МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЛИЦЕЙ № 135
ПРИЛОЖЕНИЕ
к ООП ООО МАОУ лицея №135
Приказ №89-УД от 31.08.2021 г.
Рабочая программа учебного предмета
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
Уровень – основное общее образование (5-9 класс)
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Обществознание» на уровень основного общего образования (6-9 классы) является
частью Основной образовательной программы основного общего образования МАОУ лицея №135.
Рабочая программа учебного предмета разработана с учетом нормативно-правовых документов:
- ФГОС основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 17.12.2010 №1897 (с изменениями и дополнениями);
- Примерная программа основного общего образования по предмету «Обществознание» (одобрена решением федерального учебнометодического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. №1/15);
- Примерная программа воспитания, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию,
(протокол от 2 июня 2020 г. № 2/20), далее - Программа воспитания, ФУМО и Рабочая программа воспитания МАОУ лицея №135 (приказ №88УД от 31.08.2021 г.).
Обществознание является одним из основных гуманитарных предметов в системе общего образования, поскольку должно обеспечить
формирование мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся, личностных основ российской гражданской идентичности,
социальной ответственности, правового самосознания, поликультурности, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в
Конституции РФ, гражданской активной позиции в общественной жизни при решении задач в области социальных отношений.
Основой учебного предмета «Обществознание» на уровне основного общего образования являются научные знания об обществе и его
основных сферах, о человеке в обществе. Учебный предмет «Обществознание» в основной школе многогранно освещает проблемы человека и
общества через призму основ наук: экономика, социология, политология, социальная психология, правоведение, философия, акцентируя
внимание на современные реалии жизни, что способствует формированию у обучающихся целостной картины мира и жизни человека в нем.
Освоение учебного предмета «Обществознание» направлено на развитие личности обучающихся, воспитание, усвоение основ научных
знаний, развитие способности обучающихся анализировать социально значимую информацию, делать необходимые выводы и давать
обоснованные оценки социальным событиям и процессам, выработку умений, обеспечивающих адаптацию к условиям динамично
развивающегося современного общества.
Учебный предмет «Обществознание» на уровне основного общего образования опирается на межпредметные связи, в основе которых
лежит обращение к таким учебным предметам, как «История», «Литература», «Мировая художественная культура», «География», «Биология»,
что создает возможность одновременного прохождения тем по указанным учебным предметам.
Учебный предмет «Обществознание» изучается на уровне основного общего образования в качестве обязательного предмета в 6-9 классах в
общем объеме 136 часов, по 1 часу в неделю в 6,7,8,9-х классах.
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Обществознание»
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты изучения обществознания предполагают:
• Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа
России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость
использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского
народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного
наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории
народов и государств, находившихся на территории современной России); интериоризация гуманистических, демократических и
традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к
истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира. У обучающихся будет сформирована
компетенция общероссийской и региональной пространственной самоидентификации (пространственно-географические образы России
и Смоленщины, межрегиональное разделение труда, межрегиональные экономические связи, полиэтническое межкультурное
взаимодействие народов России).
• Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и
способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире
профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.
• Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование
нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к
нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их
отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России,
готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве;
сформированность представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории
России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности,
веры и религии в жизни человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного
отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества,
принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
• Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики,
учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
• Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере,
гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация
себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию
образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур,
готовность и способность к ведению переговоров).
•
Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном
самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и
экономических особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в
которые включены и которые формируют сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие, готовность
участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и
социальными институтами; идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере
организаторской деятельности; интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей
социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации,
ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности,
рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала).
• Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного
безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на
дорогах.
• Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности
эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа
познания жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к
эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
уважение к истории культуры своего Отечества, выраженное в том числе в понимании красоты человека; потребность в общении с
художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой,
эстетической и личностно-значимой ценности).
• Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта
экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к
исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям
туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).
Метапредметные результаты изучения обществознания предполагают:
Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные,
познавательные, коммуникативные).
Условием формирования межпредметных понятий, например таких как система, факт, закономерность, феномен, анализ, синтез является
овладение обучающимися основами читательской компетенции, приобретение навыков работы с информацией, участие в проектной
деятельности. В основной школе на всех предметах будет продолжена работа по формированию и развитию основ читательской
компетенции. Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и
самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к
трудовой и социальной деятельности. У выпускников будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира
и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, создании образа «потребного будущего».
При изучении учебных предметов обучающиеся усовершенствуют приобретённые на первом уровне навыки работы с информацией и
пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:
• систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых
информационных объектах;
• выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов, мыслей; представлять
информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических
схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);
• заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.
В ходе изучения всех учебных предметов обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы,
способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной
деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства,
принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределённости. Они получат возможность развить способность к разработке нескольких
вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.
Предметные результаты изучения обществознания предполагают:
Человек. Деятельность человека
Выпускник научится:
• использовать знания о биологическом и социальном в человеке для характеристики его природы;
• характеризовать основные возрастные периоды жизни человека, особенности подросткового возраста;
• в модельных и реальных ситуациях выделять сущностные характеристики и основные виды деятельности людей, объяснять роль
мотивов в деятельности человека;
• характеризовать и иллюстрировать конкретными примерами группы потребностей человека;
• приводить примеры основных видов деятельности человека;
• выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения межличностных
конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам разрешения межличностных конфликтов.
Выпускник получит возможность научиться:
• выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с деятельностью человека;
• оценивать роль деятельности в жизни человека и общества;
• оценивать последствия удовлетворения мнимых потребностей, на примерах показывать опасность удовлетворения мнимых
потребностей, угрожающих здоровью;
• использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике межличностных конфликтов;
• моделировать возможные последствия позитивного и негативного воздействия группы на человека, делать выводы.
Общество
Выпускник научится:
• демонстрировать на примерах взаимосвязь природы и общества, раскрывать роль природы в жизни человека;
• распознавать на основе приведенных данных основные типы обществ;
• характеризовать движение от одних форм общественной жизни к другим; оценивать социальные явления с позиций общественного
прогресса;
• различать экономические, социальные, политические, культурные явления и процессы общественной жизни;
• выполнять несложные познавательные и практические задания, основанные на ситуациях жизнедеятельности человека в разных сферах
общества;
• характеризовать экологический кризис как глобальную проблему человечества, раскрывать причины экологического кризиса;
• на основе полученных знаний выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике экологически рациональное
поведение;
• раскрывать влияние современных средств массовой коммуникации на общество и личность;
• конкретизировать примерами опасность международного терроризма.
Выпускник получит возможность научиться:
• наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в различных сферах общественной жизни;
• выявлять причинно-следственные связи общественных явлений и характеризовать основные направления общественного развития;
• осознанно содействовать защите природы.
Социальные нормы
Выпускник научится:
• раскрывать роль социальных норм как регуляторов общественной жизни и поведения человека;
• различать отдельные виды социальных норм;
• характеризовать основные нормы морали;
• критически осмысливать информацию морально-нравственного характера, полученную из разнообразных источников,
систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для определения собственной позиции, для
соотнесения своего поведения и поступков других людей с нравственными ценностями;
• раскрывать сущность патриотизма, гражданственности; приводить примеры проявления этих качеств из истории и жизни современного
общества;
• характеризовать специфику норм права;
• сравнивать нормы морали и права, выявлять их общие черты и особенности;
• раскрывать сущность процесса социализации личности;
• объяснять причины отклоняющегося поведения;
• описывать негативные последствия наиболее опасных форм отклоняющегося поведения.
Выпускник получит возможность научиться:
• использовать элементы причинно-следственного анализа для понимания влияния моральных устоев на развитие общества и человека;
• оценивать социальную значимость здорового образа жизни.
Сфера духовной культуры
Выпускник научится:
• характеризовать развитие отдельных областей и форм культуры, выражать свое мнение о явлениях культуры;
• описывать явления духовной культуры;
• объяснять причины возрастания роли науки в современном мире;
• оценивать роль образования в современном обществе;
• различать уровни общего образования в России;
• находить и извлекать социальную информацию о достижениях и проблемах развития культуры из адаптированных источников
различного типа;
• описывать духовные ценности российского народа и выражать собственное отношение к ним;
• объяснять необходимость непрерывного образования в современных условиях;
• учитывать общественные потребности при выборе направления своей будущей профессиональной деятельности;
• раскрывать роль религии в современном обществе;
• характеризовать особенности искусства как формы духовной культуры.
Выпускник получит возможность научиться:
• описывать процессы создания, сохранения, трансляции и усвоения достижений культуры;
• характеризовать основные направления развития отечественной культуры в современных условиях;
• критически воспринимать сообщения и рекламу в СМИ и Интернете о таких направлениях массовой культуры, как шоу-бизнес и мода.
Социальная сфера
Выпускник научится:
• описывать социальную структуру в обществах разного типа, характеризовать основные социальные общности и группы;
• объяснять взаимодействие социальных общностей и групп;
• характеризовать ведущие направления социальной политики Российского государства;
• выделять параметры, определяющие социальный статус личности;
• приводить примеры предписанных и достигаемых статусов;
• описывать основные социальные роли подростка;
• конкретизировать примерами процесс социальной мобильности;
• характеризовать межнациональные отношения в современном мире;
• объяснять причины межнациональных конфликтов и основные пути их разрешения;
• характеризовать, раскрывать на конкретных примерах основные функции семьи в обществе;
• раскрывать основные роли членов семьи;
• характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни; осознанно выбирать верные критерии для оценки безопасных условий
жизни;
•
выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных
конфликтов. Выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов.
Выпускник получит возможность научиться:
• раскрывать понятия «равенство» и «социальная справедливость» с позиций историзма;
• выражать и обосновывать собственную позицию по актуальным проблемам молодежи;
• выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных
конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов;
• формировать положительное отношение к необходимости соблюдать здоровый образ жизни; корректировать собственное поведение
в соответствии с требованиями безопасности жизнедеятельности;
• использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике семейных конфликтов;
• находить и извлекать социальную информацию о государственной семейной политике из адаптированных источников различного
типа.
Политическая сфера жизни общества
Выпускник научится:
• объяснять роль политики в жизни общества;
• различать и сравнивать различные формы правления, иллюстрировать их примерами;
• давать характеристику формам государственно-территориального устройства;
• различать различные типы политических режимов, раскрывать их основные признаки;
• раскрывать на конкретных примерах основные черты и принципы демократии;
• называть признаки политической партии, раскрывать их на конкретных примерах;
• характеризовать различные формы участия граждан в политической жизни.
Выпускник получит возможность научиться:
• осознавать значение гражданской активности и патриотической позиции в укреплении нашего государства;
• соотносить различные оценки политических событий и процессов и делать обоснованные выводы.
Гражданин и государство
Выпускник научится:
• характеризовать государственное устройство Российской Федерации, называть органы государственной власти страны, описывать их
полномочия и компетенцию;
• объяснять порядок формирования органов государственной власти РФ;
• раскрывать достижения российского народа;
• объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданство»;
• называть и иллюстрировать примерами основные права и свободы граждан, гарантированные Конституцией РФ;
• осознавать значение патриотической позиции в укреплении нашего государства;
• характеризовать конституционные обязанности гражданина.
Выпускник получит возможность научиться:
• аргументированно обосновывать влияние происходящих в обществе изменений на положение России в мире;
• использовать знания и умения для формирования способности уважать права других людей, выполнять свои обязанности гражданина
РФ.
Основы российского законодательства
Выпускник научится:
• характеризовать систему российского законодательства;
• раскрывать особенности гражданской дееспособности несовершеннолетних;
• характеризовать гражданские правоотношения;
• раскрывать смысл права на труд;
• объяснять роль трудового договора;
• разъяснять на примерах особенности положения несовершеннолетних в трудовых отношениях;
• характеризовать права и обязанности супругов, родителей, детей;
• характеризовать особенности уголовного права и уголовных правоотношений;
• конкретизировать примерами виды преступлений и наказания за них;
• характеризовать специфику уголовной ответственности несовершеннолетних;
• раскрывать связь права на образование и обязанности получить образование;
• анализировать несложные практические ситуации, связанные с гражданскими, семейными, трудовыми правоотношениями; в
предлагаемых модельных ситуациях определять признаки правонарушения, проступка, преступления;
• исследовать несложные практические ситуации, связанные с защитой прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей;
• находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера, полученную из доступных источников, систематизировать,
анализировать полученные данные; применять полученную информацию для соотнесения собственного поведения и поступков других
людей с нормами поведения, установленными законом.
Выпускник получит возможность научиться:
• на основе полученных знаний о правовых нормах выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике модель
правомерного социального поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку;
• оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный возможный вклад в их становление и развитие;
• осознанно содействовать защите правопорядка в обществе правовыми способами и средствами.
Экономика
Выпускник научится:
• объяснять проблему ограниченности экономических ресурсов;
• различать основных участников экономической деятельности: производителей и потребителей, предпринимателей и наемных
работников; раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;
• раскрывать факторы, влияющие на производительность труда;
•
характеризовать основные экономические системы, экономические явления и процессы, сравнивать их; анализировать и
систематизировать полученные данные об экономических системах;
• характеризовать механизм рыночного регулирования экономики; анализировать действие рыночных законов, выявлять роль
конкуренции;
• объяснять роль государства в регулировании рыночной экономики; анализировать структуру бюджета государства;
• называть и конкретизировать примерами виды налогов;
• характеризовать функции денег и их роль в экономике;
• раскрывать социально-экономическую роль и функции предпринимательства;
• анализировать информацию об экономической жизни общества из адаптированных источников различного типа; анализировать
несложные статистические данные, отражающие экономические явления и процессы;
• формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на
экономические знания и личный опыт; использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической
деятельности; оценивать этические нормы трудовой и предпринимательской деятельности;
• раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;
• характеризовать экономику семьи; анализировать структуру семейного бюджета;
• использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности;
• обосновывать связь профессионализма и жизненного успеха.
Выпускник получит возможность научиться:
• анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую информацию, получаемую из неадаптированных источников;
• выполнять практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики;
• анализировать и оценивать с позиций экономических знаний сложившиеся практики и модели поведения потребителя;
• решать с опорой на полученные знания познавательные задачи, отражающие типичные ситуации в экономической сфере
деятельности человека;
• грамотно применять полученные знания для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных
ситуациях;
• сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять
семейный бюджет.
2. Содержание учебного предмета «Обществознание»
Человек. Деятельность человека
Биологическое и социальное в человеке. Черты сходства и различий человека и животного. Индивид, индивидуальность, личность. Основные
возрастные периоды жизни человека. Отношения между поколениями. Особенности подросткового возраста. Способности и потребности
человека. Особые потребности людей с ограниченными возможностями. Понятие деятельности. Многообразие видов деятельности. Игра, труд,
учение. Познание человеком мира и самого себя. Общение. Роль деятельности в жизни человека и общества. Человек в малой группе.
Межличностные отношения. Личные и деловые отношения. Лидерство. Межличностные конфликты и способы их разрешения.
Общество
Общество как форма жизнедеятельности людей. Взаимосвязь общества и природы. Развитие общества. Общественный прогресс. Основные
сферы жизни общества и их взаимодействие. Типы обществ. Усиление взаимосвязей стран и народов. Глобальные проблемы современности.
Опасность международного терроризма. Экологический кризис и пути его разрешения. Современные средства связи и коммуникации, их
влияние на нашу жизнь. Современное российское общество, особенности его развития.
Социальные нормы
Социальные нормы как регуляторы поведения человека в обществе. Общественные нравы, традиции и обычаи. Как усваиваются социальные нормы.
Общественные ценности. Гражданственность и патриотизм. Уважение социального многообразия. Мораль, ее основные принципы. Нравственность.
Моральные нормы и нравственный выбор. Роль морали в жизни человека и общества. Золотое правило нравственности. Гуманизм. Добро и зло. Долг.
Совесть. Моральная ответственность. Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Основные признаки права. Право и мораль: общее и
различия. Социализация личности. Особенности социализации в подростковом возрасте. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и
алкоголизма для человека и общества. Социальный контроль. Социальная значимость здорового образа жизни.
Сфера духовной культуры
Культура, ее многообразие и основные формы. Наука в жизни современного общества. Научно-технический прогресс в современном обществе.
Развитие науки в России. Образование, его значимость в условиях информационного общества. Система образования в Российской Федерации.
Уровни общего образования. Государственная итоговая аттестация. Самообразование. Религия как форма культуры. Мировые религии. Роль
религии в жизни общества. Свобода совести. Искусство как элемент духовной культуры общества. Влияние искусства на развитие личности.
Социальная сфера жизни общества
Социальная структура общества. Социальные общности и группы. Социальный статус личности. Социальные роли. Основные социальные роли
в подростковом возрасте. Социальная мобильность. Семья и семейные отношения. Функции семьи. Семейные ценности и традиции. Основные
роли членов семьи. Досуг семьи. Социальные конфликты и пути их разрешения. Этнос и нация. Национальное самосознание. Отношения между
нациями. Россия – многонациональное государство. Социальная политика Российского государства.
Политическая сфера жизни общества
Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Государство, его существенные признаки. Функции государства. Внутренняя и внешняя
политика государства. Формы правления. Формы государственно-территориального устройства. Политический режим. Демократия, ее
основные признаки и ценности. Выборы и референдумы. Разделение властей. Участие граждан в политической жизни. Опасность
политического экстремизма. Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Гражданское общество. Правовое государство.
Местное самоуправление. Межгосударственные отношения. Межгосударственные конфликты и способы их разрешения.
Гражданин и государство
Наше государство – Российская Федерация. Конституция Российской Федерации – основной закон государства. Конституционные основы
государственного строя Российской Федерации. Государственные символы России. Россия – федеративное государство. Субъекты федерации.
Органы государственной власти и управления в Российской Федерации. Президент Российской Федерации, его основные функции.
Федеральное Собрание Российской Федерации. Правительство Российской Федерации. Судебная система Российской Федерации.
Правоохранительные органы. Гражданство Российской Федерации. Конституционные права и свободы человека и гражданина в Российской
Федерации. Конституционные обязанности гражданина Российской Федерации. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.
Способы взаимодействия с властью посредством электронного правительства. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и
гражданина в РФ. Основные международные документы о правах человека и правах ребенка.
Основы российского законодательства
Система российского законодательства. Источники права. Нормативный правовой акт. Правоотношения. Правоспособность и дееспособность. Признаки и
виды правонарушений. Понятие, виды и функции юридической ответственности. Презумпция невиновности. Гражданские правоотношения. Основные
виды гражданско-правовых договоров. Право собственности. Права потребителей, защита прав потребителей. Способы защиты гражданских прав. Право
на труд и трудовые правоотношения. Трудовой договор и его значение в регулировании трудовой деятельности человека. Семья под защитой государства.
Права и обязанности детей и родителей. Защита интересов и прав детей, оставшихся без попечения родителей. Особенности административно-правовых
отношений. Административные правонарушения. Виды административного наказания. Уголовное право, основные понятия и принципы. Понятие и виды
преступлений. Необходимая оборона. Цели наказания. Виды наказаний. Особенности правового статуса несовершеннолетнего. Права ребенка и их защита.
Дееспособность малолетних. Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет. Особенности регулирования труда работников в возрасте до
18 лет. Правовое регулирование в сфере образования. Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних. Международное
гуманитарное право. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов.
Экономика
Понятие экономики. Роль экономики в жизни общества. Товары и услуги. Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов. Производство - основа
экономики. Распределение. Обмен. Потребление. Факторы производства. Производительность труда. Разделение труда и специализация.
Собственность. Торговля и ее формы. Реклама. Деньги и их функции. Инфляция, ее последствия. Типы экономических систем. Рынок и рыночный
механизм. Предпринимательская деятельность. Издержки, выручка, прибыль. Виды рынков. Рынок капиталов. Рынок труда. Каким должен быть
современный работник. Выбор профессии. Заработная плата и стимулирование труда. Роль государства в экономике. Экономические цели и функции
государства. Государственный бюджет. Налоги: система налогов, функции, налоговые системы разных эпох.
Банковские услуги, предоставляемые гражданам: депозит, кредит, платежная карта, электронные деньги, денежный перевод, обмен валюты.
Формы дистанционного банковского обслуживания: банкомат, мобильный банкинг, онлайн-банкинг. Страховые услуги: страхование жизни,
здоровья, имущества, ответственности. Инвестиции в реальные и финансовые активы. Пенсионное обеспечение. Налогообложение граждан.
Защита от финансовых махинаций. Экономические функции домохозяйства. Потребление домашних хозяйств. Семейный бюджет. Источники
доходов и расходов семьи. Активы и пассивы. Личный финансовый план. Сбережения. Инфляция.
3. Тематическое планирование
Тематическое планирование по обществознанию с учетом программы воспитания, 6 класс
№
Раздел
Количество
часов
1.
Человек в социальном
измерении
14
2.
Человек среди людей
9
3.
Нравственные основы
жизни
10
4.
Резерв
1
Основные виды деятельности обучающихся
добывать и критически оценивать поступающую информацию об особенностях
личности разных людей, особенностях человеческого общения, экономики и политики;
систематизировать и представлять в разных формах (текст, схему, модель и т.д.)
информацию об особенностях личности и поведения разных людей, взаимоотношений
людей в социальной сфере, экономике и политике;
понимать и объяснять характер взаимоотношений между людьми;
анализировать простые системы фактов, явлений, понятий;
определять и объяснять своё отношение к нравственным нормам и ценностям, к
правилам и нормам человеческого общения, основам экономического и политического
устройства общества;
делать свой выбор в учебных ситуациях отношения к личности и поведению разных
людей и отвечать за свой выбор, а так же моделирующих основы общественных
отношений в социальной сфере, экономике и политике.
договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты (в учебных
моделях жизненных ситуаций);
решать учебно-жизненные задачи в моделях межличностного общения в соответствии с
моральными нормами;
Основные
направления
воспитательной
работы
6, 8
6, 8
6, 7, 8
Тематическое планирование по обществознанию с учетом программы воспитания, 7 класс
№
Раздел
Количество
часов
1.
Мы живем в обществе
19
2.
Наша Родина - Россия
14
3.
Резерв
1
Основные виды деятельности обучающихся
понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в
мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии
общества; знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил,
понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять
эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на
необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной
повседневной жизни;
приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и
гражданственности; знание особенностей труда как одного из основных видов
деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе;
правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества; понимание
специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами
познания; понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с
другими видами деятельности; осознание новых возможностей для коммуникации в
современном обществе, умение использовать современные средства связи и
коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее
осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты,
аргументы, оценочные суждения;
понимание значения коммуникации в
межличностном общении; умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой
работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку
зрения;
Основные
направления
воспитательной
работы
6, 8
6, 8
6, 7, 8
Тематическое планирование по обществознанию с учетом программы воспитания, 8 класс
№
Раздел
Количество
часов
1.
Личность и общество
7
2.
Сфера духовной
культуры
8
3.
Социальная сфера
5
Основные виды деятельности обучающихся
распознавать на основе приведенных данных основные типы обществ; характеризовать
движение от одних форм общественной жизни к другим; оценивать социальные
явления с позиций общественного прогресса; различать экономические, социальные,
политические, культурные явления и процессы общественной жизни; выполнять
несложные познавательные и практические задания, основанные на ситуациях
жизнедеятельности человека в разных сферах общества;
характеризовать развитие отдельных областей и форм культуры, выражать свое мнение
о явлениях культуры; описывать явления духовной культуры; объяснять причины
возрастания роли науки в современном мире; оценивать роль образования в
современном обществе; различать уровни общего образования в России; находить и
извлекать социальную информацию о достижениях и проблемах развития культуры из
адаптированных источников различного типа; описывать духовные ценности
российского народа и выражать собственное отношение к ним; объяснять
необходимость непрерывного образования в современных условиях; учитывать
общественные потребности при выборе направления своей будущей профессиональной
деятельности; раскрывать роль религии в современном обществе; характеризовать
особенности искусства как формы духовной культуры; описывать процессы создания,
сохранения, трансляции и усвоения достижений культуры; характеризовать основные
направления развития отечественной культуры в современных условиях; критически
воспринимать сообщения и рекламу в СМИ и Интернете о таких направлениях
массовой культуры, как шоу- бизнес и мода;
описывать социальную структуру в обществах разного типа, характеризовать основные
социальные общности и группы; объяснять взаимодействие социальных общностей и
групп; характеризовать ведущие направления социальной политики Российского
государства; выделять параметры, определяющие социальный статус личности;
приводить примеры предписанных и достигаемых статусов; описывать основные
социальные роли подростка; конкретизировать примерами процесс социальной
мобильности; характеризовать межнациональные отношения в современном мире;
называть причины межнациональных конфликтов и основные пути их разрешения;
характеризовать, раскрывать на конкретных примерах основные функции семьи в
обществе; раскрывать основные роли членов семьи; характеризовать основные
слагаемые здорового образа жизни; осознанно выбирать верные критерии для оценки
Основные
направления
воспитательной
работы
6, 8
6, 8
6, 7, 8
4.
Экономика
14
безопасных условий жизни; выполнять несложные практические задания по анализу
ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов;
выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных
конфликтов;
объяснять проблему ограниченности экономических ресурсов; различать основных
участников
экономической
деятельности:
производителей
и
потребителей,
предпринимателей и наемных работников; раскрывать рациональное поведение субъектов
экономической деятельности; раскрывать факторы, влияющие на производительность
труда; характеризовать основные экономические системы, экономические явления и
процессы, сравнивать их; анализировать и систематизировать полученные данные об
экономических системах; характеризовать механизм рыночного регулирования экономики;
анализировать действие рыночных законов, выявлять роль конкуренции; объяснять роль
государства в регулировании рыночной экономики; анализировать структуру бюджета
государства; называть и конкретизировать примерами виды налогов; характеризовать
функции денег и их роль в экономике; раскрывать социально-экономическую роль и
функции предпринимательства; анализировать информацию об экономической жизни
общества из адаптированных источников различного типа; анализировать несложные
статистические данные, отражающие экономические явления и процессы; формулировать
и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов
экономической жизни и опирающиеся на экономические знания и личный опыт;
использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников
экономической
деятельности;
оценивать
этические
нормы
трудовой
и
предпринимательской деятельности; раскрывать рациональное поведение субъектов
экономической деятельности;
характеризовать экономику семьи; анализировать структуру семейного бюджета;
использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников
экономической деятельности; обосновывать связь профессионализма и жизненного успеха;
6, 7, 8
Тематическое планирование по обществознанию с учетом программы воспитания, 9 класс
№
Раздел
Количество
часов
1.
Политика
11
2.
Право
21
Основные виды деятельности
выделять субъектов политической деятельности и объекты политического воздействия;
различать политическую власть и другие виды власти; устанавливать связи между
социальными интересами, целями и методами политической деятельности;
высказывать аргументированные суждения о соотношении средств и целей в политике;
раскрывать роль и функции политической системы; характеризовать государство как
центральный институт политической системы; различать типы политических режимов,
давать оценку роли политических режимов различных типов в общественном развитии;
обобщать и систематизировать информацию о сущности (ценностях, принципах,
признаках, роли в общественном развитии) демократии; характеризовать
демократическую
избирательную
систему;
различать
мажоритарную,
пропорциональную, смешанную избирательные системы; устанавливать взаимосвязь
правового государства и гражданского общества, раскрывать ценностный смысл
правового государства; определять роль политической элиты и политического лидера в
современном обществе; –конкретизировать примерами роль политической идеологии;
–раскрывать на примерах функционирование различных партийных систем;
формулировать суждение о значении многопартийности и идеологического
плюрализма в современном обществе; –оценивать роль СМИ в современной
политической жизни; –иллюстрировать примерами основные этапы политического
процесса; различать и приводить примеры непосредственного и опосредованного
политического участия, высказывать обоснованное суждение о значении участия
граждан в политике.
называть причины возникновения права;
владеть основными правовыми понятиями и терминами, уметь раскрывать их смысл;
приводить примеры, иллюстрирующие понимание содержания правовых понятий;
указывать элемент правовой системы, раскрывать взаимосвязь элементов правовой
системы;
выявлять функциональные, иерархические и другие связи внутри правовой системы;
различать нормы обычаев, морали и права, нравственные и правовые нормы, их связь с
определённой системой ценностей;
анализировать, приводить аргументы, делать выводы при работе с различными
источниками правовой информации;
называть источники права;
Основные
направления
воспитательной
работы
6, 8
6, 8
3.
Резерв
2
различать нормативно-правовые акты по их юридической силе в системе источников
права;
характеризовать Конституцию РФ как основной закон прямого действия,
иллюстрировать примерами указанные признаки Конституции РФ;
называть конституционные права и обязанности граждан, раскрывать взаимосвязь прав
и обязанностей;
анализировать конкретные жизненные ситуации и с опорой на полученные правовые
знания определять вид правоотношения и отрасль права, регулирующую возникшие
правоотношения;
перечислять правоохранительные органы в российской правовой системе;
указывать виды деятельности, входящие в сферу компетенции права;
раскрывать значение права для современного социума и становления
демократического правового государства;
6, 7, 8
Тематическое планирование, 6 класс
№
урока
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
Тема урока
Введение.
Принадлежность двум мирам
Человек – личность
Практикум «Учимся быть интересной личностью»
Отрочество – особая пора
Практикум «Учимся управлять своими эмоциями»
Потребности и способности человека
Практикум «Учимся размышлять»
Когда возможности ограничены
Практикум «Учимся взаимодействовать с людьми с разными возможностями»
Человек познает мир
Человек и его деятельность
Мир увлечений
Практикум «Учимся распределять свое время»
Деятельность человека
Практикум «Учимся правильно организовывать свою деятельность»
Труд – основа жизни
Практикум «Учимся трудиться и уважать труд»
Учение – деятельность школьника
Практикум «Учимся учиться»
Познание человеком мира и себя
Практикум «Учимся узнавать и оценивать себя»
Практикум
Отношения с окружающими
Практикум «Учимся взаимодействовать с окружающими»
Общение
Практикум «Учимся понимать людей и устанавливать контакты»
Человек в группе
Отношения со сверстниками
Конфликты в межличностных отношениях
Практикум «Учимся вести себя в ситуации конфликта»
32. Семья и семейные отношения
33. Практикум «Учимся строить отношения с родителями»
34. Резерв
Тематическое планирование, 7 класс
№
урока
1.
2.
3.
4.
Тема урока
Введение
Как устроена общественная жизнь
Что значит жить по правилам
Практикум «Учимся общаться в Интернете»
5.
Экономика и ее основные участники
6.
Практикум «Учимся принимать рациональное решение»
7.
Производственная деятельность человека
8.
Обмен, торговля, реклама
9.
Практикум «Учимся
10. Домашнее хозяйство
11. Бедность и богатство
12. Человек в обществе: труд и социальная лестница»
13. Практикум «Учимся планированию своего жизненного пути»
14. Зачем людям государство
15. Практикум «Учимся использовать государственные документы, удостоверяющие личность и его права»
16. Почему важно соблюдать законы
17. Практикум «Учимся читать и уважать закон»
18. Культура и ее достижения
19. Практикум «Учимся изучать и охранять памятники своего края»
20. Наша страна на карте мира
21. Практикум «Учимся быть патриотами»
22. Государственные символы России
23. Практикум «Учимся уважать государственные символы»
24. Конституция Российской Федерации
25. Практикум «Учимся уважать Конституцию Российской Федерации»
26. Гражданин России
27. Практикум «Учимся быть достойными гражданами»
28. Мы – многонациональный народ
29. Практикум «Учимся уважать людей любой национальности»
30. Защита Отечества
31. Практикум «Учимся быть мужественными»
32. Повторительно-обобщающий урок «Мы живем в обществе»
33. Повторительно-обобщающий урок «Наша Родина - Россия»
34. Резерв
Тематическое планирование, 8 класс
№
урока
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
Тема урока
Введение
Что делает человека человеком?
Человек, общество, природа
Общество как форма жизнедеятельности людей
Развитие общества
Как стать личностью
Практикум «Личность и общество»
Сфера духовной жизни
Мораль
Долг и совесть
Моральный выбор – это ответственность
Образование
Наука в современном мире
Религия как одна из форм культуры
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Практикум «Сфера духовной культуры»
Социальная структура общества
Социальные статусы и роли
Нации и межнациональные отношения
Отклоняющееся поведение
Практикум «Социальная сфера»
Экономика и ее роль в жизни общества
Главные вопросы экономики
Собственность
Рыночная экономика
Производство – основа экономики
Предпринимательская деятельность
Роль государства в экономике
Распределение доходов
Потребление
Инфляция и семейная экономика
Безработица ее причины и последствия
Мировое хозяйство и международная торговля
Практикум по теме «Экономика»
Итоговое повторение
Тематическое планирование, 9 класс
№
урока
1
2
3
4
5
6
7
8
Тема урока
Введение
Политика и власть
Государство
Политические режимы
Правовое государство
Гражданское общество и государство
Участие граждан в политической жизни
Практикум «Учимся участвовать в жизни гражданского общества»
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Политические партии и движения
Практикум по теме «Политика»
Роль права в жизни человека, общества и государства
Правоотношения и субъекты права
Правонарушения и юридическая ответственность
Правоохранительные органы
Конституция Российской Федерации
Основы конституционного строя Российской Федерации
Права и свободы человека и гражданина
Всеобщая декларация прав человека — идеал права
Лабораторная работа по главе №2 Конституции РФ
Гражданские правоотношения
Право на труд. Трудовые правоотношения
Практикум «Учимся устраиваться на работу»
Семейные правоотношения
Административные правоотношения
Уголовно-правовые отношения
Социальные права
Лабораторная работа по главе №2 Конституции РФ (социальные права)
Практикум «Учимся читать юридический документ и применять его положения»
Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов
Правовое регулирование отношений в сфере образования
Практикум по теме «Право»
Итоговое повторение
Резерв
Резерв
Лист коррекции
Уроки, которые требуют коррекции
Дата,
класс
№ урока по
КТП
Уроки, содержащие коррекцию
Причина
коррекции
Тема урока
Дата
Отметка о выполнении
Форма коррекции
Информация о выполнении рабочей программы
Предмет
Количество часов
по плану
Выполнение
Четверть
1
2
3
Отставание
4
Причина
Компенсирующие
мероприятия
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)