуры, каждый из учеников на ощупь пытается
определить, какая фигура спрятана.
"Угадай-ка". Педагог словесно описывает одну из шахматных фигур,
дети должны догадаться, что это за фигура.

7

"Что общего?" Педагог берет две шахматные фигуры и спрашивает
учеников, чем они похожи друг на друга. Чем отличаются? (Цветом,
формой.)
"Большая и маленькая". На столе шесть разных фигур. Дети называют
самую высокую фигуру и ставят ее в сторону. Задача: поставить все фигуры
по высоте.

Начальная позиция.
Расстановка фигур перед шахматной партией.
Правило: "Ферзь любит свой цвет".
Связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальным
положением фигур.
Дидактические игры и задания:
"Мешочек". Ученики по одной вынимают из мешочка шахматные
фигуры и постепенно расставляют начальную позицию.
"Да и нет". Педагог берет две шахматные фигурки и спрашивает
детей, стоят ли эти фигуры рядом в начальном положении.

Пешки
Благородные пешки черно-белой доски.
«Маленькая да удаленькая. Всю доску прошла - фигуру нашла». Ход
пешки, взятие, превращение, сила.
«Подножка» (правило взятие на проходе).
Дидактические игры и задания:
«В бой идут одни только пешки».
«Игра на уничтожение».

Король
Ход Короля. И Король в поле воин (взятие).
Дидактические игры и задания:
"Игра на уничтожение", "Один в поле воин".

Ладья
Ход, взятие.
Дидактические игры и задания:
Одна против пешек. Лабиринт.
Игра «Один в поле воин», «Перехитри часовых», «Атака
неприятельской фигуры».

Слон
Ход, взятие. Белопольные и чернопольные слоны.
Легкая и тяжелая фигура.
Ладья против слона.
Дидактические игры и задания:
"Игра на уничтожение", "Один в поле воин", "Сними часовых",
"Лабиринт", "Кратчайший путь", "Атака неприятельской фигуры", "Взятие",
"Защита".
8


Ферзь
«Могучая фигура» Ферзь. Дороги Ферзя.
Ход, взятие.
Ферзь против ладьи, слона
Дидактические игры и задания:
"Игра
на
уничтожение", "Один
в
поле
воин",
"Лабиринт", "Кратчайший путь".

Конь
Ход, взятие, сила.
Игра конем на усеченной доске.
Конь против ферзя, ладьи, слона
Дидактические игры и задания:
"Игра на уничтожение", "Сними часовых", "Один в поле воин",
"Лабиринт", "Перехитри часовых", "Кратчайший путь".

Относительная ценность фигур.
Ценность фигур.
Сравнительная сила фигур.
Дидактические игры и задания:
"Кто сильнее". Педагог показывает детям две фигуры и спрашивает:
"Какая фигура сильнее? На сколько?"
"Обе армии равны". Педагог ставит на столе от одной до четырех
фигур и просит ребят расположить на своих шахматных досках другие
наборы фигур так, чтобы суммы очков в армиях учителя и ученика были
равны.

Шах.
Что такое шах. Понятие о шахе.
Шах ферзем, ладьёй, слоном, конем, пешкой.
Защита от шаха.
Дидактические игры и задания:
"Шах или не шах". Приводится ряд положений, в которых ученики
должны определить: стоит ли король под шахом или нет.
"Дай шах". Требуется объявить шах неприятельскому королю.
"Защита от шаха". Белый король должен защититься от шаха.

Мат - цель игры.
Техника матования одинокого короля:
Две ладьи против короля.
Ферзь и ладья против короля.
Дидактические игры и задания:
"Шах или мат". Шах или мат черному королю? "Мат или пат".
Решение шахматных задач и упражнений

Ничья.
9

Варианты ничьей.
Пат. Отличие пата от мата. Примеры на пат.
Дидактическое задание:
"Пат или не пат".

Рокировка.
Длинная и короткая рокировка.
Правила рокировки.
Дидактическое задание:
"Рокировка". Ученики должны определить, можно ли рокировать в
тех или иных случая

Шахматная партия.
Начало шахматной партии.
Самые общие представления о том, как начинать шахматную партию.
Правила и законы дебюта.
Игра всеми фигурами из начального положения.
Короткие шахматные партии.
Занимательные страницы шахмат.
Шахматные сказки.

10

3.Организационный раздел
3.1. Учебный план
№ Наименование
Количество
предмета
учебных часов в
неделю на 1
группу

Количество
учебных
часов в месяц
на 1 группу

Количество
учебных
часов в год
на 1 группу

1

Шахматы

2 часа

8 часов

56 часов

Итого:

2 часа

8 часов

56 часов

Количество групп:

1

3.2.Условия реализации программы «Шахматы»
Кадровые условия реализации программы «Шахматы»
Педагог дополнительного образования
Материально-техническое обеспечение
Шахматные доски, оборудование кабинета начальных классов
Учебно-методическое обеспечение для педагога
И.Г. Сухин «Шахматы первый год или Учусь и Учу». Обнинск:
«Духовное возрождение», 1999
Требования к организации групп.
Количественный состав групп: до 15 человек.
Требования к режиму занятий.
Занятия проводятся два раза в неделю по 40 минут.

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».