МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЛИЦЕЙ № 135
ПРИЛОЖЕНИЕ
к ООП ООО МАОУ лицея № 135
Приказ №89-УД от 31.08.2021 г.
Рабочая программа учебного предмета
ХИМИЯ
Уровень – основное общее образование (5-9 классы)
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Химия» на уровень основного общего образования (8-9 классы) является частью основной
образовательной программы основного общего образования МАОУ лицея №135.
Рабочая программа разработана с учетом нормативно-правовых документов:
- ФГОС основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 17.12.2010 №1897 (с изменениями и дополнениями);
- Примерная программа основного общего образования по предмету «Химия» (одобрена решением федерального учебно-методического
объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. №1/15);
- Примерная программа воспитания, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию,
(протокол от 2 июня 2020 г. № 2/20), далее соответственно - Программа воспитания, ФУМО и Рабочая программа воспитания МАОУ лицея
№135 (приказ №88-УД от 31.08.2021 г.).
В системе естественнонаучного образования химия как учебный предмет занимает важное место в познании законов природы,
формировании научной картины мира, создании основы химических знаний, необходимых для повседневной жизни, навыков здорового и
безопасного для человека и окружающей его среды образа жизни, а также в воспитании экологической культуры.
Успешность изучения химии связана с овладением химическим языком, соблюдением правил безопасной работы при выполнении
химического эксперимента, осознанием многочисленных связей химии с другими предметами школьного курса.
В изучении курса значительная роль отводится химическому эксперименту: проведению практических и лабораторных работ, описанию
результатов ученического эксперимента, соблюдению норм и правил безопасной работы в химической лаборатории.
Изучение предмета «Химия» в части формирования у обучающихся научного мировоззрения, освоения общенаучных методов
(наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование), освоения практического применения научных знаний основано на межпредметных
связях с предметами: «Биология», «География», «История», «Литература», «Математика», «Основы безопасности жизнедеятельности»,
«Русский язык», «Физика».
В учебном плане МАОУ лицей № 135 на изучение химии в 8-9 классах отводится 2 ч. в неделю, за весь период обучения 136 часов.
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Химия»
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты изучения химии предполагают:
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики,
учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе
ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе
формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста,
взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта
экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения
в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения и безопасного обращения с веществами.
Метапредметные результаты изучения химии предполагают:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные
способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и
критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное,
дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
смысловое чтение;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в
группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать своё мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и
потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ–
компетенции);
формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и
профессиональной ориентации.
Предметные результаты изучения химии предполагают:
формирование первоначальных систематизированных представлений о веществах, их превращениях и практическом применении; овладение
понятийным аппаратом и символическим языком химии;
осознание объективной значимости основ химической науки как области современного естествознания, химических превращений
неорганических и органических веществ как основы многих явлений живой и неживой природы; углубление представлений о материальном
единстве мира;
овладение основами химической грамотности: способностью анализировать и объективно оценивать жизненные ситуации, связанные с
химией, навыками безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни; умением анализировать и планировать
экологически безопасное поведение в целях сохранения здоровья и окружающей среды;
формирование умений устанавливать связи между реально наблюдаемыми химическими явлениями и процессами, происходящими в
микромире, объяснять причины многообразия веществ, зависимость их свойств от состава и строения, а также зависимость применения
веществ от их свойств;
приобретение опыта использования различных методов изучения веществ: наблюдения за их превращениями при проведении несложных
химических экспериментов с использованием лабораторного оборудования и приборов;
формирование представлений о значении химической науки в решении современных экологических проблем, в том числе в предотвращении
техногенных и экологических катастроф.
для слепых и слабовидящих обучающихся: владение правилами записи химических формул с использованием рельефно-точечной системы
обозначений Л. Брайля;
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: владение основными доступными методами научного познания,
используемыми в химии.
В результате изучения химии выпускник научится:
характеризовать основные методы познания: наблюдение, измерение, эксперимент;
описывать свойства твердых, жидких, газообразных веществ, выделяя их существенные признаки;
раскрывать смысл основных химических понятий «атом», «молекула», «химический элемент», «простое вещество», «сложное
вещество», «валентность», «химическая реакция», используя знаковую систему химии;
раскрывать смысл законов сохранения массы веществ, постоянства состава, атомно-молекулярной теории;
различать химические и физические явления;
называть химические элементы;
определять состав веществ по их формулам;
определять валентность атома элемента в соединениях;
определять тип химических реакций;
называть признаки и условия протекания химических реакций;
выявлять признаки, свидетельствующие о протекании химической реакции при выполнении химического опыта;
составлять формулы бинарных соединений;
составлять уравнения химических реакций;
соблюдать правила безопасной работы при проведении опытов;
пользоваться лабораторным оборудованием и посудой;
вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ;
вычислять массовую долю химического элемента по формуле соединения;
вычислять количество, объем или массу вещества по количеству, объему, массе реагентов или продуктов реакции;
характеризовать физические и химические свойства простых веществ: кислорода и водорода;
получать, собирать кислород и водород;
распознавать опытным путем газообразные вещества: кислород, водород;
раскрывать смысл закона Авогадро;
раскрывать смысл понятий «тепловой эффект реакции», «молярный объем»;
характеризовать физические и химические свойства воды;
раскрывать смысл понятия «раствор»;
вычислять массовую долю растворенного вещества в растворе;
приготовлять растворы с определенной массовой долей растворенного вещества;
называть соединения изученных классов неорганических веществ;
характеризовать физические и химические свойства основных классов неорганических веществ: оксидов, кислот, оснований, солей;
определять принадлежность веществ к определенному классу соединений;
составлять формулы неорганических соединений изученных классов;
проводить опыты, подтверждающие химические свойства изученных классов неорганических веществ;
распознавать опытным путем растворы кислот и щелочей по изменению окраски индикатора;
характеризовать взаимосвязь между классами неорганических соединений;
раскрывать смысл Периодического закона Д.И. Менделеева;
объяснять физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода в периодической
системе Д.И. Менделеева;
объяснять закономерности изменения строения атомов, свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп;
характеризовать химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И. Менделеева и
особенностей строения их атомов;
составлять схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева;
раскрывать смысл понятий: «химическая связь», «электроотрицательность»;
характеризовать зависимость физических свойств веществ от типа кристаллической решетки;
определять вид химической связи в неорганических соединениях;
изображать схемы строения молекул веществ, образованных разными видами химических связей;
раскрывать смысл понятий «ион», «катион», «анион», «электролиты», «неэлектролиты», «электролитическая диссоциация»,
«окислитель», «степень окисления» «восстановитель», «окисление», «восстановление»;
определять степень окисления атома элемента в соединении;
раскрывать смысл теории электролитической диссоциации;
составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей, солей;
объяснять сущность процесса электролитической диссоциации и реакций ионного обмена;
составлять полные и сокращенные ионные уравнения реакции обмена;
определять возможность протекания реакций ионного обмена;
проводить реакции, подтверждающие качественный состав различных веществ;
определять окислитель и восстановитель;
составлять уравнения окислительно-восстановительных реакций;
называть факторы, влияющие на скорость химической реакции;
классифицировать химические реакции по различным признакам;
характеризовать взаимосвязь между составом, строением и свойствами неметаллов;
проводить опыты по получению, собиранию и изучению химических свойств газообразных веществ: углекислого газа, аммиака;
распознавать опытным путем газообразные вещества: углекислый газ и аммиак;
характеризовать взаимосвязь между составом, строением и свойствами металлов;
называть органические вещества по их формуле: метан, этан, этилен, метанол, этанол, глицерин, уксусная кислота, аминоуксусная
кислота, стеариновая кислота, олеиновая кислота, глюкоза;
оценивать влияние химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни;
определять возможность протекания реакций некоторых представителей органических веществ с кислородом, водородом, металлами,
основаниями, галогенами.
Выпускник получит возможность научиться:
выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о химических свойствах веществ на основе их состава и строения, их способности
вступать в химические реакции, о характере и продуктах различных химических реакций;
характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между данными
характеристиками вещества;
составлять молекулярные и полные ионные уравнения по сокращенным ионным уравнениям;
прогнозировать способность вещества проявлять окислительные или восстановительные свойства с учетом степеней окисления
элементов, входящих в его состав;
составлять уравнения реакций, соответствующих последовательности превращений неорганических веществ различных классов;
выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о результатах воздействия различных факторов на изменение скорости
химической реакции;
использовать приобретенные знания для экологически грамотного поведения в окружающей среде;
использовать приобретенные ключевые компетенции при выполнении проектов и учебно-исследовательских задач по изучению
свойств, способов получения и распознавания веществ;
объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах;
критически относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе в средствах массовой информации;
осознавать значение теоретических знаний по химии для практической деятельности человека;
создавать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; понимать необходимость соблюдения предписаний,
предлагаемых в инструкциях по использованию лекарств, средств бытовой химии и др.
2. Содержание учебного предмета «Химия»
Первоначальные химические понятия
Предмет химии. Тела и вещества. Основные методы познания: наблюдение, измерение, эксперимент. Физические и химические явления.
Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей. Атом. Молекула. Химический элемент. Знаки химических элементов. Простые и
сложные вещества. Валентность. Закон постоянства состава вещества. Химические формулы. Индексы. Относительная атомная и молекулярная
массы. Массовая доля химического элемента в соединении. Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Коэффициенты. Условия
и признаки протекания химических реакций. Моль – единица количества вещества. Молярная масса.
Кислород. Водород
Кислород – химический элемент и простое вещество. Озон. Состав воздуха. Физические и химические свойства кислорода. Получение и
применение кислорода. Тепловой эффект химических реакций. Понятие об экзо- и эндотермических реакциях. Водород – химический элемент
и простое вещество. Физические и химические свойства водорода. Получение водорода в лаборатории. Получение водорода в
промышленности. Применение водорода. Закон Авогадро. Молярный объем газов. Качественные реакции на газообразные вещества (кислород,
водород). Объемные отношения газов при химических реакциях.
Вода. Растворы
Вода в природе. Круговорот воды в природе. Физические и химические свойства воды. Растворы. Растворимость веществ в воде.
Концентрация растворов. Массовая доля растворенного вещества в растворе.
Основные классы неорганических соединений
Оксиды. Классификация. Номенклатура. Физические свойства оксидов. Химические свойства оксидов. Получение и применение
оксидов. Основания. Классификация. Номенклатура. Физические свойства оснований. Получение оснований. Химические свойства оснований.
Реакция нейтрализации. Кислоты. Классификация. Номенклатура. Физические свойства кислот. Получение и применение кислот. Химические
свойства кислот. Индикаторы. Изменение окраски индикаторов в различных средах. Соли. Классификация. Номенклатура. Физические
свойства солей. Получение и применение солей. Химические свойства солей. Генетическая связь между классами неорганических соединений.
Проблема безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни. Токсичные, горючие и взрывоопасные вещества.
Бытовая химическая грамотность.
Строение атома. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева
Строение атома: ядро, энергетический уровень. Состав ядра атома: протоны, нейтроны. Изотопы. Периодический закон Д.И.
Менделеева. Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Физический смысл атомного (порядкового) номера химического
элемента, номера группы и периода периодической системы. Строение энергетических уровней атомов первых 20 химических элементов
периодической системы Д.И. Менделеева. Закономерности изменения свойств атомов химических элементов и их соединений на основе
положения в периодической системе Д.И. Менделеева и строения атома. Значение Периодического закона Д.И. Менделеева.
Строение веществ. Химическая связь
Электроотрицательность атомов химических элементов. Ковалентная химическая связь: неполярная и полярная. Понятие о водородной
связи и ее влиянии на физические свойства веществ на примере воды. Ионная связь. Металлическая связь. Типы кристаллических решеток
(атомная, молекулярная, ионная, металлическая). Зависимость физических свойств веществ от типа кристаллической решетки.
Химические реакции
Понятие о скорости химической реакции. Факторы, влияющие на скорость химической реакции. Понятие о катализаторе.
Классификация химических реакций по различным признакам: числу и составу исходных и полученных веществ; изменению степеней
окисления атомов химических элементов; поглощению или выделению энергии. Электролитическая диссоциация. Электролиты и
неэлектролиты. Ионы. Катионы и анионы. Реакции ионного обмена. Условия протекания реакций ионного обмена. Электролитическая
диссоциация кислот, щелочей и солей. Степень окисления. Определение степени окисления атомов химических элементов в соединениях.
Окислитель. Восстановитель. Сущность окислительно-восстановительных реакций.
Неметаллы IV – VII групп и их соединения
Положение неметаллов в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Общие свойства неметаллов. Галогены:
физические и химические свойства. Соединения галогенов: хлороводород, хлороводородная кислота и ее соли. Сера: физические и химические
свойства. Соединения серы: сероводород, сульфиды, оксиды серы. Серная, сернистая и сероводородная кислоты и их соли. Азот: физические и
химические свойства. Аммиак. Соли аммония. Оксиды азота. Азотная кислота и ее соли. Фосфор: физические и химические свойства.
Соединения фосфора: оксид фосфора (V), ортофосфорная кислота и ее соли. Углерод: физические и химические свойства. Аллотропия
углерода: алмаз, графит, карбин, фуллерены. Соединения углерода: оксиды углерода (II) и (IV), угольная кислота и ее соли. Кремний и его
соединения.
Металлы и их соединения
Положение металлов в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Металлы в природе и общие способы их получения.
Общие физические свойства металлов. Общие химические свойства металлов: реакции с неметаллами, кислотами, солями. Электрохимический ряд
напряжений металлов. Щелочные металлы и их соединения. Щелочноземельные металлы и их соединения. Алюминий. Амфотерность оксида и
гидроксида алюминия. Железо. Соединения железа и их свойства: оксиды, гидроксиды и соли железа (II и III).
Первоначальные сведения об органических веществах
Первоначальные сведения о строении органических веществ. Углеводороды: метан, этан, этилен. Источники углеводородов:
природный газ, нефть, уголь. Кислородсодержащие соединения: спирты (метанол, этанол, глицерин), карбоновые кислоты (уксусная кислота,
аминоуксусная кислота, стеариновая и олеиновая кислоты). Биологически важные вещества: жиры, глюкоза, белки. Химическое загрязнение
окружающей среды и его последствия.
Типы расчетных задач:
1. Вычисление массовой доли химического элемента по формуле соединения.
Установление простейшей формулы вещества по массовым долям химических элементов.
2. Вычисления по химическим уравнениям количества, объема, массы вещества по количеству, объему, массе реагентов или продуктов
реакции.
3. Расчет массовой доли растворенного вещества в растворе.
Примерные темы практических работ:
1. Лабораторное оборудование и приемы обращения с ним. Правила безопасной работы в химической лаборатории.
2. Очистка загрязненной поваренной соли.
3. Признаки протекания химических реакций.
4. Получение кислорода и изучение его свойств.
5. Получение водорода и изучение его свойств.
6. Приготовление растворов с определенной массовой долей растворенного вещества.
7. Решение экспериментальных задач по теме «Основные классы неорганических соединений».
8. Реакции ионного обмена.
9. Качественные реакции на ионы в растворе.
10. Получение аммиака и изучение его свойств.
11. Получение углекислого газа и изучение его свойств.
12. Решение экспериментальных задач по теме «Неметаллы IV – VII групп и их соединений».
13. Решение экспериментальных задач по теме «Металлы и их соединения».
3. Тематическое планирование
Тематическое планирование по химии с учетом рабочей программы воспитания, 8 класс
№
Раздел
Количество
часов
1.
Первоначальные химические
поняти
16
2.
Кислород. Водород.
9
3.
Вода. Растворы.
6
4.
Основные классы неорганических
веществ.
17
5.
Строение атома. Периодический
закон и периодическая система
химических элементов Д.И.
Менделеева.
Строение веществ. Химическая
связь.
9
7.
Неметаллы VII и их соединения.
Галогены.
2
8.
Резерв.
1
6.
8
Основные виды деятельности
Определения понятий. Описание и сравнение предметов изучения. Характеристика
основных методов изучения веществ и явлений. Выполнение непосредственных
наблюдений и анализ свойств веществ. Составление плана текста и познавательной
деятельности. Получение химической информации из различных источников. Вычисления
по формуле или уравнению.
Составление уравнений реакций на основе закона сохранения массы веществ. Наблюдение
и описание признаков и условий протекания химических реакций, выводы на основании
анализа наблюдений за экспериментом. Проводить химический эксперимент, исследовать
свойства изучаемых веществ. Решение задач с использованием понятий и формул.
Установление причинно-следственных связей между строением и свойствами. Наблюдение
и описание признаков и условий течения химических реакций. Проводить химический
эксперимент, исследовать свойства изучаемых веществ. Решение задач с использованием
понятий, формул и уравнений. Установление генетической связи между классами веществ.
Установление причинно-следственных связей между строением и свойствами. Наблюдение
и описание признаков и условий течения химических реакций. Проводить химический
эксперимент, исследовать свойства изучаемых веществ. Решение задач с использованием
понятий, формул и уравнений. Установление генетической связи между классами веществ.
Составление схем строения атомов и распределения электронов. Составление
характеристики химических элементов по их положению в Периодической системе.
Определение типа химической связи по формуле вещества. Характеристика механизма
образования связи. Установление причинно-следственных связей: состав вещества — тип
химической связи – свойства вещества. Исследовать свойства изучаемых веществ, знать,
различать, обобщать.
Установление причинно-следственных связей между строением и свойствами. Проводить
химический эксперимент, исследовать свойства изучаемых веществ. Решение задач с
использованием понятий и формул.
Определять, различать, составлять, характеризовать вещества по составу, строению и
свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками
вещества.
Основные
направления
воспитательной
работы
6, 8
6, 8
6, 7, 8
6, 7, 8
2, 6, 8
4, 7, 8
7, 8
6, 7, 8
Тематическое планирование по химии с учетом рабочей программы воспитания, 9 класс
№
Название темы
Количество
часов
1.
Повторение
4
2.
Химические реакции
16
3.
Неметаллы IV – VI групп и их
соединения
23
4.
Металлы и их соединения
13
5.
7
6.
Первоначальные сведения об
органических веществах
Химия в жизни
7.
Резерв
1
4
Основные виды деятельности
Обобщение, систематизация, применение, объяснять закономерности изменения строения
атомов, устанавливать причинно-следственные связи.
Составление
уравнений
реакций на основе закона сохранения массы веществ.
Составление молекулярных, полных и сокращенных ионных уравнений реакций.
Наблюдение и описание признаков и условий протекания химических реакций, выводы на
основании анализа наблюдений за экспериментом. Проводить химический эксперимент,
исследовать свойства изучаемых веществ. Решение задач с использованием понятий и
формул.
Наблюдение и описание признаков и условий течения химических реакций. Проводить
химический эксперимент, исследовать свойства изучаемых веществ. Проведение опытов,
подтверждающих зависимость скорости химической реакции от различных факторов.
Определение понятия «катализатор». Характеристика химических реакций по различным
признакам.
Установление причинно-следственных связей между строением и свойствами. Наблюдение
и описание признаков и условий течения химических реакций. Проводить химический
эксперимент, исследовать свойства изучаемых веществ. Решение задач с использованием
понятий, формул и уравнений. Установление генетической связи между классами веществ.
Установление причинно-следственных связей между строением и свойствами. Наблюдение
и описание признаков и условий течения химических реакций. Проводить химический
эксперимент, исследовать свойства изучаемых веществ. Решение задач с использованием
понятий, формул и уравнений. Установление генетической связи между классами веществ.
Описание строения и свойств отдельных органических веществ. Установление причинноследственных связей между строением и свойствами.
Знать, обобщать, оценивать влияние химического загрязнения окружающей среды на
организм человека; грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни.
Проводить химический эксперимент, исследовать свойства изучаемых веществ.
Основные
направления
воспитательной
работы
5, 6, 7,8
4 , 5, 6, 7
6, 7,8
1, 3, 6, 7
6, 7,8
2, 6, 7,8
7,8
Тематическое планирование, 8 класс
№
урока
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
Тема урока
Химия как часть естествознания. Предмет химии. Тела и вещества. Вводный инструктаж по ОТ и ТБ.
Основные методы познания: наблюдение, измерение, эксперимент. Физические и химические явления. Условия и признаки
химических реакций.
Чистые вещества и смеси веществ. Способы разделения смесей. Природные смеси: ВОЗДУХ, ПРИРОДНЫЙ ГАЗ, НЕФТЬ,
ПРИРОДНЫЕ ВОДЫ. Входной срез.
Практическая работа: Лабораторное оборудование и приемы обращения с ним. Правила безопасной работы в химической
лаборатории. Признаки протекания химических реакций.
Практическая работа: Очистка загрязненной поваренной соли.
Атом. Молекула. Химический элемент. Знаки химических элементов. Простые и сложные вещества.
Химические формулы. Индексы. Закон постоянства состава вещества. Качественный и количественный состав вещества.
Относительная атомная и молекулярная массы. Массовая доля химического элемента в соединении. АТОМНАЯ ЕДИНИЦА
МАССЫ.
Вычисление массовой доли химического элемента по формуле соединения. Установление простейшей формулы вещества по
массовым долям химических элементов.
Валентность элемента. Определение валентности по химической формуле вещества. Составление химических формул веществ по
валентности.
Закон сохранения массы вещества при химических реакциях. Химические уравнения. Коэффициенты.
Классификация химических реакций по различным признакам: числу и составу исходных и полученных веществ.
Урок - практикум: типы химических реакций, составление уравнений реакций. Проведение расчетов на основе формул и уравнений
реакций: количества вещества по количеству вещества одного из реагентов или продуктов реакции.
Моль – единица количества вещества. Молярная масса.
Проведение расчетов на основе формул и уравнений реакций: массы по массе одного из реагентов или продуктов реакции.
Контрольный срез по теме «Первоначальные химические понятия.
Кислород – химический элемент и простое вещество. Озон. Получение и применение кислорода.
Физические и химические свойства кислорода. Тепловой эффект химических реакций. Понятие об экзо- и эндотермических
реакциях. Реакции горения. Термохимические уравнения.
Урок – практикум: упражнения в составлении уравнений реакций горения.
Практическая работа: Получение кислорода и изучение его свойств.
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
Оксиды. Классификация. Номенклатура.
Водород – химический элемент и простое вещество. Физические и химические свойства водорода. Получение водорода в
лаборатории. Получение водорода в промышленности. Применение водорода.
Закон Авогадро. Молярный объем газов. Объемные отношения газов при химических реакциях.
Практическая работа: Получение водорода и изучение его свойств. Качественные реакции на газообразные вещества (кислород,
водород).
Проведение расчетов на основе формул и уравнений реакций: объема вещества по объему одного из реагентов или продуктов
реакции.
Вода в природе. Вода – растворитель Растворы. Растворимость веществ в воде. Концентрация растворов. Массовая доля
растворенного вещества в растворе.
Физические и химические свойства воды (взаимодействие с металлами и оксидами). Круговорот воды в природе.
Расчет массовой доли растворенного вещества в растворе.
Практическая работа: Приготовление растворов солей с определенной массовой долей растворенного вещества.
Обобщающий урок по теме «Вода. Растворы. Основания».
Контрольная работа по темам «Кислород и водород. Вода и растворы».
Основные классы неорганических веществ. Оксиды. Физические свойства оксидов. Получение и применение оксидов.
Химические свойства оксидов.
Основания. Классификация. Номенклатура. Физические свойства оснований. Получение оснований.
Химические свойства оснований. Реакция нейтрализации. Индикаторы.
Урок – практикум: химические свойства оснований. Изменение окраски индикаторов в различных средах.
Кислоты. Классификация. Номенклатура. Физические свойства кислот. Получение и применение кислот.
Химические свойства кислот. Индикаторы. Изменение окраски индикаторов в различных средах.
Урок – практикум: химические свойства кислот. Изменение окраски индикаторов в различных средах.
Соли. Классификация. Номенклатура. Физические свойства солей. Получение и применение солей.
Химические свойства солей.
Урок – практикум: химические свойства солей.
Генетическая связь между классами неорганических соединений.
Урок – практикум: установление генетической связи между классами неорганических соединений.
Практическая работа: Решение экспериментальных задач по теме «Основные классы неорганических соединений».
Вычисления по химическим уравнениям количества, объема, массы вещества по количеству, объему, массе реагентов или продуктов
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
реакции.
Обобщающий урок по теме «Основные классы неорганических веществ».
Контрольный срез ФГОС «Основные классы неорганических веществ».
Первые попытки классификации химических элементов. Естественные семейства: галогены, щелочные металлы.
Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Группы, периоды периодической системы.
Строение атома: ядро, энергетический уровень. Состав ядра атома: протоны, нейтроны. Изотопы.
Периодический закон Д.И. Менделеева. Физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номера группы и
периода периодической системы.
Строение энергетических уровней атомов первых 20 химических элементов периодической системы Д.И. Менделеева.
Закономерности изменения свойств атомов химических элементов и их соединений на основе положения в периодической системе
Д.И. Менделеева и строения атома.
Характеристика элемента на основе его положения в периодической системе Д.И. Менделеева и строения атома.
Значение Периодического закона Д.И. Менделеева. Обобщение по теме «Периодический закон и периодическая система химических
элементов Д.И. Менделеева.
Самостоятельная работа по теме «Строение атома. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.
Менделеева».
Электроотрицательность атомов химических элементов. Химическая связь. Типы химических связей.
Ковалентная химическая связь: неполярная и полярная. Ионная связь.
Металлическая связь. Понятие о водородной связи и ее влиянии на физические свойства веществ на примере воды.
Типы кристаллических решеток (атомная, молекулярная, ионная, металлическая). Зависимость физических свойств веществ от типа
кристаллической решетки.
Степень окисления. Определение степени окисления атомов химических элементов в соединениях. Окислитель. Восстановитель.
Классификация химических реакций по различным признакам: изменения степени окисления атомов химических элементов.
Сущность окислительно-восстановительных реакций.
Обобщающий урок по теме «Строение веществ. Химическая связь.
Итоговый контрольный срез «Вещества и их свойства».
Положение неметаллов в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Общие свойства неметаллов. Галогены:
физические и химические свойства.
Соединения галогенов: хлороводород, хлороводородная кислота и ее соли.
Резерв.
Тематическое планирование, 9 класс
№
урока
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
Тема урока
Строение атома. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.
Виды химической связи. Классификация химических реакций по различным признакам. Основные классы неорганических
соединений.
Химические свойства основных классов неорганических соединений.
Входной контрольный срез.
Электролиты и неэлектролиты.
Ионы. Катионы и анионы.
Электролитическая диссоциация веществ в водных растворах.
Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей.
Реакции ионного обмена. Условия протекания реакций ионного обмена.
Урок – практикум: составление реакций ионного обмена.
Практическая работа: Проведение химических реакций в растворах. Реакции ионного обмена.
Определение характера среды. Индикаторы. Изменение окраски индикаторов в различных средах.
Решение экспериментальных задач по теме «Основные классы неорганических соединений».
Урок – зачет по теме: Электролитическая диссоциация.
Понятие о скорости химических реакций. Факторы, влияющие на скорость химической реакции. Понятие о катализаторе.
Классификация химических реакций по поглощению или выделению энергии. Тепловой эффект химической реакции.
Термохимические уравнения. Проведение расчетов по термохимическим уравнениям.
Химическое равновесие. Условия смещения химического равновесия.
Решение задач и упражнений на скорость химической реакции и химическое равновесие.
Урок – практикум по теме: скорость химической реакции и химическое равновесие.
Положение неметаллов в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Общие свойства неметаллов.
Общая характеристика подгруппы кислорода. Аллотропия. Озон.
Сера: характеристика строения и свойств, физические и химические свойства.
Соединения серы: оксиды серы (состав, физические и химические свойства), сероводород, сульфиды (состав, физические и
химические свойства), способы получения и применения.
Серная, сернистая и сероводородная кислоты и их соли (состав, физические и химические свойства).
Урок- практикум по составлению уравнений реакций, характеризующих свойства серы и ее соединений.
Практическая работа: Качественные реакции на ионы в растворе.
Общая характеристика подгруппы азота. Азот. Физические и химические свойства, получение и применение. Круговорот азота.
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
Аммиак: строение и свойства. Соли аммония: состав, свойства, получение.
Практическая работа: Получение газообразного вещества - аммиака и изучение его свойств.
Оксиды азота: состав, свойства, получение.
Азотная кислота и ее соли: состав, свойства, получение. Окислительные свойства азотной кислоты.
Фосфор: состав, физические и химические свойства, получение.
Соединения фосфора. Оксид фосфора(V): состав, свойства, получение.
Ортофосфорная кислота и ее соли: состав, свойства, получение.
Проведение расчетов на вычисление по химическим уравнениям количества, объема, массы вещества по количеству, массе, объему
реагентов или продуктов реакции.
Углерод: физические и химические свойства. Аллотропия углерода: алмаз, графит, карбин, фуллерены.
Соединения углерода: оксиды углерода (II) и (IV). Физические и химические свойства. Физиологическое действие СО.
Практическая работа: Получение углекислого газа и изучение его свойств. Решение экспериментальных задач по теме «Неметаллы IV
группы и их соединения».
Угольная кислота и ее соли. Кремний: состав, свойства, получение.
Соединения кремния: оксид кремния, кремниевая кислота и ее соли (состав, свойства, получение).
Практическая работа: Решение экспериментальных задач по теме «Неметаллы IV-VII групп и их соединений».
Контрольный срез ФГОС «Свойства соединений неметаллов».
Положение металлов в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева. Общие физические свойства металлов.
Металлы в природе и общие способы их получения.
Проведение расчетов на вычисление по химическим уравнениям количества, объема, массы вещества по количеству, массе, объему
реагентов или продуктов реакции. Задачи на примеси.
Общие химические свойства металлов: реакции с неметаллами, кислотами, солями. Электрохимический ряд напряжений металлов.
Щелочные металлы и их соединения.
Щелочноземельные металлы и их соединения. Жесткость воды и способы ее устранения.
Алюминий: строение и свойства, способы получения. Амфотерность оксида и гидроксида алюминия.
Генетическая связь между классами неорганических соединений.
Железо: строение и свойства. Способы получения железа.
Соединения железа и их свойства: оксиды, гидроксиды и соли железа (II) и (III).
Практическая работа: Решение экспериментальных задач по теме «Металлы и их соединения».
Проведение расчетов на вычисление по химическим уравнениям количества, объема, массы вещества по количеству, массе, объему
реагентов или продуктов реакции. Задачи на выход по сравнению с теоретически возможным.
Человек в мире веществ, материалов и химических реакций (производство чугуна и стали). Химическое загрязнение окружающей
среды и его последствия.
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
Контрольная работа «Строение и свойства неорганических веществ».
Первоначальные сведения о строении органических веществ.
Углеводороды: метан, этан, этилен. Источники углеводородов - природный газ, нефть, уголь. Способы их переработки.
Кислородсодержащие соединения: спирты (метанол, этанол, глицерин). Экспериментальное изучение химических свойств
органических веществ.
Кислородсодержащие соединения: карбоновые кислоты (уксусная, аминоуксусная, стеариновая и олеиновая кислоты).
Биологически важные вещества: жиры, глюкоза, белки.
Представления о полимерах на примере полиэтилена. Использование полимеров.
Итоговая контрольная работа "Строение и свойства веществ, получение и применение".
Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни.
Химия и здоровье. Лекарственные препараты; проблемы, связанные с их применением.
Химия и пища. Калорийность жиров, белков и углеводов. Консерванты пищевых продуктов (поваренная соль, уксусная кислота).
67
68
Токсичные, горючие и взрывоопасные вещества. Бытовая химическая грамотность.
Резерв.
Лист коррекции
Уроки, которые требуют коррекции
Дата,
класс
№ урока по
КТП
Уроки, содержащие коррекцию
Причина
коррекции
Тема урока
Дата
Отметка о выполнении
Форма коррекции
Информация о выполнении рабочей программы
Предмет
Количество часов
по плану
Выполнение
Четверть
1
2
3
Отставание
4
Причина
Компенсирующие
мероприятия
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)