РП Астрономия ООП СОО ФГОС 10 класс

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЛИЦЕЙ № 135

ПРИЛОЖЕНИЕ
к ООП СОО МАОУ лицея № 135
Приказ №89-УД от 31.08.2021 г.

Рабочая программа учебного предмета
АСТРОНОМИЯ (базовый уровень)
Уровень – среднее общее образование (10-11 классы)

Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета астрономия на уровень среднего общего образования (10-11 классы) является частью основной
образовательной программы среднего общего образования МАОУ лицея №135.
Рабочая программа разработана с учетом нормативно-правовых документов:
- ФГОС среднего общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 17.12.2012 №413 (с изменениями от 11 декабря 2020 г);
- Примерной программы воспитания, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию,
протокол от 2 июня 2020 г. № 2/20), далее - Программа воспитания, ФУМО и Рабочей программы воспитания МАОУ лицея №135 (приказ №88-УД
от 31.08.2021 г.);
- Примерной основной образовательной программы среднего общего образования, одобренной решением федерального учебнометодического объединения по общему образованию, протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з.
Астрономия – учебный предмет, направленный на изучение достижений современной науки и техники, формирование основ знаний о методах
и результатах научных исследований, фундаментальных законов природы небесных тел и Вселенной в целом.
Для изучения астрономии на уровне среднего общего образования в 10 классе отводится по 1 часу в неделю, всего 34 часа.
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Астрономия»
Личностные результаты:
1) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями; готовность и способность к
самостоятельной, творческой деятельности;
2) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, проектной и других видах деятельности;
3) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
4) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному
образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
5) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;
6) сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной
среды.
Метапредметные результаты:
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и
корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности;
выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности,
эффективно разрешать конфликты;

3) владение навыками познавательной, проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному
поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, умение ориентироваться в различных источниках
информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и
организационных задач с соблюдением требований техники безопасности, ресурсосбережении;

6) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
7) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований,

границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметные результаты изучения учебного предмета «Астрономия» (базовый уровень)
Выпускник на базовом уровне научится:
- воспроизводить определения терминов и понятий (созвездие, высота и кульминация звезд и Солнца, эклиптика, местное, поясное, летнее и
зимнее время); исторические сведения о становлении и развитии гелиоцентрической системы мира; определения терминов и понятий
(конфигурация планет, синодический и сидерический периоды обращения планет, горизонтальный параллакс, угловые размеры объекта,
астрономическая единица);

- объяснять необходимость введения високосных лет и нового календарного стиля; наблюдаемые невооруженным глазом движения звезд и Солнца
на различных географических широтах, движение и фазы Луны, причины затмений Луны и Солнца; причины возникновения приливов на Земле и
возмущений в движении тел Солнечной системы; механизм парникового эффекта и его значение для формирования и сохранения уникальной
природы Земли; механизм возникновения на Солнце грануляции и пятен; причины изменения светимости переменных звезд; смысл понятий
(космология, Вселенная, модель Вселенной, Большой взрыв, реликтовое излучение); сущность астероидно-кометной опасности, возможности и
способы ее предотвращения.

- применять звездную карту для поиска на небе определенных созвездий и звезд;
- вычислять расстояние до планет по горизонтальному параллаксу, а их размеры — по угловым размерам и расстоянию; расстояние до звезд по
годичному параллаксу;

- формулировать законы Кеплера, определять массы планет на основе третьего (уточненного) закона Кеплера;
- описывать особенности движения тел Солнечной системы под действием сил тяготения по орбитам с различным эксцентриситетом; природу
Луны и объяснять причины ее отличия от Земли; закон Хаббла;

- перечислять существенные различия природы двух групп планет и объяснять причины их возникновения;
- характеризовать природу малых тел Солнечной системы и объяснять причины их значительных различий; физическое состояние вещества

Солнца и звезд и источники их энергии; особенности движения и маневров космических аппаратов для исследования тел Солнечной системы;

основные параметры Галактики (размеры, состав, структура и кинематика); физические особенности объектов, возникающих на конечной стадии
эволюции звезд: белых карликов, нейтронных звезд и черных дыр;

- формулировать и обосновывать основные положения современной гипотезы о формировании всех тел Солнечной системы из единого
газопылевого облака;

- определять и различать понятия (Солнечная система, планета, ее спутники, планеты земной группы, планеты-гиганты, кольца планет, малые тела,
астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды, метеоры, болиды, метеориты);

- проводить сравнение Меркурия, Венеры и Марса с Землей по рельефу поверхности и составу атмосфер, указывать следы эволюционных
изменений природы этих планет;

- описывать характерные особенности природы планет-гигантов, их спутников и колец; явления метеора и болида, объяснять процессы, которые
происходят при движении тел, влетающих в атмосферу планеты с космической скоростью; последствия падения на Землю крупных метеоритов;

- объяснять, определять и различать понятия (звезда, модель звезды, светимость, парсек, световой год);
- описывать внутреннее строение Солнца и способы передачи энергии из центра к поверхности; наблюдаемые проявления солнечной активности и
-

их влияние на Землю; механизм вспышек новых и сверхновых; этапы формирования и эволюции звезды;

называть основные отличительные особенности звезд различных последовательностей на диаграмме «спектр — светимость»;
сравнивать модели различных типов звезд с моделью солнца;
оценивать время существования звезд в зависимости от их массы;
определять расстояние до звездных скоплений и галактик по цефеидам на основе зависимости «период — светимость»;
распознавать типы галактик (спиральные, эллиптические, неправильные);
сравнивать выводы А. Эйнштейна и А.А. Фридмана относительно модели Вселенной;
обосновывать справедливость модели Фридмана результатами наблюдений «красного смещения» в спектрах галактик;
формулировать - определять расстояние до галактик на основе закона Хаббла; по светимости сверхновых;
оценивать возраст Вселенной на основе постоянной Хаббла;
интерпретировать обнаружение реликтового излучения как свидетельство в пользу гипотезы горячей Вселенной;
классифицировать основные периоды эволюции Вселенной с момента начала ее расширения – Большого взрыва;
интерпретировать современные данные об ускорении расширения Вселенной как результата действия антитяготения «темной энергии» - вида
материи, природа которой еще неизвестна.

2. Содержание учебного предмета «Астрономия»
1. Астрономия, ее значение и связь с другими науками
Астрономия, ее связь с другими науками. Структура и масштабы Вселенной. Особенности астрономических методов исследования. Телескопы и
радиотелескопы. Всеволновая астрономия.
2. Практические основы астрономии
Звезды и созвездия. Звездные карты, глобусы и атласы. Видимое движение звезд на различных географических широтах. Кульминация светил.
Видимое годичное движение Солнца. Эклиптика. Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. Время и календарь.
3. Строение Солнечной системы
Развитие представлений о строении мира. Геоцентрическая система мира. Становление гелиоцентрической системы мира. Конфигурации планет
и условия их видимости. Синодический и сидерический (звездный) периоды обращения планет. Законы Кеплера. Определение расстояний и
размеров тел в Солнечной системе. Горизонтальный параллакс. Движение небесных тел под действием сил тяготения.
Определение массы небесных тел. Движение искусственных спутников Земли и космических аппаратов в Солнечной системе. История развития
отечественной космонавтики. Первый искусственный спутник Земли, полет Ю.А. Гагарина. Достижения современной космонавтики.
4. Природа тел Солнечной системы
Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. Земля и Луна – двойная планета. Исследования Луны космическими
аппаратами. Пилотируемые полеты на Луну. Планеты земной группы. Природа Меркурия, Венеры и Марса. Планеты-гиганты, их спутники и
кольца. Малые тела Солнечной системы: астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды, метеоры, болиды и метеориты.
5. Солнце и звезды
Излучение и температура Солнца. Состав и строение Солнца. Источник его энергии. Атмосфера Солнца. Солнечная активность и ее влияние на
Землю. Звезды – далекие солнца. Годичный параллакс и расстояния до звезд. Светимость, спектр, цвет и температура различных классов звезд.
Диаграмма «спектр – светимость». Массы и размеры звезд. Модели звезд. Переменные и нестационарные звезды.
Цефеиды – маяки Вселенной. Эволюция звезд различной массы.
6. Строение и эволюция Вселенной
Наша Галактика. Ее размеры и структура. Два типа населения Галактики. Межзвездная среда: газ и пыль. Спиральные рукава. Ядро Галактики.
Области звездообразования. Вращение Галактики. Проблема «скрытой» массы. Разнообразие мира галактик. Квазары. Скопления и
сверхскопления галактик. Основы современной космологии. «Красное смещение» и закон Хаббла. Нестационарная Вселенная А. А. Фридмана.
Большой взрыв. Реликтовое излучение. Ускорение расширения Вселенной. «Темная энергия» и антитяготение.
7. Жизнь и разум во Вселенной
Проблема существования жизни вне Земли. Условия, необходимые для развития жизни. Поиски жизни на планетах Солнечной системы.
Сложные органические соединения в космосе. Современные возможности космонавтики и радиоастрономии для связи с другими
цивилизациями. Планетные системы у других звезд. Человечество заявляет о своем существовании.

Примерный перечень наблюдений
1.
2.
3.
4.

Наблюдения невооруженным глазом
Основные созвездия и наиболее яркие звезды осеннего, зимнего и весеннего неба.
Наблюдение суточного вращения звездного неба (в течение 1-2 часов).
Проведение наблюдений времени восхода и захода Солнца.
Движение Луны и смена ее фаз.

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.

Наблюдения в телескоп
Виртуальный телескоп: https://spacegid.com/virtualnyiy-teleskop-v-realnom-vremeni.html)
Рельеф Луны.
Фазы Венеры.
Марс.
Юпитер и его спутники.
Сатурн, его кольца и спутники.
Наблюдения Солнца с использованием online данных спутника СОХО (https://spacegid.com/izobrazheniya-solntsa-so-sputnika-soho.html)
Двойные звезды.
Звездные скопления (Плеяды, Гиады).
Большая туманность Ориона.
Туманность Андромеды.

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

Направления воспитательной деятельности, 10-11 классы
гражданское воспитание
патриотическое воспитание
духовно-нравственное воспитание
эстетическое воспитание
физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия
трудовое воспитание
экологическое воспитание
ценность научного познания

3. Тематическое планирование по астрономии с учетом программы воспитания
№

Раздел

Количество
часов

Основные виды деятельности обучающихся
(на уровне универсальных учебных действий)
приводить примеры: роли астрономии в развитии цивилизации, использования
методов исследований в астрономии;
объяснять причины возникновения и развития астрономии, иллюстрировать
примерами практическую направленность астрономии, воспроизводить сведения
по истории астрономии, ее связях с другими науками;
обсудить потребности человека в познании, как наиболее значимой
ненасыщаемой потребности, понимание между мифологическим и научным
сознанием; характеризовать особенности методов познания астрономии;
воспроизводить определения терминов и понятий (звезда, созвездие, высота и
кульминация звезд и Солнца, эклиптика, местное, поясное, летнее и зимнее
время);
объяснять необходимость введения високосных лет и нового календарного стиля;
наблюдаемые невооруженным глазом движения звезд и Солнца на различных
географических широтах, движение и фазы Луны, причины затмений Луны и
Солнца;
применять звездную карту для поиска на небе определенных созвездий и звезд;
воспроизводить исторические сведения о становлении и развитии
гелиоцентрической системы мира;
определение терминов и понятий (конфигурация планет, синодический и
сидерический периоды обращения планет);
формулировать законы Кеплера, определять массы планет на основе третьего
(уточненного) закона Кеплера;
объяснять причины возникновения приливов на Земле и возмущений в движении
тел Солнечной системы; горизонтальный параллакс, угловые размеры объекта,
астрономическая единица;
описывать особенности движения тел Солнечной системы под действием сил
тяготения по орбитам с различным эксцентриситетом;
осознавать роль отечественной науки и использовании космического
пространства и развитии международного сотрудничества в этой области;
достижения современной космонавтики;
вычислять расстояние до планет по горизонтальному параллаксу, а их размеры —

1.

Астрономия, ее
значение и связь с
другими науками

2

2.

Практические основы
астрономии

5

3.

Строение Солнечной
системы

6

Основные направления
воспитательной
деятельности
6, 7, 8

7, 8

7, 8

4.

Природа тел
Солнечной системы

6

5.

Солнце и звезды

8

по угловым размерам и расстоянию; расстояние до звезд по годичному
параллаксу;
характеризовать особенности движения и маневров космических аппаратов для
исследования тел Солнечной системы;
формулировать и обосновывать основные положения современной гипотезы о
формировании всех тел Солнечной системы из единого газопылевого облака;
описывать природу Луны и объяснять причины ее отличия от Земли;
объяснять механизм парникового эффекта и его значение для формирования и
сохранения уникальной природы Земли; сущность астероидно-кометной
опасности, возможности и способы ее предотвращения;
перечислять существенные различия природы двух групп планет и объяснять
причины их возникновения;
определять и различать понятия (Солнечная система, планета, ее спутники,
планеты земной группы, планеты-гиганты, кольца планет, малые тела, астероиды,
планеты-карлики, кометы, метеороиды, метеоры, болиды, метеориты);
проводить сравнение Меркурия, Венеры и Марса с Землей по рельефу
поверхности и составу атмосфер, указывать следы эволюционных изменений
природы этих планет;
описывать характерные особенности природы планет-гигантов, их спутников и
колец; явления метеора и болида, объяснять процессы, которые происходят при
движении тел, влетающих в атмосферу планеты с космической скоростью;
последствия падения на Землю крупных метеоритов;
характеризовать природу малых тел Солнечной системы и объяснять причины их
значительных различий;
объяснять, определять и различать понятия (звезда, модель звезды, светимость,
парсек, световой год);
объяснять механизм возникновения на Солнце грануляции и пятен; причины
изменения светимости переменных звезд;
описывать внутреннее строение Солнца и способы передачи энергии из центра к
поверхности; наблюдаемые проявления солнечной активности и их влияние на
Землю; механизм вспышек новых и сверхновых; этапы формирования и эволюции
звезды;
характеризовать физическое состояние вещества Солнца и звезд и источники их
энергии; физические особенности объектов, возникающих на конечной стадии
эволюции звезд: белых карликов, нейтронных звезд и черных дыр;
называть
основные
отличительные
особенности
звезд
различных

7, 8

7, 8

6.

Строение и эволюция
Вселенной

5

7.

Жизнь и разум во
Вселенной

2

Итого:

34 ч.

последовательностей на диаграмме «спектр — светимость»;
сравнивать модели различных типов звезд с моделью Солнца;
оценивать время существования звезд в зависимости от их массы;
объяснять смысл понятий (космология, Вселенная, модель Вселенной, Большой
взрыв, реликтовое излучение);
знать и применять закон Хаббла;
характеризовать основные параметры Галактики (размеры, состав, структура и
кинематика);
определять расстояние до звездных скоплений и галактик по цефеидам на основе
зависимости «период — светимость»;
распознавать типы галактик (спиральные, эллиптические, неправильные);
сравнивать выводы А. Эйнштейна и А.А. Фридмана относительно модели
Вселенной;
обосновывать справедливость модели Фридмана результатами наблюдений
«красного смещения» в спектрах галактик;
формулировать - определять расстояние до галактик на основе закона Хаббла; по
светимости сверхновых;
оценивать возраст Вселенной на основе постоянной Хаббла;
интерпретировать обнаружение реликтового излучения как свидетельство в
пользу гипотезы горячей Вселенной;
классифицировать основные периоды эволюции Вселенной с момента начала ее
расширения – Большого взрыва;
интерпретировать современные данные об ускорении расширения Вселенной как
результата действия антитяготения «темной энергии» - вида материи, природа
которой еще неизвестна;
использовать знания о методах исследования в астрономии; характеризовать
современное состояние проблемы существования жизни во Вселенной, условия,
необходимые для развития жизни;
характеризовать средства современной науки в целом и ее различных областей
(астрономии, химии, физики, биологии, географии), позволяющие осуществлять
поиск жизни на других планетах Солнечной системы и экзопланетах;

7, 8

7, 8

Лист коррекции
Уроки, которые требуют коррекции
Дата,
класс

№ урока по
КТП

Отметка о
выполнении

Уроки, содержащие коррекцию
Причина
коррекции

Тема урока

Дата

Форма коррекции

Информация о выполнении рабочей программы
Предмет

Количество часов по
плану

Выполнение
Четверть
1

2

3

Отставание
4

Причина

Компенсирующие
мероприятия

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».