РП Основы безопасности жизнедеятельности ООП СОО ФГОС 10-11 класс

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЛИЦЕЙ № 135

ПРИЛОЖЕНИЕ
к ООП СОО МАОУ лицея № 135
Приказ №89-УД от 31.08.2021 г.

Рабочая программа учебного предмета
ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Уровень – среднее общее образование (10-11 классы)

Пояснительная записка
Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности на уровень среднего общего образования (10-11 классы) является
частью основной образовательной программы среднего общего образования МАОУ лицея №135.
Рабочая программа составлена с учетом нормативно-правовых документов:
- ФГОС среднего общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 17.12.2012 №413 (с изменениями и дополнениями);
- Примерной основной образовательной программы среднего общего образования по предмету (одобрена решением федерального учебнометодического объединения по общему образованию (протокол от 12 мая 2016 года №2/16);
- Примерной программы воспитания, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию,
протокол от 2 июня 2020 г. № 2/20), далее - Программа воспитания, ФУМО и Рабочей программы воспитания МАОУ лицея №135 (приказ №88УД от 31.08.2021 г.).
Целью изучения и освоения учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» является формирование у выпускника культуры
безопасности жизнедеятельности в современном мире, получение им начальных знаний в области обороны и начальная индивидуальная
подготовка по основам военной службы в соответствии с требованиями, предъявляемыми ФГОС СОО.
Учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» является обязательным для изучения на уровне среднего общего образования,
осваивается на базовом уровне и является одной из составляющих предметной области «Физическая культура, экология и основы безопасности
жизнедеятельности».
Описание места учебного предмета
На изучение учебного предмета «ОБЖ» отводится 34 часа за год в 10 классе и 34 часа за год в 11 классе (из расчета 1 учебный час в неделю), за
весь период - 68 часов; по окончании 10 класса проводятся учебные сборы по основам военной службы.
При разработке рабочей программы учтены особенности линейной системы. УМК по ОБЖ состоит из комплекта учебников известных авторов,
который освещает все предусмотренные школьной программой вопросы.
УМК:
1. Основы безопасности жизнедеятельности. Базовый уровень: рабочая программа. 10-11 классы: учебно-методическое пособие / С.В. Ким. –
М.: Вентана-Граф, 2019. (Российский учебник).
2. «Основы безопасности жизнедеятельности». Базовый уровень. 10-11 классы: учебник / С.В. Ким, В.А.Горский. – М.: Вентана-Граф, 2020.
(Российский учебник).
3. «Основы безопасности жизнедеятельности». Базовый уровень. 10-11 классы: методическое пособие / С.В. Ким – М.: Вентана-Граф, 2020.
(Российский учебник).
Общая характеристика учебного предмета
Концепция учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» подразумевает формирование культуры безопасности
жизнедеятельности личности в современном обществе на основе научных знаний об опасностях окружающей среды и способах защиты от них.
Содержательные линии учебника позволяют достичь личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, которые
определены Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования.
2

Изучение учебного предмета ОБЖ направлено на:
— содействие повышению уровня защищенности жизненно важных интересов личности, общества, государства от внешних и
внутренних угроз;
— содействие снижению отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства;
— формирование основ экологического мышления, осознание влияния культуры безопасности жизнедеятельности и социальноэкономических процессов на состояние природной среды, приобретение опыта природоохранной деятельности;
— осознание ответственности и потребности в формировании культуры семейных отношений на основе принятия ценностей семейной
жизни — любви, равноправия, заботы, ответственности;
— профилактика асоциального поведения учащихся, формирование антиэкстремистского и антитеррористического поведения,
отрицательного отношения к приему психоактивных веществ, в том числе наркотиков.
Цели обеспечиваются решением следующих задач:
— обучение учащихся стратегии и тактике безопасности жизнедеятельности, обеспечивающее усвоение знаний о правах и обязанностях
личности, общества и государства в области безопасности, о здоровом образе жизни, формирование умений предвидеть и распознавать
опасности, грамотно действовать, используя индивидуальные и коллективные средства защиты, оказывать первую помощь, реализуя стратегию
минимизации негативных последствий для собственного здоровья, благополучия других людей и среды обитания;
— воспитание чувства личной сопричастности и ответственности за обеспечение индивидуальной, общественной (социальной) и
государственной безопасности; четкой правовой гражданской позиции по сохранению социального мира, по правовому поведению в
социальных конфликтах; ценностного отношения к любой жизни, к своему здоровью, здоровью людей и среде обитания;
— развитие личных духовных и физических качеств: самодисциплины, самоконтроля, самооценки собственной культуры безопасного
поведения и деятельности, обеспечивающих личную и общественную безопасность.
«Основы безопасности жизнедеятельности» призваны способствовать освоению учащимися теоретических знаний и практических умений в
обеспечении личной и общественной безопасности в настоящем и будущем, в формировании культуры безопасного поведения и деятельности с
учетом индивидуальных особенностей.
Учебный предмет «ОБЖ» является интегрированным, т.е. объединяет несколько предметных областей (экология, физическая культура,
охрана труда, гражданская оборона, начальная военная подготовка, основы медицинских знаний) по проблеме безопасности
жизнедеятельности человека в современной среде обитания.
Предметные результаты освоения курса ОБЖ ориентированы на освоение обучающимися в рамках интегрированного курса ключевых
теорий, идей, понятий, фактов и способов действий совокупности предметов, относящихся к единой предметной области и обеспечивающих
реализацию мировоззренческих, воспитательных и развивающих задач по формированию культуры безопасности жизнедеятельности
Формы организации учебной деятельности:
- комбинированный урок;
- урок-лекция;
- урок-практикум;
- урок закрепления знаний, умений и навыков.
3

На большей части учебных занятий используется самостоятельная интеллектуальная и практическая деятельность учащихся, в сочетании с
фронтальной, групповой, индивидуальной формой работы школьников. Повышению качества обучения в значительной степени способствует
правильная организация проверки, учета и контроля знаний учащихся. По предмету «ОБЖ» предусмотрены:
1. тематический срез знаний;
2. тематическое бумажное или компьютерное тестирования;
3. устные ответы, с использованием иллюстративного материала;
4. письменные ответы по индивидуальным карточкам-заданиям;
5. итоговые контрольные работы;
6. индивидуальные работы учащихся (мультимедийные презентации, доклады, рефераты, проекты).

4

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»
Уровни усвоения элементов содержания, объекты контроля и критерии оценки уровня обученности обучающихся
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования
предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трёх
групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных.
Система оценки предусматривает уровневый подход к содержанию оценки и инструментарию для оценки достижения планируемых
результатов, а также к представлению и интерпретации результатов измерений.
Одним из проявлений уровневого подхода является оценка индивидуальных образовательных достижений на основе «метода сложения»,
при котором фиксируется достижение уровня, необходимого для успешного продолжения образования и реально достигаемого большинством
учащихся, и его превышение, что позволяет выстраивать индивидуальные траектории движения с учётом зоны ближайшего развития,
формировать положительную учебную и социальную мотивацию.
Оценка личностных результатов представляет собой оценку достижения обучающимися в ходе их личностного развития планируемых
результатов, представленных в разделе «Личностные универсальные учебные действия» программы формирования универсальных учебных
действий.
Формирование личностных результатов обеспечивается в ходе реализации всех компонентов образовательного процесса, включая
внеурочную деятельность, реализуемую семьёй и школой.
Основным объектом оценки личностных результатов служит сформированность универсальных учебных действий, включаемых в
следующие три основных блока:
1) сформированность основ гражданской идентичности личности;
2) готовность к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации, в том числе готовность к выбору направления
профильного образования;
3) сформированность социальных компетенций, включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и
межличностных отношений, правосознание.
В соответствии с требованиями ФГОС достижение личностных результатов не выносится на итоговую оценку обучающихся, а
является предметом оценки эффективности воспитательно-образовательной деятельности образовательного учреждения и образовательных
систем разного уровня. Поэтому оценка этих результатов образовательной деятельности осуществляется в ходе внешних не
персонифицированных мониторинговых исследований на основе централизованно разработанного инструментария.
Оценка метапредметных результатов представляет собой оценку достижения планируемых результатов освоения основной
образовательной программы, представленных в разделах «Регулятивные универсальные учебные действия», «Коммуникативные
универсальные учебные действия», «Познавательные универсальные учебные действия» программы формирования универсальных учебных
действий, а также планируемых результатов, представленных во всех разделах междисциплинарных учебных программ.
Формирование метапредметных результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса — учебных
предметов.
Основным объектом оценки метапредметных результатов является:
5

•способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;
•способность к сотрудничеству и коммуникации;
•способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику;
•способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;
•способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.
Оценка достижения метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур. Основной процедурой итоговой оценки
достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта. Дополнительным источником данных о
достижении отдельных метапредметных результатов могут служить результаты выполнения проверочных работ.
Критерии оценки проектной работы:
1. Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать
адекватные способы её решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и/или обоснование и реализацию/апробацию
принятого решения, обоснование и создание модели, прогноза, модели, макета, объекта, творческого решения и т.п. Данный критерий в целом
включает оценку сформированности познавательных учебных действий.
2. Сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и
обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий.
3. Сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной
деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в
трудных ситуациях.
4. Сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить
её результаты, аргументированно ответить на вопросы.
Результаты выполненного проекта могут быть описаны на основе интегрального (уровневого) подхода или на основе аналитического
подхода.
При интегральном описании результатов выполнения проекта вывод об уровне сформированности навыков проектной деятельности
делается на основе оценки всей совокупности основных элементов проекта (продукта и пояснительной записки, отзыва, презентации) по
каждому из четырёх названных выше критериев.
Результаты выполнения индивидуального проекта могут рассматриваться как дополнительное основание при зачислении выпускника
общеобразовательного учреждения на избранное им направление профильного образования.
При необходимости осуществления отбора при поступлении в профильные классы может использоваться аналитический подход к
описанию результатов, согласно которому по каждому из предложенных критериев вводятся количественные показатели, характеризующие
полноту проявления навыков проектной деятельности. При этом, как показывает теория и практика педагогических измерений, максимальная
оценка по каждому критерию не должна превышать 3 баллов. При таком подходе достижение базового уровня (отметка «удовлетворительно»)
соответствует получению 4 первичных баллов (по одному баллу за каждый из четырёх критериев), а достижение повышенных уровней
соответствует получению 7—9 первичных баллов (отметка «хорошо») или 10—12 первичных баллов (отметка «отлично»).
Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимся планируемых результатов по ОБЖ.
6

Формирование этих результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса — учебных предметов.
Основным объектом оценки предметных результатов в соответствии с требованиями Стандарта является способность к решению учебнопознавательных и учебно-практических задач, основанных на изучаемом учебном материале, с использованием способов действий,
релевантных содержанию учебных предметов, в том числе метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных) действий.
Система оценки предметных результатов освоения учебных программ с учётом уровневого подхода, принятого в Стандарте, предполагает
выделение базового уровня достижений как точки отсчёта при построении всей системы оценки и организации индивидуальной работы с
обучающимися.
Базовый уровень достижений — уровень, который демонстрирует освоение учебных действий с опорной системой знаний в рамках
диапазона (круга) выделенных задач. Овладение базовым уровнем является достаточным для продолжения обучения на следующей ступени
образования, но не по профильному направлению. Достижению базового уровня соответствует отметка «удовлетворительно» (или отметка «3»,
отметка «зачтено»).
Превышение базового уровня свидетельствует об усвоении опорной системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения
учебными действиями, а также о кругозоре, широте (или избирательности) интересов. Целесообразно выделить следующие два уровня,
превышающие базовый:
•повышенный уровень достижения планируемых результатов, оценка «хорошо» (отметка «4»);
•высокий уровень достижения планируемых результатов, оценка «отлично» (отметка «5»).
Индивидуальные траектории обучения обучающихся, демонстрирующих повышенный и высокий уровни достижений, целесообразно
формировать с учётом интересов этих обучающихся и их планов на будущее.
Для описания подготовки учащихся, уровень достижений которых ниже базового, целесообразно выделить также два уровня:
•пониженный уровень достижений, оценка «неудовлетворительно» (отметка «2»);
•низкий уровень достижений, оценка «плохо» (отметка «1»).
Критерии оценивания тестов:
- 90-100% правильных ответов - оценка «5»;
- 70-89% правильных ответов - оценка «4»;
- 50-69% правильных ответов - оценка «3»;
- 30-49% правильных ответов - оценка «2».
Не достижение базового уровня (пониженный и низкий уровни достижений) фиксируется в зависимости от объёма и уровня освоенного и
неосвоенного содержания предмета.
Решение о достижении или не достижении планируемых результатов или об освоении, или не освоении учебного материала принимается
на основе результатов выполнения заданий базового уровня. В период введения Стандарта критерий достижения/освоения учебного материала
задаётся как выполнение не менее 50% заданий базового уровня или получение 50% от максимального балла за выполнение заданий базового
уровня.
На итоговую оценку на ступени среднего общего образования, выносятся только предметные и метапредметные результаты.
Выпускник научится в соответствии с требованиями обучения по курсу ОБЖ:
7

Метапредметные результаты (приобретаемые):
• умения познавательные, интеллектуальные (аналитические, критические, проектные, исследовательские, работы с информацией:
поиска, выбора, обобщения, сравнения, систематизации и интерпретации):
• формулировать личные понятия о безопасности и учебно-познавательную проблему (задачу);
• анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать последствия опасных и
чрезвычайных ситуаций;
• выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;
• генерировать идеи, моделировать индивидуальные решения по обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в
чрезвычайных ситуациях;
планировать – определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных
ситуациях;
• выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;
• находить, обобщать и интерпретировать информацию с использованием учебной литературы по безопасности жизнедеятельности,
словарей, Интернета, СМИ и других информационных ресурсов;
• применять теоретические знания в моделировании ситуаций по мерам первой помощи и самопомощи при неотложных состояниях, по
формированию здорового образа жизни;
• умения коммуникативные:
• взаимодействовать с окружающими, вести конструктивный диалог, понятно выражать свои мысли, слушать собеседника, признавать
право другого человека на иное мнение;
• выполнять различные социальные роли в обычной и экстремальной ситуациях, в решении вопросов по обеспечению безопасности
личности, общества, государства;
• умения регулятивные (организационные):
• саморегуляция и самоуправление собственным поведением и деятельностью — построение индивидуальной образовательной
траектории;
• владение навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности;
• владение навыками познавательной рефлексии (осознание совершаемых действий и мыслительных процессов, границ своего знания и
незнания) для определения новых познавательных задач и средств их достижения;
• владение практическими навыками первой помощи, физической культуры, здорового образа жизни, экологического поведения,
психогигиены.
Предметные результаты (формируемые):
в ценностно-ориентационной сфере:
• ценностные установки, нравственные ориентиры, стратегические приоритеты, мотивы, потребности, принципы мышления и поведения,
обеспечивающие выработку индивидуальной культуры безопасности жизнедеятельности, экологического мировоззрения и мотивации,
антиэкстремистского поведения, гражданской позиции, умения предвидеть опасные ситуации, выявлять их причины и возможные последствия,
8

проектировать модели безопасного поведения;
• осознание личной ответственности за формирование культуры семейных отношений;
в коммуникативной сфере:
• умение находить необходимую информацию по вопросам безопасности здоровья, адекватно информировать окружающих и службы
экстренной помощи об опасной ситуации;
• умение сотрудничать с другими людьми, выполнять совместно необходимые действия по минимизации последствий экстремальной
ситуации;
• стремление и умение находить компромиссное решение в сложной ситуации;
в эстетической сфере:
• умение оценивать с эстетической (художественной) точки зрения красоту окружающего мира;
• умение различать эргономичность, эстетичность и безопасность объектов и среды обитания (жизнедеятельности);
в бытовой, трудовой и досуговой сфере:
• грамотное обращение с бытовыми приборами, техническими устройствами;
• соблюдение правил дорожного движения и поведения на транспорте;
• соблюдение правил отдыха в загородной зоне;
• знание номеров телефонов для вызова экстренных служб;
• умение оказывать первую помощь;
• правоохранительное поведение в социальной и природоохранной сфере;
в сфере физической культуры и здорового образа жизни:
• накопление опыта физического и психического совершенствования средствами спортивно-оздоровительной деятельности, здорового
образа жизни;
• выработка привычки к соблюдению правил техники безопасности при развитии физических качеств: выносливости, силы, ловкости,
гибкости, координации, скоростных качеств, обеспечивающих двигательную активность;
• соблюдение рационального режима труда и отдыха для того, чтобы выдерживать высокую умственную нагрузку старшеклассников,
осуществлять профилактику утомления и дистресса здоровыми способами физической активности;
• умение правильно оказывать первую помощь при травмах на занятиях физической культурой и в экстремальных ситуациях.

9

2. Содержание учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»
Содержание учебного предмета ОБЖ представлено в девяти модулях.
Основы комплексной безопасности
Экологическая безопасность и охрана окружающей среды. Влияние экологической безопасности на национальную безопасность РФ. Права,
обязанности и ответственность гражданина в области охраны окружающей среды. Организации, отвечающие за защиту прав потребителей и
благополучие человека, природопользование и охрану окружающей среды, и порядок обращения в них. Неблагоприятные районы в месте
проживания и факторы экориска. Средства индивидуальной защиты. Предназначение и использование экологических знаков.
Безопасность на транспорте. Правила безопасного поведения в общественном транспорте, в такси и маршрутном такси, на железнодорожном
транспорте, на воздушном и водном транспорте. Предназначение и использование сигнальных цветов, знаков безопасности и сигнальной
разметки. Виды ответственности за асоциальное поведение на транспорте. Правила безопасности дорожного движения (в части, касающейся
пешеходов, пассажиров и водителей транспортных средств: мопедов, мотоциклов, легкового автомобиля). Предназначение и использование
дорожных знаков.
Явные и скрытые опасности современных молодежных хобби. Последствия и ответственность.
Защита населения Российской Федерации от опасных и чрезвычайных ситуаций
Основы законодательства Российской Федерации по организации защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций. Права, обязанности
и ответственность гражданина в области организации защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций. Составляющие
государственной системы по защите населения от опасных и чрезвычайных ситуаций. Основные направления деятельности государства по
защите населения от опасных и чрезвычайных ситуаций. Потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера,
характерные для региона проживания, и опасности и чрезвычайные ситуации, возникающие при ведении военных действий или вследствие
этих действий. Правила и рекомендации безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и
социального характера и в условиях опасностей и чрезвычайных ситуаций, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих
действий, для обеспечения личной безопасности. Предназначение и использование сигнальных цветов, знаков безопасности, сигнальной
разметки и плана эвакуации. Средства индивидуальной, коллективной защиты и приборы индивидуального дозиметрического контроля.
Основы противодействия экстремизму, терроризму и наркотизму в Российской Федерации
Сущность явлений экстремизма, терроризма и наркотизма. Общегосударственная система противодействия экстремизму, терроризму и
наркотизму: основы законодательства Российской Федерации в области противодействия экстремизму, терроризму и наркотизму; органы
исполнительной власти, осуществляющие противодействие экстремизму, терроризму и наркотизму в Российской Федерации; права и
ответственность гражданина в области противодействия экстремизму, терроризму и наркотизму в Российской Федерации.
Способы противодействия вовлечению в экстремистскую и террористическую деятельность, распространению и употреблению наркотических
средств. Правила и рекомендации безопасного поведения при установлении уровней террористической опасности и угрозе совершения
террористической акции.
Основы здорового образа жизни
Основы законодательства Российской Федерации в области формирования здорового образа жизни. Факторы и привычки, разрушающие
здоровье. Репродуктивное здоровье. Индивидуальная модель здорового образа жизни.
10

Основы медицинских знаний и оказание первой помощи
Основы законодательства Российской Федерации в области оказания первой помощи. Права, обязанности и ответственность гражданина при
оказании первой помощи. Состояния, требующие проведения первой помощи, мероприятия и способы оказания первой помощи при
неотложных состояниях. Правила и способы переноски (транспортировки) пострадавших.
Основы законодательства Российской Федерации в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Права, обязанности и
ответственность гражданина в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Основные инфекционные заболевания и их
профилактика. Правила поведения в случае возникновения эпидемии. Предназначение и использование знаков безопасности медицинского и
санитарного назначения.
Основы обороны государства
Состояние и тенденции развития современного мира и России. Национальные интересы РФ и стратегические национальные приоритеты.
Факторы и источники угроз национальной и военной безопасности, оказывающие негативное влияние на национальные интересы России.
Содержание и обеспечение национальной безопасности РФ. Военная политика Российской Федерации в современных условиях. Основные
задачи и приоритеты международного сотрудничества РФ в рамках реализации национальных интересов и обеспечения безопасности.
Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы, их предназначение и задачи. История создания
ВС РФ. Структура ВС РФ. Виды и рода войск ВС РФ, их предназначение и задачи. Воинские символы, традиции и ритуалы в ВС РФ. Основные
направления развития и строительства ВС РФ. Модернизация вооружения, военной и специальной техники. Техническая оснащенность и
ресурсное обеспечение ВС РФ.
Правовые основы военной службы
Воинская обязанность. Подготовка граждан к военной службе. Организация воинского учета. Призыв граждан на военную службу.
Поступление на военную службу по контракту. Исполнение обязанностей военной службы. Альтернативная гражданская служба. Срок военной
службы для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, по контракту и для проходящих альтернативную гражданскую
службу. Воинские должности и звания. Военная форма одежды и знаки различия военнослужащих ВС РФ. Увольнение с военной службы.
Запас. Мобилизационный резерв.
Элементы начальной военной подготовки
Строи и управление ими. Строевые приемы и движение без оружия. Выполнение воинского приветствия без оружия на месте и в движении,
выход из строя и возвращение в строй. Подход к начальнику и отход от него. Строи отделения.
Назначение, боевые свойства и общее устройство автомата Калашникова. Работа частей и механизмов автомата Калашникова при стрельбе.
Неполная разборка и сборка автомата Калашникова для чистки и смазки. Хранение автомата Калашникова. Устройство патрона. Меры
безопасности при обращении с автоматом Калашникова и патронами в повседневной жизнедеятельности и при проведении стрельб. Основы и
правила стрельбы. Ведение огня из автомата Калашникова. Ручные осколочные гранаты. Меры безопасности при обращении с ручными
осколочными гранатами.
Современный общевойсковой бой. Инженерное оборудование позиции солдата. Способы передвижения в бою при действиях в пешем порядке.
Элементы военной топографии. Назначение, устройство, комплектность, подбор и правила использования средств индивидуальной защиты
11

(СИЗ) (противогаза, респиратора, общевойскового защитного комплекта (ОЗК) и легкого защитного костюма (Л-1). Действия по сигналам
оповещения. Состав и применение аптечки индивидуальной. Оказание первой помощи в бою. Способы выноса раненого с поля боя.
Военно-профессиональная деятельность
Цели и задачи военно-профессиональной деятельности. Военно-учетные специальности. Профессиональный отбор. Военная служба по
призыву как этап профессиональной карьеры. Организация подготовки офицерских кадров для ВС РФ, МВД России, ФСБ России, МЧС
России. Основные виды высших военно-учебных заведений ВС РФ и учреждения высшего образования МВД России, ФСБ России, МЧС
России. Подготовка офицеров на военных кафедрах образовательных организаций высшего образования. Порядок подготовки и поступления в
высшие военно-учебные заведения ВС РФ и учреждения высшего образования МВД России, ФСБ России, МЧС России.

12

3. Тематическое планирование
Тематическое планирование по основам безопасности жизнедеятельности с учетом программы воспитания, 10 класс
№

Раздел

Количество
часов

1

Основы комплексной
безопасности

8

2

Основы
противодействия
экстремизму,
терроризму и
наркотизму в
Российской Федерации

2

3

Защита населения
Российской Федерации
от опасных и
чрезвычайных ситуации

5

4

Основы обороны
государства

5

Основные виды деятельности обучающихся
Научные основы обеспечения безопасности жизнедеятельности человека в современной
среде обитания.
Культура безопасности жизнедеятельности человека в современной среде обитания.
Междисциплинарные основы теории безопасности жизнедеятельности. Экологические
основы безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания. Медикобиологические основы безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания.
Психологические основы безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания.
Законодательные основы обеспечения безопасности личности, общества, государства.
Права и обязанности государства и граждан России по обеспечению безопасности
жизнедеятельности. Защита национальной безопасности государства от военных угроз.
Защита личности, общества, государства от угроз социального характера.
Противодействие экстремизму. Противодействие терроризму, наркотизму в Российской
Федерации.
Организационные основы защиты населения и территорий России в чрезвычайных
ситуациях. Единая государственная система предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Основные мероприятия РСЧС и гражданской обороны
по защите населения и территорий в чрезвычайных ситуациях. Защита населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций природного характера. Защита населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Чрезвычайные ситуации
на инженерных сооружениях, дорогах, транспорте. Страхование.
Чрезвычайные ситуации военного характера и безопасность.
Защита населения и территорий от военной опасности, оружия массового поражения и
современных обычных средств поражения. Защита населения и территорий от
радиационной опасности. Средства коллективной защиты от оружия массового
поражения. Защита населения и территорий от биологической и экологической
опасности. Средства индивидуальной защиты органов дыхания и кожи.
Вооруженные Силы Российской Федерации на защите государства от военных угроз

Основные
направления
воспитательной
работы
1,3,4,5,6,7,8

1,3,4,5,6,7,8

1,3,4,5,6,7,8

1,3,4,5,6,7,8

13

5
6
7

Правовые основы
военной службы
Элементы начальной
военной подготовки
Основы медицинских
знаний и оказания
первой помощи

Итого:

2
4
8

34 ч.

Воинская обязанность и военная служба. Права и обязанности военнослужащих. Боевые
традиции и ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации.
Вооруженные Силы Российской Федерации: организационные основы. Состав
Вооруженных Сил Российской Федерации. Воинская обязанность и военная служба.
Факторы риска нарушений здоровья: инфекционные и неинфекционные заболевания
Медицинское обеспечение индивидуального и общественного здоровья. Здоровый образ
жизни и его составляющие.
Инфекционные заболевания: их особенности и меры профилактики. Факторы риска
неинфекционных заболеваний и меры их профилактики. Профилактика заболеваний,
передающихся половым путем.
Оказание первой помощи при неотложных состояниях
Первая помощь при неотложных состояниях: закон и порядок. Правила оказания первой
помощи при травмах. Первая помощь при кровотечениях, ранениях. Первая помощь:
сердечно-легочная реанимация. Первая помощь при ушибах, растяжении связок,
вывихах, переломах.

1,3,4,5,6,7,8
1,3,4,5,6,7,8
1,3,4,5,6,7,8

Тематическое планирование по основам безопасности жизнедеятельности с учетом программы воспитания, 11 класс
№

Раздел

Количество
часов

1

Основы комплексной
безопасности

13

2

Основы

2

Основные виды деятельности обучающихся

Научные основы формирования культуры безопасности жизнедеятельности человека
в современной среде обитания Проблемы формирования культуры безопасности
жизнедеятельности человека в современной среде обитания. Этические и экологические
критерии безопасности современной науки и технологий. Общенаучные
методологические подходы к изучению проблем безопасности жизнедеятельности
человека в среде обитания. Основные подходы и принципы обеспечения безопасности
объектов в среде жизнедеятельности. Основы управления безопасностью в системе
«человек — среда обитания».
Комплекс мер взаимной ответственности личности, общества, государства по
обеспечению безопасности
Обеспечение национальной безопасности России. Обеспечение социальной,

Основные
направления
воспитательной
работы
1,2,3,4,5,6,7,8

1,2,3,4,5,6,7,8
14

противодействия
экстремизму,
терроризму и
наркотизму в
Российской
Федерации

3

Военнопрофессиональная
деятельность

6

4

Правовые основы
военной службы

4

5

Основы
здорового
образа жизни

9

Итого:

экономической и государственной безопасности. Меры государства по
противодействию военным угрозам, экстремизму, терроризму. Защита населения и
территорий в чрезвычайных ситуациях. Поисково-спасательная служба МЧС России.
Международное сотрудничество России по противодействию военным угрозам,
экстремизму, терроризму.
Экстремальные ситуации и безопасность человека.
Экстремальные ситуации криминогенного характера. Экстремизм, терроризм и
безопасность человека. Наркотизм и безопасность человека. Дорожно-транспортная
безопасность. Вынужденное автономное существование в природных условиях.
Вооружённые Силы Российской Федерации на защите государства от военных угроз.
Основные задачи Вооруженных Сил.
Военные гуманитарные миссии России в «горячих точках» мира. Военные операции на
территории России: борьба с терроризмом. Военные учения Вооруженных Сил
Российской Федерации. Боевая слава российских воинов.
Правовые основы воинской обязанности. Правовые основы военной службы.
Подготовка граждан к военной службе: обязательная и добровольная. Требования
воинской деятельности к личности военнослужащего.
Особенности военной службы в современной Российской армии.
Особенности военной службы по призыву и альтернативной гражданской службы.
Основы здорового образа жизни.
Демографическая ситуация в России. Культура здорового образа жизни. Культура
питания. Культура здорового образа жизни и репродуктивное здоровье. Вредные
привычки. Культура движения.
Первая помощь при неотложных состояниях.
Медико-психологическая помощь. Первая помощь при ранениях. Первая помощь при
поражении радиацией, отравляющими веществами, при химических и термических
ожогах, обморожении. Первая помощь при дорожно-транспортном происшествии.
Первая помощь при отравлении никотином, алкоголем, лекарствами, ядами,
наркотическими веществами.

1,2,3,4,5,6,7,8

1,2,3,4,5,6,7,8

1,2,3,4,5,6,7,8

34 ч.
15

Тематическое планирование, 10 класс
№
урока
1
2

Тема урока
Культура безопасности жизнедеятельности человека в современной среде обитания
Междисциплинарные основы теории безопасности жизнедеятельности

3
4
5
6
7
8

Экологические основы безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания
Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания
Психологические основы безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания
Права и обязанности государства и граждан России по обеспечению безопасности жизнедеятельности
Защита национальной безопасности государства от военных угроз
Защита личности, общества, государства от угроз социального характера

9
10
11

Противодействие экстремизму

12
13
14
15
16

Основные мероприятия РСЧС и гражданской обороны по защите населения и территорий в чрезвычайных ситуациях
Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного характера
Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного характера
Чрезвычайные ситуации на инженерных сооружениях, дорогах, транспорте. Страхование
Защита населения и территорий от военной опасности, оружия массового поражения и современных обычных средств поражения

17
18
19
20
21
22
23
24
25
26

Защита населения и территорий от радиационной опасности
Средства коллективной защиты от оружия массового поражения
Защита населения и территорий от биологической и экологической опасности

27
28
29
30
31

Противодействие терроризму, наркотизму в Российской Федерации
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)

Средства индивидуальной защиты органов дыхания и кожи

Вооруженные Силы Российской Федерации: организационные основы
Состав Вооруженных Сил Российской Федерации
Воинская обязанность и военная служба
Права и обязанности военнослужащих
Боевые традиции и ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации
Медицинское обеспечение индивидуального и общественного здоровья
Здоровый образ жизни и его составляющие
Инфекционные заболевания: их особенности и меры профилактики
Факторы риска неинфекционных заболеваний и меры их профилактики
Профилактика заболеваний, передающихся половым путем
Первая помощь при неотложных состояниях: закон и порядок

16

32
33
34

Правила оказания первой помощи при травмах
Первая помощь при кровотечениях, ранениях. Первая помощь при ушибах, растяжении связок, вывихах, переломах

Первая помощь: сердечно-легочная реанимация
Итого: 34 часа

Тематическое планирование, 11 класс
№
урока
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27

Тема урока
Проблемы формирования культуры безопасности жизнедеятельности человека в современной среде обитания.
Этические и экологические критерии безопасности современной науки и технологий.
Общенаучные методологические подходы к изучению проблем безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания.
Основные подходы и принципы обеспечения безопасности объектов в среде жизнедеятельности.
Основы управления безопасностью в системе «человек — среда обитания».
Обеспечение национальной безопасности России.
Обеспечение социальной, экономической и государственной безопасности.
Меры государства по противодействию военным угрозам, экстремизму, терроризму.
Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях. Поисково-спасательная служба МЧС России.
Международное сотрудничество России по противодействию военным угрозам, экстремизму, терроризму.
Экстремальные ситуации криминогенного характера.
Экстремизм, терроризм и безопасность человека.
Наркотизм и безопасность человека.
Дорожно-транспортная безопасность.
Вынужденное автономное существование в природных условиях.
Основные задачи Вооруженных Сил.
Правовые основы воинской обязанности.
Правовые основы военной службы.
Подготовка граждан к военной службе: обязательная и добровольная.
Требования воинской деятельности к личности военнослужащего.
Особенности военной службы по призыву и альтернативной гражданской службы.
Военные гуманитарные миссии России в «горячих точках» мира.
Военные операции на территории России: борьба с терроризмом.
Военные учения Вооруженных Сил Российской Федерации.
Боевая слава российских воинов.
Демографическая ситуация в России.
Культура здорового образа жизни.
17

28
Культура питания.
29
Культура здорового образа жизни и репродуктивное здоровье.
30
Вредные привычки. Культура движения.
31
Медико-психологическая помощь. Первая помощь при ранениях.
32
Первая помощь при поражении радиацией, отравляющими веществами, при химических и термических ожогах, обморожении.
33
Первая помощь при дорожно-транспортном происшествии.
34
Первая помощь при отравлении никотином, алкоголем, лекарствами, ядами, наркотическими веществами.
Итого: 34 часа

Средства оснащения курса ОБЖ
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19

Наименование
1. Нормативно-правовые документы
Конституция РФ
Закон «Об образовании»
Концепция противодействия терроризму в РФ
Постановление Правительства РФ от 30.12.2007 г. № 804 «О единой государственной предупреждения и ликвидации ЧС»
Стратегия национальной безопасности
ФЗ «О безопасности»
ФЗ «О безопасности дорожного движения»
ФЗ «О защите населения и территорий от ЧС техногенного и природного характера»
ФЗ «О гражданской обороне»
ФЗ «О пожарной безопасности»
ФЗ «О противодействии терроризму»
ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»
ФЗ «О аварийно-спасательных службах и статусе спасателей»
Правила дорожного движения РФ
2. Учебная литература
Учебник по основам безопасности жизнедеятельности для 10-11 классов
Общевоинские уставы Вооруженных сил Российской Федерации
Каталог «Государственные награды Российской Федерации»
3. Учебные и учебно-наглядные пособия
Набор плакатов и электронные издания
Средства индивидуальной защиты:

18

20
21

22
23
24

25
26

27

28

- Противогаз
- Респиратор
- Общевойсковой защитный комплект
Модель-макет автомата Калашникова АКС-74
Приборы:
Компас
Визирная линейка
ЭОИ на магнитных и оптических носителях по тематике программы
Комплект аппаратуры для демонстрации ЭОИ
4. Медицинское имущество
Индивидуальные средства медицинской защиты:
- Аптечка АИ
- Пакеты перевязочные ППИ
- Пакеты противохимические индивидуальные ИПП-11
Сумки и комплекты медицинского имущества для оказания первой и доврачебной помощи:
- сумка СМС
Перевязочные средства и шовные материалы, лейкопластыри:
- бинт марлевый медицинский нестерильный, размер 7м х 14см
- бинт марлевый медицинский нестерильный, размер 5 м х 10см
- вата медицинская компрессная
- косынка медицинская (перевязочная)
- повязка медицинская большая стерильная
- повязка медицинская малая стерильная
Медицинские предметы расходные:
- булавка безопасная
- шина проволочная (лестничная) для ног
- шина проволочная (лестничная) для рук
- шина фанерная длиной 1 м.
Врачебные предметы, аппараты и хирургические инструменты:
- знак нарукавного Красного Креста

19

Литература

Для преподавателя:
Безопасность на дорогах и на транспорте / М.В. Иашвили, С.В. Петров. – Новосибирск: АРТА.
Гражданская защита: энциклопедический словарь С.К. Шойгу. – М.: ДЭКС-ПРЕСС.
Кисляков П.А., Петров С.В., Филанковский В.В. Социальная безопасность личности, общества, государства: учебное пособие. –
М.: Русский журнал.
Криминальные опасности и защита от них: учебное пособие / Г.Г. Гумеров, С.В. Петров. – Новосибирск: АРТА.
Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации. – М.: Эксмо.
Опасности техногенного характера и защита от них: учебное пособие / С.В. Петров, И.В. Омельченко, В.А. Макашёв. – Новосибирск:
АРТА.
Основы обороны государства и военной службы: учебное пособие / А.Д. Корощенко, С.В. Петров. – Новосибирск: АРТА.
Патриотическое воспитание и военно-профессиональная ориентация учащихся 10-11 классов / А.А. Волокитин, Н.Н. Грачев,
В.А. Жильцов и др. – М.: Дрофа.
Петров С.В., Кисляков П.А. Информационная безопасность: учебное пособие. – М.: Русский журнал.
Селиванов И.П., Конорева И.А. Локальные конфликты в XX веке: геополитика, дипломатия, войны. 10-11 классы: учебное пособие. –
М.: Дрофа.
Энциклопедия педагогической валеологии (основные медико-психологические, экологические, педагогические и специальные термины,
определения, понятия) / под ред. проф. Г.Я. Рябинина.
Дурнев Р.А., Смирнов А.Т. Формирование основ культуры безопасности жизнедеятельности школьников. 5-11 классы: методическое
пособие. – М.: Дрофа.
Евлахов В.М.Основы безопасности жизнедеятельности. Методика проведения занятий в общеобразовательном учреждении: учебнометодическое пособие. – М.: Дрофа.
Латчук В.Н., Миронов С.К.Основы безопасности жизнедеятельности. Терроризм и безопасность человека: учебно-методическое пособие.
– М.: Дрофа.
Соловьев С.С. Основы безопасности жизнедеятельности. Алкоголь, табак и наркотики – главные враги здоровья человека: учебнометодическое пособие. – М.: Дрофа.
Харьков Н.Г.Стрелковая подготовка в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности». 10-11 классы: методическое пособие. –
М.: Дрофа.
Иашвили М.В., Петров С.В. Безопасность на дорогах и на транспорте: учебное пособие. – Новосибирск; М.: Арта.

20

Хромов Н.И.Методика проведения практических занятий по основам военной службы. 10–11 классы: учебно-методическое пособие.
– М.: Дрофа.
Колодницкий Г.А., Кузнецов В.С., Петров С.В., Быструшкин С.К.Прикладная физическая подготовка и основы самообороны: учебное
пособие. – Новосибирск: АРТА.
Вольхин С.Н., Ляшко В.Г., Снегирев А.В., Щербаков В.А.Основы защиты от терроризма: учебное пособие. – М.: Дрофа.
Петров С.В., Петрова А.С.Правовое регулирование и органы обеспечения безопасности жизнедеятельности: учебное пособие. –
Новосибирск: АРТА.
Для учащихся:
Основы безопасности жизнедеятельности. Справочник школьника. Ситников В.П.
Акимов В.А., Дурнев Р.А., Миронов С.К.Защита от чрезвычайных ситуаций. 5–11 классы: энциклопедический справочник. – М.: Дрофа.
Латчук В.Н., Миронов С.К.Безопасность при пожарах: справочник по основам безопасности жизнедеятельности. – М.: Дрофа.
Латчук В.Н., Миронов С.К.Безопасность при террористических актах: справочник по основам безопасности жизнедеятельности. –
М.: Дрофа.
Интернет ресурсы:

При подготовке и проведении уроков по ОБЖ целесообразно использовать сайты «Фестиваль педагогических идей» (раздел ОБЖ)
httD://festival.1seDtember.ru/articles/subiects/12,
«Учительский портал» (раздел учителя ОБЖ)http://uroki.net/docobgd.htm,
Методические пособия, статьи для обучения в сферах безопасности, здоровья, БЖД, ОБЖ, ПДД, ЗОЖ, педагогики, методики
преподавания, школ, вузов (программы, учебники) http://www.edu-all.ru/pages/links/alllinks.asp?page= 1 &razdel=9
Поурочные тематические календарные планы, разработки уроков, сценарии, правила, акты, приказы по ОБЖ:
http://sverdlovsk-school8.nm .ru/docobgd.htm
http://www.mchs.gov.ru- Электронная версия газеты «Спасатель МЧС».
http://pedsovet.org/forum/index.php?showtopic- Основы безопасности жизнедеятельности. Методика и опыт.
Статьи и публикации. Учебники и пособия. Экзамены по ОБЖ, а также персональные сайты учителей ОБЖ и многие другие.
http://edu.gov.ru— официальный сайт Министерства просвещения Российской Федерации. http://minobmauki.gov.ru— Министерство науки
и высшего образования Российской Федерации. http://mil.ru— официальный сайт Министерства обороны Российской Федерации.
www.mchs.gov.ru— официальный сайт МЧС России.
http://fcior.edu.ru/— сайт Федерального центра информационно-образовательных ресурсов. http://www.garant.ru— информационноправовой портал «ГАРАНТ». http://rosuchebnik.ru— корпорация «Российский учебник». http://www.ruor.org— сайт Российского союза
спасателей.
http://www.school-obz.org— сайт журнала МЧС России «Основы безопасности жизнедеятельности». http://school-collection.edu.ru— Единая
коллекция цифровых образовательных ресурсов. http://rosolymp.ru— информационный портал Всероссийской олимпиады школьников.
Практическая работа (занятие), контрольные работы, тестовые задания

21

Лист коррекции
Уроки, которые требуют коррекции
Дата,
класс

№ урока по
КТП

Уроки, содержащие коррекцию
Причина
коррекции

Тема урока

Дата

Отметка о выполнении

Форма коррекции

Информация о выполнении рабочей программы
Предмет

Количество часов
по плану

Выполнение
Четверть
1

2

3

Отставание
4

Причина

Компенсирующие
мероприятия

22

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».