ДОП Шахматы

СОДЕРЖАНИЕ
1. Комплекс основных характеристик программы
1.1 Пояснительная записка
1.2 Цель, задачи программы
1.3 Содержание программы
1.4 Планируемые результаты
2. Организационно-педагогические условия
2.1 Условия реализации программы
2.2 Формы аттестации и оценочные материалы
3. Список литературы

8
9
11

Приложения:
1. Карта индивидуальной успешности обучающихся

11

3
5
5
7

2

1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ

1.1 Пояснительная записка
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
«Шахматы» физкультурно-спортивной
направленности разработана в
соответствии с требованиями в образовании, отражёнными в следующих
документах:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».
Приказ от 09.11.2018г. № 196 «Об утверждении порядка организации и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным программам».
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014
N 41 "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические
требования к устройству, содержанию и организации режима работы
образовательных организаций дополнительного образования детей».
«Концепция развития дополнительного образования детей» (утвержденная
распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. N
1726-р).
Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015г. № 09-3242 «О
направлении информации».
Шахматы - это не только игра, доставляющая учащимся много радости,
удовольствия, но и действительно эффективное средство для умственного и
культурного развития.
При разработке данной программы были проанализированы авторская
программа И.Г. Сухих.
Программа
шахматного
объединения
направлена
на
раскрытие
индивидуальных психологических особенностей учащихся. В шахматное
объединение принимаются учащиеся младшего и среднего школьного возраста (7 –
15 лет) на общих основаниях. Объединение включает учащихся разного возраста,
разного уровня знаний, умений и навыков шахматной игры. Поэтому при
разработке программы учитываются не только нормы программы дополнительного
образования, ее реализация, но и этот аспект.
Новизна
В поэтапном освоении учащимися, предлагаемого курса, что даёт
возможность учащимся с разным уровнем развития освоить те этапы сложности,
которые соответствуют их способностям.
В авторской методике индивидуального подхода к каждому учащемуся при
помощи подбора заданий разного уровня сложности. Индивидуальный подход
базируется на личностно-ориентированном подходе к учащемуся, при помощи
создания педагогом «ситуации успеха» для каждого учащегося, таким образом
3

данная методика повышает эффективность и результативность образовательного
процесса. Подбор заданий осуществляется на основе метода наблюдения педагогом
за практической деятельностью учащихся на занятии.
Актуальность программы продиктована требованиями времени.
В настоящее время в школе нет предмета шахматы, а шахматная школа, в силу
разных причин, не всегда доступна всем желающим, все-таки она ориентирована
на занятия, прежде всего, с одаренными детьми, способными показать хорошие
спортивные результаты. Поэтому шахматное объединение необходимо всегда.
Учащиеся самостоятельно, не отвлекая родителей, могут прийти сюда заниматься
по своему желанию, привести друзей, т.к. для игры в шахматы нужен партнер. В
объединении учащиеся
знакомятся друг с другом, получают навыки
неформального общения в коллективе, объединенном общим интересом. Очень
важно на сегодняшний день переключить внимание подростка от негативного
влияния улицы (курение, детский алкоголизм, наркотики) на занятие, которое
воспитывает в юном гражданине благородство, интеллект, уважение к партнеру,
помогает выплеснуть агрессию и направить подростковую энергию в правильное
русло, реализовать себя как личность.
Шахматы сближают людей всех возрастов и профессий в любой части Земли.
Не случайно Международная шахматная федерация (ФИДЕ) выбрала девиз: «Gens
una sumus», «Мы все - одна семья».
Педагогическая целесообразность
Учебно-тематический материал программы распределён в соответствии с
принципом последовательного и постепенного расширения теоретических знаний,
практических умений и навыков. Представленные в программе темы создают
целостную систему подготовки шахматистов. При отборе теоретического
материала и установлении его последовательности соблюдаются следующий
принципы:
- структурирование учебного материала с учётом объективно существующих
связей между его темами;
- актуальность, практическая значимость учебного материала для
воспитанника.
Программа разработана с учетом психолого - педагогических особенностей
учащихся данного возраста. При проведении занятий большое внимание уделяется
развитию личностных качеств учащихся, таких как логическое мышление,
выдержка, дисциплина, терпение, хладнокровие, находчивость, сосредоточенность,
благородство.
Отличительная особенность данной программы в использовании
нетрадиционных форм работы с родителями, то есть включение их в активную
совместную деятельность, а именно в участие в “Шахматных турнирах семейных
команд”, которые, как правило, посвящаются различным праздничным датам
(“Новый год”, “День защитника Отечества” и др.)
Адресат программы. Программа ориентирована на учащихся 7 -14 лет и
учитывает возрастные и индивидуальные способности учащихся. Количество
4

учащихся от 10 до 16 человек (четное количество, т.к. играют в паре). Набор
учащихся свободный. Состав группы постоянный.
Объем и срок освоения программы
для учащихся 7 лет - 72 часа
для учащихся 8 -14 лет - 144 часа
Форма обучения – очная.
Уровни обучения
Стартовый - 1 год обучения.
Особенности реализации образовательного процесса
Предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных
форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для
освоения содержания программы.
Программа предполагает дать начальные знания по курсу. Образовательный
процесс организуется в традиционной форме. В период приостановки
образовательной деятельности образовательный процесс организуется с
применением дистанционных технологий.
Режим занятий
для учащихся 7 лет - 1 раз в неделю по 2 часа
для учащихся 8 -14 лет - 2 раз в неделю по 2 часа
1.2 Цель и задачи программы
Цель программы: создание условий для развития интеллектуальнотворческой, одаренной личности через занятия шахматами.
Достигается указанная цель через решение следующих задач:
฀ ознакомить с историей шахмат;
฀ обучить правилам игры;
฀ сформировать у обучающихся теоретические знания по шахматной игре,
ознакомление с правилами проведения соревнований и правилами турнирного
поведения.
฀ развивать логическое мышление, память, внимание, усидчивость и другие
положительные качества личности;
฀ сохранять выдержку, критическое отношение к себе и к сопернику;
฀ формировать навыки запоминания;
฀ вводить в мир логической красоты и образного мышления, расширять
представления об окружающем мире.
฀ формирование привычки здорового образа жизни для поддержания высоких
умственных способностей;
฀ умения переключаться с умственной на физические нагрузки.
№п\п
1

1.3 Содержание программы
Тема раздела
Для учащихся 7
лет
.Осваиваем правила игры
28

Для учащихся 8-14
лет
52
5

2
3
4
5
6
7
8

Учимся ставить мат:
Решаем позиции на тему «мат в
один ход»
Игровые ситуации
Примеры. Партии мастеров.
Решение задач, короткие партии
Физические
упражнения
шахматиста
Квалификационные турниры.
итого

12
4

12
10

4
6
8
2

20
10
18
2

8
72

20
144

№п\п Тема раздела
1
2
3
4
5
6
7
8

Для учащихся 7 лет
Для учащихся 8-14 лет
Всего теория практика Всего теория практика
Осваиваем правила 28
14
14
52
27
25
игры
Учимся
ставить 12
6
6
12
6
6
мат
Решаем позиции на 4
2
2
10
5
5
тему «мат в один
ход»
Игровые ситуации 4
2
2
20
2
18
Примеры. Партии 6
3
3
10
5
5
мастеров.
Решение
задач, 8
2
6
18
2
16
короткие партии
Физические
2
2
2
2
упражнения
шахматиста
Квалификационные 8
8
20
20
турниры.
итого
72
29
43
144
47
9

1раздел. Осваиваем правила игры
Первое знакомство с шахматами, история шахмат, шахматная доска.
Начальная расстановка фигур на доске. Фланги и центр, цель игры. Шахматный
ход. Фигуры -король, ладья, слон, ферзь, конь, пешка их месторасположения на
исходной позиции, правила хода и взятие фигур противника Сравнительная сила
фигур. Шах и мат. Пат. Разновидности ничьи. Рокировка. Защита. Связка и
избавление от связки. Вилка и избавление от вилки. Превращение пешки. Взятие
на проходе. Шахматная нотация. Три стадии шахматной партии(дебют,
миттельшпиль, эндшпиль). Открытое нападение.
6

Практические занятия рассчитаны на детальное изучение всех шахматных
фигур с широким использованием игры на фрагментах шахматной доски.
2 раздел. Учимся ставить мат.
«Детский мат», мат в два хода. Способы матования одинокого короля
тяжелыми фигурами:- линейный мат, мат ферзем, мат ладьей. Матование
одинокого короля легкими фигурами:- мат двумя слонами, мат слоном и конем.
3 раздел. Решаем позиции «мат в один ход».
Матование в один ход ферзем, ладьёй, слоном, конём, пешкой.
4 раздел. Игровые ситуации
Практические задания: как уйти от шаха, как спастись от мата, как подстроить
вилку, найти вилку конём, найти вилку ладьёй, как выиграть фигуру, найти вилку
пешкой, найти связку слоном, как использовать связку, сделать связку ладьёй, как
избавиться от связки, как спастись от шаха, поставить двойной шах и мат,
поставить мат, сделать ничью.
5 раздел. Примеры. Партии мастеров.
Знакомство с некоторыми партиями мастеров и тренировка в чтении и
записывании шахматных партий на примере: Журавлёв-Тайлиев, МацукевичКузнецов, Черников-Чигаев, Соколов-Вешненков, Левенфиш-Моноезов.
6 раздел. Решение задач. Короткие партии
Практические занятия. Игры в парах. Короткие партии. Разбор специально
подобранных позиций. Разбор специально подобранных примеров: мат в один ход,
мат в два хода.
7 раздел. Физические упражнения шахматиста.
8 раздел. Квалификационные турнир
1.4 Планируемые результаты
Дополнительная образовательная программа предусматривает достижение
следующих результатов образования:
Личностными результатами программы по физкультурно-спортивному
направлению «Шахматы» является формирование следующих умений:
฀ Определять и высказывать простые и общие для всех людей правила
поведения при сотрудничестве (этические нормы).
฀ В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь
на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке
других участников группы и педагога, как поступить.
฀
Готовность
и
способность
обучающихся
к
саморазвитию,
сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые
установки выпускников, отражающие их индивидуально-личностные позиции,
социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ
российской, гражданской идентичности.
Программа «Шахматы»формирует знания и умения
฀ Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью
учителя, а далее самостоятельно.
7

฀ Проговаривать последовательность действий.
฀ Учить высказывать своё предположение (версию) на основе данного
задания, учить работать по предложенному учителем плану, а в дальнейшем уметь
самостоятельно планировать свою деятельность.
฀ Средством формирования этих действий служит технология проблемного
диалога на этапе изучения нового материала.
฀ учиться совместно с учителем и другими воспитанниками давать
эмоциональную оценку деятельности на занятии.
฀ Средством формирования этих действий служит технология оценивания
образовательных достижений (учебных успехов).
฀ Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные
источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на
занятии.
฀ Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате
совместной работы.
฀ Средством формирования этих действий служит учебный материал и
задания.
฀ Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль. Слушать
и понимать речь других.
฀ Совместно договариваться о правилах общения и поведения в игре и
следовать им.
฀ Рост личностного, интеллектуального и социального развития ребёнка,
развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности,
самостоятельности.
฀ Приобретение теоретических знаний и практических навыков шахматной
игре.
2. Организационно-педагогические условия
2.1 Условия реализации программы
Занятия проводятся в классной комнате, где есть:
฀ Столы;
฀ Стулья;
฀ Комплект шахматных фигур с доской;
฀ Шахматные часы;
฀ Бланки (или тетради) для ведения шахматной нотации;
฀ Демонстрационная или интерактивная доска;
Дидактический материал:
฀ Демонстрационные тематические фильмы;
฀ Мультфильмы и отрывки из к/ф о шахматах;
฀ Наглядное пособие (портреты шахматистов, основные схемы и правила хода
фигур);
฀ Сборник шахматных задач.
8

2.3 Формы аттестации и оценочные материалы
Способы контроля проверки результатов освоения программы:
฀ Входной мониторинг- позволяет выявить уровень обучающихся вначале
года.
฀ Текущий контроль. Осуществляется на каждом занятии. Выучивание и
исполнение комбинаций - это практическая деятельность.
Программа составлена таким образом, что каждый приобретаемый навык или
усваиваемое знание необходимы для деятельности в целом, а также служат
базисом для всех последующих занятий.
Тематический контроль. Происходит по завершению изучения какой- либо
темы. Так же предполагается контроль после изучения нескольких разделов в виде
итогового занятия.
Контролером своих знаний и навыков является сам ребенок. Он может
сравнить свои навыки и умения игры с навыками и умениями своих товарищей,
оценить свой уровень и стремиться к улучшению своих результатов.
Промежуточный мониторинг – (позволяет констатировать творческие
изменения, которые происходят у детей в ходе освоения программы).
Итоговый мониторинг - (позволяет констатировать творческие изменения,
которые происходят у детей после освоения программы).
Итоговая аттестация - как результат деятельности за год. Формой итогового
контроля можно считать участие детей в районных, городских.
В работе над программой необходимо провести входной мониторинг
обучающихся. Конкурсного отбора детей нет, принимаются все желающие .
Промежуточный проводится в полугодие и по окончании года обучения.
Оценочные материалы
1. Таблица результатов итоговой диагностики образовательного уровня
(Приложение 1)
2. Уровень усвоения теоретического и практического материала по теме
(Приложение 2)
Для обучения детей игре в шахматы используют разнообразные методы и
приемы.
Информационно-рецептивный - Совместная деятельность педагога и
учащегося.
Репродуктивный - воспроизводство знаний и способов деятельности
Практический - использование учащимися на практике полученных знаний
Словесный - краткое описание и объяснение действий,
Проблемный - постановка проблемы и поиск решения. Творческое
использование готовых заданий (предметов), самостоятельное их преобразование.
Игровой - использование сюжета игр для организации детской деятельности,
персонажей для обыгрывания сюжета.
Частично-поисковый - решение проблемных задач с помощью педагога.
На уровне аналитической работы происходит:
฀ процесс взаимного обогащения - тренер обучает и учится сам от учащегося;
9

฀ понимание того, что нужно сейчас учащемуся (конкретно) в плане
продвижения вперед. При этом необходимо учитывать индивидуальный темп
развития, осуществлять индивидуальный подход к каждомуучащемуся. Юных
шахматистов надо обучать одному и тому же, но индивидуально. Такой подход
обеспечивает овладение важнейшими практическими навыками:
฀ умение объективно оценивать позицию,
฀ быстро и точно рассчитывать варианты,
฀ намечать наиболее целесообразный план игры. Методика обучения (формы,
приёмы) - постоянно меняются.
Метод упражнения. Подобранные упражнения представляют собой процесс
анализа, решения или разыгрывания тематических позиций, которые могут быть
как: точные - теоретические;
типичные - классификация по стратегическим или тактическим признакам;
фрагменты из партий - различное игровое содержание;
этюды - аналитические, художественные. Моделирование тестовых
упражнений направлено на развитие:
оперативной памяти;
оперативного мышления;
функции внимания;
восприятия;
оценочной функции. Формы и методы реализации программы:
занятия;
групповые занятия;
индивидуальные занятия;
игровая деятельность;
конкурсы решения;
турнирная практика;
разбор партий;
работа с компьютером.
Данная программа рассчитана на 1 год обучения. Занятия включают
организационную теоретическую и практическую части.
Организационная часть обеспечивает наличие всех необходимых для работы
материалов, пособий и иллюстраций.
Теоретическая работа сучащимися проводится в форме лекций, диспутов,
бесед, анализа сыгранных ребятами партий, разбора партий известных
шахматистов; учащиеся готовят доклады по истории шахмат.
Практические занятия также разнообразны по своей форме – это и сеансы
одновременной игры с руководителем, конкурсы по решению задач, этюдов,
игровые занятия, турниры, игры с гандикапом и другое.
Результаты работы определяются степенью освоения практических умений на
основе полученных знаний. Критерии успешности определяются результатом
участия учащихся объединения в соревнованиях различного ранга.
10

Учебно-тематический материал по теории и практике шахмат излагается в
развитии, частями. Связь между учебно-тематическими и практическими
вопросами прослеживается через анализ собственных партий юного шахматиста.
Каждую партию он не просто играет, а переживает.
Методический анализ: самостоятельное комментирование или с тренером основной путь совершенствования. Учить на практических партиях учащихся - это
значит решать его реальные проблемные ситуации.
3. Список литературы
1. E.П. Быкова, Т.И. Локтева Шахматы для малышей Ростов н/Д : Феникс, 2012;
2. А.С.Трофимова, Учебник юного шахматиста Ростов н/Д : Феникс, 2013;
3. В.Г.Гришин, Малыши играют в шахматы,- М.: Просвещение, 1991;
4. И.Г.Сухих, Приключения в шахматной стране,- М.: Педагогика, 1991.
5. Н.М.Колиниченко, Большой учебник шахматной игры, -М; Эксмо, 2014,- 464с;
ил.
6. МОУ ДОД СДЮСШОР «Интеллект», Блокнот шахматиста, 2010.
7.Г.К.Михайленко, Знакомьтесь-шахматы, русский шахматный дом, Москва, 2
ПРИЛОЖЕНИЯ
Таблица результатов итоговой диагностики образовательного уровня
Дата проведения диагностики _____________________________
№
п/
п

Фамилия,
имя

Качество Особенности
Активность
знаний, мотивации к
участия в
умений,
занятиям
мероприятиях
навыков

Достижения

Уровень усвоения теоретического и практического материала по теме
________________________________________________________________
№

Фамилия, имя

Контрольный Контрольный Контрольный
критерий*
критерий*
критерий*

11

*количество Контрольных критериев определяется педагогом в соответствии с
планируемым результатом по теме
В карте индивидуальной успешности обучающихся отражаются все контрольные
критерии (при необходимости количество контрольных критериев может быть
увеличено).
Результативность в данной карте представляет собой разностный показатель
суммы всех критериев на конец контрольного периода и его начало.
Контрольных критериев на начало контрольного периода . Результативность = Σ
Контрольных критериев на конец контрольного периода.
(Результативность может иметь и положительный и отрицательный показатель. В
последнем случае это свидетельствует об отрицательной динамике результатов
обучения по программе).

12

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».