МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЛИЦЕЙ № 135
ПРИЛОЖЕНИЕ
к ООП СОО МАОУ лицея №135
Приказ №89-УД от 31.08.2021 г.
Рабочая программа учебного курса
ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ (ПРАВОВОЙ АСПЕКТ)
Уровень – среднее общее образование (10-11 класс)
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса «Основы финансовой грамотности (правовой аспект)» на уровень среднего общего образования
(11 класс) является частью основной образовательной программы среднего общего образования МАОУ лицея №135.
Рабочая программа учебного курса разработана с учетом нормативно-правовых документов:
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (ФГОС СОО), утвержденный приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 (с изменениями от 11 декабря 2020 г.);
- Примерная основная образовательная программа среднего общего образования по предмету право (Примерная программа по предмету
одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з);
- Примерная программа воспитания, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию,
протокол от 2 июня 2020 г. № 2/20) и Рабочая программа воспитания МАОУ лицея №135 (приказ №88-УД от 31.08.2021 г.).
Формирование правовой культуры и основ финансовой грамотности населения, а также антикоррупционного мировоззрения является
одним из основных направлений воспитательной работы современной школы. Важнейший потенциал в этом направлении приходится на
общественно-научные дисциплины школьного образования. Значение финансовой грамотности в современном мире трудно переоценить.
Федеральные государственные образовательные стандарты основного и среднего общего образования в качестве одного из важных качеств
выпускника выделяют «владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых
решений».
Очевидно, что повышение уровня финансовой грамотности современных школьников, с одной стороны, является задачей государства, а с
другой – отвечает социальному запросу обучающихся и их родителей. Экономическое развитие страны во многом зависит от общего уровня
финансовой грамотности её населения. Высокий уровень осведомлённости жителей в области финансов в целом способствует социальной и
экономической стабильности в стране. Рост финансовой грамотности приводит к снижению рисков излишней личной задолженности граждан по
кредитам, сокращению риск мошенничества со стороны недобросовестных участников рынка и т. д. Финансово грамотный человек обладает
целым рядом навыков, которые позволяют ему эффективно распоряжаться своими доходами, делать накопления, инвестировать средства в
недвижимость, ценные бумаги и т.п.
Что включает в себя понятие «финансовая грамотность»? Это достаточный уровень знаний и навыков в области финансов, который
позволяет правильно оценивать ситуацию на рынке и принимать разумные решения. Финансовая грамотность предполагает также знание
ключевых финансовых понятий и умение их использовать, что на практике даёт возможность человеку грамотно управлять своими денежными
средствами.
Можно выделить следующие характеристики финансово грамотного человека:
1. Ведёт учёт собственных доходов и расходов.
2. Ориентируется в мире финансов: понимает основные финансовые термины, знает, где найти нужную информацию из надёжных источников и
как использовать её с максимальной выгодой для себя.
3. Осуществляет рациональный выбор финансовых услуг, следит за надёжностью финансовых организаций, чтобы не потерять свои деньги.
Знает, как защищены права потребителя финансов, куда нужно обратиться, если его права на финансовом рынке нарушены.
4. Тратит меньше, чем зарабатывает, т.е. имеет собственный резервный фонд – «подушку безопасности» (на случай непредвиденных
обстоятельств). Это одно из самых важных правил финансовой грамотности. Можно потерять работу, заболеть, а денежные средства из
резервного фонда помогут жить и оплачивать собственные нужды и обязательные платежи без существенного ущерба качеству жизни.
Изучение данного учебного курса поможет сформировать финансово грамотную личность, умеющую ориентироваться в современных
финансовых проблемах и применять на практике полученные знания.
Цели учебного курса «Основы финансовой грамотности (правовой аспект)»
• развитие критического мышления: решение проблем, рассуждение, анализ, интерпретация, обобщение информации;
• формирование исследовательских навыков и методов, креативности (воображение, самовыражение);
• стимулирование инициативности: настойчивость, самостоятельная работа, планирование, самодисциплина, способность к адаптации;
• развитие навыков коммуникации: качественного устного и письменного общения, умение говорить публично и внимательно слушать;
• формирование и развитие навыков сотрудничества: лидерство, работа в команде, сотрудничество, виртуальный коворкинг;
• совершенствование медиаграмотности: знание информационных и коммуникационных технологий, интерпретация и анализ данных;
• формирование и развитие чувства ответственности, гражданской, этической и социальной грамотности, личной и социальной ответственности;
• развитие глобального сознания: мультикультурная компетентность, гуманизм.
Задачи учебного курса «Основы финансовой грамотности (правовой аспект)»
1. Воспитательные:
• формировать навыки рационального финансового поведения;
• развивать умения разделять денежные и жизненные успехи;
• воспитывать чувство личной ответственности за принимаемые жизненные решения.
2. Развивающие:
• развивать умения анализировать информацию, представленную в различных источниках;
• развивать навыки публичных выступлений, исследовательской деятельности, взаимодействия с другими людьми в экономической сфере;
• способствовать развитию систематизации и критического осмысления экономической информации.
3. Обучающие:
• сформировать представление об истории возникновения налогообложения, о сущности и функциях налогов, налоговой системе современной
России, правовой ответственности за налоговые правонарушения;
• формировать представление об исторических и теоретических основах страхования, видах страховых продуктов;
• сформировать представление об основных рисках в мире денег.
Программа учебного курса рассчитана на 1 год. Общее число учебных часов составляет 34 часа: 1 час в неделю.
1.
Планируемые результаты освоения учебного курса «Основы финансовой грамотности (правовой аспект)»
Личностные результаты должны отражать:
• финансовую грамотность, позволяющую человеку принимать взвешенные, рациональные решения.
Метапредметные результаты должны обеспечить:
• готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных
источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных экономических источников;
• умение определять назначение и функции различных экономических институтов.
Предметные результаты должны обеспечить:
• сформированность у обучающихся стандартов новой финансовой потребительской культуры, предусматривающей активное освоение
гражданами современных способов сбережения и инвестирования личных средств на основе легитимных институтов и инструментов;
• развитие у обучающихся социального неприятия любых финансовых предложений и услуг, которые находятся вне сферы правового
регулирования и выводят граждан из-под защиты закона.
Формы текущего контроля:
• эссе;
• тестирование;
• деловая игра;
• ролевая игра;
• собеседование.
2.
Содержание учебного курса «Основы финансовой грамотности (правовой аспект)»
1. Налоги и налогообложение
История налогообложения в России
Сущность и функции налогов.
Основные принципы налогообложения.
Сущность и формы налоговой политики.
Налоговая система Российской Федерации.
Специальные режимы налогообложения
Правовая ответственность за налоговые правонарушения.
Налоговые вычеты.
Налоговая декларация.
2. Страхование. Теория и практика
Исторические и теоретические основы страхования.
Страховой продукт. Классификация страховых продуктов.
Как выбрать страховую компанию.
Экономическая статистика.
3. Риски в мире денег: Как защититься от разорения.
Как распознать фальшивые деньги.
Как не стать жертвой финансовой пирамиды.
Мошенничество в сети Интернет. Как не стать жертвой.
Предпринимательские риски.
4. На пути к собственному бизнесу
Каждый ли способен на создание собственного бизнеса?
Организационные формы предпринимательской деятельности.
Главное в бизнесе – идея.
Как создать собственный бизнес.
Как не потерять собственный бизнес.
Бизнес – план.
Экономическая и финансовая культуры.
3. Тематическое планирование учебного курса с учетом программы воспитания
№
п/п
Название темы
1 Налоги и
налогообложение
Количество
часов по
программе
12
2 Страхование. Теория и
практика
7
3 Риски в мире денег. Как
защититься от
разорения
4 На пути к собственному
бизнесу
7
6
Итого:
8
34 ч.
Основные виды деятельности обучающихся
Определяют роль налогов жизни государства.
Иллюстрируют примерами изучаемый материал.
Работают со статистической информацией.
Комментируют принципы налогообложения.
Заполняют таблицу «Формы налоговой политики».
Характеризуют основные инструменты налоговой политики.
Работают с выдержками из Налогового кодекса РФ.
Готовят сообщения о налоговых системах других стран.
Участвуют в дискуссии «Ответственность за налоговые преступления».
Готовят сообщения о сущности и порядке предоставления каждого из
налоговых вычетов.
Знакомятся с формой налоговой декларации.
Соотносят исторические события с вехами развития страхового дела.
Выбирают страховой продукт на рынке своего региона.
Участвуют в дискуссии «Страхование: за и против».
Выбирают страховую компанию в своём регионе.
Анализируют информацию о финансовых пирамидах из Интернета.
Готовят презентацию «Как не стать жертвой финансовой пирамиды?».
Составляют правила заказа через интернет-магазины.
Работа с нормативными актами РФ и актуальной правовой информацией.
Как создать и как не потерять собственный бизнес?
Основные
направления
воспитательной
деятельности
1, 5, 7
1, 5, 7
1, 5,7,8
1,5,7, 8
Тематическое планирование, 11 класс
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
Тема урока
Налоги и налогообложение. История налогообложения в России.
Сущность и функции налогов.
Основные принципы налогообложения.
Сущность и формы налоговой политики.
Особенности налоговой системы Российской Федерации.
Специальные режимы налогообложения.
Правовая ответственность за налоговые правонарушения.
Налоговые вычеты.
Налоговая декларация.
Урок-экскурсия в налоговые органы (встреча с представителями налоговой инспекции).
Урок-экскурсия в налоговые органы (встреча с представителями налоговой инспекции).
Повторительно-обобщающий урок.
Страхование. Исторические и теоретические основы страхования.
Страховой продукт. Классификация страховых продуктов.
Страхование: за и против.
Как выбрать страховую компанию.
Встреча с представителями страхового бизнеса.
Встреча с представителями страхового бизнеса.
Повторительно-обобщающий урок.
Риски в мире денег. Понятие экономических рисков. Как не быть обманутым?
Как распознать фальшивые деньги?
Финансовая пирамида. Как она устроена?
Как не стать жертвой финансовой пирамиды?
Мошенничество в сети Интернет. Как не стать жертвой мошенников?
Предпринимательские риски.
Встреча с представителями малого и среднего бизнеса.
На пути к собственному бизнесу. Каждый ли способен на создание собственного бизнеса?
Организационные формы предпринимательской деятельности.
Главное в бизнесе – идея.
Как создать собственный бизнес.
Как не потерять собственный бизнес?
32.
33.
34.
Бизнес – план.
Итоговый урок: «Экономическая и финансовая культуры».
Зачет
Список литературы и интернет-ресурсов
1. Авденин В. Азбука финансовой грамотности. Банк на 100%: аудиокнига; Как составить личный финансовый план: полное руководство с
видеоуроками.
2. Акимов Д. В. Задания по экономике: от простых до олимпиадных. 10-11 классы. – М., 2010.
3. Активные методы обучения как средство формирования высокой компетентности специалиста / Н. С. Миноранская и др. // Мед. образование и
профессиональное развитие. – 2012. – № 1. С. 153–156.
4. Ахапкин С. Д. Лоция бизнеса. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2001.
5. Багаева А. Н. Как приобрести жильё в кредит по ипотечным программам. – М., 2006.
6. Балабанов И. Г. Деньги и финансовые институты: тесты и задачи для старших классов, 2009.
7. Банки и банковское дело. Краткий курс / под ред. д. э. н.И. Г. Балабанова. – СПб.: Питер, 2000.
8. Банковское дело / под ред. О. И. Лаврушина. – М.: Финансы и статистика, 2002.
9. Белкин А. С. Ситуация успеха. Как её создать: кн. для учителя. – М., 2006.
10. Васильева Н. В. Рабочая тетрадь по курсу «Основы потребительской культуры». – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2007.
11. Финансовое будущее. – М.: Альпина Паблишер, 2011.
12. Бондарчук П. К. Банковская система России: учеб. пособие. – 2-е изд., дораб. – М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2005.
13. Жданова А. Финансовая грамотность: контрольные измерительные материалы. СПО. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
14. Зимняя И. А. Педагогическая психология. – М.: Логос,2004.
15. Коротаева Е. В. Активизация познавательной деятельности учащихся: вопросы теории и практики: учеб. пособие. Екатеринбург, 2005.
16. Лавренова Е. Б. Финансовая грамотность: контрольные измерительные материалы. 8–9 классы общеобразовательных организаций
Е. Б. Лавренова, И. В. Липсиц, О. И. Рязанова. – М.: ВИТАПРЕСС, 2014.
17. Лавренова Е. Б., Рязанова О. И., Липсиц И. В. Финансовая грамотность: учеб. программа. 8, 9 классы. – М.: ВИТА-ПРЕСС,2014.
18. Липсиц И. В. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 8–9 классы общеобразовательных организаций / И. В. Липсиц, О. И.
Рязанова. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
19. Маркова А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: пособие для учителя. – М., 2003.
20. Налоги и налогообложение. – СПб. Питер, 2006.
21. Налоги России: методическое пособие / А. П. Балакина, И. И. Бабленкова, И. В. Липсиц и др. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2006.
22. Налоги России: учеб. пособие по элект. курсу для 10–11 кл. общеобразовательных. учреждений / А. П. Балакина, И. И. Бабленкова, И. В.
Липсиц и др. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2005.
23. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студентов пед. вузов и системы повышения
квалификации педагогических кадров / под ред.Е. С. Полат. – 2-е изд., стереотип. – М.: Академия, 2005.
24. Педагогическое мастерство и педагогические технологии под ред. Л. К. Гребенкиной, Л. А. Бойковой. – М.: Педагогическое общество
России, 2001.
25. Покопцева Е. Б. Ипотека. Очень приятно! – М., 2005.
26. Поляков С. Д. Технология воспитания. – М.: Гуманит. изд.центр «ВЛАДОС», 2003.
27. Разумова И. А. Ипотечное кредитование: учеб. пособие. СПб., 2009.
28. Рязанова О. И. Финансовая грамотность: материалы для родителей. 8–9 классы общеобразовательных. организаций О. И. Рязанова,
И. В. Липсиц, Е. Б. Лавренова. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
29. Рязанова О. И. Финансовая грамотность: метод. рекомендации для учителя. 8–9 классы общеобразовательных. организаций
О. И. Рязанова, И. В. Липсиц, Е. Б. Лавренова. – М.: ВИТАПРЕСС, 2014.
30. Савицкая Е. В. Рабочие тетради по экономике. № 1–4. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2002–2008.
31. Савицкая Е. В. Уроки экономики в школе. Кн. 1. – М.ВИТА-ПРЕСС, 2000–2008.
32. Савицкая Е. В., Серегина С. Ф. Уроки экономики в школе. Кн. 2. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2000–2008.
33. Хуторской А. В. Системно-деятельностный подход в обучении: научно-методическое пособие. – М.: Эйдос; изд-во Института образования
человека, 2012.
34. Шевчук Д. А. Ипотека: просто о сложном. – 2008.
35. Щуркова Н. Е. Педагогическая технология. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
Нормативные документы
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (ч. 1) от30.11.1994 № 51-ФЗ.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (ч. 2) от26.11.1996 № 14-ФЗ.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (ч. 3) от26.11.2001 № 146-ФЗ.
4. Гражданский кодекс Российской Федерации. Ст. 2, 24, 66,128–131, 142–145, 209, 213, 218, 420, 1012, 1020.
5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ.
6. Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности».
7. Федеральный закон от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей».
8. Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах».
9. Федеральный закон от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (с последующими изменениями).
10. Федеральный закон от 11.03.1997 № 48-ФЗ «О переводноми простом векселе».
11. Федеральный закон от 07.05.1998 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах».
12. Федеральный закон 29.07.1998 № 136-ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг».
13. Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».
14. Федеральный закон от 25.02.1999 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме
капитальных вложений».
15. Федеральный закон от 05.03.1999 № 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг».
16. Федеральный закон от 29.11.2001 № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах».
17. Федеральный закон от 24.07.2002 № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в
Российской Федерации».
18. Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
19. Федеральный закон от 11.11.2003 № 152-ФЗ «Об ипотечных ценных бумагах».
Интернет-ресурсы
1. www.rbc.ru – РосБизнесКонсалтинг – информационное аналитическое агентство.
2. www.ereport.ru – обзорная информация по мировой экономике.
3. www.cmmarket.ru – обзоры мировых товарных рынков.
4. www.stat.hse.ru – статистический портал Высшей школы экономики.
5. www.cefir.ru – ЦЭФИ – Центр экономических и финансовых исследований.
6. www.beafnd.org – Фонд Бюро экономического анализа.
7. www.vopreco.ru – журнал «Вопросы экономики».
8. www.tpprf. ru – Торгово-промышленная палата РФ.
9. www.rts.micex.ru – РТС и ММВБ – Объединённая биржа.
10. www.economy.gov.ru/minec/ma – Министерство экономического развития РФ.
11. www.minpromtorg.gov.ru – Министерство торговли и промышленности РФ.
12. www.fas.gov.ru – Федеральная антимонопольная служба РФ.
13. www.minfin.ru/ru – Министерство финансов РФ.
14. www.cbr.ru – Центральный банк РФ.
15. www.gks.ru – Федеральная служба государственной статистики.
16. www.nalog.ru – Федеральная налоговая служба РФ.
17. www.wto.ru – Всемирная торговая организация.
18. www.worldbank.org/eca/russian – Всемирный банк.
19. www.imf.org – Международный валютный фонд
Лист коррекции
Уроки, которые требуют коррекции
Дата,
класс
№ урока по
КТП
Уроки, содержащие коррекцию
Причина
коррекции
Тема урока
Дата
Отметка о выполнении
Форма коррекции
Информация о выполнении рабочей программы
Предмет
Количество часов по
плану
Выполнение
Четверть
1
2
3
Отставание
4
Причина
Компенсирующие
мероприятия
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)