1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Комплекс основных характеристик программы
1.1 Пояснительная записка
1.2 Цель, задачи программы
1.3 Содержание программы
1.4 Планируемые результаты
2. Организационно-педагогические условия
2.1 Условия реализации программы
2.2 Формы аттестации и оценочные материалы
3. Список литературы
18
Приложения:
Диагностическая карта оценки результатов обучения
19
3
5
6
16
16
2
1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
1.1 Пояснительная записка
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
«Объединения «Вальс» художественной
направленности разработана в
соответствии с требованиями в образовании, отражёнными в следующих
документах:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (последняя редакция);
- Концепция развития дополнительного образования детей (утвержденная
распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. №
1726-р);
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.09.2020
№ 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания, обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
- Приказ от 09.11.2018г. № 196 «Об утверждении порядка организации и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным программам»;
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015г. № 09-3242 «О
направлении информации» (Методические рекомендации по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ);
- Письмо Министерства просвещения России от 19.03.2020 № ГД-39/04 «О
направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими
рекомендациями по реализации образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования, образовательных программ
среднего
профессионального
образования
и
дополнительных
общеобразовательных программ с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий»;
- Письмо Министерства просвещения РФ от 28.06.2019 № МР-81/02ВН «О
методических рекомендациях для субъектов РФ по вопросам реализации основных
и дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме»;
- Устав МАОУ лицея №135:
- Положение о дополнительном образовании в МАОУ лицее №135.
Хореографическое искусство направленно на развитие физических
способностей и творческого потенциала, коммуникативных навыков и
эмоционального интеллекта что способствует гармоничному развитию индивида.
Занятия танцами формируют фигуру, учат красоте и выразительности
движений, развивает физическую силу, выносливость, гибкость и уверенность в
собственных силах.
3
Актуальность программы заключается в том, что хореография, в
особенности современная, набирают все большую популярность. Учащиеся
стремятся быть современными и модными. Современный танец – это танцевальное
направление, синтезировавшее в себе самые различные стили. Программа
направлена на приобщение учащихся к искусству танца, через знакомство с
различными танцевальными направлениями.
Новизна программы состоит в том, что на занятиях танцами происходит
синтез классической и современной хореографии. Так учащиеся разных возрастов
и уровня хореографической подготовки могут познакомится с различными
направлениями танца и изучить основные движения большого разнообразия
танцевальных стилей и направлений в течение одного учебного года. Такой подход
направлен на раскрытие творческого потенциала и развитие их сценической
танцевальной культуры.
Особенностью данной программы является совмещение нескольких
танцевальных
направлений,
позволяющих
осуществить
комплексную
хореографическую подготовку учащихся в течение всего курса обучения.
Адресат программы – дети в возрасте 14 – 17 лет, любого уровня
хореографической подготовки. Количество учащихся в кружках – 10 - 15 человек.
Объем и срок освоения программы 1 год, общее количество академических
часов за период обучения по программе – 216.
Форма обучения – очная.
Уровень освоения программы – базовый.
Особенности реализации образовательного процесса.
Комплектование творческого объединения проходит на любой год обучения
без учета уровня подготовки по хореографии.
В период приостановления образовательной деятельности в связи с ростом
заболеваемости населения вирусными инфекциями образовательный процесс
организуется с применением дистанционных технологий.
Режим занятий:
3 раза в неделю по 2 академических часа.
Методические принципы реализации программы
Реализация данной программы базируется на следующие принципах:
- принцип дидактики (построение учебного процесса от простого к сложному);
- принцип актуальности (предлагает максимальную приближенность содержания
программы к современным условиям деятельности детского объединения);
- принцип системности (подразумевает систематическое проведение занятий);
- принцип творческой мотивации - индивидуальная и коллективная деятельность
позволяет определить и развить индивидуальные особенности учащихся.
Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует
формированию позитивной личности, стимулирует осуществление ребенком
дальнейшей работы по самообразованию и самосовершенствованию своего «Я».
Для достижения цели программы необходимо опираться на следующие
основные принципы:
4
• постепенность в развитии природных способностей детей;
• строгая последовательность в овладении лексикой и техническими приемами;
• систематичность и регулярность занятий;
• целенаправленность учебного процесса.
Данная программа состоит из обучения отдельных танцевальных
направлений, на одном и том же занятии происходит изучение различных
элементов и танцевальных техник, которые используются в подготовке текущего
репертуара. В программу каждого учебного года вводится теоретический материал,
соответствующий содержанию основных разделов.
Прием детей в группы проходит в начале учебного года без специального
отбора. Возрастная категория детей от 14 до 18 лет. Единственное условие –
медицинская справка об общем состоянии ребенка, позволяющая посещать занятия
танцами
1.2 Цель и задачи программы
Цель: формирование танцевальных навыков, соразмерно возрасту,
физическим способностям и творческому потенциалу каждого ребенка;
гармоничное развитие личности ребенка средствами хореографии.
Задачи:
обучить основам классического танца, технике исполнения, истории
танца;
обучить основам современного танца, технике исполнения, истории
танца;
обучить основам сценического движения, актерского мастерства.
развить координацию;
развить специфические виды памяти: моторную, слуховую, образную;
развить гибкость и пластичность;
развить ритмичность и музыкальность;
музыкально-пластической выразительности;
развить навык импровизации.
воспитать потребность в систематических занятиях, сформировать
устойчивый интерес к танцу;
воспитать художественное восприятие и вкус;
воспитать культуру общения внутри коллектива и с педагогом;
сформировать культурно – нравственные качества
(дисциплинированность, целеустремленность, трудолюбие и волевые
качества).
5
№
1.
2.
3.
Наименование
1.3 Содержание программы
Учебный тематический план
Количество часов
всего
теория практика
23
7
16
17
5
12
17
4
13
Гимнастика
Ритмика
Основы актерского
мастерства
4. Элементы
классического танца
5. Элементы историкобытового танца
6. Элементы народного
танца
7. Элементы
современного танца
8. Импровизация
9. Постановочная и
репетиционная работа
10. Промежуточная
(итоговая) аттестация
Итого:
21
5
16
29
5
24
29
5
24
34
5
29
8
34
2
8
6
26
4
2
2
216
48
168
Форма
аттестации
Тестирование
Отчетный
концерт
Содержание программы состоит из 9 тем. Основой программы является
изучение классического и современного танца. На базе этих танцев строится
постановочная и репетиционная работа.
Содержание учебного тематического плана
I. «Гимнастика».
Теоретические занятия:
1. Теория предмета.
1.1. Основные задачи гимнастики:
укрепление опорно-двигательного аппарата;
развитие силы мышц, укрепление суставов и повышение их
подвижности;
развитие выносливости и постановка дыхания; выработка навыков
культуры движений.
Практические занятия:
2. Комплекс упражнений партерной гимнастики (исполняется на покрытии
или гимнастическом коврике).
6
2.1.Упражнения, укрепляющие мышцы спины:
«день — ночь»;
«змейка»;
«рыбка»;
2.2. Упражнения, развивающие подъем стопы:
вытягивание и сокращение стопы;
круговые движения стопой;
2.3. Упражнения, развивающие гибкость позвоночника:
«лодочка»;
«складочка»;
«колечко»;
2.4. Упражнения, укрепляющие мышцы брюшного пресса:
«ступеньки»;
«ножницы»;
«велосипед»;
2.5 Упражнения развивающие подвижность тазобедренного сустава:
«неваляшка»;
«Passe' с разворотом колена»;
2.6. Упражнения развивающие выворотность ног:
«звездочка»;
«лягушка»;
2.7. Упражнения на растягивание мышц и связок и развитие танцевального шага:
«боковая растяжка»;
«растяжка с наклоном вперед»;
«часы».
3. Комплекс упражнений на изоляцию отдельных групп мышц и
подвижность суставов (исполняется на середине).
3.1. Упражнение для развития шеи и плечевого пояса:
повороты головы в положении «направо», «прямо», «налево»;
наклоны и подъемы головы в положениях «прямо», «направо», «налево»;
круговые движения головой по кругу и полукругу;
поднимание и опускание плеч;
поочередное поднимание и опускание плеч.
3.2. Упражнение для развития плечевого сустава и рук:
7
разведение рук в стороны;
подъемы рук вперёд на высоту 90°;
отведение рук назад;
подъемы рук вверх и опускания вниз через стороны;
подъемы рук вверх–вперёд и опускания вниз–вперёд;
сгибание рук в локтях в направлении: вверх–в стороны и вниз–в стороны;
сгибание рук в локтях в направлении: вверх–вперёд и вниз–вперёд;
сгибания кистей в подготовительном положении: в стороны, вперёд, назад;
сгибание кистей с руками, раскрытыми в стороны: вверх–в стороны–вниз,
вперёд–в стороны–назад;
сгибание кистей с руками, поднятыми вверх: в стороны-вверх-в стороны,
вперёд-вверх-назад;
вращение кистями (наружу, внутрь) в подготовительном положении;
вращения кистями во II позиции;
вращения кистями с руками, поднятыми вверх.
3.3. Упражнения на развитие поясничного пояса:
наклоны корпуса в стороны;
наклоны корпуса вперёд.
3.4. Упражнения на развитие силы мышц и подвижности суставов ног:
полуприседания;
отведение ноги в сторону на носок;
отведение ноги в сторону на каблук;
отведение ноги вперёд на носок;
отведение ноги вперёд на каблук;
отведение ноги в сторону с чередованием: позиция – носок – каблук – носок
– позиция;
отведение ноги вперед с чередованием: позиция – носок – каблук – носок –
позиция;
подъёмы согнутой в колене ноги вперёд;
отведение ноги назад на носок;
отведение ноги в сторону, вперёд с чередованием: позиция – носок – выпад –
носок – позиция;
подъёмы на полупальцы;
многократные прыжки на двух ногах;
перескоки с ноги на ногу с отведением работающей ноги вперёд на носок;
перескоки с ноги на ногу с отведением работающей ноги вперёд на каблук;
танцевальные этюды с элементами актерского мастерства.
II. «Ритмика».
Теоретические занятия.
8
1. Теория предмета:
Основные задачи ритмики:
характер музыкального произведения, его темп, динамические оттенки,
легато – стаккато;
длительности, ритмический рисунок, акценты, музыкальный размер.
Практические занятия.
2. Музыкально-ритмические игры:
2.1. Упражнения, игры и метр:
Сильные доли и такт:
Здесь используются упражнения и игры с акцентированием сильных долей такта
при меняющихся музыкальных размерах (2\4, 3\4, 4\4).
Сильные доли, слабые доли и музыкальный размер:
Здесь используются упражнения и игры на соотношение резких и спокойных
движений с сильными и слабыми долями музыки.
2.2. Упражнения, игры и темп:
сохранение темпа движения во время музыкальной паузы;
соотношение темпа движения с постепенно изменяющимся темпом
музыки;
соотношение резко меняющегося темпа музыки с хореографическим
движением;
ускорение и замедление темпа движения в 2, 4 раза при неизменном
музыкальном темпе.
2.3. Упражнения, игры и динамика:
соотношения резко меняющейся силы музыкального звучания
хореографическим движением;
соотношение усиления и ослабления силы звучания музыки
хореографическим движением.
2.4. Упражнения, игры и характер музыкального произведения:
с
с
соотношение характеров музыки и движения;
танцевальные этюды с элементами актерского мастерства.
III. «Танец».
Теоретические занятия.
1. Теория предмета:
исторические корни танца;
социальная природа танца;
изменение стиля и манеры исполнения с течением времени;
9
индивидуальность танцовщика.
Практические занятия.
2. Ориентационно-пространственные упражнения:
2.1. Изучение одноплановых рисунков и фигур: линейных – плоскостных (шеренга,
колонна), объёмных (круг, «цепочка»);
2.2. Изучение одноплановых рисунков и фигур:
линейных (плоскостных) - шеренга горизонтальная; колонна горизонтальная;
объёмных - круг; «цепочка»;
2.3. Изучение приёмов перестроения из одноплановых рисунков и фигур в
одноплановые, из линейных в линейные:
из шеренги горизонтальной в шеренгу горизонтальную;
из колонны горизонтальной в шеренгу горизонтальную;
из объемных в объёмные;
сужение и расширение круга;
из круга в «цепочку»;
из объёмных в линейные и наоборот:
из круга в горизонтальную шеренгу;
из круга в горизонтальную колонну;
из горизонтальной шеренги в круг;
из колонны горизонтальной в «цепочку».
3. Танцевальные элементы:
3.1.Танцевальные шаги, бег, прыжки, подскоки:
танцевальные шаги и ходы;
скользящий шаг;
Pas chasse' вперёд, назад
русский переменный ход.
реверанс для девочек и поклон для мальчиков на 2/4.
в ритме полонеза;
в ритме вальса.
танцевальные этюды с элементами актерского мастерства.
3.2. Изучение различного вида шагов с руками, находящимися в положении
«ладони на талии»:
танцевальный шаг с носка;
маршевый шаг на месте;
шаги на полупальцах;
легкий бег с поджатыми ногами;
прыжки с вытянутыми ногами;
10
прыжки с поджатыми ногами;
подскоки на месте и с продвижением;
танцевальные этюды с элементами актерского мастерства.
IV. «Основы актерского мастерства».
Теоретические занятия.
1. Теория предмета:
значение актерского мастерства в хореографическом искусстве;
понятия
«сцена»,
«сценическое
движение»,
«зрительный
«взаимодействие с залом», «взаимодействие с партнером»;
создание образа в танце.
зал»,
Практические занятия.
2. Упражнения на развитие артистичности, воображения, эмоциональной
выразительности:
упражнения и игры на эмоциональную выразительность движений;
упражнения и игры на парное взаимодействие;
танцевальные этюды в различных образах.
3. Импровизация:
самостоятельное исполнение движений в свободной форме.
V. «Классический танец».
Теоретические занятия.
1. Теория предмета:
история и развитие классического танца;
основные позиции рук и ног;
значение классического танца в танцевальной культуре.
Практические занятия.
2. Экзерсис на середине зала:
постановка корпуса (в выворотных позициях);
позиции ног: I, III, II, V;
позиции и положения рук: подготовительное положение, I, III, II позиции.
После освоения на середине зала и лицом к станку;
разучивание элементов классического танца на середине зала:
Demi-pliés в I и V позициях. Музыкальный размер 2/4, 4/4 – 2 такта на
каждое движение.
Battements tendus. Музыкальный размер 2/4 – 4 такта на каждое движение
(по мере усвоения – 2 такта).
Rond de jambe par terre en dehors et en dedans с I позиции с затактовым
построением. Музыкальный размер 3/4 – 2 такта, по мере усвоения – 1
такт.
11
Grands battements jetés из I и V позиций в сторону, вперёд, назад.
Музыкальный размер 2/4 – 2 такта, 1 такт
Relevés (подъемы) на полупальцы в I, II и V позициях – с вытянутых ног
и с demi-pliés с затактовым построением. Музыкальный размер 2/4 – 1
такт на каждое движение, по мере усвоения – 1/4.
трамплинные прыжки в I и II свободной (полувыворотной) позиции ног –
лицом к станку, затем на середине зала.
освоение методики изучения и исполнения полуповоротов, поворотов.
3. Сценическая практика:
изучение танцевальных движений;
соединение движений в танцевальные комбинации;
создание сценического образа;
взаимодействие в парах, четверках, восьмерках;
разводка танцевальных комбинаций в рисунках, переходах, образах;
отработка элементов;
работа над музыкальностью;
развитие пластичности;
синхронность в исполнении;
работа над техникой исполнения;
отработка четкости и чистоты рисунков, построений и перестроений;
выразительность и эмоциональность исполнения;
танцевальные этюды с элементами актерского мастерства.
VI. «Историко-бытовой танец».
Теоретические занятия.
1. Теория предмета:
особенности танцев XVIII века;
манера исполнения этих танцев, быта, костюмов и причесок;
историко-бытовые танцы в современном искусстве.
Практические занятия.
2. Элементы танцев XVIII-XIX вв.:
поклоны и реверанс (шаг с приставкой и наклоном головы: на pliés – для
девочек, без pliés – для мальчиков);
положений рук, корпуса и головы;
изучение элементов танцев XVIII-XIX веков;
исполнение простейших композиций на основе элементов историкобытовых танцев;
разучивание танцев XVIII-XIX веков:
полонез;
вальс;
менуэт;
12
выполнение композиций соло и в парах;
танцевальные этюды с элементами актерского мастерства.
3. Сценическая практика:
изучение танцевальных движений;
соединение движений в танцевальные комбинации;
создание сценического образа;
взаимодействие в парах, четверках, восьмерках;
разводка танцевальных комбинаций в рисунках, переходах, образах;
отработка элементов;
работа над музыкальностью;
развитие пластичности;
синхронность в исполнении;
работа над техникой исполнения;
отработка четкости и чистоты рисунков, построений и перестроений;
выразительность и эмоциональность исполнения;
танцевальные этюды с элементами актерского мастерства.
VII. «Народно-сценический».
Теоретические занятия.
1. Теория предмета:
народный танец как вид хореографического искусства;
особенности исполнения народного танца;
значение народных танцев в современной культуре.
Практические занятия.
2. Элементы танцев народов мира:
2.1. Русский танец:
основные позиции ног, рук, корпуса, головы:
позиции ног выворотные (только для экзерсиса), свободные,
прямые (параллельные), обратные (закрытые);
три позиции рук и положения рук: подготовительное, на талии, под
грудью, на груди, на пояснице, на затылке;
платочек в русском танце;
положения рук, корпуса и головы в паре;
подготовка к началу движения – поклоны;
элементарные ходы и проходки: основной шаг – с продвижением назад,
основной шаг с притопом – с продвижением назад, основной шаг с
проскальзывающим
притопом,
перекрещивающийся
шаг
с
продвижением вперед;
бег, подскоки, галоп;
дробные выстукивания: удары полупальцами, удары каблуком, двойные
притопы;
13
хлопки – одинарные прямые (фиксированные) – спереди, сзади, сбоку;
присядки, прыжки и трюки.
2.2. Украинский, белорусский танец.
основные позиции ног, рук, корпуса, головы;
положения рук, корпуса и головы в паре, поклоны;
элементарные ходы и проходки;
бег, подскоки, галоп;
дробные выстукивания;
хлопки;
присядки, прыжки и трюки.
2.3. Латиноамериканские танцы.
основные позиции ног, рук, корпуса, головы;
положения рук, корпуса и головы в паре, поклоны;
элементарные ходы и проходки;
разучивание танцевальных элементов.
3. Сценическая практика:
изучение танцевальных движений;
соединение движений в танцевальные комбинации;
создание сценического образа;
взаимодействие в парах, четверках, восьмерках;
разводка танцевальных комбинаций в рисунках, переходах, образах;
отработка элементов;
работа над музыкальностью;
развитие пластичности;
синхронность в исполнении;
работа над техникой исполнения;
отработка четкости и чистоты рисунков, построений и перестроений;
выразительность и эмоциональность исполнения;
танцевальные этюды с элементами актерского мастерства.
VIII. «Современный танец».
Теоретические занятия.
1. Теория предмета:
история возникновения современного танца. Появление современного
танца в России;
стили современного танца, их отличительные особенности;
техника выполнения и музыкальное сопровождение.
Практические занятия.
2. Элементы современных танцев:
2.1. Техника изоляции:
14
один из основных принципов современного танца. Изолированные
движения всех частей тела – головы, плеч, рук, корпуса, бедер, ног. На
первом этапе обучения координируется 1, а затем 2 центра в
одновременном параллельном или разнонаправленном движении,
ритмический рисунок ровный, без синкоп.
2.2. Основные шаги:
приставной шаг с plie. Сначала изучается в чистом виде, а потом
соединяется с работой корпуса;
выпады в сторону, сначала изучаются в чистом виде, а затем с поворотом
корпуса;
подъем на носки, разворот стоп «краб».
2.3. Основные движения корпусом:
раскачивание корпусом вперед-назад, из стороны в сторону, «пружинка»,
«кач».
2.4. Прыжки:
прыжки на месте
прыжки вперед – назад
прыжки вправо-влево
прыжки «крестом»
прыжки «ноги вместе - ноги врозь».
2.5. Танцевальная комбинация:
танцевальная комбинация строится на основе изученных элементарных
танцевальных элементов;
упражнения на координацию движений с музыкой.
3. Сценическая практика:
изучение танцевальных движений;
соединение движений в танцевальные комбинации;
создание сценического образа;
взаимодействие в парах, четверках, восьмерках;
разводка танцевальных комбинаций в рисунках, переходах, образах;
отработка элементов;
работа над музыкальностью;
развитие пластичности;
синхронность в исполнении;
работа над техникой исполнения;
отработка четкости и чистоты рисунков, построений и перестроений;
выразительность и эмоциональность исполнения;
танцевальные этюды с элементами актерского мастерства.
IX. «Подготовка к концертно-конкурсной деятельности».
просмотр видеоматериалов по предметам;
анализ видеоматериалов с занятий;
15
повторение изученного материала;
подбор костюмов, образа.
1.4 Планируемые результаты
В соответствии с каждым этапом программы обучающийся должен освоить:
терминологию, используемую на занятии;
структуру и основные части занятия;
методику изучения танцевальных движений и упражнений;
способы соотношения данных элементов с музыкальным сопровождением;
движения в технике танцевального направления;
принципы составления танцевальных комбинаций;
организацию труда, рабочего места в зале и на сцене.
Требования к уровню подготовки
Знания:
Иметь представление о значении хореографии для человека;
Иметь представления о своих физических способностях;
Иметь первичные знания о танцевальных направлениях;
Знать основные понятия хореографии;
Знать основные нормы поведения, обеспечивающие комфортное
взаимодействие в паре и коллективе, на сцене, в зрительном зале;
Знать основы актерского мастерства и значение их в хореографическом
искусстве.
Умения:
Уметь выполнять основные упражнения гимнастики и ритмики;
Уметь определять ритм, темп и характер музыкального произведения;
Уметь координировать движения с музыкой;
Уметь воспринимать и эмоционально выражать музыкальное
произведение средствами хореографии;
Уметь взаимодействовать с партнером и с коллективом в целом;
Исполнять элементы, упражнения, танцевальные комбинации и танцы,
изученные в течение учебного года.
2. ОРГАНИЗАЦИОННО – ПЕДАГОГИЧСЕКИЕ УСЛОВИЯ
2.1 Условия реализации программы
Помещение:
актовый зал, сцена;
малый зал с покрытием для партерных упражнений.
Приборы и оборудование:
16
музыкальная аппаратура;
фотоаппарат с видеокамерой;
видео, аудио носители;
костюмы для постановочных номеров;
2.2 Формы аттестации и оценочные материалы
Оценка реализации образовательной программы осуществляется через
мониторинг всестороннего развития личности ребенка в объединении «Вальс».
Критерии оценки включают в себя:
Количественный состав учащихся.
Сохранность детского контингента в течение учебного года.
Достижения детей.
Отчетные концерты, мероприятия.
Уровень всестороннего развития личности ребенка.
Уровень развития учащихся отслеживается с помощью Карты наблюдения
индивидуального развития учащегося. Анализ карт наблюдения включает в себя
показатели социально-личностного развития (творческого, коммуникативного,
социального) и показатели хореографического развития (физические и пластичные
данные, музыкально-ритмические и координационные способности, сценическая
культура).
Оценка показателей всестороннего развития учащихся определяется по 5-ти
балльной шкале (1 – низкий уровень, 2 – ниже среднего,3 – средний, 4 – выше
среднего, 5 – высокий уровень развития учащегося).
Карты заводятся на каждого учащегося и заполняются два раза в год, в
октябре и в мае месяце.
1. Таблица результатов итоговой диагностики образовательного уровня
(Приложение 2)
2. Уровень усвоения теоретического и практического материала по теме
(Приложение 2)
Приоритетные формы занятий:
репетиция;
беседа;
игра;
концерт;
конкурс.
Формы проведения занятий:
коллективная, в которой обучающиеся рассматриваются как целостный
коллектив, имеющий своих лидеров (при самостоятельной постановке
хореографических композиций);
групповая, в которой обучение проводится с группой воспитанников (три и
более), имеющих общее задание и взаимодействующих между собой;
17
парная, предполагающая общение с двумя воспитанниками при постановке
дуэтных танцев;
индивидуальная, используемая для работы с воспитанником по усвоению
сложного материала и подготовки к сольному номеру.
Методы, используемые при работе:
метод комбинированных движений, переходящих в небольшие учебные
этюды;
метод расклада, обуславливающийся следующими задачами:
проработка и закрепление пройденного программного материала;
раскрытие
индивидуальности
обучающегося
через
творческое
самовыражение;
воспитание художественного вкуса;
создание хореографических композиций;
выявление и развитие способностей среди участников объединений, развитие
техничности.
метод повторения;
метод коллективного творчества;
метод объяснения;
метод ускорения замедления;
метод заучивания;
метод многократного повторения всевозможных движений.
В репетиционно-постановочные занятия включено необходимое количество
разделов программы, которые самостоятельно комбинируются в зависимости от
тематики танца и сложности его постановки.
Количественный состав групп варьируется в зависимости от этапа реализации
программы. 1 этап – до 15 человек, 2 этап – неограниченное количество, 3 этап – до
15 человек.
Продолжительность одного занятия может варьироваться от 40 минут до 2-ух
часов. Участие обучающихся в музыкальных спектаклях, конкурсах и массовых
мероприятиях соответствует учебному плану учреждения.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
3. Список литература
Абрамова Г.С. Возрастная психология. М.: Академический проект, 2001.
Аверин В.А. Психология детей и подростков. – СПб.: Питер, 2000.
Акимова Г.Е. Словарь-справочник для неравнодушных родителей. – СПб.:
ИД «Весь», 2001.
Барышникова Т.Н. Азбука хореографии. М.: Рольф, 2001.
Бойко В.В. Трудные характеры подростков: развитие, выявление, помощь.
– СПб.: «Союз», 2002.
Васильева Т.К. Секрет танца. СПб.: ТОО «Диамант», ООО «Золотой век»,
2001.
Волков Б.С. Психология подростка. – М.: Педагогическое Общество
России, 2001.
Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: Педагогика, 1995.
18
9. Духова А. Балет «Тодес». М.: АРТ, 2000.
10. Захова Б.Е. Мастерство актёра. М.: «Просвещение», 2002.
11. Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Питер, 2000.
12. Кривцова С.В., Мухаматуллина Е.А. Тренинг: навыки конструктивного
взаимодействия с подростками. – М.: Генезис, 1999.
13. Крушельницкая О.И., Третьякова А.Н. Подросток: физиология и
психология // Биология в школе. – 1998. - № 2. – С. 21-25.
14. Мухина В.С. Возрастная психология. М.: Издательский центр
«Академия», 2002.
15. Организация танцевального кружка. Минск: Издательство «Будивельник»,
2000.
16. Подросток на перекрестке эпох: проблемы и перспективы социальнопсихологической адаптации подростков / Под ред. С.В.Кривцовой. – М.:
Генезис, 1997.
17. Практическая психология для преподавателей. – М.: Филин, 1997.
18. Прутченков А.С., Сиялов А.А. Эй ты, параноик!!! (О психотипах
личности, о диагностике акцентуаций характера детей и педагогической
помощи им). – М.: Новая школа, 1994.
19. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. –
СПб., Питер Ком, 2001.
Интернет ресурсы
1. nsportal.ru
2. prodlenka.org
3. festival.1 september.ru
Приложения
Диагностическая карта оценки результатов обучения
Таблица результатов итоговой диагностики образовательного уровня
Дата проведения диагностики _____________________________
№
п/
п
Фамилия,
имя
Качество Особенности
Активность
знаний, мотивации к
участия в
умений,
занятиям
мероприятиях
навыков
Достижения
Уровень усвоения теоретического и практического материала по теме
19
________________________________________________________________
№
Фамилия, имя
Контрольный Контрольный Контрольный
критерий*
критерий*
критерий*
*количество Контрольных критериев определяется педагогом в соответствии с
планируемым результатом по теме
В карте индивидуальной успешности обучающихся отражаются все контрольные
критерии (при необходимости количество контрольных критериев может быть
увеличено).
Результативность в данной карте представляет собой разностный показатель
суммы всех критериев на конец контрольного периода и его начало.
Контрольных критериев на начало контрольного периода . Результативность = Σ
Контрольных критериев на конец контрольного периода.
(Результативность может иметь и положительный и отрицательный показатель. В
последнем случае это свидетельствует об отрицательной динамике результатов
обучения по программе).
20
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)